Статья «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках химии»

1
0
Материал опубликован 19 October 2017

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЖАВОРОНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Использование технологии уровневой дифференциации

на уроках химии

Андриенко Л.Ф.,

учитель химии первой

квалификационной категории

Введение

Одним из важнейших звеньев процесса обучения химии является активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их внимания, памяти, мышления, речи, а также стимулирование интереса к изучению предмета. Правильное сочетание организационных форм, методов и методических приемов, способствующих формированию у учащихся сравнительно-элементарных, научно-правильных представлений и понятий о предметах и явлениях, происходящих вокруг нас, обеспечивает накопление систематизированного запаса основных химических знаний, которые, в свою очередь, становятся базой для новых понятий, суждений и выводов.

В настоящее время наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения химии остается дифференцированный подход обучения школьников, основанный на личностно-ориентированном характере образования.

Данная технология была использована на уроках химии в 9 классе.

Особенности технологии уровневой дифференциации.

Цель технологии. Создать условия для развития у учащихся умений успешно

самостоятельно работать на уроке, ориентируясь на

уровень собственных познавательных интересов и учебных

возможностей.

Алгоритм работы.

Педагогическая диагностика:

Внутренняя дифференциация.

  • определение зоны актуального и ближайшего развития;

    определение уровня обучаемости;

    определение уровня обученности.

Моделирование уроков разных типов с учетом диагностики.

Оценка результатов достижения цели:

    • 1 уровень – ученик различает и запоминает содержание учебного материала и может воспроизвести.

      2 уровень – ученик запоминает учебный материал, понимает его и использует в знакомой учебной ситуации.

      3 уровень – ученик понимает учебный материал, воспроизводит и использует в знакомой и измененной учебной ситуациях, выполняя задания творческого характера.

«3» - 1 уровень

«4» - 1уровень + 2 уровень

«5» - 1 уровень + 2 уровень + 3 уровень

Принципы технологии.

Не сравнивать детей друг с другом в отношении успехов в обучении.

Сравнивать успехи самого ребенка с его собственными, чтобы он осознал зону своего развития.

Поощрять любой успех ребенка, даже незначительный.

Не допускать отрицательной мотивации.

Для реализации данной технологии мною было разработано планирование по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.» в 9-м классе.

При этом у плана появились особенности по сравнению с типовой программой О.С.Габриеляна :

В содержание плана включены практические работы как уроки комплексного применения знаний после уроков изучения нового материала и первичного закрепления.

Выделен контрольный урок по наиболее важной части темы «Электролитическая диссоциация».

Содержание плана ориентировано на учащихся с низким уровнем познавательной самостоятельности и мотивации к учению.

Тема: Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

В результате изучения темы ученик должен

знать

важнейшие химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, катион и анион, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

уметь

называть: соединения изученных классов;

объяснять: сущность реакции ионного обмена;

характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: уравнения химических реакций в ионном виде;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат- ионы.

Тематический план.

Тема урока

Тип урока

Формы организации педагогической деятельности

Режим технологии

1.Растворение как физико-химический процесс.

Изучение нового материала и первичного закрепления

Фронтальная, индивидуальная

 

2.Растворимость. Типы растворов.

Изучение нового материала и первичного закрепления

Фронтальная, индивидуальная, парная

 

3. Электролитическая диссоциация.

Изучение нового материала и первичного закрепления

Фронтальная, индивидуальная

Проблемное обучение

4. Степень электролитической диссоциации.Сильные и слабые электролиты.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

 

5. Основные положения теории электролитической диссоциации.

Изучение нового материала и первичного закрепления

Фронтальная, индивидуальная

 

6. Ионные уравнения реакций.

Изучение нового материала и первичного закрепления

Фронтальная, индивидуальная, парная

Технология уровневой дифференциации

7. Практическая работа №1«Ионные реакции»

Урок комплексного применения знаний

Фронтальная, индивидуальная

Технология уровневой дифференциации

8. Практическая работа №2 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца».

Урок комплексного применения знаний

Фронтальная, индивидуальная

Технология уровневой дифференциации

9. Кислоты, их классификации и свойства.

Изучение нового материала и первичного закрепления

Фронтальная, индивидуальная

Программированное обучение

10. Кислоты, их классификации и свойства.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

Программированное обучение

11. Основания, их классификация и свойства.

