Справочный материал «Социально-бытовая ориентировка с помощью компьютера»

3
0
Материал опубликован 23 October 2016 в группе

Богданова С.В.

«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА»

В настоящее время существует большое количество электронных образовательных ресурсов (интерактивные учебники, обучающие игры, электронные издания, образовательные ресурсы сети Интернет и т.д.) для применения их на уроках СБО.

Основными формами и методами обучения социально – бытовой ориентировке при поддержке компьютерных технологий являются практические работы на компьютере, виртуальные экскурсии, сюжетно-ролевые игры, поиск необходимой информации по теме, просмотр учебных фильмов и т.д. В процессе изучения СБО при поддержке компьютерных технологий появляется возможность дополнить направления социализации обучающихся, воспитанников с учетом тенденций современного общества.

Применяя ИКТ:

  • Обучающиеся, воспитанники приобретают навыки самостоятельного поиска информации;
  • развивают познавательный интерес;
  • формируют убеждение, что достижения современной техники не отделимы от предмета социально-бытовая ориентировка.

В зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, воспитанников и их образовательных потребностей целесообразно разделение по группам:

I группа. Обучающиеся, воспитанники данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.

II группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональных приемов, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников; работоспособность средняя.

III группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с ошибками; темп работы низкий.

5 класс

Название раздела

карточки

1

«Питание»

« Бутерброды»

«Способы нарезки овощей»

« Приготовление салатов из овощей»

«Обработка картофеля»

« Сервировка стола к завтраку»

2

«Личная гигиена»

«Личная гигиена»

«Личные вещи»

«Зрение, береги глаза»

« Вред курения и алкоголя»

3

«Одежда и обувь»

« виды одежды»

« Виды и уход за обувью»

« Головные уборы»

« Чистка и сушка одежды»

4

«Семья»

« Состав семьи»

« Генеалогическое древо»

5

«Культура поведения»

« Волшебные слова»

« Правила поведения в школе»

« Правила поведения за столом»

« Культура поведения»

6

«Жилище»

« Виды жилых помещений»

« Почтовый адрес»

7

«Транспорт»

«Виды транспортных средств»

«Поведение в транспорте»

«Учимся быть пешеходом»

Знаки дорожного движения»

8

«Торговля»

«Виды и значение торговых предприятий»

«Отделы продовольственных магазинов»

« Виды товара»

« Срок годности продуктов»

  6 класс

Название раздела

карточки

1 1

«Питание»

« Гигиена приготовления пищи»

« Хранение продуктов питания»

« Выбор продуктов»

« Блюда из круп»

« Заваривание чая»

« Уход за посудой»

« Сервировка стола к чаю»

2 2

«Личная гигиена»

«Закаливание организма»

«Гигиена зрения»

«Осанка»

«Строение скелета человека»

3 3

«Одежда и обувь»

« Значение опрятного вида человека»

«Пришивание пуговиц»

« Ручная стирка изделий»

« Глажение мелких изделий»

4 4

«Семья»

« Члены семьи»

«Права и обязанности в семье»

5 5

«Культура поведения»

« Поведение в кинотеатре»

« Поведение в библиотеке»

« Способы ведения разговора»

6 6

«Жилище»

« Гигиена жилища»

« Пылесос»

« Сухая уборка»

« Влажная уборка»

« Уход за мебелью»

« Чистка зеркал»

« Утепление жилища»

77

«Транспорт»

« Городской транспорт»

« Маршрут передвижения»

« Пригородные поезда»

8 8

«Торговля»

« Промтоварные магазины»

« Приобретение товара»

« Обмен товара»

99

«Средства связи»

« Средства связи»

« Виды почтовых отправлений»

«Виды писем»

«Бандероли и посылки»

110

«Медицина»

« Виды медицинских учреждений»

« Работники медицинских учреждений»

« Виды медицинской помощи»

« Глистные заболевания»

« Курить – здоровью вредить»

111

«Учреждения, организации и предприятия»

« Дошкольные учреждения»

« Учебно- образовательные учреждения»

7 класс

Название раздела

карточки

1

«Питание»

« Виды питания»

« Первые блюда»

«Салаты»

« Нарезки»

« Составление меню»

« Напитки»

