Современные технологии в работе педагога

2
0
Материал опубликован 20 July 2020

Современные технологии в работе педагога

В современном обществе задача образования заключается не столько в том, чтобы дать определенный набор знаний по предмету, сколько в умении применять полученные знания в повседневной жизни. Решить эту задачу в образовательном процессе помогают активные методы обучения. Понятие метод происходит от греческого methodos – путь исследования. Метод обучения является важнейшим компонентом учебного занятия, ключом к достижению цели урока. От того, какие способы обучения применяет педагог, будет зависеть усвоение учащимися знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.

Методы обучения – это не просто обособленные друг от друга основные виды деятельности учителя и ученика, а взаимодействие, обеспечивающее формирование знаний, умений и навыков, необходимых дл решении учебно-воспитательных задач. Для достижения целей и задач урока учитель схематизирует и проектирует как свою деятельность, так и деятельность учащихся на уроке. Учителем досконально продумывается, какой метод использовать на том или ином этапе урока для достижения цели и ожидаемых результатов. Если метод не отвечает возложенным на него задачам, он не является методом для достижения поставленной цели.

Можно выделить 3 группы методов обучения:

Пассивные методы. Это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока. В современной педагогике этот метод является неэффективным, поскольку учащемуся отводится роль слушателя. Но в этом методе есть и свои плюсы: учитель во время лекции за достаточно ограниченное время урока может дать обширный учебный материал.

Интерактивные методы. Означают взаимодействовать, находиться в режиме бесед, диалога с учениками. Диалог может происходить как в рамках учитель-ученик, так и в рамках ученик-ученик. Данный метод является эффективным, так как ученик активно взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса.

Активные методы обучения. Это такая организация урока, при которой учащиеся становятся активными участниками урока на всех его этапах. Активные методы обучения помогают сделать деятельность обучаемых творческой и продуктивной, предполагают самостоятельное преобразование учебного материала в собственный опыт, при этом каждому ученику должна быть дана возможность раскрыть свой потенциал, достичь цели индивидуально. Учителю отводится роль наставника, поощряющего самостоятельность, инициативность и индивидуальную ответственность обучающихся.

Дети с самого раннего детства стремятся к самостоятельности, говоря фразу « Я сам!». И это желание сделать что-то самому, узнать новое важно ребенку на протяжении его развития. Поэтому важно поддержать стремление каждого учащегося к самостоятельности.

В начале урока я ввожу учащихся в проблемную ситуацию, решение которой требует от учеников внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности. Например, по литературе, в начале урока, по соответствующей теме, можно задать следующие проблемные вопросы: « Можно ли считать роман Л.Н.Толстого «Война и мир» историческим?», «Почему Раскольников пошел на убийство?»; по русскому языку – « Почему в слове плавает мы пишем букву а, а в слове пловец- о, в слове умирает – и, а в слове умер - е?».

Разновидностью активных методов обучения является проектная деятельность. При работе учащихся над проектами, я выступаю тьютором, то есть наставником, который помогает, направляет на всех этапах написания проекта. Со своими студентами мы работали над следующими проектами: « Как нужно правильно писать сочинение», «Ошибки в школьных учебниках русского языка. Морфемика и словообразование», «Речевой этикет как показатель культуры общения», «Альбом правил русского языка» и другие.

Игровая технология позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях. Так, на уроках русского языка я предлагаю ученикам побыть в роли редактора или учителя русского языка. Задание: укажите случаи ошибочного использования форм прилагательных. Исправьте ошибки.

Ф.П.Федотов был мужественен и решительный. Эти места отличаются наибольшим интенсивным движением. Петров оказался в более лучшем положении. Компот лишком кисл. Этого человека жальчее. Ваш вывод беспочвенен и необоснован. Поезд начал двигаться несколько побыстрее. Машина требует наиболее серьезного ремонта. Этот метод наиболее лучший. Мы столкнулись с самой наисложнейшей проблемой. Эта птичка, пожалуй, бойчее, да и поет звонче.

Игра способствует развитию общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание, воспроизведение информации различной модальности. Кроме того, в процессе игры у ученика проявляется возможность для самореализации и проявления творческих способностей.

Пример. Работа над романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Прием «шапка вопросов». Ученики «заполняют шапки» вопросами:

1 – я «шапка» - вопросы, проверяющие знание текста.

2 – я «шапка» - вопросы, выясняющие впечатления от художественного произведения.

3-я «шапка» - вопросы, на которые сам спрашиваемый затрудняется ответить.

Так , например, вопросами в первой шапке могут быть:

Где происходит действие романа?

Кто главный герой романа?

Сколько длится действие романа7 и т.д

Вопросами во 2-й шапке:

Я считаю, что Раскольников заслуживает самого жесткого наказания. А как ты думаешь и т.д.

В течение урока ученики отвечают на вопросы из «шапки».











































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.