Изучение нового материала и первичного закрепления

Фронтальная, индивидуальная

 

12. Основания, их классификация и свойства.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

 

13. Оксиды, их классификация и свойства.

Изучение нового материала и первичного закрепления

Фронтальная, индивидуальная

Программированное обучение

14. Оксиды, их классификация и свойства.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

 

15. Соли, их классификация и свойства.

Изучение нового материала и первичного закрепления

Фронтальная, индивидуальная

Программированное обучение

16. Соли, их классификация и свойства.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

 

17. Практическая работа №3 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».

Урок комплексного применения знаний

Фронтальная, индивидуальная

Технология уровневой дифференциации

18. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Урок комплексного применения знаний

Фронтальная, индивидуальная, парная

Технология уровневой дифференциации

19. Обобщение и систематизация знаний по теме «Электролитическая диссоциация».

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Фронтальная, индивидуальная, парная

Технология уровневой дифференциации

20. Контрольная работа №1

Контроль и коррекция знаний и умений

Индивидуальная

Технология уровневой дифференциации

21. Классификация химических реакций.

Актуализация знаний и умений

Фронтальная, индивидуальная

 

22. Окислительно-восстановительные реакции.

Изучение нового материала и первичного закрепления

Фронтальная, индивидуальная, парная

 

23. Окислительно-восстановительные реакции.

Урок комплексного применения знаний

Фронтальная, индивидуальная

 

24. Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач».

Урок комплексного применения знаний

Фронтальная, индивидуальная

Технология уровневой дифференциации

25. Обобщение и систематизация знаний по теме «О.В.Р.».

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Фронтальная, индивидуальная

Технология уровневой дифференциации

По мнению Г.А.Русских, технология уровневой дифференциации дает наибольший эффект на уроках таких типов:

изучение нового материала и первичное закрепление,

комплексное применение знаний,

обобщение и систематизация знаний и умений.

Модели уроков в режиме технологии уровневой дифференциации.

Модель № 1

Тема урока «Ионные уравнения реакций».

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой

учебной информации и способов ее получения средствами

технологии уровневой дифференциации.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Цели по содержанию урока:

Образовательные: -создать условия для формирования знаний об ионных

реакциях, ионных уравнениях, условиях протекания

реакций ионного обмена до конца, свойствах ионов;

- обеспечить усвоение правил написания ионных

уравнений.

Развивающие: - способствовать развитию умения школьников находить

необходимые сведения в тексте учебной статьи;

- развивать умение объяснять сущность происходящих

химических явлений;

- прогнозировать результат химической реакции, опираясь

на знания, полученные на уроке.

Воспитательные: - способствовать воспитанию потребностей в знаниях,

формированию адекватной самооценки учащихся.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

частично-поисковый.

Средства обучения:

Учебник О.С.Габриелян.Химия.8класс, М., Дрофа, 2002

Таблицы «Определение ионов», «Растворимость оснований и солей в воде».

Тесты по теме «Основные положения теории электролитической диссоциации».

Дидактические карточки.

Химический тренажер.

Опорный конспект по теме.

Классная доска.

Реактивы.

Ход урока.

Эпиграф. Старайся дать уму как можно больше пищи.

Л.Н.Толстой

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Оргмомент.

Проверяет готовность рабочего места, создает ситуацию успеха.

Проверяют свои рабочие места.

2.Целеполагание и мотивация.

Сообщает тему урока.

Предлагает учащимся определить для себя цель урока:

Знать об ионных реакциях, ионных уравнениях, реакции нейтрализации, условиях протекания химических реакций до конца, свойствах ионов.

Уметь писать ионные уравнения.

Уметь объяснять сущность химической реакции, применять знания в знакомых условиях.

Выполнять творческие (проблемные) задания.

Слушают учителя.

Осмысливают тему урока и выбирают цель по силам.

3.Актуализация знаний и умений.

Предлагает тест «Основные положения теории электролитической диссоциации».

Проверяет тест.

Организует беседу по вопросам:

-Какие вам известны типы химических реакций?

-Чем реакция обмена отличается от реакции замещения?

Предлагает работу с химическим тренажером «Уравнения химических реакций».

Выполняют тест (см. Приложение №1).

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания: читают химическое уравнение, называют вещества и определяют тип реакции.

4.Изучение нового материала.