« Сервировка стола к обеду»

2

«Личная гигиена»

«Личная гигиена подростка»

« Виды шампуней»

3

«Одежда и обувь»

« Мелкий ремонт одежды»

« Штопка одежды»

« Виды заплат»

« Бытовая техника для стирки»

« Приемы стирки белья»

« Виды сушки белья»

« Приёмы глажения брюк»

4

«Семья»

« Помощь в уходе за младшими»

« Тихие игры»

« Прогулки»

«Подвижные игры»

5

«Культура поведения»

« приглашение в гости»

« Подарки»

« Культура поведения в гостях»

6

«Жилище»

« Регулярная уборка жилья»

« Сезонная уборка жилья»

« Виды моющих средств»

« Способы ухода за полом»

« Уход за мебелью»

7

«Транспорт»

« Междугородний железнодорожный транспорт»

« Службы вокзала»

« Виды вагонов»

«Расписание»

« Камера хранения»

8

«Торговля»

« Универсамы»

« Торговля»

9

«Средства связи»

« Упаковка бандероли и посылки»

« Стоимость пересылки»

«Правила отправки»

10

«Медицина»

« Домашняя аптечка»

« лекарственные растения»

« Виды доврачебной помощи»

« Первая помощь при травмах»

« Первая помощь при переломах»

« Жизнь, без сигарет»

11

«Учреждения, организации и предприятия»

« Рабочие специальности»

8 класс

Название раздела

карточки

11

«Питание»

« Виды теста»

« Пресное тесто»

«Дрожжевое тесто»

«Тесто для блинов»

2 2

«Личная гигиена»

« Приёмы ухода за кожей лица»

«Средства и способы укрепления здоровья»

3 3

«Одежда и обувь»

« Стиральные порошки»

« Стирка деликатных тканей»

« Утюжка рубашек и блузок»

« Химчистка»

44

«Семья»

« Грудной ребёнок в семье»

« Правила купания ребёнка»

« Пеленание ребёнка»

« Уход за ребёнком»

55

«Культура поведения»

« Культура общения подростков»

« Внешний вид»

« Выбор одежды»

66

«Жилище»

«Моющие средства для уборки»

« Уборка подсобных помещений»

«Инструкции к моющим средствам»

7 7

«Транспорт»

« Междугородний автотранспорт»

« Маршруты»

« Водный транспорт»

88

«Торговля»

« Виды рынков»

9 9

«Средства связи»

« Телефон»

« Телефонный справочник»

«Культура разговора по телефону»

110

«Медицина»

« Первая помощь при ожогах»

« Первая помощь при отравлении»

« Тепловой и солнечный удар»

« Первая помощь утопающем»

111

«Учреждения, организации и предприятия»

« Департамент»

« Муниципалитет»

  9 класс

Название раздела

карточки

1 1

«Одежда и обувь»

« Стили одежды»

« Обновление одежды»

« Выведение пятен с одежды»

22

«Питание»

«Диетическое питание»

«Приготовление блюд русской кухни»

« Составление праздничного меню»

« сервировка праздничного стола»

3 3

«Семья»

«Условия создания семьи»

«Распределение обязанностей в семье»

«Семейные традиции»

«Бюджет семьи»

«Экономика домашнего хозяйства»

4 4

«Культура поведения»

« Адекватное поведение в обществе»

«Правила хорошего тона»

« Взаимоотношения с соседями»

5 5

«Жилище»

« Рациональная расстановка мебели»

« Интерьер»

« Сохранение жилья»

6 6

«Транспорт»

« Авиатранспорт»

« Приобретение билетов»

7 7

«Торговля»

« Значение ярмарок»

« Виды ярмарок»

8 8

«Средства связи»

« Виды денежных переводов»

« Виды связи»

9 9

«Медицина»

« Инфекционные заболевания»

«Меры предупреждения заболевания»

« Применение лекарств»

« Уход за больным»

« Наркомания»

110

«Учреждения, организации и предприятия»

«Предприятия бытового обслуживания»

« Виды услуг»

111

«Трудоустройство»

« Отдел кадров»

« Трудоустройство»

« Биржа труда»

Ключевые компетенции

Обучение социально – бытовой ориентировке обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с помощью компьютерных технологий направлено на формирование у них жизненно-важных компетенций.

