Методики «Практикум по исследованию и диагностики толерантности личности»

5
0
Материал опубликован 19 May 2018 в группе

Приложение № 1

Методики из «Практикума по исследованию и диагностики толерантности личности»

Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Бланк методики

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:


 


 


 


 


 


 


 

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

1.

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

           

2.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

           

3.

Если друг предал, надо отомстить ему

           

4.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

           

5.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

           

6.

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

           

7.

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

           

8.

С неопрятными людьми неприятно общаться

           

9.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

           

10.

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

           

11.

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

           

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

           

13.

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

           

14.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

           

15.

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

           

16.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

           

17.

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

           

18.

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

           

19.

Беспорядок меня очень раздражает

           

20.

Любые религиозные течения имеют право на существование

           

21.

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

           

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

           

 

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Приложение № 2

Вопросник для измерения толерантности

(В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура)

Данный вопросник был первоначально разработан для оценки влияния тренинга толерантности (Солдатова, Шайгерова, Шарова, 2000) на сознание старшеклассников (Магун, Жамкочьян, Магура, 2000). Содержание методики жестко не привязано к конкретным особенностям упомянутого тренинга, и ее можно использовать в более широком контексте.

В отборе и конструировании вопросов авторы опирались на общетеоретические представления о толерантности и на имеющийся в западной социальной психологии опыт измерения данной характеристики. Все вопросы методики направлены на выявление различных установок, поэтому данный вопросник, как и подавляющее большинство других опросников, измеряет, прежде всего, толерантность вербального поведения людей.

В состав вопросника вошли утверждения, направленные на выявление разных видов толерантности: толерантности к представителям других наций, выходцам из других мест, представителям иных культур; толерантности к иным взглядам, в том числе взглядам и мнениям меньшинства; толерантности к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов; толерантности к сложности и неопределенности окружающего мира.

Хотя вопросник первоначально применялся для подростков, в вопросах, включенных в его состав, почти нет возрастной специфики, и поэтому при незначительной модификации данная методика применима к изучению представителей разных возрастных категорий. При исследовании эффективности воздействия тренинга толерантности методика проводится два раза – до и после проведения тренинга.

Бланк методики

Инструкция: Выразите, пожалуйста, свое отношение к следующим суждениям. Прежде чем отвечать, внимательно прочтите вопрос и все варианты ответа на него. Затем выберите тот вариант ответа, который отражает ваше личное мнение.

Вам нужно поставить любой значок напротив варианта ответа, который Вы выбрали. В вопросах №№ 1, 18, 21, 31, 36, 40 нужно обвести цифру, соответствующую выбранному Вами варианту ответа. Просим Вас не пропускать ни одного вопроса.

 


 

Утверждение

Совершенно

не согласен

Пожалуй,

не согласен

Трудно сказать,

согласен или нет

Пожалуй,

согласен

Полностью

согласен

 

Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей: (выберите что-то одно)

меня это не волнует – 1

верно нечто среднее – 2 ______________________

они вызывают у меня неприязнь и отвращение – 3

 

 

Хорошая работа — это такая работа, где всегда ясно, что и как делать

         

 

Есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться

         

 

Это замечательно, что молодежь может сегодня свободно протестовать против того, что ей не нравится, и поступать по-своему

         

 

Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры

         

 

Личная свобода в поведении важнее хороших манер

         

 

Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова

         

 

Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности

         

 

Мне не нравятся девушки, которые пренебрегают принятыми в обществе правилами морали

         

 

Люди, которые живут в соответствии с установленным порядком, лишают себя в жизни многих радостей

         

 

Истинной может быть только одна религия

         

 

Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему

         

 

Когда учитель не может четко определить, что он хочет сказать, это раздражает

         

 

То, что Россия — многонациональная страна, обогащает ее культуру

         

 

( На этот вопрос просим ответить только юношей) Для своей девушки я предпочел бы выраженную женственность

         

 

( На этот вопрос просим ответить только девушек) Для своего парня я предпочла бы выраженную мужественность

         

 

Чем скорее мы избавимся от традиционной семейной структуры, где командуют отец или мать, а дети обязаны беспрекословно подчиняться, тем лучше

         

 

Человек с иной точкой зрения обычно вызывает у меня: (выберите что-нибудь одно)

интерес и стремление понять его суждения – 1

желание переубедить его – 2

раздражение – 3

 

 

Судя по тому, что происходит в стране, нам нужно использовать "сильные средства", чтобы избавиться от преступников и взяточников

         

 

Мне нравятся люди, которые во всем сомневаются

         

 

Как, по-вашему, мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности, или национальности не стоит придавать значение?