Доступно объясняет содержание учебного материала, добиваясь понимания на уровне слабого ученика (беседа, демонстрация опытов, запись на доске).

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебной статьи, наблюдают опыты, участвуют в беседе, делают записи в тетради

Гимнастка для глаз

Предлагает гимнастику для глаз.

Выполняют упражнения для снятия зрительной нагрузки.

5. Осознание и осмысление новой учебной информации.

Предлагает учащимся опорную схему «Реакции ионного обмена».

Предлагает решить экспериментальные задачи разного уровня сложности.

Предлагает задания:

1)Репродуктивное (типовое). Учитель сам разъясняет логику его выполнения, показывая образец.

2)Предлагает второе типовое задание.

3)Предлагает три задания:

а) типовое (обязательно) ▲

б) конструктивное

в) проблемное

Проверяет задания.

Слушают повторное объяснение учителя (см. Приложение №2)

Выполняют демонстрационный ученический эксперимент (см. Приложение №3)

Слушают, осознавая способ действий, фиксируя пример в тетради.

Выполняют задание самостоятельно.

Учащиеся работают 10 минут, выполняют задания, получают дифференцированную помощь (см. Приложение №4).

6. Закрепление учебного материала.

Предлагает закончить предложения.

Выполняют задания (см. приложение №5).

7. Информация о домашнем задании.

Предлагает уровневое домашнее задание:

Знать понятия, правила составления ионных уравнений.

Упр. 2(а) (аналог записи в тетради)

Упр. 3

Задача. Вам выданы растворы KCl, Ba(NO). Как определить эти растворы?

Записывают домашнее задание.

8. Рефлексия.

Предлагает прочитать цели урока и определить, как каждый ученик справился с работой, на каком уровне большинство учащихся класса усвоило учебный материал.

-Все ли понятно было на уроке?

- Кому необходима индивидуальная консультация?

Определяют уровень своих достижений.

Приложение № 1.

Тест с целью актуализации знаний

по теме «Основные положения теории электролитической диссоциации»

Выбрать электролиты:

Выбрать катионы:

Найдите ионы, которые при пропускании электрического тока через раствор движутся к аноду:

Написать возможные уравнения диссоциации следующих веществ:

  1. хлорид натрия (водный раствор);

    азот;

    азотная кислота (водный раствор);

    сахароза (водный раствор);

    оксид углерода (IV).

    PO³

    Zn²

    Fe

    Mn²

    Cl ¹

    S²

    H

    NO₃⁻

    NH₄⁺

Ca(OH)

CuO

HSiO

HCl

В растворах каких веществ образуются гидроксид – ионы:

  1. кислот; b. солей; c. щелочей.

Приложение № 3.

Демонстрационный ученический эксперимент.

1 уровень.

Проведите реакцию ионного обмена между растворами сульфата натрия NaSO и нитрата бария Ba(NO). Составьте уравнения в молекулярном и ионном виде.

2 уровень.

Проведите реакцию ионного обмена между растворами карбоната калия и соляной кислоты. Составьте уравнения в молекулярном и ионном виде.

3 уровень.

Предскажите ход реакции между растворами сульфата меди и гидроксида калия. Подтвердите свои гипотезы экспериментом.

Приложение № 4.

Задания для осознания и осмысления новой учебной информации.

1. Репродуктивное (типовое).

Закончить уравнение реакции в молекулярной и ионной форме:

K SO + BaCl ….. + ……

2. Конструктивное.

Написать уравнение возможной реакции в молекулярной и ионной форме:

а) азотная кислота + гидроксид калия

б) карбонат натрия + хлорид магния

3. Творческое.

Предложите две реакции, при которых в одной выделяется газ, в другой - выпадает осадок. Написать уравнения этих реакций в молекулярной и ионной форме.

Приложение № 6.

Закрепление учебного материала.

Закончите предложения:

Реакции между ионами называются …….. (ионными)

Реакция взаимодействия раствора кислоты со щелочью или основанием называется …….. (реакция нейтрализации)

Реакции ионного обмена идут до конца, если образуются ……… (осадок, газ, малодиссоциирующее вещество)

В ионном виде записываются формулы только ……… (сильных электролитов)

Формулы не электролитов записываются в ……… (молекулярном виде)

Сокращенное ионное уравнение показывает ……….(сущность химической реакции)

Модель № 2

Тема урока: Практическая работа «Ионные реакции».

