Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности с использованием соревновательно–игровых методов
Автор: Бондарева Оксана Владимировна,
учитель физической культуры
МБОУ СОШ №28 г. Курска
В Концепции модернизации российского образования отмечается: «Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющий потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности». Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся. В нашей школе учатся дети с разным уровнем физической подготовленности. От 25 до 35% обучающиеся имеют те или иные отклонения в здоровье. Последние статистические данные российских детей свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. По статистике последних лет, 43% - российских школьников страдают хроническими заболеваниями; 63% - имеют нарушения осанки; 50% - обладают нарушениями опорно-двигательного аппарата; 22% - обладают признаками гипертонической болезни; 70-75% - каждый год болеют респираторными заболеваниями и т.д.
Результаты диагностики привели меня к мысли о необходимости создания условий для формирования учебно-познавательных компетенций школьников. Что нужно сделать, чтобы они росли крепкими и веселыми, легко адаптировались к школьной жизни осваивали учебную программу, не получая при этом сколиоз и гастрит, хроническую усталость, чтобы обучающиеся жили интересно и ярко, не приобщались к вредным привычкам, а вели здоровый образ жизни, занимались спортом.
Эти проблемы уже вышли из разряда педагогических и обрели социальное значение, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни с помощью здоровьесберегающих технологий сегодня актуальны.
В соответствии с целью образования в школе и современным требованиям общества я организую свою работу по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры с использованием соревновательно-игровых методов».
В Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счёт повышения удельного веса и качества занятий физической культурой.
Выпускник современной школы должен уметь использовать различные упражнения с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни, уметь корректировать недостатки физического развития, контролировать и регулировать свое физическое и психическое состояние.
Применение здоровьесберегающих технологий позволяет развивать двигательные качества в их взаимосвязи, оптимально сочетать процесс развития физических качеств и формирование двигательных навыков. Эти методы ценны тем, что дают возможность моделировать условия выполнения двигательных действий, создавать игровые ситуации с учетом их сложности и адекватности ситуациям, встречающимся в жизни.
Работа над опытом осуществлялась в несколько этапов:Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.
Работа над опытом осуществлялась в несколько этапов:
1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель–сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Основные задачи:
Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения;
Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни;
Добиться выполнения элементарных правил здоровье сбережение(на уровне первоначального умения);
Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни;
2. Этап углубленного изучения.
Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Основные задачи:
Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения;
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности;
Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
3. Этап закрепления знаний, умений, навыков обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения;
Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования;
Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств;
В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению я использую различные методы и приёмы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские методы и образовательные программы.
В своей деятельности стараюсь объединить в единую систему урочную и внеурочную работу с использованием здоровьесберегающих технологий с применением соревновательно-игрового метода. Использование данного метода позволяет повысить мотивацию обучения школьников, способствует развитию творческих способностей и возможностей детей, предполагает формирование физически здорового, гармонически развитого человека, владеющего физической культурой на базовом уровне.
Гибкий вариативный характер этого метода позволяет рационально использовать различные средства в физическом воспитании. Значительно повышается заинтересованность учащихся, увеличивается моторная плотность уроков, их эффективность. Эмоциональный характер воздействия соревновательных упражнений и подвижных игр позволяет комплексно воспитывать широкий диапазон физических качеств, например, динамическую силу, прыжковую выносливость, гибкость, ловкость и т.д. Воспитание морально-волевых качеств осуществляется в условиях борьбы с соперником, при коллективном характере действий, значительных физических и эмоциональных напряжениях. Личные интересы в играх или соревнованиях подчиняются коллективным целям, вырабатывается уважение к товарищам по команде, сопернику.
Игровые задания и соревновательные упражнения воспитывают смелость и настойчивость в достижении цели, коллективизм и товарищество, быстроту и ловкость, силу и гибкость, выносливость и волю к победе. Применять эти задания можно во всех частях урока, особенно когда необходимо внести в него новизну эмоционального восприятия упражнений.
Цель: развитие двигательной активности детей путем соревновательно–игрового метода.
Задачи:
Формирование ценностного отношения детей к своему здоровью.
Укрепление здоровья (содействует нормальному физическому развитию детей).
Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.
Развитие двигательных способностей.
Приобретение необходимых знаний в области физкультуры и спорта.