лучше выбирать среди людей своей национальности – 1__________________________

национальности не стоит придавать значение - 2

затрудняюсь ответить – 3

 

 

Всегда легче довериться авторитетным людям (специалистам, уважаемым гражданам или религиозным лидерам), чем слушать всяких болтунов, которые вызывают разброд в умах людей

         

 

Нашей стране необходимо больше терпимых людей — таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки

         

 

Я установил(а) для себя четкие жизненные правила и считаю, что другие должны сделать то же самое

         

 

Мне хотелось бы пожить в чужой стране

         

 

Человек другой культуры обычно пугает или настораживает окружающих

         

 

Нет ничего страшного в сексуальных отношениях до брака

         

 

Уважение к старшим — одна из важнейших ценностей, которым надо учить детей

         

 

Сильная личность не показывает своих чувств

         

 

Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение

         

 

Меня очень раздражает вид неубранной комнаты

да – 1

верно нечто среднее – 2

нет – 3

 

 

Я никогда не сужу людей, пока не буду уверен в фактах

         

 

Люди с другим цветом кожи (другой расы) могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать

         

 

Нет ничего аморального или патологического в сексуальных отношениях между людьми одного и того же пола

         

 

То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, — благо для России

         

 

Принимая решения, я считаю для себя обязательным считаться с общепризнанными нормами поведения ("что такое хорошо и что такое плохо")

да – 1

когда как – 2

нет – 3

 

 

Некоторые люди слишком сложны, чтобы их можно было понять

         

 

Нет такого межнационального конфликта, который нельзя было бы разрешить путем переговоров и взаимных уступок

         

 

Было бы лучше для всех, если бы власти ввели цензуру на телевидении, чтобы уберечь общественную нравственность

         

 

Если бы я увидел(а), что знакомые дети дерутся (выберите что-то одно):

я предоставил бы им самим выяснять свои отношения – 1

не знаю, что предпринял бы – 2

постарался бы разобраться в их ссоре – 3

 

 

Я люблю общаться с людьми, у которых все четко и определенно

         

 

Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие

         

 

Не вижу ничего предосудительного в том, что девушки посещают пивные бары

         

 

Многие проблемы будут решены, если мы избавимся от психически больных людей

         

 

Сражаться со сложной задачей часто более увлекательно, чем решать простую

         

 

Многие наши правила в отношении скромности и сексуального поведения — просто условности, и не стоит слишком серьезно к ним относиться

         

 

Часто человек не виноват в своих проступках, поскольку его действия определялись внешними обстоятельствами

         

 

Идти на уступки — это значит проявлять слабость

         

Обработка результатов

Полученный балл по пунктам, для которых предусмотрены пять вариантов ответов, подсчитывается следующим образом.

Прямые вопросы (№ 4, 6, 8, 10, 14, 17, 20, 23, 25, 27, 30, 32, 34, 35, 38, 43, 45, 46, 47):

Варианты ответов

Баллы

совершенно не согласен

- 2

пожалуй, не согласен

- 1

трудно сказать, согласен или нет

0

пожалуй, согласен

1

полностью согласен

2

Обратные вопросы (№ 2, 3, 5, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 19, 22, 24, 26, 28, 29, 33, 37, 39, 41, 42, 44, 48):


 

Варианты ответов

Баллы

совершенно не согласен

2

пожалуй, не согласен

1

трудно сказать, согласен или нет

0

пожалуй, согласен

- 1

полностью согласен

- 2

Вопросы с тремя вариантами ответов (№ 1, 18, 21, 31, 36, 40):

пункта

1

18

21

31

36

40

Варианты

ответов

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Баллы

2

0

-2

2

0

-2

-2

2

0

-2

0

2

-2

0

2

2

0

-2

 

Вопросы № 1, 3, 7, 10, 12, 13, 18, 20, 21, 23, 24, 25, 27, 29, 34, 35, 37 оказались особенно чувствительными к воздействию тренинга толерантности. При необходимости измерить аспекты толерантности, в наибольшей степени поддающиеся воздействию, можно ограничиться только этими вопросами.

