Статья «Технология уровневой дифференциации на уроках математики основной школы»
государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья городского округа Чапаевск
Технология уровневой дифференциации на уроках математики основной школы
Учитель математики: Карпова
Наталия Павловна
2017 г.
Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся.
Обучение математике воспитанников коррекционной школы VII вида имеет свою специфику. У воспитанников, с задержкой психического развития, которые характеризуются плохой памятью, отклонениями в поведении, при изучении курса возникают серьезные проблемы.
Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения (сдача государственного выпускного экзамена), как правило, оказываются для них непосильными. Требования к уровню подготовки детей с ЗПР соответствуют требованиям, предъявляемым к учащимся общеобразовательной школы. При выполнении этих требований к обязательному уровню образования необходимо учитывать особенности развития детей с ЗПР, а также их возможности в овладении знаниями, умениями, навыками.
Отсутствие у детей с ЗПР минимальных знаний по математике, несформированность основных операций мышлениях не позволяют им активно включаться в учебный процесс, формируют негативное отношение к учебе.
Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ЗПР. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития. Поэтому дети с ЗПР, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы.
Важнейшим условием, позволяющим сделать обучение воспитанников эффективным и доступным, является процесс индивидуализация и дифференциация обучения, при котором все воспитанники получают
знания соответственно своим возможностям и уровнем усвоения знаний, восстановления положительного отношения к учебе, усвоения математического материала в процессе решения практических задач, усиливающих мотивацию и интерес к предмету.
Решить эту проблему мне позволило использование технологии уровневой дифференциации.
Главной целью уровневой дифференциации является – достижение всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего государственный стандарт образования, и при этом создание условий обучающимся, проявляющим интерес и способности к предмету, для усвоения изучаемого материала на более высоких уровнях. В соответствии с технологией уровневой дифференциации по каждой теме выделен уровень обязательной подготовки, который задает нижнюю границу усвоения материала.
Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.
Каждый ребенок с ОВЗ индивидуален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему - полгода, четвертый - не воспринимает его совсем.
Как научить всех? Это вечный вопрос.
Главная моя задача при проведении урока это: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
В каждом классе можно выделить следующие уровни: высокий, средний и низкий.
Важно определение стартового уровня знаний для каждого ученика, поэтому в начале учебного года провожу контрольные срезы (мониторинги).
По результатам мониторинга в классе формируются три группы учащихся:
обучающиеся 1 уровня – которые имеют низкие математические способности,
обучающиеся 2 уровня – дети, имеющие средние математические способности,
обучающиеся 3 уровня – которые имеют высокие математические способности.
В течении года обучающиеся могут перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется во время учета знаний на уроке; текущей проверки усвоения пройденного материала; самостоятельных и контрольных работы; уроков закрепления, при выполнении домашнего задания. Для этого я готовлю карточки-задания, тесты, задания разной сложности
На уроках учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, зная, что наиболее простой вариант будет иметь невысокую бальную оценку. По началу дети пытаются не утруждать себя и выбирают более легкий вариант заданий, но чувство соперничества, желание быть лучшим, отмеченным учителем приводит к тому что обучающиеся спустя какое-то время выбирают задания, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания более высокого уровня
Некоторые способы уровневой дифференциации, которые я использую на уроках.
1. Дифференциация по объему учебного материала.
Это, пожалуй, самый простой способ дифференциации. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.).
2. Дифференциация по уровню трудности.
Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности.
Набор карточек для разных классов, по разным темам, которые я использую на уроках, это могут быть задания различные по содержанию и по способу выполнения, а может быть одно и тоже задание, например:
алгебра 7 класс «Рациональные дроби»
1 уровень: заполнить пропуски в решении
2 уровень: задание с планом его выполнения
3 уровень: упростить выражение
3. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно. Использую на этапе закрепления нового материала
Осуществление дифференцированного подхода на любом из этапов урока.
Большое внимание уделяю устной работе. Главное условие здесь - систематичность, работа на каждом уроке. Во время устной работы половину повторяемого материала можно отработать в течение 5-7 минут. Устный счет всегда провожу так, чтобы начинали с легкого, затем выполняли более сложное. Имею подбор устных упражнений по всем темам. Пример:
х : 3 = 12 : 4 |
22 : х = 2 : 3 |
24 : 3 = х : 8 |
2,4 : 6= – 2 : х |
= |
= |
= |
= |
= |
= |
При изучении нового материала и закреплении первый урок провожу для всех, на следующих уроках происходит разноуровневая работа. Уровень 1 – возвращается к основным моментам, повторяет снова теоретический материал и решает простейшие задания.
Уровень 2 – сосредотачивается на упражнениях, которые требуют решения, старания и понимания основных положений тем и умений.
Задания для уровня 3 – переходят от обязательных в творческие.
При подведении итогов по изученному материалу проводятся самостоятельные разноуровневые работы. Даётся 3 различных по сложности варианта, и каждый ученик выбирает себе вариант по силам. Даже самые слабые ученики ощущают свою успешность, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу.
Домашняя работа так же разноуровневая: объем заданий одинаков, только учащимся 1 уровня – задания, соответствующие базовому уровню, а учащимся 2 и 3 уровня – аналогичные задания, отличающимися уровнем сложности и дополнительное задание (творческое задание: составление кроссвордов, ребусов, написание рефератов)
Часто перед многими учениками стоит проблема общения с учителем. Из-за индивидуальных особенностей личности им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова. У одноклассников проще спросить непонятное, получить в нужный момент помощь. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на группы по 2 человека. Дети в парах организованы с разным уровнем знаний: средний – низкий, высокий – средний. Все пары получают задания. Задания выполняются, при этом идёт обсуждение, опрос друг друга. При этом учитель не остается в стороне, а направляет и корректирует работу.
Таким образом, целью уровневой дифференциации – научить всех обязательному (базовому) уровню, создать условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более высокого уровня.
Применение технологии уровневой дифференциации, как механизма достижения образовательного стандарта в классах на уроках математики способствует повышению качества знаний по предмету. Усиливает положительную мотивацию к обучению, самооценка детей стала более реальной, слабые школьники стали достигать необходимого минимума знаний, а по некоторым темам даже превышать его, а сильные учащиеся не перестали стараться. На уроках математики была создана комфортная атмосфера, располагающая к совместной деятельности педагога и учащихся.