Внеклассное занятие «Футбол математиков» (9 класс)
Использование здоровьесберегающей технологии в обучении математики.
Тарханова Юлия Николаевна
учитель математики
высшей категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ковернинского муниципального района Нижегородской области
«Ковернинская средняя школа №1»
Статья посвящена необходимости применения здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе. Представлено одно из педагогических средств здоровьесберегающей технологии - интегрированное занятие.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, спорт, футбол, физкультминутка.
Несмотря на усиление внимания государства и общественности к проблеме сохранения здоровья нации, показатели здоровья детей продолжают снижаться. В настоящее время практически не встретишь абсолютно здорового ребёнка. К высокой интенсивности учебной нагрузки школьников добавляется малоподвижный образ жизни, что и является существенными факторами ухудшения здоровья, ослабления иммунитета и роста числа различных хронических заболеваний.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Сегодня вопрос сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе является одним из самых главных.
В учебном процессе участвует весь педагогический коллектив, поэтому не только учителям физической культуры необходимо мотивировать учащихся на занятие спортом и прививать им ценность здорового образа жизни. Все учителя должны учитывать этот фактор при организации и построении уроков, внеклассных мероприятий, классных часов.
На своих уроках я уделяю большое внимание сохранению здоровья учащихся. С этой целью применяю здоровьесберегающие технологии: традиционные физкультминутки, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику. Провожу интегрированные уроки и внеклассные занятия, которые очень нравятся детям: математика и спорт, математика и ЗОЖ, математика и медицина и др. Провожу классные часы на сохранение физического и психологического здоровья учащихся.
Предлагаю Вашему вниманию авторскую разработку внеклассного занятия «Футбол математиков», направленную на подготовку учащихся к сдаче ОГЭ по математике и пропаганде здорового образа жизни.
Цель: популяризировать футбол, как вид спорта, пропагандировать здоровый образ жизни, решать математические задачи.
Задачи:
Образовательные: отрабатывать умение решать текстовые задачи; повышать уровень информированности о футболе, здоровье и здоровом образе жизни.
Развивающие: развитие умственной деятельности; развитие мотивационной сферы (мотивации на ведение здорового образа жизни, на занятие спортом).
Воспитательные: формирование ценностного отношения к здоровью, формирование навыков взаимодействия и сотрудничества друг с другом.
Форма проведения: соревнование.
Формы работы учащихся: работа в группах.
Необходимое техническое оборудование: презентация, карточки с задачами и вопросами, мячи, плакаты с названиями известных футболистов и футбольных клубов.
Ход занятия:
I. Мотивационно-ориентировочная часть.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сильная нация – это здоровая нация! И каждый из Вас знает, что здоровье нельзя купить, но можно сохранить и приумножить! Сильнодействующее средство по укреплению здоровья – это спорт!
Я прочту стихотворение, а Вы назовите вид спорта, о котором говориться в этих строках:
«У этой игры есть свои атрибуты:
Футболки, трусы, люди в бутсы обуты.
Вратарь одиноко стоит у ворот,
Толпою по полю несётся народ,
С трибун раздаётся, как взрыв, слово «Гол!».
Во что две команды играют? В…» (Футбол)
- Да, совершенно верно, это ФУТБОЛ!
Футбол – это самый популярный и массовый спорт в мире. Футбол способствует развитию молодых людей, совершенствованию физических качеств, воспитанию таких черт характера, как творческая активность, ответственность за порученное дело, целеустремленность. Он дарит радость миллионам болельщиков, а известность лучших игроков затмевает популярность политиков и артистов.
- Ребята, а Вы играете в футбол? (Да)
- Какими качествами должен обладать футболист? (выносливость, быстро бегать, силовая подготовка и др.)
- Совершенно верно. Футболист должен быть, в - первую очередь, хорошим спортсменом, иметь отличное здоровье и прекрасную физическую подготовку.
- В 2018 году будет проходить Чемпионат мира по футболу в России. Это важное событие для нашей страны и мы, разумеется, не могли пройти мимо этого события. Поэтому наше занятие сегодня посвящено футболу!
- Ребята, а всё ли Вы знаете о футболе? Правила, футбольные термины, знаменитых футболистов? (задумываются)
- Всё это мы узнаем сегодня на занятии, а поможет нам в очередной раз – математика!
- Какова же цель сегодняшнего внеклассного занятия? (получить информацию о футболе, узнать футбольные термины, решать задачи).
