Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
Колесников Ю.А.
преподаватель физической культуры
Геленджикского филиала
ГБПОУ КК «КТЭК»
Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках физической культуры
Аннотация. В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, используемые преподавателями на уроках физической культуры в колледже. Особое внимание уделяется созданию эмоционально комфортной атмосферы на занятиях, формированию положительной мотивации к обучению и получению знаний о здоровье и его сохранении.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни, физическое развитие.
В Законе РФ «Об образовании» провозглашены приоритетные вопросы по охране, укрепления, сохранения и развития здоровья подрастающего поколения; ценностным ориентациям на сознательное ведение и пропаганду здорового образа жизни [1].
Актуальность темы доклада обусловлена тем, что укрепление и сохранение здоровья учащихся занимает особое место в деятельности педагогов в силу того, что сохранение физического и нравственного здоровья является первостепенной задачей любого образовательного учреждения.
Малоподвижный образ жизни, перегруженность учебного процесса большим количеством дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях и неблагополучная экологическая ситуация — основные причины сложившейся ситуации. Это заставляет не только задуматься, но и поднять тревогу, ведь через обучение в школе и колледже проходит всё население, и на этом этапе закладываются основы будущего здоровья.
Учебная дисциплина «Физическая культура» — это единственный предмет, который формирует у молодёжи ценности, связанные со здоровым образом жизни, помогает развивать физические навыки и укрепляет здоровье. Он также способствует отказу от вредных привычек и негативных проявлений, которые часто встречаются в жизни молодых людей. Именно поэтому я активно применяю на занятиях здоровьесберегающие технологии, а также использую личностно-ориентированный подход, который позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося.
Здоровьесберегающие технологии представляют собой комплекс мер, который объединяет все факторы образовательной среды и направлен на сохранение физического и психического здоровья учащихся во время обучения и воспитания.
Цель здоровьесберегающей технологии — помочь учащимся сохранить здоровье на протяжении всего периода обучения. Она предполагает формирование у них необходимых знаний, умений и навыков для ведения здорового образа жизни и обучение тому, как применять эти знания в повседневной жизни.
Задача здоровьесберегающей технологии – обеспечить выпускнику высокий уровень физического и психического здоровья, сформировать культуру здоровья, умения заботиться и бережно относиться к своему здоровью и к здоровью других людей.
Здоровьесберегающие технологии предполагают чередование различных видов физкультурно-спортивной деятельности, которые способствуют сохранению здоровья в период обучения, формируют необходимые знания, умения по здоровому образу жизни, а также умение их использования в повседневной жизни.
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на учебных занятиях. Когда ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса.
Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье обучающихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности обучающихся, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, вариативности методов и форм обучения, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к обучению («педагогика успеха»), на получении знаний по вопросам здоровьесбережения.
Эта технология реализуется через грамотную организацию урока, что помогает избежать переутомления учащихся, поддерживать их умственную активность и стимулировать интерес к изучению предмета. Например, на уроках физкультуры, учащиеся делятся на группы в зависимости от состояния здоровья. Это позволяет им получать дозированную нагрузку, контролировать её уровень и прислушиваться к своему организму. В процессе выполнения заданий они самостоятельно следят за пульсом.
Цель урока, направленного на сохранение здоровья, заключается в том, чтобы обеспечить учащимся сохранение и приумножение их жизненной энергии на протяжении всего занятия. Кроме того, такой урок позволяет применять полученные навыки в самостоятельной деятельности во внеурочное время и в дальнейшей жизни.
Здоровьесберегающие технологии на уроке применяются с учетом:
рациональной плотности урока;
включение в занятие вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у студентов ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
оптимальное сочетание различных видов деятельности;
выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
формирования внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
осуществления индивидуального подхода к обучающимся с учетом личностных возможностей;
создания благоприятного психологического климата, ситуации успеха и
эмоциональной разрядки;
включения в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;
целенаправленной рефлексии в течение всего урока и в итоговой его части.
Основная цель, которую преследует преподаватель, реализуя здоровьесберегающее сопровождение на уроке, заключается в том, чтобы способствовать улучшению как физического, так и психологического здоровья учеников. Для этого необходимо использовать разнообразные педагогические методы и приёмы обучения:
изучение состояния здоровья каждого студента;
создание позитивного психологического климата и благоприятной эмоциональной атмосферы для взаимодействия, обучающегося и взрослого;
знание индивидуальных особенностей, учащихся;
владение здоровьесберегающими технологиями и методами формирования ценностного отношения к здоровью как учащихся, так и их родителей.
В процессе обучения лучше комбинировать различные виды деятельности. Использовать такие методы, которые помогают учащимся проявлять инициативу и творчески самовыражаться. При выборе форм, содержания и методов работы учитывать возраст, пол, состояние здоровья, уровень развития и подготовленности учащихся, обеспечивать необходимые условия в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм.
Обязательным элементом организации здоровьесберегающего урока являются физкульминутки. Небольшая двигательная нагрузка, включение двигательных пауз на уроке предупреждает развитие переутомления обучающихся. Эти паузы позволяют решить сразу несколько важных задач: улучшение внимания и концентрации; повышение работоспособности и физической выносливости; улучшение психологического состояния и настроения; снижение утомляемости и восстановление сил [3].
Чтобы подготовить и провести урок, соответствующий всем вышеперечисленным требованиям, преподавателю необходимо обладать профессиональными знаниями в области здоровьесберегающих образовательных технологий. В связи с этим, возникает потребность в дополнительном повышении квалификации для преподавателей, независимо от их специальности и особенностей работы с разными группами обучающихся.
На уроках физической культуры важно уделять особое внимание созданию условий, способствующих сохранению здоровья учащихся. Это особенно актуально при сдаче контрольных испытаний, тестировании и подготовке к выполнению норм ГТО. Каждый раз, когда проходит очередное тестирование, учащийся должен демонстрировать улучшение результатов. Если же этого не происходит, преподаватель должен внести соответствующие коррективы в индивидуальные задания. Важно, чтобы ученик сравнивал себя не с другими, а с самим собой. Например, он мог бы сказать: «Сегодня я стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать ещё лучше, чем сегодня». Поэтому для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе.
Важную роль в подготовке к уроку играют учащиеся, которые по состоянию здоровья относятся к специальной медицинской группе и не посещают занятия. Их рефераты и презентации помогают другим студентам более доступно понять принципы здорового образа жизни.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры приводит к следующим результатам:
улучшение показателей физического развития и эмоционального состояния учащихся;
формирование у них стремления вести здоровый образ жизни;
активное участие студентов всех курсов в спортивной, общественной и культурной жизни;
заметное увеличение темпов роста физической подготовленности.
Важной задачей любого педагога и общеобразовательной организации в целом является формирование гармоничной и сильной личности. Одним из ключевых инструментов в достижении этой цели являются уроки физической культуры, на которых активно используются здоровьесберегающие технологии и уделяется внимание развитию двигательных навыков учащихся, совершенствование всех видов физкультурной и спортивной деятельности.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
2. Бишаева, А.А., Физическая культура: учебник для студ. сред. проф. образования/ А.А. Бишаева. — М: Издательский центр «Академия», 2019. – 320 с.
3. Цибульникова, В. Е. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: учебное пособие / В. Е. Цибульникова, Е. А. Леванова; под общей редакцией Е. А. Левановой. — Москва: МПГУ, 2017. С. 115-116.
6