Дидактическая цель: создать условия для комплексного применения знаний и

формирования умений средствами системы уровневых

заданий для практической работы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цели по содержанию урока:

Образовательная: - способствовать закреплению знаний об ионных

реакциях, свойствах ионов и применению этих знаний на

практике.

Развивающая: - продолжить формирование умений соблюдать правила

техники безопасности, работать по инструктивной карте,

делать отчет о проделанной работе.

Воспитательная: - создать условия для воспитания познавательного

интереса к химии через проведение эксперимента.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная,

парная

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

частично-поисковый.

Средства обучения:

Учебник О.С.Габриелян.Химия.8класс, М., Дрофа, 2002

Таблицы «Определение ионов», «Растворимость оснований и солей в воде», «Правила техники безопасности».

Инструктивные карты для практической работы.

Реактивы.

Лабораторное оборудование.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Оргмомент.

Проверяет готовность к уроку, создает рабочий настрой на урок.

Проверяют свои рабочие места.

2.Целеполагание и мотивация.

Сообщает тему урока. Проводит инструктаж по ТБ.

Предлагает учащимся определить для себя цель урока:

Знать правила составления ионных уравнений и свойства ионов для определения их в растворах веществ.

Уметь работать по инструктивной карте с подробным алгоритмом выполнения работы.

Уметь проводить опыты для распознавания нужных ионов, используя таблицу и инструктивную карту.

Уметь работать самостоятельно по инструктивной карте.

Слушают тему урока, повторяют правила ТБ.

Выбирают для себя цель, учитывая уровень своих возможностей.

Записывают тему практической работы.

3.Актуализация знаний и умений.

Организует беседу по таблице «Определение ионов» и по схеме «Реакции ионного обмена».

Знакомятся с таблицей. Повторяют правила написания ионных уравнений.

4.Закрепление учебного материала.

Предлагает инструктивные карты.

Ведет наблюдение за работой учащихся.

Оказывает дифференцированную помощь.

Выбирают инструктивные карты согласно поставленной цели.

Выполняют практическую работу, делают отчет (см. Приложение №1, 2, 3).

5. Информация о домашнем задании.

Предлагает уровневое домашнее задание (на карточках):

Задача 1.

Вам выдан раствор BaCl . Как обнаружить ионы Ba и ионы Cl

Задача 2.

Вам выдан раствор хлорида кальция. Определить его качественный состав.

Задача 3.

В лаборатории обнаружены две склянки без этикеток, но известно, что в одной склянке раствор хлорида натрия, а в другой – раствор сульфата натрия. Предложите свой способ обнаружения данных реактивов.

Выбирают домашнее задание.

Критерии оценок:

Задача 1 – «3»

Задача 2 – «4»

Задача 3 – «5»

6. Рефлексия (подведение итогов урока).

- Как вы оцениваете свои достижения?

- Все ли справились с заданием по выбранной инструктивной карте?

Определяют уровень своих достижений.

Приложение №1.

Инструктивная карта.

Практическая работа № 1 «Ионные реакции».

Цель: закрепить знания о реакциях ионного обмена, умения писать уравнения в

молекулярном, полном и сокращенном виде, научиться определять ионы

опытным путем.

Оборудование: штатив с пробирками.

Реактивы: растворы Na SO , BaCl , NaCl , AgNO , HCl ,лакмус.

Алгоритм выполнения работы.

Опыт 1 «Обнаружение сульфат-ионов SO²⁻»

Запишите в первую графу таблицы название опыта.

Налейте в пробирку раствор Na SO (2 мл) и по каплям добавьте раствор BaCl. Что наблюдаете?

Заполните вторую графу таблицы (рисунок опыта).

 

Na SO BaCl

Белый осадок

Заполните третью графу таблицы: составьте молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнение, используя таблицу растворимости.

Опыт 2 «Обнаружение хлорид-ионов Cl⁻»

1.Заполните первую графу таблицы.

2. Налейте в пробирку раствор NaCl и добавьте немного раствора AgNO . Что наблюдаете?

3. Заполните вторую графу таблицы (рисунок опыта).

NaCl AgNO

Белый творожистый осадок

4.Заполните третью графу таблицы: составьте молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнение, используя таблицу растворимости.

Опыт 3 «Определение качественного состава вещества».

