Исследование магнитного поля с помощью цифровой лаборатории «ПолюсЛаб»
Технологическая карта
Тема | Исследование магнитного поля с помощью цифровой лаборатории «ПолюсЛаб» | ||||
Класс | 8 класс | ||||
Номер урока | 68 | ||||
Тип занятия | Урок комплексного применения знаний и умений | ||||
Цель | обеспечение применения предметных знаний и способов действий в условиях решения учебных задач | ||||
Задачи | Образовательные: 1.в процессе обсуждения фронтального эксперимента и вопросов, выяснить, как можно определить значение магнитной индукции; 2. в ходе урока познакомить учащихся с правилами работы мультидатчика из комплекта оборудования «ПолюсЛаб»; 3. измерить индукцию различных источников магнитного поля; 4. решая экспериментальные задачи повторить основные свойства магнитного поля. Развивающие:
1.продолжить развитие умений работать с физическим оборудованием. 2.используя демонстрационный эксперимент и занимательный материал пробудить любознательность, инициативу, интерес обучающихся к предмету; 3.в процессе работы на уроке развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы. Воспитательные: 1. в процессе работы в группах воспитывать коммуникативную культуру школьников; 2.продолжить воспитание у обучающихся внимательности и аккуратности при работе с новым лабораторным оборудованием. | ||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о магнитном поле; 2.умение работать с источниками информации, включая лабораторный и демонстрационный эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.Узнают принцип и правила работы с цифровым оборудованием. 2.Научатся исследовать магнитное поле и определять модуль вектора магнитной индукции. 3.Решать качественные задачи ОГЭ по теме. | УУД Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Умение описывать свой опыт, планировать и корректировать и определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи. Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. | ||||
Основные понятия темы | Магнитное поле, вектор магнитной индукции, мультидатчик, тесламетр. | ||||
Организация пространства | |||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. | Основные технологии. | Основные методы. | Формы работы. | Ресурсы. Оборудование. | |
1.Слушание объяснений учителя. 2.Работа с раздаточным материалом. 3.Измерение физических величин. 4. Решение качественных задач. 5.Просмотр презентации. 6.Работа с цифровыми датчиками. | Технология сотрудничества; технология визуализации | 1.словесные; 2.наглядные; 3.практические | Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава. | Физическое оборудование: датчики - тесламетр(2 штуки), магниты, электромагниты, инструкции для выполнения ФЭЗ. Ресурсы: проектор, презентация. |
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время | |
Вводно-мотивационный этап. | |||||||
1. | Организационный этап | Психологическая подготовка к общению | Обеспечивает благоприятный настрой. Игра «Настроение» | Настраиваются на работу. | Личностные | 1 мин. | |
2. | Этап мотивации. Целеполагание | Обеспечить деятельность по определению целей урока. | Кроссенс, «До и после» | Обсуждение. Заполняют карту рефлексии «До и после». | Личностные, познавательные, регулятивные | 6 мин. | |
| | | | | | | |
Операционно-содержательный этап | |||||||
3. | Изучение нового материала. 1)Знакомство с мультидатчиками . Правила ТБ. 2) Первичное усвоение новых знаний. 3) Первичная проверка понимания 4) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. | Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. 1)Объяснение теоретического материала. 2) Предлагает познакомиться работой мультидатчика. 3) Предлагает выполнить задания. 4)предлагает сделать выводы. | Изучение нового материала . 1) Отвечают. 2) Слушают. 3)Выполняют предложенные е задания. 4)Делают выводы. Обсуждают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 20 мин. | |
Рефлексивно – оценочный этап. | |||||||
4. | Проверка знаний | Проверка знаний учащихся | Решение задач | Решают задачи и отвечают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 10 | |
5. | Рефлексия. (Подведение итогов). | Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. | «До и после» | Заполняют карту рефлексии «До и после». Оценивают свою работу на уроке. | Личностные, познавательные, регулятивные | 3 мин. |
Презентация к урокуPPTX / 2.12 Мб
Содержание.
Вводно-мотивационный этап.
Приветствие. Добрый день! Настроимся на совместную продуктивную деятельность Посмотрите на меня.
Если вы сейчас на что - то сердиты, то закройте глаза.
Если вы считаете что у вас сейчас хорошее настроение - подмигните.
Если вы сейчас чем-то недовольны, то покачайте головой.
Если вы рады встречи со мной, то улыбнитесь.
Я вижу улыбки на ваших лицах. Значит, вы готовы к работе и общению со мной.
Слайд №2-3. «Гимнастика для ума»! Прочитайте кроссенс. Какое слово или фраза спрятана под знаком вопроса.
Правильно «Магнитное поле». Интересно, а что вы знаете о магнитном поле? Заполните рефлексивную карту «До и после». Если вы согласны с утверждением то поставьте знак «+», если нет то «-» . Только в колонку «ДО».
