Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников
Воспитатель: Логвина Анна Николаевна
Воронежская область, Борисоглебский район,
с. Махровка
Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников.
Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесообразно. Предлагаю вашему вниманию дидактические игры, направленные на развитие у дошкольников эмоционально – ценностного отношения к природе, её эстетического восприятия и формирование нравственно – оценочного опыта поведения в природе.
Дидактическая игра для развития эстетического восприятия природы.
В ходе игры ребёнок при контакте с природным объектом должен рассказать об особенностях его внешнего вида, об уходе за ним и т. д. Также ребёнок может рассказать о жестоком или не бережном отношении.
«Поговори со мной: берёзонька, рябина …!»
Цель. Учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать бережное отношение к ней.
Предварительная работа. Чтение стихов и рассказов по теме. Прослушивание, аудио записи: «Звуки природы» (шум дождя, пение птиц и т. д.)
Ход игры.
Воспитатель. Дети посмотрите как много разных деревьев на нашем участке. Выберите каждый себе дерево, которое больше вам понравилось, подойдите к нему, обнимите его, закройте глаза и постоите несколько минут молча. Послушайте о чём оно вам «расскажет». По моему сигналу раз, два, три со мной поговори, возвращаетесь. Вернувшись, к воспитателю дети (по желанию) рассказывают о своём «разговоре» с деревом.
Можно провести игру «Поговори со мной … (кустарник, растение, цветок и т. д.)
Дидактическая игра для формирования нравственно – оценочного опыта.
В ходе игры обсуждаются действия участников определённых ситуаций. Дети учатся: выделять хорошее и плохое; находить собственные решения; делать выводы.
«Радости и огорчения»
Цель. Уточнить и закрепить представления детей об экологически правильном поведении.
Материал. Презентация с сюжетными картинками (дети поливают цветы, взрослые разводят костёр в лесу и т. д.) Смайлики (грустный и весёлый) – на каждого ребёнка.
Ход игры.
Дети рассматривают сюжетные картины и по очереди рассказывают, что на них изображено. Затем воспитатель предлагает детям оценить действия персонажей – весёлый смайлик (оценка положительная) грустный смайлик (оценка отрицательная). Также воспитатель может уточнить у одного или нескольких детей, почему они подняли тот или иной смайлик.
Словесная игра на закрепление экологических эталонов.
«Это я, это я, это все мой друзья»
Рифмованный текст игры авторский (Логвина А.Н.)
Цель. Закрепить представления детей об экологически правильном поведении.
Ход игры. Воспитатель зачитывает рифмованный текст, а дети если согласны, то отвечают: «Это я, это я, это все мой друзья» если нет, просто молчат.
Кто, скорей скажите дети, за экологию в ответе?
Кто, пройдя мимо берёзки, оборвёт ей все серёжки?
Кто, скажите мне друзья, рвать цветы не станет зря?
Кто, придя в лес по грибы, разломает все трухлявые пеньки?
Кто, зимой холодной снежной, птиц покормит у окна?
Кто, на субботник в парк пойдёт, листву и мусор соберёт?
Использованная литература.
Журнал «Ребёнок в детском саду» №3, 2005г.