Запишите название опыта.

Определите качественный состав соляной кислоты HCl.

Посмотрите таблицу «Определение ионов» и найдите определяемые ионы H и Cl в первом столбике таблицы.

Найдите во втором столбике таблицы реактив на определяемый ион.

Прилейте к раствору HCl по каплям индикатор лакмус. Что наблюдаете?

Заполните вторую графу таблицы в тетради (рисунок).

 

HCl лакмус

 

Окраска?

Снова налейте в пробирку раствор HCl и добавьте раствор AgNO . Что наблюдаете?

Заполните вторую графу (рисунок).

Заполните третью графу:

уравнение диссоциации соляной кислоты,

молекулярное, полное и сокращенное уравнение для второй реакции.

Напишите общий вывод о проделанной работе, исходя из ее цели.

Приведите в порядок рабочее место.

Приложение №2.

Инструктивная карта.

Практическая работа № 1 «Ионные реакции».

Цель: закрепить знания о реакциях ионного обмена, умения писать уравнения в

молекулярном, полном и сокращенном виде, научиться определять ионы

опытным путем.

Оборудование: штатив с пробирками.

Реактивы: растворы Na SO , BaCl , NaCl , AgNO , CuSO.

Алгоритм выполнения работы.

Опыт 1 «Обнаружение сульфат-ионов SO²⁻»

Налейте в пробирку раствор сульфата натрия (2 мл) и по каплям добавьте раствор хлорида бария. Что наблюдаете? Составьте уравнение в молекулярном, полном и сокращенном виде.

Оформите записи в таблице (название опыта, рисунок, уравнение).

 

? ?

Белый осадок

Опыт 2 «Обнаружение хлорид-ионов Cl⁻»

1.Найдите среди реактивов соль, содержащую хлорид-ионы Cl .

2. Найдите в таблице «Определение ионов» ион-хлора и качественный реактив на определяемый ион.

3. Проведите реакцию. Что наблюдаете? Составьте молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнение, используя таблицу растворимости. В чем сущность этой реакции?

Опыт 3 «Определение качественного состава вещества».

Проделайте реакции, подтверждающие состав сульфата меди: определите ионы Cu² и ионы SO²⁻.

Найдите эти ионы и реактивы для определения этих ионов в таблице.

Найдите соответствующие реактивы на своем столе. Проделайте реакции. Что наблюдаете?

Оформите записи в тетради. Не забудьте написать вывод о проделанной работе, исходя из ее цели.

Приведите в порядок рабочее место.

Приложение №3.

Инструктивная карта.

Практическая работа № 1 «Ионные реакции».

Цель: закрепить знания о реакциях ионного обмена, умения писать уравнения в

молекулярном, полном и сокращенном виде, научиться определять ионы

опытным путем.

Оборудование: штатив с пробирками.

Реактивы: растворы Na SO , BaCl , NaCl , AgNO , (NH)CO.

Алгоритм выполнения работы.

  1. Самостоятельно сформулируйте цель работы, определите какое оборудование и какие реактивы вам выданы.

    Выполните практическую работу, оформите отчет в тетради.

Опыт 1 «Обнаружение сульфат-ионов SO²⁻»

Налейте в пробирку раствор сульфата натрия (2 мл) и по каплям добавьте раствор хлорида бария. Что наблюдаете? Составьте уравнение в молекулярном, полном и сокращенном виде. В чем сущность обнаружения этих ионов?

Опыт 2 «Обнаружение хлорид-ионов Cl⁻»

При помощи имеющихся у вас реактивов, докажите, что в растворе хлорида натрия присутствуют хлорид-ионы (см. таблицу «Определение ионов»).

Составьте молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения.

Опыт 3 «Определение качественного состава вещества».

Проделайте реакции, подтверждающие качественный состав карбоната аммония (NH)CO.

Для выполнения этого опыта используйте таблицы «Определение ионов» и «Растворимость оснований и солей в воде». Найдите определяемые ионы и качественные реактивы на эти ионы. Проделайте нужные реакции.

Оформите записи в тетради.

Напишите вывод о проделанной работе.

Приведите в порядок свое рабочее место.

Модель № 3

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме

«Электролитическая диссоциация».

