12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стефанова Лариса Михайловна11423
Россия, Коми респ., Сыктывкар


Статья
DOCX / 24.52 Кб

Одним из главных условий успешной учебы учащихся является интерес к изучаемому предмету. Чтобы активизировать деятельность учащихся на уроках русского языка, вызвать интерес к теме, я применяю разнообразные формы и приёмы работы. Одним из эффективных способов мотивации учащихся на уроке является вовлечение учащихся в учебный процесс с помощью игры.

Игровые методы способствуют усвоению учебного материала при высокой степени мотивации и активности учащихся. В ходе игры развиваются быстрота, концентрация внимания, творческое мышление школьников.

На уроках русского языка я часто  использую игровые моменты, иногда весь урок проходит в форме игры.

Игровую технологию целесообразно использовать  на этапе углубления знаний учащихся, отработке имеющихся умений и навыков, при проверке качества и полноты усвоения учебного материала, закреплении изученной темы.

Игровая деятельность, тесно связанная с учебным процессом, пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, развивает коммуникативную культуру учащихся, способствует их самореализации и социализации. Не стоит забывать об игротерапевтической функции игры, её роли в преодоление трудностей в поведении и общении между учащимися.

Примеры дидактических игр на уроках русского языка

Название игры

Краткое описание

Использование

«Замени одним словом!»

 

Учитель читает лексическое значение слов на одну орфограмму, учащиеся называют и записывают сами слова, графически объясняют их написание.

Использую при проведении словарных диктантов с лексическим заданием, например, по темам «Буквы А – О в корнях –раст- (-ращ-)- -рос», «Гласные после шипящих в корне слова» и др.

«Кто быстрее?»

«Кто больше?»

Учащимся предлагается подобрать примеры на изученную орфограмму. Побеждает тот, кто быстрее подберёт слова или  больше слов на заданное правило.

Использую игру на этапе проверки знаний учащихся, закреплении изученного материала. Например, предлагаю учащимся к данным словам подобрать синонимы или антонимы.

«Орфографическая эстафета»

Класс делится на несколько команд (в зависимости от количества учащихся в классе). На доске записаны слова, учащиеся по очереди выходят к доске, вставляют пропущенные буквы, выделяют орфограмму.

Удачно проходят «Орфографические эстафеты» по темам «Правописание безударных гласных в корне слова», «Употребление разделительных Ъ и Ь», «Ь после шипящих на конце слов различных частей речи» и др.

Игры-загадки в стихах

Подбираются загадки, в словах-отгадках которых встречаются орфограммы, изученные на уроках русского языка. Учитель читает загадки, учащиеся записывают слова-отгадки, объясняют их написание.

Использую игру при изучении тем: «Буквы Ы и И после Ц», «Гласные  И, У, А после шипящих» и др.

«Откуда эти строки?»

Подбираю строчки из художественных произведений, изученных на уроках литературы, на определённое орфографическое или пунктуационное правило. Учащиеся объясняют написание слов с пропущенными орфограммами, употребление знаков препинания, называют произведение и его автора. Можно предложить учащимся самим подобрать примеры заданий из литературных произведений для одноклассников.

Данное упражнение способствует осуществлению межпредметных связей русского языка и литературы.  Учащиеся    с удовольствием вспоминают литературные произведения и параллельно отрабатывают свои орфографические и пунктуационные  умения и навыки, например, «Буквы О-А в корне –кос- - -кас-», «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными», «Знаки препинания в предложениях с обращениями» и др.

«Третий лишний»,

«Четвёртый лишний»

Учащимся предлагается ряд слов, в котором одно слово по какому-либо признаку отличается от всех остальных. Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняют, почему это слово является лишним.

Игру можно использовать при изучении тем «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-», «Ь после шипящих на конце существительных» и             т. д.

«Знаешь ли ты пословицы?»

Пословицы и поговорки  являются не только благодатным языковым материалом для отработки умений и навыков учащихся на уроках русского языка, они ещё несут в себе воспитательный аспект, учат учащихся доброте, любви к Родине, формируют нравственные устои и ценности, уважение к труду. На материале пословиц учащимся можно предложить такие задания: восстанови пословицу,  соотнеси начало и конец пословицы, вспомни пословицы, в которых встречаются числительные и т. д.

Использую пословицы при изучении тем: «Не с глаголами»,  «Правописание -ТСЯ  и –ТЬСЯ в глаголах», «Разряды местоимений» и др. Учащиеся выполняют предложенные задания, объясняют смысл пословиц.

«Найди ошибку!»

Учащимся предлагается группа слов, предложение, текст с намеренно допущенными ошибками. Учащиеся находят,  исправляют и классифицируют ошибки.

Упражнение рекомендуется предлагать учащимся на этапе отработки умений и навыков, при достаточной уверенности в умении учащихся осознанно применять свои знания на практике.

Также я провожу уроки русского языка в игровой форме. Мной разработаны уроки по темам: «Фразеологизмы» («Фразеологический КВН», «Загадки фразеологии, или Почему мы так говорим»), «Омонимы» («Слова-близнецы») и др. Как показывает практика, такие уроки очень нравятся учащимся. В ходе уроков учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, расширяют свои знания по изученной теме. Состязательность, присущая игре, побуждает учащихся к активной мыслительной и творческой учебно-познавательной деятельности.

Если у учащихся нет желания учиться, то сам процесс обучения становится для них мучительным и бессмысленным. Поэтому задачей учителя является пробудить у учащихся интерес к своему предмету. Интерес в свою очередь становится главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор учителю необходимо учитывать при подготовке уроков и формировании учебного материала.

Игра оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, пробуждает у них желание активно включиться в коллективный процесс учения, вызывает  интерес к урокам, а значит, способствует более осознанному и глубокому изучению русского языка.

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (3)

Шулина Оксана Владимировна, 06.04.18 в 21:44 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную работу!
Ольга Владимировна, 11.04.18 в 18:56 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал!!!!!!!!
Селиванова Галина Геннадьевна, 16.05.23 в 20:48 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную работу,Лариса Михайловна! люблю прием "Найди ошибку!"
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.