- И мы начинаем внеклассное занятие «Футбол математиков».
II Операционно-познавательная часть.
- Итак, сегодня и мы с Вами сыграем в футбол. На доске уже готово футбольное поле, ворота игроков. Вы разделитесь на две команды. Я выступлю в качестве главного судьи.
(Учащиеся по очереди вытягивают карточку с порядковым номером, образуя две команды – с чётными числами (1 команда), с нечётными числами (2 команда).
- Футбольная команда должна иметь своё название. Придумайте название команде (команды названы).
- Теперь немного о правилах игры. Задача игроков футбола – забить как можно больше мячей в ворота соперников. У Вас будет та же самая задача. Правильно выполняя задание, Вы все заработанные баллы отправляете в ворота соперников, это и будут Ваши забитые голы. Если же Вы даёте неправильный ответ, то считайте, что забили гол сами себе. По итогу игры команда, ответившая правильно на все вопросы и задания, т.е. забившая больше баллов-мячей в ворота соперника и становится победителем.
- Вы готовы к «Футболу математиков»? (Да)
- Тогда начинаем.
Первый тайм.
Командам предлагается дать определение футбольных терминов. Каждый правильный ответ отправляет в ворота соперников 1 балл. Отвечайте, как можно быстрее, но помните о правиле поднятой руки.
Матч – это два футбольных тайма
Пасс – игрок передаёт мяч другому игроку
Штанга – боковая стойка ворот
Аут – выход мяча за пределы поля
Гол – мяч в воротах
Голкипер – вратарь
Легионер – иностранный игрок в футбольной команде
Овертайм – дополнительное время в футбольном матче
Арбитр – футбольный судья
Дриблинг – владение мячом
Бутсы – обувь футболиста
Бровка – боковая линия футбольного поля
Пенальти – штрафной 11 – метровый удар
Жёлтая карточка - предупреждение за нарушение правил игры
Автобус — сверхоборонительная тактика
Офсайд — положение «вне игры»
Форвард - нападающий
Стенка - защитное построение игроков
Перерыв. Физкультминутка «Передай мяч».
Учащиеся передают по-очереди маленький мячик, называя имена известных футболистов, названия футбольных клубов мира (можно помогать друг другу или пользоваться подсказками на плакатах).
Второй тайм.
Командам предлагается решить ряд задач. Каждый правильный ответ отправляет в ворота соперников 2 балла. Если обе команды дают правильный ответ на задачу, то 2 балла присуждается команде, которая решила вперёд,
1 балл присуждается команде, ответившей второй.
1 задача: Длина футбольного поля в Лужниках (Москва) – 105 м, а ширина – 68 м. Сколько времени потребуется футболисту, чтобы оббежать по кромке всё поле, если два его шага приходится на 1 секунду, а ширина шага 60 см.
Решение:
2*(105+68) = 346 (м) – периметр поля и расстояние футболиста.
0,5 сек – 0,6 м
1 сек - ? м
0,6*2=1,2 (м) – пробегает за 1 сек.
346:1,2 ≈ 288,3 сек ≈ 4,8 (мин)
Ответ: 4,8 мин.
2 задача: На сколько дольше длится игра в футбол, чем в хоккей, если в игре в футбол 2 тайма по 45 минут, а в игре в хоккей 3 периода по 20 минут.
Решение.
1) 2*45 = 90 (мин) - длится игра в футбол.
2) 3*20 = 60 (мин) - длится игра в хоккей.
3) 90-60=30 (мин) - разница.
Ответ: игра в футбол длится на 30 минут дольше, чем игра в хоккей.
3 задача: Решите уравнение и узнайте, сколько километров в среднем пробегает футболист за один тайм и за весь матч.
Решение:
Ответ: 6,5 км в среднем пробегает футболист за один тайм и 13 км за весь матч.
4 задача: Футболисты Саша и Паша в одном из ресторанов Монако за один вечер потратили 125000€. За сколько лет может заработать такую сумму средний провинциальный учитель с месячной зарплатой 15000 рублей, если курс евро в тот день составлял 72 рубля?
Решение:
15000*12=180000(руб.) – зарплата учителя за год.
180000/72= 2500 (евро) - зарплата учителя за год.
125000/2500=50 (лет)
Ответ: 50 лет, если зарплату только копить и ни на что не тратить.