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Соревновательно-игровой метод – это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению в обучению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных детей задание даю проще, что позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усвояемого материала. Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оцениваю двигательную активность ребенка на уроке). Этот метод ориентирован на обучении без принуждения, что я считаю немаловажным в физическом воспитании учащихся. Его характерная особенность – обязательное присутствие соревновательно–игровой деятельности двух противоборствующих сторон, что требует от детей проявления максимальных психологических и физических усилий.
Теперь о том, как я это применяю на уроке.
В этом мне помогает определенная схема-модель взаимосвязи между преподавателем и учащимися при совершенствовании соревновательно - игрового двигательного действия. Данную схему я использую, как для каждой части урока, так и для урока в целом.
Схема–модель взаимосвязи между преподавателем и учащимися при совершенствовании соревновательно- игрового двигательго действия
Если нет данной взаимосвязи, трудно добиться какого-либо результата.
На всех уроках я использую соревновательно-игровой метод.
Подвижные игры и соревновательные упражнения должны соответствовать той части урока, в которую они введены.
Во вводной части урока используются упражнения, способствующие подготовке организма учащихся к предстоящей работе в основной части. Это различные комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, проводимые в движении и на месте в виде соревнований, выполняемых в парах с элементами силовых единоборств. Принцип таков: кто быстрее и большее число раз добьется победы.
Итак, каждый урок начинается с подготовительной части, т. е. на уроке физкультуры все начинается с построения учащихся. Даю задание на перестроение по времени, кто быстрее по отделениям. Строевые и порядковые упражнения даю на технику выполнения по группам (чья группа допустит меньше всего ошибок).
Затем идут общеразвивающие упражнения. Дети соревнуются на выполнение большего количества упражнений за определенный промежуток времени. Выполнение происходит по команде – самостоятельно, без подсчета учителя. Дети считают сами. При выполнении любых комплексов ребята соревнуются за качество выполнения. Здесь показ учителем обязателен. Затем выполняют незначительное количество повторений, идет исправление ошибок, после чего следуют соревнование «на лучшее выполнение». Дети наглядно следят за выполнением упражнений друг-друга, учатся друг у друга, что положительно сказывается на технику выполнения общеразвивающих упражнений, особенно с предметами. Далее в подготовительной части урока, обязательно даю упражнения в движении. Такие, которые будут способствовать выполнению более сложного задания в основной части, т.е. подводящие. И здесь присутствует соревновательный метод. Учащиеся соревнуются в технике освоения и выполнения данного упражнения и исправления ошибок. Всё делается ненавязчиво. Предлагается: кто лучше выполнит, кто быстро найдет ошибку общую или индивидуальную. Например, если в основной части урока нужно будет ребятам проявить скоростные качества, задание даю такое: догнать, обогнать, кто быстрее, и специальные беговые, прыжковые упражнения на технику выполнения.
Основная часть урока:
Идет решение главной задачи – обучение какому-либо двигательному действию или его совершенствованию. Я считаю, что четкое объяснение техники выполнения любого упражнение и правильный показ учителем обязателен (особенно, если урок ведется в начальном и среднем звене). В более старших классах учитель может опираться на хорошо подготовленного ученика, который может правильно осуществить показ упражнения после методически правильного объяснения преподавателя. Я стараюсь так преподнести задание ученику, чтобы произошло правильное его осмысление. Затем идет распределение последовательности выполнения задания учащимися, поэтапное обучение от простого к сложному. Овладев необходимыми умениями и навыками, соответствующими данной теме урока, дети могут применить их на практике. Соревнуемся: кто выполнит задание быстрее и техничнее (качественнее). А если это игра, то с изучением правил и исправлением ошибок.
В заключительной части урока, после восстановительных упражнений. Предлагаю детям соревнование в теоретических знаниях. Например: в умении объяснить технику основного упражнения, изученного на уроке.
Таким образом, я стараюсь отметить на уроке всех учащихся или их большинство. Если ребята выполняют задания верно, то идет переход к новому по схеме-модели. Если кто-то не смог выполнить задание, идет исправление ошибок с показом и разбором учителя или ученика, освоившего упражнение в совершенстве.
Достичь двигательной активности (деятельности) ребятам помогает соревновательно-игровой метод, присутствующий во всех видах учебной программы, он применим с одинаковым успехом и в не игровых видах физического воспитания.
