12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
0

"Опыт работы использования технологии «Лэпбук» в воспитательном процессе"

«Опыт работы использования технологии «Лэпбук»

в воспитательном процессе»

Коробейникова Е.Л., воспитатель ВВК


«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».

Джон Дьюн

Общая цель воспитания в детском саду – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

овладение первичными представлениями о базовых ценностях;

приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

В соответствии с этим каждый педагог ищет новые подходы, технологии, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Использование технологии «лэпбук» помогает нам, педагогам, в достижении целей воспитания.

В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его чаще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, конвертами разных форм, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, графиков в любой форме и на любую тему, учитывая базовые ценности нашего общества. В этой папке собирается материал по определенной теме.

Лэпбук отвечает основным направлениям партнерской проектной деятельности взрослого с детьми, а также опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизма. Приоритет жизни и свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, патриотизма, ответственности, бережного отношения к природе и окружающей среде;

Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;

Принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России;

Принципы безопасной жизнедеятельности. Воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;

Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.

Во взаимодействии с детьми лэпбук способствует быстро, эффективно и познавательно усвоить новую информацию и закрепить уже изученное в занимательно-игровой форме. Данное пособие имеет яркое оформление, четкую структуру и разрабатывается с учетом склонностей, интересов, уровня активности детей. За счет наглядной привлекательности обучение проходит непроизвольно, что отвечает целевым ориентирам воспитательной работы для детей дошкольного возраста.

 Работая над определённой темой, лэпбук охватывает все области воспитания. Его наполняемость разнообразна, зависит от возраста детей и задач, предусмотренных педагогом, календарным планом воспитательной работы и календарём праздничных событий.

Лэпбук хорошо подходит для занятий в группе, где одновременно заняты несколько детей, так и индивидуально.

Чем же хорош лэпбук?

информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме);

полифункционален (способствует познанию, развитию психических процессов, творчества, воображения, его можно использовать как с подгруппой детей, так и индивидуально);

обладает дидактическими свойствами, является средством художественно – эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его части), его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Преимущество данного вида пособий заключается в том, что его можно посвятить совершенно любой тематике. 

Разновидности лэпбука в зависимости от назначения:

учебные;

игровые;

поздравительные,

праздничные;

автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, музей, библтотеку)

Наш детский сад посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, поэтому такая интерактивная папка позволяет решать задачи по воспитанию, развитию речи, психических процессов, детской инициативы и самостоятельности.

 В своей работе мы использовали оригинальное дидактическое пособие «Детский календарь», которое предполагает тесное сотрудничество с родителями наших воспитанников.

Начиная работу по «Детскому календарю», мы увидели, что 80% детей испытывали трудности в определении сезонных признаков, отличительных черт времен года. Поэтому совместно с детьми и родителями мы выбрали тему «Времена года» и решили создать лэпбук на каждый сезон. В содержание лэпбука вошли материалы «Детского календаря», которые основываются на принципах сезонности, доступности, логичности построения материала, а также воспитания любви к родной природе, природе России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

 Создание лэпбуков «Москва», «Мой Пушкин», «Символы России», «Мой дедушка– герой», «Мой город Новоуральск» в подготовительной группе соответствуют задачам познавательного и патриотического направления воспитания, таким как развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы; формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний; воспитание любви к родной природе; формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа; приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, беседы).

Лэпбук – это разновидность метода проекта и содержит все его этапы:

1. целеполагание (выбор темы);

2. разработка лэпбука (составление плана);

3. выполнение (практическая часть);

4. подведение итогов (презентация).

В результате у детей развиваются универсальные умения, такие как:

-умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои представления и умения, делать выбор;

- использовать устную речь, выражать свои мысли, отношение, желания.

Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. Ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.

Разработка и изготовление лэпбука является эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители могут обеспечить поддержку:

1. организационную (экскурсии, походы);

2. техническую (фото, видео);

3. информационную (сбор информации для лэпбука);

4. мотивационную (поддержание интереса, уверенности в успехе)

Для обеспечения дальнейшей партнерской деятельности и повышения продуктивности работы игровой процесс выносится за рамки группы. С целью обучения игровым приемам родителей проводятся семейные онлайн игротеки, на которых постепенно все дети группы, их родители, а также братья и сестры, бабушки и дедушки овладевают навыками разных игр, которые были изготовлены из страничек дидактического пособия «Детский календарь».

 Комплект настольно-печатных игр пополняется бесконечно. Что бы пособия служили долго, они ламинируются и складываются в отдельные пластиковые конверты. Совместно с детьми придумываются правила и зарисовываются.

Использование игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения Программы воспитания. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию и воспитанию ребенка в семье и детском саду.

Таким образом, лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной, совместной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной образовательной программой дошкольного учреждения. Может быть использован при реализации любой области воспитания, обеспечивая их интеграцию.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.