Исследование воображения с помощью методики «Диагностика воображения при рукописном и печатном письме с помощью компьютера»
Исследование воображения с помощью методики «Диагностика воображения при рукописном и печатном письме с помощью компьютера»
Некоторые современные родители и обучающиеся считают, что обучение каллиграфии, рукописные работы в эпоху цифровизации и гаджетов – это архаизм. В некоторых странах в образовательных программах сокращается число уроков письма. Но есть и другие данные!
Письмо от руки заставляет мозг формировать новые нейронные связи. При написании текста от руки люди лучше представляют себе то, о чем пишут. Эта деятельность активизирует правое полушарие, отвечающее за эмоции, образное восприятие, воображение в целом. Поэтому регулярное письмо от руки способствует развитию креативности [1].
Неоднозначное отношение к письму от руки и данные о связи его с воображением побудили нас к поиску ответа на вопрос - как несложным способом диагностировать воображение при рукописном и печатном письме с помощью клавиатуры? Это стало проблемой нашего исследовательского проекта. О первых результатах поиска ответа на этот вопрос расскажем в этой статье.
Учитывая, что наш проект исследовательский, были определены главные компоненты методологического аппарата исследования. Итак, объектом исследования является диагностика воображения, а предметом исследования - методика, диагностирующая воображение при рукописном и печатном письме с помощью клавиатуры
Цель проекта: разработка методики, диагностирующей воображение при рукописном и печатном письме с помощью клавиатуры.
Гипотеза: если испытуемый будет на основе напечатанного и написанного текста представлять его образы, то по критериям оригинальности, детализации, эмоциональности, разнообразию образов можно оценить эффективность рукописного или печатного текста для проявления воображения.
Задачи проекта:
1) изучить влияния рукописных и печатных действий человека на его воображение на основе литературы;
2) изучить характеристику и требования к психодиагностическим методам;
2) выявить в психодиагностике методики, исследующие развитие воображение, и проанализировать их возможности для разработки новой методики;
3) подобрать тексты для методики, описать критерии и показатели анализа ее результатов;
4) провести на выборке испытуемых разработанную методику, проанализировать ее результаты, дать оценку ее надежности и валидности.
Методы исследования: изучение литературы, психодиагностический метод (тестирование), наблюдение, беседа.
Продукт проекта: методика для диагностики воображения при рукописном и печатном письме с помощью клавиатуры компьютера.
Рассмотрим этапы работы над проектом.
На организационно-подготовительном этапе были реализованы первые четыре задачи исследовательского проекта. После определения проблемы и формулировки гипотезы был проведен анализ литературы по психодиагностике, по психодиагностике воображения. Результатом этого этапа стала разработка методики диагностики воображения при рукописном и печатном письме с помощью компьютера. Суть ее заключается в следующем. Испытуемому дается текст № 1 и задание переписать его в тетрадь. После выполнения этой работы, предлагается представить содержание текста в образах и свои образы передать в рассказе исследователю. Потом этому же испытуемому предлагается текст № 2 и задание набрать его на компьютере. После выполнения этой работы, испытуемый представляет набранный текст в образах и рассказывает свое описание исследователю. Таким образом, у исследователя есть два рассказа испытуемого, которые он начинает анализировать и оценивать по разработанным критериям и показателям. Критерии для анализа и оценки воображения указаны в гипотезе. Наличие показателя в рассказе испытуемого оценивается в баллах, они суммируются, и по их количеству определяется уровень развития воображения. На основе этого можно увидеть, при каком способе письма у испытуемого ярче проявилось воображение.
На поисковом этапе исследовательского проекта была организована проверка созданной диагностической методики. В исследовании участвовало 47 студентов колледжа 1, 2, 3 курсов, обучающихся на разных специальностях. Исследователь действовал в соответствии с разработанной инструкцией, работа проводилась индивидуально с каждым испытуемым, анализ результатов велся в соответствии с разработанными критериями и показателями, выводом об уровне развития воображения.
На итоговом этапе были обобщены данные, полученные на предыдущем этапе, сделаны выводы и рекомендации. Итак, 47 обучающихся (100% испытуемых) работали с рукописным текстом и на его основе продемонстрировали образы воображения. Высокий уровень развития воображения на данном этапе применения методики был выявлен у 13 обучающихся (28%), средний – у 18 испытуемых (39%), низкий – у 16 (33%).
47 обучающихся (100%) набирали текст на компьютере и результаты диагностики их воображения получились следующие: у 4 обучающихся (9%) – высокий уровень проявления воображения, средний – у 8 испытуемых (16%), низкий – у 35 (75%). Эти данные представим на рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты диагностики воображения у испытуемых при работе с рукописным текстом и при наборе его на компьютере
Проведенное исследование позволило сформулировать выводы:
- разработанная методика выявляет уровень развития воображения
- диагностическая работа с двумя способами письма текста показала, что испытуемые демонстрируют более высокие показатели проявления воображения при рукописном варианте, чем при наборе его на компьютере;
- разработанная методика иллюстрирует важность для психического развития человека рукописных действий, и ее можно использовать как способ, доказывающий, что в современном образовании актуальными являются виды учебных действий рукописного характера.
Гипотеза в ходе реализации исследовательского проекта была подтверждена, продукт проекта создан.
В дальнейшем планируется диагностировать уровень развития воображения при рукописном и печатном письме с помощью компьютера у разных возрастных групп с помощью разработанной методики. Кроме того, была выявлена тенденция, которую можно взять за основу для перспективы работы над данным проектом. Некоторые испытуемые демонстрировали невысокий уровень развития воображения, поэтому их образы были бедны. Это заметно было, как при письме от руки, так и наборе текста на компьютере. Поэтому для этой группы испытуемых можно разработать или подобрать комплекс упражнений, тренирующих изучаемый психический процесс.
Используемые источники в статье
1 Бурда, К. Письмо от руки благотворно воздействует на мозг / К. Бурда Зрелова – Текст (визуальный) : электронный // ИНОСМИ.РУ. : сайт. – 2016. – 05 июня. - URL: https://inosmi.ru/newsweek_redakcja_pl/ (дата обращения: 21.11.2020).
Пролубщикова Наталья Владимировна