Дидактическая цель: создать условия для систематизации учебного материала,

определения достигнутого уровня познавательной

самостоятельности школьников средствами технологии

уровневой дифференциации.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели по содержанию урока:

Образовательная: - способствовать систематизации изученного материала,

пониманию сущности химических реакций в свете ТЭД.

Развивающая: - развивать умения: распознавать объекты (электролиты и

неэлектролиты, катионы и анионы), объяснять и

обосновывать решение при написании ионных уравнений,

выполнять проблемные задания, используя различные

источники знаний.

Воспитательная: - способствовать воспитанию адекватной самооценки

школьников в процессе самостоятельной работы.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная,

парная

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Средства обучения:

Учебник О.С.Габриелян.Химия.8класс, М., Дрофа, 2002

Таблицы «Определение ионов», «Растворимость оснований и солей в воде», «Правила техники безопасности».

Лабиринт «Кислоты».

Реактивы.

Лабораторное оборудование.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Оргмомент.

Проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха.

Организует две команды.

Проверяют свои рабочие места.

Делятся на две команды.

2.Целеполагание и мотивация.

Сообщает тему урока.

Объясняет форму проведения и последовательность работы на учебном занятии, особенности проверочной работы в конце урока.

1 вариант. Уметь выполнять репродуктивные задания.

2 вариант. Уметь выполнять репродуктивные и конструктивные задания.

3 вариант. Уметь выполнять репродуктивное, конструктивное и творческое задания.

Слушают, выбирают для себя уровневое задание, с которым могут успешно справиться.

3.Актуализация знаний и умений.

Предлагает эстафету «Кто больше знает» (вопросы даны до урока).

Предлагает лабиринт «Кислоты»: найти всей командой наиболее короткий путь от старта до финиша (ответ на доске).

Предлагает задание «Ромашка».

Все члены команды по очереди отвечают на теоретические вопросы (см. Приложение №1).

Выполняют задание (см. приложение №2).

Опираясь на знания о свойствах оснований, выполняют задание (см. Приложение №3).

4.Систематизация и обобщение.

Предлагает заполнить схему «Генетическая связь между классами неорганических веществ».

Проверяет задание.

Заполняют схему (см. Приложение №4).

5. Применение знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.

Предлагает командам проделать опыты разного уровня сложности (на выбор):

1.Определить качественный состав серной кислоты. (3балла)

2.Доказать, что выданный ядохимикат, применяемый для борьбы с вредителями с/х – сульфат меди (II). (4балла)

3.На склад привезли калийные удобрения. Как отличить хлорид калия и сульфат калия? Ответ обоснуйте. (5баллов)

Выполняют задание. Обсуждают результаты.

6. Проверка уровня обученности.

Предлагает проверочную работу на трех уровнях.

Выполняют работу (см. Приложение №5).

7. Информация о домашнем задании.

Предлагает уровневое домашнее задание:

Упр.1 с.171

Упр. 3 с.171

Упр. 4 с.172

Выбирают домашнее задание.

8. Рефлексия (подведение итогов урока).

- Кто справился с выбранным заданием?

- Кто может на следующем уроке, поработав дома, написать контрольную работу на «4» и «5»?

- Кому нужна индивидуальная консультация?

Подводит итоги соревнования команд.

Определяют уровень своих достижений, записываются на консультацию.

Приложение № 1.

Теоретические вопросы «Кто больше знает».

Какие вещества называют электролитами и неэлектролитами? Примеры.

Расскажите о механизме электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью.

В чем заключается роль молекул воды при электролитической диссоциации?

Что такое электролитическая диссоциация?

Как диссоциируют кислоты, основания, соли? Примеры.

Что такое степень электролитической диссоциации, от чего она зависит?

Расскажите о сильных и слабых электролитах.

Дайте определение понятий «кислота» и «основание» в свете теории электролитической диссоциации.

Перечислите условия протекания реакций ионного обмена до конца.

Сопоставьте свойства атомов хлора и хлорид-иона.

происходит между простым и сложным в-вом

Реакция между кислотой и щелочью – реакция нейтрализации

Соли азотной кислоты - нитраты

Приложение № 2.

 

Приложение № 3.

Zn

KOH

CuCl

HSO

NaOH

CO

SO

 

Написать уравнения возможных реакций. Уравнения реакций ионного обмена составить в молекулярном и ионном виде.

Приложение № 4.

Приложение № 5.

Проверочная работа.

