Доклад «Использование инновационных технологий в воспитательных целях»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 с.Александров-Гай
Субакова Анастасия Юрьевна,
воспитатель группы продленного дня
Тема доклада на педагогическом совете
«Использование инновационных технологий в воспитательных целях»
В настоящее время инновационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителей и воспитателей групп продленного дня. Они направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.
Я применяю разнообразные формы и методы работы, использую различные виды технологий, способствующие развитию познавательных и творческих интересов у детей, как личностно-ориентированную, так и технологию игрового обучения и сотрудничества, разнообразные принципы подхода к воспитанию младших школьников и ИКТ.
Инновационный характер и сущность опыта моей работы заключается в создании системы по выработке эффективного, качественного и творческого выполнения домашних заданий, применении новых форм, методов организации работы с учащимися. Основные принципы, применяемые в работе: принцип индивидуальности, принцип творчества и успеха, принцип доверия и принцип разновариантности (индивидуальный, групповой, коллективный). Ведущие методы, используемые в практике - метод сотрудничества, самоанализа, самооценки.
Так, подходя к организации индивидуальной работы, я изучаю интересы ребёнка, его способности усвоения учебного материала, отношения к учебным заданиям, специфику его семейного воспитания, уровня воспитанности. В процессе выполнения домашних заданий темп различен, что определяется индивидуальными особенностями детей. В связи с этим, я всегда имею дополнительный дидактический развивающий материал (ребусы, кроссворды, лото и т.д.), тем самым стимулирую творческое отношение к выполнению домашних заданий. Часто в группу приходят дети, не имеющие навыков самостоятельной работы, тогда моя задача сводится к привитию навыков учебной работы. Оказываю помощь, поощряю каждого из них даже за малые успехи, стараюсь убедить, что ему по силам преодолевать посильные трудности, и что он может учиться не хуже других. Для формирования навыков самооценки, приучаю ребёнка прочитать, что написал, ответить на вопросы в конце статьи по чтению. Взаимоконтроль способствует развитию ответственности, требовательности к себе, умению анализировать результаты своей работы.
Для организации групповой работы применяю игровые моменты, способствующие качественному выполнению заданий в составе команды (группы), используя задания на сообразительность, развитие логического мышления. Такими видами работы являются брейн-ринг, минутки смекалки, головоломки и загадки. Данные задания позволяют детям вспомнить нужную орфограмму, решить задачу, ответить на вопросы. Также в этом году я с командой ребят группы продленного дня принимала участие в сетевом проекте «Космическое путешествие».
В группе есть дети, которые обладают сильным интеллектуальным потенциалом. Это учащиеся с ярко выраженными умственными способностями, широкими познавательными интересами, любознательностью, высокой мотивацией к учебной деятельности. С такими обучающимися организую участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах.
Чтобы сильные ученики помогали слабым, организую взаимопроверку, которая повышает взаимоответственность и качество знаний. Такие игры, как « Подскажи словечко», «Проверь Угадайку», «Помоги Незнайке» и другие, помогают лучше усвоить и закрепить знания, полученные на уроке.
Коллективная деятельность требует, с одной стороны, объединения усилий группы детей, а с другой - определённого разделения труда, регулирования отношений взаимной ответственности и зависимости, контроля над деятельностью самими детьми. Исходя из собственного опыта, стараюсь, чтобы учебная деятельность детей была полезной, привлекательной, радостной, необходимой, целесообразной. Поэтому при проведении коллективных игр: «Самый умный», «Две звезды», « Умники и умницы» я опираюсь на индивидуальные особенности детей. Использование игр оживляет работу группы, вносит элемент занимательности. Игра даёт возможность, переключится с одного вида деятельности на другой, тем самым снимает усталость, утомляемость. Дети узнают много полезного. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают мне возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем подготовки. Опыт показывает, что методика коллективной творческой деятельности наиболее эффективна, целесообразна в младшем школьном возрасте, поскольку она соответствует их особенностям, таким как стремление к игре, фантазии, желании сотрудничать с взрослыми.
Чтобы подготовить детей к самостоятельной работе, требующей от них активной умственной деятельности, необходимо настроить детей на творческое самостоятельное размышление, стимулировать его волевые усилия, развивать мыслительные способности с помощью занимательных игр («Слова», «Буква заблудилась», «Сумей прочитать», «Лучший счётчик), направленных на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей. В ходе занимательной игры усваиваются разнообразные знания, формируются умения, навыки, такие качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, честность, объективность.
К инновационным технологиям относятся также и информационные технологии, которые помогают мне в работе по следующим направлениям: подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация); подбор дополнительного познавательного материала к урокам, знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий; обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов; создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности занятия. В этом году я приняла участие в XV региональная методическая конференция «Слагаемые профессиональной компетентности педагога» в дистанционной форме.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что уроки с использованием инновационных технологий – это одно из самых важных направлений инновационной работы в школе. Практически по любому школьному предмету можно применить инновационные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать занятие по-настоящему развивающим и познавательным. Использование инновационных технологий позволяет сделать занятия современными, способствует значительному повышению качества образования.