5 задача: Футболист отправляет мяч как можно выше и дальше. Высота над землей подброшенного вверх мяча меняется по закону, h (t) = 1,6 +8t-5t, где h – высота в метрах, t – время в секундах, прошедшее с момента броска. Сколько секунд мяч будет находиться на высоте не менее трeх метров?
Решение:
Определим моменты времени, когда мяч находился на высоте ровно три метра. Для этого решим уравнение h (t) = 3.
1,6 +8t − 5t
t1=0,2 t2=1,4
Поскольку по условию задачи мяч брошен снизу вверх, это означает, что в момент времени t1=0,2 (с) мяч находился на высоте 3 метра, двигаясь снизу вверх, а в момент времени t2=1,4 (с) мяч находился на этой высоте, двигаясь сверху вниз. Поэтому он находился на высоте не менее трёх метров 1,4 − 0,2 = 1,2 секунды. Ответ: 1,2
6
задача:
Футбольный мяч сшит из 32 лоскутков:
белых шестиугольников и чёрных
пятиугольников. Каждый чёрный лоскуток
граничит только с белыми, а каждый белый
— с тремя чёрными и тремя белыми. Сколько лоскутков белого цвета?
Решение.
Пусть х – число белых лоскутков, тогда чёрных – (32-х). Количество границ белых лоскутков с чёрными 3х. Каждый чёрный граничит с пятью белыми, тогда количество границ 5*(32-х). 3*х=5*(32-х); 8х=160; х=20
Итак, лоскутков белого цвета 20.
Ответ: 20.
Перерыв. Физкультминутка «Играем в футбол»
Учащиеся встают из-за парт.
1 упражнение «Бег на месте».
2 упражнение «Ножницы»: перемах правой ногой через мяч, а левой ногой уходим в сторону (повторить несколько раз).
3 упражнение «Ножницы с усложнением»: перемах правой ногой через мяч, потом левой ногой через мяч, а потом правой ногой уходим в сторону (повторить несколько раз).
Серия «Пенальти».
Команды по-очереди вытаскивают карточку с вопросом и отвечают на него (карточки перемешаны). Каждый правильный ответ отправляет в ворота соперников 1 балл-гол. Всего 12 вопросов, каждой команде достанется по 6 вопросов.
Какая страна считается родиной футбола? (Англия).
Сколько человек составляют футбольную команду? (11).
Как называется итог игры, в которой нет победителя? (ничья).
Что на футбольном жаргоне называют «горчичником»? (жёлтую карточку).
Чем схожи футбольный мяч и гвоздь? (и тот, и другой можно забивать).
Продолжи футбольную пословицу «Матч состоится при…» (любой погоде)
Как называется кубок европейских чемпионов по футболу? (Кубок УЕФА)
Где во время матча находятся резервные футболисты? (на скамейке запасных).
Как звучит не официальное название чемпионата мира по футболу? (Мундиаль).
Какой приз вручают лучшему игроку по итогам чемпионата мира? (Золотой мяч.)
Какой приз ежегодно вручается лучшему бомбардиру по итогам чемпионата мира? (Золотая бутса).
Как зовут талисман предстоящего Чемпионата мира по футболу? (Забивака).
Подведение итогов.
Главный судья подводит итоги игры. Объявляются результаты, и награждается команда победителей.
III. Рефлексивно-оценочная часть
- Какую цель мы ставили сегодня на занятии? (получить информацию о футболе, узнать футбольные термины, решить задачи).
- Достигнута ли она? (да, мы узнали, новые футбольные термины, футбольных игроков, решали футбольные задачи и даже играли футбол!).
- Какова же цель футбола, как вида спорта? (развивать физическую подготовку людей, избавить население от вредных привычек, вести здоровый образ жизни).
- Молодцы! Действительно, футбол, как и любой другой вид спорта, несет в себе преобладающее число положительных моментов, влияющих на здоровье человека. Скажите, разве этого мало, чтобы уже завтра пойти на ближайший стадион и погонять мяч по траве?
Спорт - это залог здорового образа жизни!
Библиографический список
Решу ОГЭ [Электронный ресурс]: https://oge.sdamgia.ru
Википедия [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org
Иванова Н., Черняева В.: Загадки для детей 10-14 лет. Познавательные школьные загадки. Нск.: Сибирское университетское издательство, 2009. 142 с.
Садварий Жанна Владиславовна
Фролова Надежда Михайловна