Артеменко Екатерина Викторовна,
учитель химии,
МБОУ «Гимназия» г.Абакан
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИ
В современном мире недостаточно просто владеть определенными знаниями навыками, нужно научиться их приобретать и применять в реальных жизненных ситуациях. Это основная задача метода проектов, который часто применяется для обучения детей в школе.
Метод проектов возник во второй половине XIX столетия в США. Его назвали методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Авторами его считаются Дж. Дьюи, а также его ученик В. Килпаткик. Главное, что добивались авторы метода проектов – строить обучение на активной основе, используя деятельность ученика, его интересы и потребности.
В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П. Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П. Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый-педагог С.Т. Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте. С.Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.
За сто лет существования метода проектов внесено много нового и весьма ценного в его содержание и методику организации, однако суть его остается прежней – стимулировать интерес ребят к постановке и решению новых проблем, которые требуют не только практического применения уже полученных знаний, но и приобретения новых в рамках небольшого самостоятельного исследования [3, с. 27].
Проект – это такой вид деятельности, который учит школьников самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные раннее знания по предметам, приобрести самостоятельность, ответственность, сформулировать и развить умение планировать и принимать решения [1, с. 45].
Можно выделить следующие основные этапы проекта: подготовительный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, сбор и анализ информации), практический (оформление продукта проекта) и заключительный (представление, защита проекта).
Существует множество классификаций проекта, наиболее часто используемая классификация следующая:
1. По характеру координации:
- С открытой координацией – учитель направляет работу группы, организует отдельные этапы проекта.
- Со скрытой координацией – учитель как полноправный участник проекта.
Чаще всего на уроках я использую проекты с открытой координацией.
2. По характеру контактов:
- Внутренние – в проекте принимаю участие учащиеся одного образовательного учреждения.
- Региональные – в проекте принимаю участие учащиеся из разных школ.
- Международные – участники проекта – граждане разных государств.
Пока мне удалось осуществить только внутренние проекты, но я стремлюсь к тому, чтобы проект приобрел международный статус.
3. По структуре:
- Исследовательские проекты. Главной целью является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов.
- Творческие проекты – проекты, центром которых является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.
- Игровые проекты – ведущим видом деятельности является ролевая игра, результатом проекта – проведение игры.
- Информационные – сбор и анализ информации, презентация продукта.
- Практико-ориентированный – нацелен на решение социальной проблемы прикладного характера.
4. По числу участников выделяют индивидуальные, парные и групповые проекты.
5. По продолжительности:
- Краткосрочные – продолжительность проекта около одной недели.
- Среднесрочные – от одной недели до одного месяца.
- Долгосрочные – более одного месяца.
В своей деятельности я использую все виды проектов.
Так, например, с учащимися 10-го класса мы реализуем долгосрочный, групповой, информационный проект «Знакомьтесь – Органическая химия». Т.к. на изучение химии в 10-м классе уделяется только один час в неделю, следовательно, подготовительный этап работы над проектом (постановка целей и задач, сбор и анализ информации) проходит в течение первой и второй четверти. В третьей четверти происходит оформление проекта (практический этап), а в четвертой четверти учащиеся 10-го класса защищают свой проект перед девятиклассниками (заключительный этап работы над проектом).
Цель данного проекта – познакомить учащихся 9-го класса с органической химией и теорией строения органических соединений, с основными классами органических соединений, их физическими и химическими свойствами. Учащиеся на первом уроке химии в 10-м классе разбиваются на группы по четыре-пять человек и выбирают тему проекта. Выбрав тему, они пытаются сформулировать цель проекта и продумать результат. По ходу изучения органической химии и разработке своего проекта учащиеся корректируют цели и задачи, подбирают необходимый материал, и еще раз обдумывают результат проекта. Так в прошлом году одна из групп учащихся 10-го класса разработала брошюру «Угадай кто я?» для девятиклассников. С ее помощью девятиклассники познакомились с основными качественными реакциями в органической химии. По теории строения органических соединений другой группой учащихся 10-го класса был разыгран спектакль «Как мы устроены». Основными действующими лицами были Углерод, Водород, Кислород, Азот. Ими были обыграны основные положения теории строения органических соединений. Третьей группой учащихся 10-го класса была разработана презентация на тему «Меня так назвали потому что…», в которой учащиеся представили именные реакции в органической химии, историю их открытия.
Таким образом, учащиеся 10-го класса знакомятся с органической химией, выявляют наиболее сложные вопросы, темы и по ним уже разрабатывают свои мини-проекты в группе и представляют и защищают продукт проекта перед девятиклассниками.
В 9-м классе был реализован игровой групповой проект «Основные классы неорганических соединений». Продуктом проекта является сценарий игры-викторины для учащихся 8-х классов «Давайте поразмыслим…». На подготовительном этапе учащимися разработан сценарий игры (учащиеся 8-го класса делятся на команды, командам даются названия и в соревновательной форме учащиеся отвечают на вопросы ведущего), поставлены цели и задачи (что должны усвоить учащиеся 8-х классов по теме «Основные классы неорганических соединений» в результате участия в игре). На практическом этапе работы над проектом девятиклассники подбирали материал по теме, составляли вопросы и т.д. Результатом проекта стало проведение игры-викторины между учащимися 8-х классов. Победителям было присвоено звание – великие мыслители химической науки.
Во всех классах реализуются индивидуальные проекты. Это краткосрочные проекты по отдельным темам курса химии («Значение химии в жизни общества», «Влияние химического производства на окружающую среду», «Я состою их атомов» и т.д.). Результатами данных проектов являются презентации, сценарии викторин, брошюры.
На каждом этапе работы над проектом у учащихся формируются предметные и метапредметные УУД. Так на подготовительном этапе при обсуждении темы проекта с учителем учащиеся самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель проекта (коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД). На этапе планирования формируются коммуникативные (планирование учебного сотрудничества – умение задавать вопросы, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других участников группы) и регулятивные УУД (планирование – выбирать действие в соответствии с поставленной задачей, составлять план действий и т.д.). На заключительном этапе работы над проектом учащимися осуществляется контроль, самоконтроль и коррекция продукта проекта (регулятивные УУД), взаимодействие друг с другом при защите проекта и представлении продукта проекта. У учащихся формируются общеучебные навыки – умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, осуществлять рефлексию способов и условий действий. На каждом этапе работы над проектом происходит формирование личностных УУД учащихся (самостоятельная и личностная ответственность, готовность и способность к саморазвитию, осознание ответственности и т.д.).
Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.
Список литературы:
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
- Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. М.: «Педагогический поиск», 2006.
- Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. М.: «Глобус», 2007.