Приложение № 3 Методика диагностики общей коммуникативной толерантности

(В.В.Бойко)

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В.В.Бойко (Практическая психодиагностика, 1998), позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.

Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (супругу, коллеге, случайному знакомому), типологической – отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии, социального слоя). Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами). Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.

Ниже представлены пункты опросника, сгруппированные в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал.

Бланк методики

Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где

0 – совсем неверно,

1 – верно в некоторой степени,

2 – верно в значительной степени,

3 – верно в высшей степени.

Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека

Утверждения

Баллы

1.

Медлительные люди обычно действуют мне на нервы

 

2.

Меня раздражают суетливые, непоседливые люди

 

3.

Шумные детские игры я переношу с трудом

 

4.

Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно

 

5.

Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня

 

Всего:


 

Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей

других людей.

Утверждения

Баллы

6.

Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник

 

7.

Меня раздражают любители поговорить

 

8.

Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде (самолете), начатый по его инициативе

 

9.

Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры

 

10.

Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня

 

Всего:


 

Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей

Утверждения

Баллы

11.

Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды)

 

12.

Так называемые “новые русские” обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством

 

13.

Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно мне несимпатичны

 

14.

Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу

 

15.

Терпеть не могу деловых партнеров с низким интеллектуальным или профессиональным уровнем

 

Всего:

Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров

Утверждения

Баллы

16.

Считаю, что на грубость надо отвечать тем же

 

17.

Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен

 

18.

Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем

 

19.

Мне неприятны самоуверенные люди

 

20.

Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте

 

Всего:

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров

Утверждения

Баллы

21.

Я имею привычку поучать окружающих

 

22.

Невоспитанные люди возмущают меня

 

23.

Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо

 

24.

Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания

 

25.

Я люблю командовать близкими

 

Всего:


 

Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его "удобным"

Утверждения

Баллы

26.

Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах

 

27.

Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка

 

28.

Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня

 

29.

Я проявляю нетерпение, когда мне возражают

 

30.

Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется

 

Всего:

Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.

Утверждения

Баллы

31.

Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам

 

32.

Меня часто упрекают в ворчливости

 

33.

Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю

 

34.

Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки

 

35.

Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь

 

Всего:


 

Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми

Утверждения

Баллы

36.

Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку

 

37.

Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях

 

38.

Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь

 

39.

Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)

 

40.

Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей

 

Всего:


 

Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других

Утверждения

Баллы

41.

Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам

 

42.

Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер

 

43.

Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе

 

44.

Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми

 

45.

Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав

 

Всего:


 

Обработка результатов: По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. В среднем опрошенные набирают: воспитатели дошкольных учреждений – 31 балл, медсестры – 43, врачи – 40 баллов. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.

Приложение № 4

Опросник « Шкала базовых убеждений»*

(Р.Янов-Бульман)

Данный опросник разработан в рамках когнитивной концепции базовых убеждений личности. В соответствии с ней одним из базовых ощущений нормального человека является здоровое чувство безопасности (Janoff-Bulman, 1989, 1992). По мнению американского психолога Р.Янов-Бульман, оно основано на трех категориях базовых убеждений, составляющих ядро нашего субъективного мира:

Вера в то, что в мире больше добра, чем зла. В эту категорию входит отношение к окружающему миру вообще и отношение к людям.

Убеждение, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости.

Убеждение в ценности собственного "Я". Здесь основное значение имеют три аспекта: "Я хороший человек" (самоценность), "Я правильно себя веду" (контроль) и оценка собственной удачливости.

