«Использование тренинговых технологий в воспитательной работе педагога»

1
0
Материал опубликован 15 May

 

СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА

«Использование тренинговых технологий

 в воспитательной работе педагога»


Педагог-психолог:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы собрались для того чтобы  в очередной раз вернуться к воспитательной работе педагога.

Возможно, среди нас находятся педагоги, которые применяют элементы тренинга и это замечательно! Надеюсь, они будут активными помощниками!

Моя цель: показать на каких этапах занятия можно использовать элементы тренинговых технологий: на создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе, создание доброжелательной, творческой атмосферы в коллективе и сплочения.

Не для кого не секрет что именно в детском возрасте преобладает игровая деятельность, поэтому из своего опыта знаю, как захватывает учащихся игра.

Ну что начинаем!

Тренинг мотивирует учащихся к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности, развивает творческие способности. Выполняя упражнения тренинга, учащиеся учатся понимать друг друга,  расширяют теоретические знания, развивают творческие способностей.

Тренинг выстраивается по схеме:

Ритуал приветствия позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и принятия;

Разминка настраивает участников на продуктивную групповую деятельность, позволяет установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять эмоциональное напряжение.

Основное содержание по теме есть совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между участниками группы;

Рефлексия – обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии

Ритуал прощания способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.

Тренинговые технологии (в отличие от привычного повторения) подразумевают целенаправленные, систематические действия по отработке одного или нескольких видов учебной деятельности.


Предлагаю перед началом   занятия  использовать ритуал приветствия.

Если у вас новая группа рекомендуется обязательно познакомить учащихся друг другом.

«Назови Свое имя» учащиеся встают в круг, педагог берет в руки мяч (игрушку)  и со словами начинает приветствие:

Улыбнитесь всем вокруг

И скорей вставайте в круг

Мячик ты передавай,

Свое имя называй!

(можно называть ласковую форму своего имени)


Если нет предметов для передачи по кругу  используем рукопожатие.

На занятиях где учащиеся должны сидеть на местах можно передавать мяч, игрушку, виртуальную снежинку, посылая ее из своей ладони воздухом.


Еще одно известное приветствие «Снежный ком»

Оно  позволяет детям скорее запомнить имена, друг друга, установить контакт.

Первый учащийся  (например, слева от педагога) называет свое имя. Следующий повторяет его, и, называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу. Например: «Меня зовут Александр, следующий учащийся обращается со словами Александр меня зовут Светлана, следующий Александр, Светлана меня зовут Марина и т.д.


На следующих занятиях используем следующие  приветствия:

«Здравствуй»

Учащиеся могут сесть  на ковер, встать по кругу и проговаривают слова приветствия, одновременно выполняя движения:

Здравствуй небо! (руки поднять вверх)

Здравствуй солнце! (руки соединяем в круг над головой))

Здравствуй земля! (руки опускаем вниз)

И группа (команда) моя! (соединяем руки и замыкаем круг)



«Давайте поздороваемся» это тактильное приветствие. Педагог дает  инструкцию: «Ребята сейчас вы будете двигаться по нашей комнате как захотите, когда я хлопну один раз- здороваемся за руку, два хлопка –здороваемся  плечиками, три хлопка –здороваемся  локотками».



«Ищем друга»
Учащиеся под музыку двигаются танцевальной ходьбой по классу хаотично, приветствуя всех мимо проходящих членов группы кивком головы. Музыка обрывается — каждый должен найти себе пару и поздороваться рукопожатием (повторяется 5-7 раз).
В этом приветствии цель взаимное принятие друг друга и вхождение в контакт, а так же развить чувство быстрой реакции.

Музыка: любая ритмичная, темп средний.



На своих занятиях, я еще предлагаю поделиться интересными событиями учащихся. Например: «Здравствуй Мирон, расскажи сто интересного у тебя произошло вчера. Здравствуйте Светлана Вячеславовна, вчера я с мамой ходил в гости, там я играл в интересную игру и т.д.»

Эти элементы тренинга позволяют развивать словарный запас, память, а также обмену информации.

Разминка настраивает участников на продуктивную групповую деятельность, позволяет установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять эмоциональное напряжение.

Ее используем как после приветствия, так и в середине занятия, если учащимся требуется перерыв.