Слайд №4. Рефлексивная карта «До и после» (Прием технологии критического мышления)
Утверждение | ДО | ПОСЛЕ |
Магнитное поле – особый вид материи | | |
Одноименные полюса магнита притягиваются, а разноименные отталкиваются | | |
Вектор магнитной индукции - энергетическая характеристика магнитного поля | | |
Единица измерения магнитной индукции Тесла | | |
Направление вектора магнитной индукции определяют по правилу левой руки | | |
Формула для вычисления магнитной индукции B= F/I*l | | |
Слайд №5. Были ли у вас трудности при заполнении карты или сомнения? Были! Значит, вы что-то забыли или не знаете? Сформулируйте тему занятия. Какие задачи нам предстоит решить?
Операционно-содержательный этап
Слайды № 6-10. Теоретическая часть. Обучающиеся вспоминают основные понятия, формулы, правила по теме «Магнитное поле».
1)Магнитное поле — особая форма материи.
Основные свойства.
1.Магнитное поле порождается электрическим током (движущимися зарядами).
2.Магнитное поле обнаруживается по действию на электрический ток (движущиеся заряды). ДЭ№1 Катушка-моток и батарейка +магнит.
3. Магнитное поле существует независимо от нас, от наших знаний о нем. ДЭ№2 Магнит и магнитная доска.
2)Постоянным магнитом считают физическое тело, сохраняющее свою намагниченность в течение длительного времени.
3)Существует одна старинная легенда! Много веков назад это было. В поисках овцы пастух зашёл в незнакомые места, в горы. Кругом лежали чёрные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно её хватает и держит какая-то невидимая рука. Поражённый чудесной силой камней пастух принёс их в ближайший город – Магнесу. Здесь каждый мог убедиться в том, что рассказ пастуха не выдумка – удивительные камни притягивали к себе железные вещи! Более того, стоило потереть таким камнем лезвие ножа, и тот сам начинал притягивать железные предметы: гвозди, наконечники стрел. Будто из камня, принесённого с гор, в них перетекала какая-то сила, разумеется, таинственная.
4) Опыт Эрстеда является классическим экспериментальным доказательством того, что проводник с током создает вокруг себя магнитное поле. ДЭ№1 Катушка-моток + батарейка + ключ + магнитная стрелка на подставке.
5) Вектор магнитной индукции — силовая характеристика магнитного поля.
За направление вектора магнитной индукции принимается направление от южного полюса S к северному N магнитной стрелки, свободно устанавливающейся в магнитном поле.
6) Линиями магнитной индукции называют линии, касательные к которым направлены так же, как и вектор магнитной индукции в данной точке поля. Силовые линии являются замкнутыми.
Слайды № 11-14.
Практическая часть. Выполнение обучающимися фронтальных экспериментальных заданий (ФЭЗ).
Задание №1
Определите индукцию магнитного поля
| Индукция магнитного поля вблизи северного полюса, (мТл) | Индукция магнитного поля вблизи южного полюса, (мТл) | Индукция магнитного поля в центральной части магнита, (мТл) |
Один магнит полосовой | | | |
Два магнита полосовых | | | |
Магнита дугообразный | | | |
Задание №2
Определите индукцию магнитного поля катушки с током
Индукция магнитного поля вблизи северного полюса, (мТл) | Индукция магнитного поля вблизи южного полюса, (мТл) | Индукция магнитного поля в центральной части магнита, (мТл) | |
Катушка - моток | | | |
Катушка с сердечником | | | |
Задание №3
Определить индукцию магнитного поля различных источников
№ | Источники | Индукция магнитного поля (средне значение), мТл |
1. | Сотовый телефон в спящем режиме | |
2. | Сотовый телефон в рабочем режиме | |
Рефлексивно – оценочный этап.
Решение задач.
Слайды №15-18
Задача№1.
Задача№2
Задача№3
Задача№4
Рефлексия «До и после». Слайды №19-20
Утверждение | ДО | ПОСЛЕ |
Магнитное поле – особый вид материи | + | |
Одноименные полюса магнита притягиваются, а разноименные отталкиваются | _ | |
Вектор магнитной индукции - энергетическая характеристика магнитного поля | _ | |
Единица измерения магнитной индукции Тесла | + | |
Направление вектора магнитной индукции определяют по правилу левой руки | _ | |
Формула для вычисления магнитной индукции B= F/I*l | + | |
Слайды № 21 – 22.
Пора подводить итоги. Нас окружает множество «магнитов». В наших квартирах десятки магнитов: в электробритвах, динамиках, магнитофонах, в часах и даже в банках с гвоздями. Сами мы - тоже магниты! Биотоки, текущие в нас, рождают вокруг причудливый узор магнитных силовых линий. Земля, на которой мы живём, гигантский голубой магнит. Солнце, жёлтый плазменный шар, - магнит ещё более грандиозный. Галактики и туманности, едва различимые телескопами, непостижимые по размерам магниты. Я думаю, что сегодня на уроке вы в этом убедились.
Рабочая карта к урокуDOCX / 810.52 Кб
Презентация к урокуPPTX / 2.12 Мб
Источники.
https://spadilo.ru/zadanie-13-oge-po-fizike/
https://3.shkolkovo.online/catalog/3090?SubjectId=33
Кияйкина Наталья Федоровна
Забелина Маргарита Владимировна
Спицына Любовь Ивановна
Забелина Маргарита Владимировна
Брянцева Елена Петровна
Забелина Маргарита Владимировна
Старшов Михаил Александрович
Забелина Маргарита Владимировна