Базовые убеждения личности претерпевают серьезные изменения под влиянием перенесенных личностью травматических событий, в результате которых основательно разрушаются привычные жизненные представления и схемы поведения. Экстремальный негативный опыт настолько противоречит существовавшей ранее картине мира, что его осмысление вызывает долговременные и тяжёлые психологические проблемы. Чувство беспомощности и потери контроля над собственной жизнью может сохраняться ещё долгое время после того, как исчезнут первоначальные симптомы ПТСР.

Таким образом, базовые убеждения как в отношении самого себя, так и в отношении окружающего мира могут существенно отличаться у лиц, переживших травматическое событие и не переживших такового.

С целью диагностики базовых убеждений Р.Янов-Бульман разработала Шкалу базовых убеждений, выявляющую восемь категорий убеждений, на основе которых вычисляются три вышеупомянутых базовых убеждения:

1) благосклонность мира (BW, benevolence of world),

2) доброта людей (BP, benevolence of people),

3) справедливость мира (J, justice),

4) контролируемость мира (C, control),

5) случайность как принцип распределения происходящих событий (R, randomness),

6) ценность собственного "Я" (SW, self-worth),

7) степень самоконтроля (контроля над происходящими событиями) (SC, self-control),

8) степень удачи, или везения (L, luckiness).

Бланк методики

Инструкция: Отметьте, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений.

Утверждение

 

Совершенно

не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

 

Неудача с меньшей вероятностью постигает достойных, хороших людей

           

 

Люди по природе своей недружелюбны и злы

           

 

Кого в этой жизни постигнет несчастье – дело случая

           

 

Человек по натуре добр

           

 

В этом мире гораздо чаще происходит что-то хорошее, нежели плохое

           

 

Течение нашей жизни во многом определяется случаем

           

 

Как правило, люди имеют то, что заслуживают

           

 

Я часто думаю, что во мне нет ничего хорошего

           

 

В мире больше добра, чем зла

           

 

Я вполне везучий человек

           

 

Несчастья случаются с людьми из-за ошибок, которые они совершили

           

 

В глубине души людей не очень волнует, что происходит с другими

           

 

Обычно я поступаю таким образом, чтобы увеличить вероятность благоприятного для меня исхода дела

           

 

Если человек хороший, к нему придут счастье и удача

           

 

Жизнь слишком полна неопределённости – многое зависит от случая

           

 

Если задуматься, то мне очень часто везет

           

 

Я почти всегда прикладываю усилия, чтобы предотвратить несчастья, которые могут случиться со мной

           

 

Я о себе невысокого мнения

           

 

В большинстве случаев хорошие люди получают то, чего заслуживают в жизни

           

 

Собственными поступками мы можем предотвращать неприятности

           

 

Оглядываясь на свою жизнь, я понимаю, что случай был ко мне благосклонен

           

 

Если принимать меры предосторожности, можно избежать несчастий

           

 

Я предпринимаю действия, чтобы защитить себя от несчастий

           

 

В общем-то, жизнь – это лотерея

           

 

Мир прекрасен

           

 

Люди в большинстве своём добры и готовы прийти на помощь

           

 

Я обычно выбираю такую стратегию поведения, которая принесет мне максимальный выигрыш

           

 

Я очень доволен тем, какой я человек

           

 

Если случается несчастье, то обычно это потому, что люди не предприняли необходимых мер для защиты

           

 

Если посмотреть внимательно, то увидишь, что мир полон добра

           

 

У меня есть причины стыдиться своего характера

           

 

Я удачливее, чем большинство людей

           

Обработка результатов

К каждой из 8 шкал относится 4 утверждения (см. ключ). Значение по каждой из шкал определяется средним арифметическим баллом по соответствующим утверждениям. Для прямых утверждений это баллы, отмеченные респондентом, а для обратных (помеченных в "ключе" знаком минус) – реверсивные значения (противоположные отмеченным относительно середины шкалы, т.е. "1" соответствует "6", "2" – "5", "3" – "4" и так далее).