Коммуникативная компетенция.

  • Уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление.
  • Уметь представить свой класс, школу.
  • Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог.
  • Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).
  • Владеть способами совместной деятельности в группах, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.
  • Иметь позитивные навыки общения.

Информационная компетенция.

  • Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, компакт – дисками, сетью Интернет.
  • Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
  • Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.
  • Владеть навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, мобильный телефон, принтер, модем, копировальный аппарат.
  • Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, компьютерные программы, в том числе текстовые и графические редакторы, электронную почту, Интернет.

Ценностно – смысловая компетенция. Мировоззрение, ценностные ориентиры обучающегося, воспитанника, механизмы самоопределения в различных ситуациях.

Общекультурная компетенция. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно –нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки им религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно – досуговой сфере.

Учебно – познавательная компетенция. Элементы логической, методической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно – познавательных проблем; функциональная грамотность.

Социально – трудовая компетенция. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи.

Обучающие видео-фильмы

 

п/п

Наименование

Описание

Класс

Источник

 

1

Час кварплаты

Как правильно платить за квартиру и высчитывать стоимость квартплаты

5-9

«Среда обитания» 1 канал

2

Ни рыба, ни мясо

Как правильно выбрать продукты питания в магазине

5-9

«Среда обитания» 1 канал

3

Деньги на ветер

Почему товары с маркой лучше неизвестных производителей

5-9

«Среда обитания» 1 канал

4

Еда с начинкой

Какие полуфабрикаты можно покупать

5-9

«Среда обитания» 1 канал

5

Еда из Поднебесной

Как выбрать качественный товар

5-9

«Среда обитания» 1 канал

6

Красота дороже денег

Все о косметике

5-9

«Среда обитания» 1 канал

7

Натуральная жесть

Как выбрать качественные консервы

5-9

«Среда обитания» 1 канал

8

Кот в мешке

Как выбрать в продуктовом магазине качественные продукты

5-9

«Среда обитания» 1 канал

9

Вот такие пироги

Где стоит, а где не стоит покупать пирожки, чебуреки и т.д. какие начинки считаются самыми опасными

5-9

«Среда обитания» 1 канал

10

Все до лампочки

 

От 20 до 30 тысяч рублей в год - столько, в среднем, семья из 4-х человек тратит на электроэнергию. Приборов, которые подключены к сети, с каждым годом становится все больше.

5-9

«Среда обитания» 1 канал

 

Вкусная химия

Канцерогены – это яды, которые убивают нас медленно. Химические вещества, провоцирующие смертельно опасное заболевание – рак.

5-9

«Среда обитания» 1 канал

 

Мошенники

 

Ловкость рук – и никакого мошенничества. В наше время эта поговорка потеряла актуальность.

5-9

«Среда обитания» 1 канал

 

О чем молчит рыба

 

Больше половины рыбной продукции на столах россиян - из Тихого океана.

5-9

«Среда обитания» 1 канал

 

 

Мифы о продуктах

Мифов о продуктах великое множество: "дорогие продукты лучше дешевых", "в свежих овощах и фруктах больше витаминов, чем в замороженных", "козье молоко полезнее коровьего".

5-9

«Среда обитания» 1 канал

 

Еда без границ

 

Импортное или отечественное. Что лучше? Многие из нас голосуют за отечественную продукцию. Картошка, курица, мясо, крупа и макароны...

5-9

«Среда обитания» 1 канал

 

Развивающие и обучающие игры

 

п/п

Наименование

Назначение

1

«Гурмания» (1,2,3 часть)

Приготовление блюд в игровой форме

2

«Бизнес мечты. Кофейня»

Организация работы кафе

3

«Ателье»

Организация работы по дизайну одежды

4

«В погоде за прибылью»

Организация работы магазина. Закупка и продажа товаров

5

«Супермаркет»

Организация работы магазина

6

«Волшебная кондитерская»

Приготовления кулинарных изделий

7

«Модный дом»

Дизайн одежды

8

«Няня Мания»

Организация работы няни.