Гимнастика
Играть и соревноваться в гимнастике можно также успешно, как и в других видах физической подготовки. Суть метода – прежде всего сопоставление сил в процессе соперничества, борьбы за первенство, победы или возможно более высокого достижения, как отдельных учащихся, так и команд. Итак, чтобы повысить заинтересованность учащихся в качественном выполнении порядковых и строевых упражнений. Даю задание на их выполнение в соревновательно-игровой обстановке. Делю класс на отдельные команды и провожу соревнование на лучшее выполнение этих упражнений, а учащиеся при этом оценивают друг друга. Соревнования провожу в параллельных колоннах или шеренгах с выбыванием участников, нарушивших строй или допустивших ошибки, так и без выбывания, но с получением штрафных очков, которые в итоге определят победителя игры или соревнования.
Для того, чтобы повысить внимание в начале урока провожу игру, где учащиеся должны выполнять строевые команды учителя, когда в начале команды присутствует слова “класс” или какой либо предварительный жест. Например: поднятие руки вверх.
При выполнении общеразвивающих упражнений команды соревнуются на выполнение большего количество упражнений за определенный промежуток времени, как на месте, так и в движении. Например, даю задание: кто раньше выполнит 10 наклонов, отжиманий, приседаний, какая команда в сумме больше выполнит наклонов, отжиманий и т.д. Общеразвивающие упражнения включаю в эстафеты. После передвижения на одной, двух ногах, через определенное количество шагов, ученики должны выполнять какие-либо упражнения без нарастающего итога и с нарастающим итогом в арифметической прогрессии, после чего могут передвигаться к своей колонне, передавая эстафету следующему учащемуся.
При выполнении комплексов провожу соревнование. Как за качество выполнения, так и за синхронность. К судейству привлекаю самих учащихся. Выполняя упражнения на снарядах, учащиеся соревнуются на лучшее выполнение самих упражнений, а так же оцениваю подход к снарядам и отход от него. В заключительной части урока. Кроме подвижных игр. Эффективно применение танцевальных элементов с музыкальным сопровождением. Что я и делаю на своих уроках.
Лёгкая атлетика
Легкая атлетика, как средство физического воспитания способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся. Легкоатлетические упражнения, наряду с гимнастическими являются ведущими в физическом воспитании.
Однако легкоатлетическим упражнениям присуща циклическая деятельность, состоящая из монотонных движений, притупляющих интерес учащихся к занятиям. Нарушить эту монотонность можно, используя соревновательно-игровой метод, цель которого повысить заинтересованность учащихся в выполнении однообразных упражнений. Разнообразное применение соревновательных упражнений и различных игровых заданий позволяет мне скучную монотонную работу в легкой атлетике сделать увлекательной и интересной. На уроке даю учащимся следующее задание : бег с определение лидера, меняю возрастание объема и интенсивности физической нагрузки в соревновании или игре; провожу соревнования в условиях, приближенных к реальным, с обязательной оценкой достигнутого уровня; поощряю учащихся в разнообразии применения технических приемов, а так же способов выполнения задания. Регулярно поощряю не только сильных, но и слабых учащихся, сумевших добиться своих личных результатов.
Спортивные игры
На первый взгляд может показаться, что роль соревновательно-игрового метода в освоении спортивных игр незначительно и его использование малоэффективно, так как спортивные игры очень эмоциональные и содействуют физическому развитию учащихся сами по себе. Но это не так, потому что для овладения умениями и навыками игр в совершенстве требуется развитие специальных, физических и психологических качеств. Для этого я включаю элементы изучаемой спортивной игры в соревновательные упражнения, подвижные игры и эстафеты (пятнашки мячом, броски на технику, попадание в цель, набивание, переноска мячей, передачи). Задания усложняю. Меняю игры: «Не давай мяч водящему», «Борьба за мяч» и т.д. Так же, изучая каждую спортивную игру в отдельности, подбираю соревновательно–игровые задания, способствующие развитию определенных умений и навыков.
Применение соревновательно–игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся, а сами занятия сделать более интересными. Он помогает оживить уроки, а самое главное: решить основную проблему двигательной деятельности (активности) учащихся любого возраста и полового различия.
В процессе учебного процесса повышается общая успеваемость по физической подготовке у учащихся. У детей замечен прогресс в развитии таких способностей, как скоростные, скоростно-силовые, выносливости, координации, ловкости.
Соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является физическим развитием, духовным воспитанием учащихся. На игровых уроках ставятся не конкретные задания, а задания в общей форме, тем самым предоставляется ученикам возможность самостоятельно принимать решения и выполнять задания.