Статья «Формы, методы, приёмы, применяемые для реализации технологий уровневой дифференциации»
Формы, методы, приёмы, применяемые для реализации технологий уровневой дифференциации.
Кабанова Е. Б.
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 24
Современная школа требует расширить понимание языка как учебного предмета в школе, ставя перед учителем несколько целей:
Первая цель – развитие личности школьника, обогащение его внутреннего мира, привитие уважения и любви к родному слову, формирование «языкового чувства (чутья)».
Вторая цель – развитие «дара слова», или языковой способности по современной терминологии, в различных ситуациях жизни.
Третья цель – обработка языковых умений: аудирования, говорения, чтения, письменной фиксации мысли, каллиграфии, орфоэпии, быстроты и точности выбора слова, построения фразы, орфографии и пунктуации, логики и композиции речи.
Четвертая цель – изучение образцов, всего лучшего, что создано на изучаемом языке народом и мастерами слова, изучение приемов, образцов, редактирования и др.
Пятая цель – на основе работы по первым четырем целям – «осознательненье» (термин И. А. Бодуэна де Куртенэ) языковой системы, механизмов языка, «работающих» практически, и поиск силами самих учащихся путей практического применения в овладении языком и культурой речи.
Все цели связаны между собой, находятся во взаимодействии. Их я стараюсь иметь в виду, планируя уроки русского языка. Работа по достижению этих целей поднимает на должный уровень главный вопрос преподавания русского языка в школе – орфографическая грамотность учащихся.
Решить такую сложную задачу, учитывая разный уровень подготовленности детей к обучению в школе и их разные учебные возможности, невозможно без индивидуального подхода к обучению детей.
В своей работе я использую внутриклассную (внутригрупповую) индивидуализацию учебной работы. Она может происходить во всех трех формах классной работы: фронтальной, групповой и индивидуальной.
Осуществлять индивидуальный подход во фронтальной работе помогают:
наглядность, позволяющая на конкретных образцах, которых требует детская природа, вырабатывать прочные орфографические навыки;
ролевые игры, опирающиеся на личностный подход;
различные виды опроса;
проблемные ситуации, в разрешении которых учитель провоцирует учеников на выдвижение проблем и демонстрацию своих дополнительных, внепрограммных знаний.
Ряд возможностей индивидуализации представляет и групповая работа, которая активизирует учащихся. Работая в малых группах (парах), ученики находятся в более благоприятных условиях, чем при фронтальной работе всем классом. В беседе внутри малой группы ученик может высказывать свое мнение, активнее участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями. Для такой работы я чаще всего формирую группы, основанные на разном уровне развития учащихся. Мне кажется, что это помогает как слабому, так и сильному ученику. Слабый ученик учится высказывать свое мнение, запоминая правописание и объясняя орфограммы, сильный ученик контролирует работу слабого, исправляет и помогает ему по мере необходимости, сам в это время закрепляет свои знания и навыки.
Для этой формы работы можно использовать разные приемы, например:
группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. (Члены группы по очереди доказывают свою выбор. Слабый ученик в это время имеет образец для подражания – ответ сильного ученика, запоминает алгоритм рассуждения.)
словесное описание правила.
Этот прием позволяет при работе в парах активно изучать алгоритм применения орфографического правила.
Например, чтобы правильно написать окончание у существительного 3-го склонения в дательном падеже (подошли к площади, но подошли к площадке) необходимо распознать существительное среди других частей речи, определить его тип склонения, уметь любую косвенную форму преобразовывать в начальную, определять падеж, вспомнить, какое окончание имеет существительное в данном падеже.
Работа в паре позволяет ученикам много раз повторить последовательность определения падежного окончания, что приводит к осознанному усвоению детьми грамматического материала.
Но специфика начальной школы не позволяет широко использовать групповую работу.
Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения представляет индивидуальная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и в индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путем группировки учащихся внутри класса по различным признакам.
Приведу примеры разноуровневых заданий для самостоятельной работы.
Запись слов по алфавиту.
Слабый уровень
Переписать слова в тетрадь, расположив в алфавитном порядке:
Калач, диван, песок, альбом, вагон, тетрадь, пальто, бетон.
Средний уровень
Записать слова в алфавитном порядке:
батон, билет, базар, бутон, береза, багаж, бокал.
Высокий уровень
Записать слова в три столбика и внутри каждого столбика строго в алфавитном порядке:
Автобус, газета, пенал, азбука, пакет, гараж.
Правильно написать безударную гласную в корне.
Слабый уровень
Вставить пропущенные буквы:
п…мощники (помощь), б…льшой (больше), во дв…ре (двор), кл…дет (накладывать), ж…льцы (жил).
Средний уровень
Вставить пропущенные буквы, доказать свой выбор:
п…мощники - … , б…льшой - … , во дв…ре - … , кл…дет - … , ж…льцы - … .
Высокий уровень
Выписать из текста слова с безударными гласными, доказать их правописание.
Помощники.
Большой сугроб снега во дворе. Дворник лопатой кладет снег на машину. Вышли во двор и жильцы. Ребята помогают очищать двор от снега. Машина возит снег за город.
Списывание с грамматическим заданием.
Весенние работы.
Наступила ранняя весна. Тепло греет весеннее солнце. Летят домой пернатые. Для работы в саду наш класс разделился на группы. Ребята копали землю, обрезали сучья, обмазывали стволы деревьев. Коллективная работа идет быстро.
Слабый уровень
Списать текст без ошибок. Определить части речи.
Средний уровень
Определить границы предложений. Списать текст. Определить части речи.
Высокий уровень
Восстановить деформированный текст, составив из данных слов предложения. Записать, определить части речи.
Весенние работы.
ранняя, наступила, весна
солнце, тепло, весеннее, греет
пернатые, домой, летят
работы, в, наш, саду, класс, разделился, для, группы, на
копали, ребята, сучья, землю, обмазывали, обрезали, деревьев, стволы
работа, быстро, коллективная, идет
Такая форма работы позволяет для каждого ученика создать условие успеха в обучении, развить стремление у слабых учеников добиваться хороших результатов, чтобы выйти на более сложный уровень.