 

«Четыре стихии»  упражнение позволяет  развить внимание учащихся.

Учащиеся могут встать в руг, сидеть на месте. Педагог дает инструкцию:

если  он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, 

если  слово  «вода»  - руки вперед,

если слово «воздух» - руки вверх,

если слово «огонь» -  вращение  руками  в  локтевых суставах.


«Ветер дует»  учащиеся сидят в ряд, педагог начиная игру, произносит слова: «Ветер дует на того...» Продолжение фразы может быть таким: у кого светлые волосы, кто в красной одежде, кто любит смеяться, кто высокого роста и т. д.

Учащиеся быстро встают и выходят к педагогу

Можно поднимать руку, если учащиеся сидят за столами.

«Найди себе пару»  Заранее необходимо приготовить небольшие бланки с названиями животных. Раскладываем их на столе обратной стороной.

Учащиеся  по очереди подходят и выбирают листочек с именем животного, но не показывают друг другу. По команде все  начинают изображать  с помощью невербальных средств общения образы животных, как только музыка остановилась, находят себе пару (или тройки).


«Слова»

Учащимся по очереди бросаем мяч необходимо назвать предметы в классе, можно усложнить, если добавить в инструкции назвать предмет на букву «С» и т. д..


 «Пианино»

Педагог делит детей на две подгруппы по восемь человек. Каждый из семи человек — нота (до, ре, ми, фа...). Один человек — пианист. Когда пианист называет ноту, ребенок, чью ноту он назвал, должен присесть на корточки. Сначала пианист играет гаммы, а затем называет ноты в произвольном порядке, потом дети меняются ролями, и пианистом становится другой ребенок.

Педагог следит за ходом игры, помогает   разобраться, если им что-нибудь непонятно.


«Сказка по кругу»   Педагог начинает упражнение со словами:

          «Сейчас мы с вами будем рассказывать сказку, но не простую, а одну на всех. В      этой сказке каждый придумывать свое продолжение»

          Учащиеся по очереди выполняют задание, начинает и заканчивает сам педагог. В зависимости от возраста составляется текст начала, например: «Представьте себе что мы все попали в сказочный лес, там были очень красивые и необычные деревья…продолжить»


Предлагаю игра «Бинго», она позволит учащимся больше узнать друг о друге, сплотить группу, создать благоприятную атмосферу взаимодействия.

«Сейчас каждый желающий  получит бинго-формуляр (таблица) с различными характеристиками человека. Ваша задача найти игрока, соответствующего одной из характеристик и взять у него подпись. Первый, кто соберет пять разных подписей по вертикали, горизонтали или диагонали, должен крикнуть Бинго! Он объявляется победителей.  У одного и того же игрока брать подпись нельзя. Игра будет проходить до тех пор, пока не появится несколько победителей.

Победители зачитывают имена игроков, расписавшихся в его формуляре,  и сообщает его характеристику»



А теперь давайте обменяемся мнениями

сегодня я узнал…

было интересно…

я понял, что…

теперь я могу…

я попробую…


Ритуал прощания способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.

«Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек)

и говорят традиционные слова:

Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.


«Скажите доброе словечко»

Педагог: Ребята, давайте закончим наш день  ритуалом: каждый по очереди скажет соседу хорошие слова, за что-то похвалит его. Мы будем делать это для того, чтобы уходить  с радостным чувством.


«Подарок»

«Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)


Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Нужно крепко всех обнять (дети обнимают друг друга по кругу)

Спасибо за внимание! До свидания!


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Бинго – формуляр

В «Контакте» любит рисовать на «Стене» своих друзей

Регулярно занимается спортом



Терпеливо переносит дождливый день


Хочет быть учителем


Имеет прозвище

Участвовал в олимпиадах



Регулярно ходит в театр

Посмотрел фильм в последние выходные

Любит приключения

Ведет дневник

Умеет готовить

Единственный ребенок в семье



Левша

Имеет больше трех братьев или сестер

Никогда не лежал в больнице

Был когда-либо в пионерском лагере



Может  свистеть на пальцах

Может нарисовать портрет

Хорошо играет в шахматы

Любит быть в центре внимания

В последний год менял место жительства


Спит по воскресеньям до 10 утра

Хорошо плавает

Имеет домашнее животное

Участвовал в театральных постановках



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.