Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников
"Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников. Проект "Огород на окне".
Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой. Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.
Дошкольники в недостаточной степени имеют представления о растениях и об условиях необходимых для их роста. Проект направлен на расширение и обобщение знаний детей об культурных растениях.
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и наблюдения.
Создание "огорода на подоконнике" помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
Таким образом, формирование экологических представлений о жизни растений через организацию проектной деятельности "Огород на подоконнике" является весьма актуальным и эффективным.
Целью проекта является формирование экологических представлений детей о культурных растениях, через вовлечение детей в проектную деятельность "Огород на подоконнике".
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений сада и огорода.
Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;
Расширить представления детей о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растений;
расширить кругозор дошкольников;
Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам;
Развивать познавательные и творческие способности;
Развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности;
Развитие творческих качеств детей;
Воспитывать бережное отношение к своему труду, трудолюбия;
Воспитывать желание помогать взрослым.
Проект является групповым, долгосрочным, интегрированным, информационно-творческим.
Участниками проекта являются дети старшей группы "Журавлики" "Детский сад №9 "Журавушка" г.Урюпинск Волгоградской области, а также воспитатели и родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 - май 2019
Проект рассчитан на 36 недель.
При подготовке проекта мною был собран разнообразный наглядно-демонстрационный материал и необходимая атребутика для игр.
Мною так же были изготовлены коллекция семян и макет роста лука, который наглядно демонстрирует что происходит с луком после посадки его в плодородную землю.
Большое внимание в проекте уделяется ведущей деятельности дошкольников - игре. Я использую опубликованные в сети Интернет дидактические и малоподвижные игры (Вершки-корешки, Две корзины, Чудесный мешочек, Какой суп, Угадай что где растет, Что сажают в огороде, Полезное вредное и др.) в ходе которых дети не только расширяют и систематизируют знания об овощах и фруктах, но и расширяют словарный запас, узнают о пользе и вреде продуктов, развивают мелкую моторику рук.
А так же я использовала мои авторские игры. Это:
1. Игра "Во саду-ли, в огороде?" (Цель, которой заключается в формировании знаний детей о разделении плодов по месту их произрастания) разработка опубликована на портале УРОК.РФ;
2. Загадки об овощах и фруктах "Угадай-ка", разработка опубликована на портале УРОК.РФ
3. Дидактическая игра "Что перепутал художник?". Цель которой использование знаний о растениях при описании растений по их основным признакам.
4.Дидактическая игра "Чьи семена?", задача которой заключается в упражнении детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян.
В работе над проектом я использую такие формы как беседы, лепку и рисование, которые помогают расширять словарный запас, развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие навыки.
Слепленные из застывающего пластилина совместно с детьми овощи и фрукты в последующем были использованы для создания игры "Огород", которая представляет собой емкость с кинетическим песком, в который сажают овощи.
В ходе практической и трудовой деятельности дошкольники учатся основным правилам посадки и ухода за растениями, творчески оформляли огород, изготавливали забор для огорода, принимают участие в выращивании рассады.
В процессе реализации проекта мы поставили опыт с последующим наблюдением для выявления благоприятных и неблагоприятных условий для роста растений. В ходе которого нами было выявлено, что для нормального роста растениям необходимы свет, вода, тепло.
В настоящее время мы проводим наблюдения за ростом и развитием растений, нами были изготовлены таблицы указатели с названиями растений, датой посадки, первых всходов и ответственными за данное растение.
На заключительном этапе проекта планируется проведение анализа работы и обобщение результатов, полученных в процессе работы в виде фотоотчета о проделанной работе, проведение праздника "Овощной маскарад", в ходе которого состоится награждение участников проекта, а так же высадка растений в открытый грунт.
В ходе проводимых мероприятий мы ожидаем получить следующие результаты:
1. Сформированность представлений о культурных растениях, о росте растений в комнатных условиях.
2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.
3. Ответственное отношение к окружающей среде.
4. Вовлечение в творческую деятельность.
5. Развитие познавательного интереса к природе.
6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
7.Формирование у детей уважительного отношения к труду.