9

«Детский садик»

Профессия воспитателя

 

Презентации по курсу социально – бытовой ориентировки

Наименование

Класс

1

Виды торговых предприятий

5

2

Продуктовые магазины. Отделы

5

3

Жилище

5

4

Приготовление пиццы

5

5

Адрес на конверте

5

6

Личная гигиена

5

7

Виды транспортных средств

5

8

Виды жилых помещений -

5

9

Сервировка стола к завтраку

6

10

Витамины и иммунитет в жизни человека

6

11

Место приготовления пищи

6

12

Животные в доме

6

13

Разнообразие продуктов питания -

6

14

Виды мебели

6

15

Предметы мебели

6

16

Виды одежды по назначению

6

17

Виды посуды

6

18

Моя одежда

6

19

Городской транспорт

6

20

Универсам

6

21

Что такое канзаши? История, виды

5-9

22

Как правильно отправить бандероль?

5-9

23

Лекарственные растения

6

24

Помощь родителям в уходе за маленькими детьми

8

25

Правила личной гигиены

8

26

Уход за ребенком

8-9

27

Утюжка блузок, рубашек

8

28

Узбекская кухня. Плов 

9

29

Ярмарка вакансий. Выбор профессии

9

 

Каталог презентаций по курсу постоянно обновляется.

 

Методическая и учебная литература

 

п/п

Название

1

Гуманитарного издательского центра ВЛАДОС

« Уроки СБО 1 класс»

Конспекты уроков Е.Ю Смирнова, Н.В. Панова.

2

Гуманитарного издательского центра ВЛАДОС

« Уроки СБО 2 класс»

Конспекты уроков Е.Ю Смирнова, Н.В. Панова.

3

Издательство "Современные образовательные технологии

Подготовка младшего обслуживающего персонала. 8 класс.
Учебник  В.А. Зырянова, И.А. Хаминова

4

Издательство "Современные образовательные технологии

Подготовка младшего обслуживающего персонала 8 класс. 
Рабочая тетрадь Зырянова В.А., Хаминова И.А.

5

Издательство "Современные образовательные технологии

Методическое пособие к УМК Технология.
Подготовка младшего обслуживающего персонала. 8 класс. 
Головинская Е.Ю

6

Издательство  Учитель

Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование

7

Издательство  Учитель

Социально-бытовая ориентировка. 5 класс: поурочные планы по программе В. В. Воронковой, С. А. Казаковой

8

Издательство  Учитель

Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы: вариативные тестовые задания

9

Журнал регистрации инструктажа обучающихся, воспитанников по технике безопасности на занятиях по предметам

10

Гуманитарного издательского центра ВЛАДОС
Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л. и др. 
Социально-бытовая ориентировка в спец.(корр.) образ. учр. VIII вида Львова С.А. 

11

Гуманитарного издательского центра ВЛАДОС

Практический материал к урокам соц.-быт.ориентировки в спец.(кор.)общ.школе VIIIв. 5-9кл.: пособие для учителя

12

Гуманитарного издательского центра ВЛАДОС

Воронкова В.В., Казакова С.А.
Соц.-бытовая ориентировка уч-ся 5-9 кл.в спец.(коррекц.)общеобраз.школе VIIIвида: Пособие для учителя

13

Издательство «АРКТИ»

А.Г. Галле: «Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью 6-9 классы»

14

Издательство «АРКТИ»

Тетрадь по обслуживающему труду. 6 класс (для учащихся коррекционных школ VIII вида)

15

Издательство «АРКТИ»

Тетрадь по обслуживающему труду. 7 класс (для учащихся коррекционных школ VIII вида)

16

Издательство «АРКТИ»

Тетрадь по обслуживающему труду. 8 класс (для учащихся коррекционных школ VIII вида)

17

Издательство «АРКТИ»

Тетрадь по обслуживающему труду. 9 класс (для учащихся коррекционных школ VIII вида)

Ожидаемые результаты

 

Форма итоговой аттестации учащихся – итоговая контрольная работа. Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, творческие и контрольные работы.

Обязательные результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие специальную (коррекционную) школу VIII вида и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Два первых компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

В результате реализации программы у обучающихся, воспитанников должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве, умение пользоваться техническими достижениями современного общества для решения жизненных задач.

Критерии оценок

Устные ответы

«5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«3» ставиться, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации