12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пономарева Анна Николаевна335
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИРОДЫ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ



В данной статье мы рассматриваем природу креативного мышления и креативности личности в отечественных и зарубежных исследованиях. В психологической науке существует два основных подхода к изучению и пониманию креативности: когнитивный (познавательный) и личностный.


В рамках когнитивного подхода изучение креативности идет в тесной связи с исследованием когнитивных процессов. В первую очередь исследователи этого направления рассматривают вопрос о соотношении креативности с уровнем интеллекта и связи между созданием нового и использованием уже известных знаний и умений.


Разделение творчества и высокого уровня интеллекта в отечественной психологии представлено работами Я.А. Пономарева, который рассматривает творчество как создание "побочного" продукта, то есть новых нестандартных идей, возникающих в процессе творческой деятельности.


Понятие "интеллектуальный диапазон", сформулированное В.Н. Дружининым, говорит о том, что индивидуальные и творческие достижения определяются уровнем общего интеллекта, который является необходимым условием для творческих достижений, зависящих от поисковой мотивации и общих представлений.


В рамках когнитивного подхода многие исследователи уделяют особое внимание изучению креативного процесса. Этапы, стадии и фазы креативного процесса рассматриваются различными исследователями. Однако основное, что объединяет эти описания, - это наличие как сознательных, так и неосознанных этапов, причем процесс начинается в сознании, затем переходит в неосознаваемые структуры и снова становится сознательным.


Одной из наиболее целостных концепций креативного процесса в отечественной психологии является концепция, предложенная Я.А. Пономаревым. Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества, включающую различные сферы мышления. Эта модель представляет собой пересекающиеся сферы мышления, и абстрактные пределы этих сфер представляют собой асимптоты мышления.


Другим подходом к изучению креативности является личностный подход. Для представителей этого подхода центральным является изучение личностных особенностей творчески проявивших себя людей и создание обобщенного личностного портрета.


Можно выделить три области исследования креативных личностей. Первая область связана с исследованием их черт и мотивов. Вторая область - это исследования "я" в связи с креативностью. Третья область исследований связана с креативностью в контексте самоактуализации.


Многие исследователи отмечают, что креативные личности обладают высокой эмоциональной возбудимостью. Исследования показывают прямую связь между эмоциональным напряжением, физиологическими изменениями и уровнем креативного процесса. Радость, страсть, стремление к доминированию, риск, нарушение порядка - все эти факторы способствуют креативности. Без эмоциональной активности, согласно мнению исследователей, креативность не проявляется.


Исследователями установлено, что эмоциональная активация предшествует творческим проявлениям. Также ведущим моментом в мотивации креативной личности являются внутренние мотивы, такие как интерес к проблеме и стремление к самому процессу творчества.


Таким образом, исследование природы креативного мышления и креативности личности включает в себя анализ когнитивных процессов и личностных особенностей. Креативность является сложным феноменом, который требует дальнейших исследований и понимания его механизмов.

Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.