Статья «Использование игровой технологии на уроках русского языка»
Одним из главных условий успешной учебы учащихся является интерес к изучаемому предмету. Чтобы активизировать деятельность учащихся на уроках русского языка, вызвать интерес к теме, я применяю разнообразные формы и приёмы работы. Одним из эффективных способов мотивации учащихся на уроке является вовлечение учащихся в учебный процесс с помощью игры.
Игровые методы способствуют усвоению учебного материала при высокой степени мотивации и активности учащихся. В ходе игры развиваются быстрота, концентрация внимания, творческое мышление школьников.
На уроках русского языка я часто использую игровые моменты, иногда весь урок проходит в форме игры.
Игровую технологию целесообразно использовать на этапе углубления знаний учащихся, отработке имеющихся умений и навыков, при проверке качества и полноты усвоения учебного материала, закреплении изученной темы.
Игровая деятельность, тесно связанная с учебным процессом, пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, развивает коммуникативную культуру учащихся, способствует их самореализации и социализации. Не стоит забывать об игротерапевтической функции игры, её роли в преодоление трудностей в поведении и общении между учащимися.
Примеры дидактических игр на уроках русского языка
Название игры |
Краткое описание |
Использование |
«Замени одним словом!»
|
Учитель читает лексическое значение слов на одну орфограмму, учащиеся называют и записывают сами слова, графически объясняют их написание. |
Использую при проведении словарных диктантов с лексическим заданием, например, по темам «Буквы А – О в корнях –раст- (-ращ-)- -рос», «Гласные после шипящих в корне слова» и др. |
«Кто быстрее?» «Кто больше?» |
Учащимся предлагается подобрать примеры на изученную орфограмму. Побеждает тот, кто быстрее подберёт слова или больше слов на заданное правило. |
Использую игру на этапе проверки знаний учащихся, закреплении изученного материала. Например, предлагаю учащимся к данным словам подобрать синонимы или антонимы. |
«Орфографическая эстафета» |
Класс делится на несколько команд (в зависимости от количества учащихся в классе). На доске записаны слова, учащиеся по очереди выходят к доске, вставляют пропущенные буквы, выделяют орфограмму. |
Удачно проходят «Орфографические эстафеты» по темам «Правописание безударных гласных в корне слова», «Употребление разделительных Ъ и Ь», «Ь после шипящих на конце слов различных частей речи» и др. |
Игры-загадки в стихах |
Подбираются загадки, в словах-отгадках которых встречаются орфограммы, изученные на уроках русского языка. Учитель читает загадки, учащиеся записывают слова-отгадки, объясняют их написание. |
Использую игру при изучении тем: «Буквы Ы и И после Ц», «Гласные И, У, А после шипящих» и др. |
«Откуда эти строки?» |
Подбираю строчки из художественных произведений, изученных на уроках литературы, на определённое орфографическое или пунктуационное правило. Учащиеся объясняют написание слов с пропущенными орфограммами, употребление знаков препинания, называют произведение и его автора. Можно предложить учащимся самим подобрать примеры заданий из литературных произведений для одноклассников. |
Данное упражнение способствует осуществлению межпредметных связей русского языка и литературы. Учащиеся с удовольствием вспоминают литературные произведения и параллельно отрабатывают свои орфографические и пунктуационные умения и навыки, например, «Буквы О-А в корне –кос- - -кас-», «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными», «Знаки препинания в предложениях с обращениями» и др. |
«Третий лишний», «Четвёртый лишний» |
Учащимся предлагается ряд слов, в котором одно слово по какому-либо признаку отличается от всех остальных. Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняют, почему это слово является лишним. |
Игру можно использовать при изучении тем «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-», «Ь после шипящих на конце существительных» и т. д. |
«Знаешь ли ты пословицы?» |
Пословицы и поговорки являются не только благодатным языковым материалом для отработки умений и навыков учащихся на уроках русского языка, они ещё несут в себе воспитательный аспект, учат учащихся доброте, любви к Родине, формируют нравственные устои и ценности, уважение к труду. На материале пословиц учащимся можно предложить такие задания: восстанови пословицу, соотнеси начало и конец пословицы, вспомни пословицы, в которых встречаются числительные и т. д. |
Использую пословицы при изучении тем: «Не с глаголами», «Правописание -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах», «Разряды местоимений» и др. Учащиеся выполняют предложенные задания, объясняют смысл пословиц. |
«Найди ошибку!» |
Учащимся предлагается группа слов, предложение, текст с намеренно допущенными ошибками. Учащиеся находят, исправляют и классифицируют ошибки. |
Упражнение рекомендуется предлагать учащимся на этапе отработки умений и навыков, при достаточной уверенности в умении учащихся осознанно применять свои знания на практике. |
Также я провожу уроки русского языка в игровой форме. Мной разработаны уроки по темам: «Фразеологизмы» («Фразеологический КВН», «Загадки фразеологии, или Почему мы так говорим»), «Омонимы» («Слова-близнецы») и др. Как показывает практика, такие уроки очень нравятся учащимся. В ходе уроков учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, расширяют свои знания по изученной теме. Состязательность, присущая игре, побуждает учащихся к активной мыслительной и творческой учебно-познавательной деятельности.
Если у учащихся нет желания учиться, то сам процесс обучения становится для них мучительным и бессмысленным. Поэтому задачей учителя является пробудить у учащихся интерес к своему предмету. Интерес в свою очередь становится главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор учителю необходимо учитывать при подготовке уроков и формировании учебного материала.
Игра оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, пробуждает у них желание активно включиться в коллективный процесс учения, вызывает интерес к урокам, а значит, способствует более осознанному и глубокому изучению русского языка.
Шулина Оксана Владимировна
Ольга Владимировна
Селиванова Галина Геннадьевна