Вариант 1 (репродуктивный уровень).

Закончить уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде:

а) KOH + CuSO = …… + …….

б) Ba(OH) + HNO = ….. + ……

Какие пары ионов могут одновременно находиться в растворе

а) Cu² и OH

б) Zn²и Cl

в) Agи Cl

Задача. Сколько граммов осадка Zn(OH) образуется при взаимодействии 160 г раствора хлорида цинка ZnCl с необходимым количеством гидроксида натрия NaOH?

Вариант 2 (репродуктивный и конструктивный уровень).

Взаимодействие каких веществ друг с другом отражает ионное уравнение Cu² + 2OH = Cu(OH)↓. Ответ подтвердите составлением молекулярного и ионного уравнения.

В колбе имеется раствор, содержащий ионы Na, Ba², NO₃⁻, OH. Какие вещества могли взять для приготовления данного раствора? Напишите формулы и названия возможных веществ.

Задача. Какой объем водорода образуется при взаимодействии 650 мг цинка, содержащего 20% примесей с раствором соляной кислоты.

Вариант 3 (репродуктивный, конструктивный и творческий уровни).

Приведите не менее двух уравнений реакций в молекулярном виде, соответствующим ионному уравнению Cu(OH) + 2OH = Cu² + 2HO.

+HCl

Дополните генетический ряд Ba BaO A B.

Назовите вещества А и В. Напишите уравнения всех реакций, между

растворами электролитов – в ионном виде.

Задача. Рассчитайте массу бурого осадка, полученного при сливании 30 г 2% раствора гидроксида натрия и раствора хлорида железа (III).

Контрольная работа по теме «Электролитическая диссоциация»

(тест обученности по П.И.Третьякову)

  1. Выполните тест:
    1. Не диссоциируют на ионы:
      1. азотная кислота; b. фосфат натрия; c. гидроксид железа (III)
      Анион – это:
      1. Ca² b. Cl c. Cu
      Формула слабого электролита:
      1. CuOHb. HCl c. HCO
      Формула вещества, образующего при диссоциации ионы ОН:
      1. KCl b. KOH c. FeOH
      Взаимодействие соляной кислоты с нитратом серебра в водном растворе отображается ионным уравнением:
      1. H + OH = HO Ag + Cl = AgCl ↓ 3Ag + PO³ = AgPO
    Какие реакции называются реакциями нейтрализации? Приведите пример. Почему невозможна реакция между веществами: NaCl + HSO Составьте генетический ряд кальция, используя схему: металл основной оксид основание соль.
Напишите молекулярное и там, где это имеет место – ионное уравнение.
  1. В трех пронумерованных колбах имеются растворы, содержащие карбонат натрия, хлорид натрия и серную кислоту. Можно ли распознать, в какой колбе какое вещество находится, не используя никаких других веществ. Составьте план распознавания и запишите уравнение соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде

Выводы.

Проанализировав возможности использования технологии уровневой дифференциации на уроках химии, можно сделать выводы о том, что данная технология имеет свои положительные аспекты:

- уровень обученности у учащихся класса повышается или совпадает с уровнем обучаемости;

Анализ результатов контрольного теста

по теме «Электролитическая диссоциация» (по П.И.Третьякову)

п/п

Имя ученика

Уровень обучае-мости

Полностью и правильно

выполнены задания

Оценка

Уровень обучен-ности

1

2

3

4

5

Разли-чение

Запоми-нание

Пони-мание

Приме-нение

Пере-нос

1

Женя Б.

низкий

+

+

-

-

-

3

низкий

2

ЕленаБ.

средний

 

+

+

+

+

5

высокий

3

ИннаБ.

средний

 

+

+

+

-

4

средний

4

АннаВ.

низкий

 

+

+

+

-

4

средний

5

ГришаВ.

высокий

     

+

+

5

высокий

6

СашаС.

средний

 

+

+

+

-

4

средний

7

ДимаЩ.

низкий

+

+

-

-

-

3

низкий

8

ЭдикХ.

низкий

+

+

-

-

-

3

низкий

- ученик имеет возможность делать выбор;

- повышается познавательная самостоятельность и мотивация к учению.

Технология способствует формированию психологически комфортной для учащихся среды, чувства уважения к себе и к окружающим, дает возможность и право выбирать тот уровень усвоения, который способствует их способностям.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.