Статья «Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическое воспитание дошкольников
Природа хрупка и ранима. В последние время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородные почвы. Обедняется флора и фауна - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания на настоящий момент актуально как не когда. Начальным звеном системы является сфера дошкольного воспитания, так как именно в этот период у ребёнка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатление о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания культуры.
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоции ребёнка, умения чувствовать, удивляться, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. Природа - не неиссякаемый источник запасов, запасы её истощаются, поэтому деятельность человека в природе необходимо воспитывать у детей ранних лет. С раннего возраста бережное отношение к природе необходимо: воспитание заботливого отношения к природе, животному и растительному миру; гуманизм, добросердечности, сочувствия. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать и любить. Незнания природы часто служит равнодушия, а порой и жестокостью по отношению ко всему окружающему нас миру. Иногда дети начинают ломать ветки, молодые деревца, поджигать траву, разорять муравейники. И даже не думая, что приносит большой вред природе.
В связи с этим с раннего возраста необходимо обратить внимания на экологическое воспитание дошкольников. В рамках экологического воспитания ребёнок должен освоить как очень простые истины: убирать мусор за собой, так и весьма сложные отношения, связанные с явлениями природы и их учётом в повседневной жизни людей. Существует различные подходы к построению программ экологического воспитания. В первую очередь, они связаны с развитием у детей чувства любви к родной природе и к окружающему ребёнка ландшафта, его флоре и фауне. Дети с раннего возраста учится бережному отношению к растениям и животным.
Но воспитания чувства любви невозможно без знаний об особенностях растений и животных, их привычках и роль в природе и в жизни человека. Когда мы выходим на улицы города, то можно увидеть бродячих собак и больных кошек, особенно в зимний период птиц. Поэтому особая роль отводиться решению такой задачи, как нахождение путей и способов поддержки окружающей природы усилиями дошкольников. Здесь может быть полезна деятельность детей по созданию проектов, на оказания помощи кормления птиц в зимний период и постройка кормушек с помощью родителей, полив растений посаженными с детьми. Тут же прививаем чувство ответственности. Это формируется постепенно, но по мере того, как учатся ухаживать за растениями, совместно с родителями и за этим наблюдать и делать выводы. Каждого ребёнка постепенно знакомили с материалами по уходу за растениями, чтобы не вредить им. Затем мы старались привлечь внимания к растениям на участке детского сада. Очень хотелось, чтобы наши дети берегли растения у себя на участке, в парке, в лесу и заботились о животных, не обижали их. Выходя на прогулку на участок сада. Начинаю разговаривать с ними о посаженных в клумбах цветов. Какие они красивые, каким цветом распустились цветы и их названия: астры, бархатцы, ромашки, анютины глазки. Они рассказывают, какие они видели цветы и как там красиво, когда цветут цветы, их не рвать. Им очень становиться интересно, подходили, слушали, смотрели, проявляли интерес, предлагали свою помощь: прополки сорняков, полни цветов в клумбах и так же в группе комнатных растений.
В средней группе дети должны знать, какие явления для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например, осенью созревают плоды, улетают перелётные птицы, листья деревьев меняют цвет из зелёного в жёлтый или оранжевый, красный. Очень важно показать детям, по отношению к природе, что они занимают позиции, более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать. Должны сберечь и заботиться о ней, а также уметь замечать действие других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиями антигуманным и безнравственным. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношении детей к природе, объясняется отсутствием необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний.
Таким образом, каждые утренние часы занимаемся с детьми с рассказа, что происходит на данное время за окном. Какая погода дождь или светит солнце. Как изменяются листья на дереве и т.д. Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности: рисования, аппликация и поделки.
Итог работы: в экологическом воспитании - личную убеждённость педагога, умения заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей, родителей желания любить, беречь и охранять природу.