Первичные категории убеждений могут также оцениваться как 3 обобщённых направления отношений:

1. Общее отношение к благосклонности окружающего мира вычисляется как среднее арифметическое между BW и BP (благосклонность мира и доброта людей).

2. Общее отношение к осмысленности мира, т.е. контролируемости и справедливости событий, вычисляется как среднее арифметическое между показателями J (справедливость мира), C (контролируемость мира) и реверсивным R (случайность). Для получения показателя реверсивного R нужно суммировать баллы, обратные набранным по R относительно середины шкалы.

3. Убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения вычисляется как среднее арифметическое между SW (ценность "Я"), SC (самоконтроль) и L (везение).

Ключ:

BW 5, 9, 25, 30

BP -2, 4, -12, 26

J 1, 7, 14, 19

C 11, 20, 22, 29

R 3, 6, 15, 24

SW -8, -18, 28, -31

SC 13, 17, 23, 27

L 10, 16, 21, 32

Данный опросник позволяет сравнивать базовые убеждения у разных групп людей, например, переживших различные виды травматического опыта. Он может быть использован и в индивидуальной работе: если показатели по какой-либо шкале у человека сильно занижены, то это следует учесть при оказании психологической поддержки. В норме показатели по всем шкалам выше середины, то есть не менее 3,5 баллов. Исследователи считают, что более оптимистичное отношение к миру, окружающим людям и себе самому способствует большей психической стабильности и успешности в повседневной жизни.


 

Приложение № 6 Шкала социальной дистанции

(Э.Богардус)

В 1920-х годах американский социолог Эмори Богардус разработал шкалу для измерения социальной дистанции, рассматриваемой им как степень близости или отчужденности между двумя группами людей.

Богардус сформулировал список из семи суждений, отражающих различную степень социальной дистанции. При опросе респонденты отмечали то суждение, которое соответствовало допускаемой ими близости с членами заданной группы.

Бланк методики

Инструкция: Перед Вами (А) список утверждений и (Б) список групп.

А. Для каждой группы из предложенного списка укажите единственно верное для Вас утверждение, которое может стать завершением следующей фразы: "Для меня лично возможно и желательно принять представителя данной группы…"

как близкого родственника (например, партнера по браку)

как близкого друга

как соседа по дому

как коллегу по работе

как гражданина моей страны

как гостя (туриста) в моей стране.

Я не хотел бы видеть его в моей стране.

Б. Список групп составляется в соответствии с целями исследования. При необходимости в список могут быть включены представители сексуальных меньшинств, приверженцы политических партий и общественных движений. Таким образом, шкала Богардуса может быть использована при измерении социальной дистанции не только между расовыми и этническими группами, но также между группами, различающимися по самым разнообразным признакам: возрасту, полу, профессии, религии и т.п.

Обработка результатов

Номер утверждения на шкале отражает величину социальной дистанции (1 – минимальная, 7 – максимальная). Социальная дистанция членов одной группы (респондентов) по отношению к другим группам (указанным в стимульном материале) вычисляется как среднее арифметическое индивидуальных ответов. Соответственно, чем меньше этот показатель, тем короче социальная дистанция между двумя группами и тем сильнее выражены позитивные чувства одной группы по отношению к другой. Возможна также оценка каждого пункта шкалы как отдельного утверждения, например, в диапазоне: абсолютно согласен (1) – абсолютно не согласен (7), что предполагает соответствующую обработку результатов.

Приложение № 7

Методика «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У.А. Кухаревой

Проявления экстремистского поведения среди молодёжи свидетельствует о слабой социальной адаптации подростков, что влечёт за собой формирование асоциальных установок и противоправных образцов поведения. Таким образом, подростки подвергаются различным социальным рискам. Поэтому профилактическая работа школы в этом направлении становится актуальной и важной. Исследование по предлагаемой методике может являться начальным этапом целевой деятельности по организации профилактики проявлений экстремистского поведения среди молодёжи в образовательном учреждении. Для планирования и организации такой профилактической работы необходимо изучить особенности целевой группы (подростков) в этом вопросе. Критерий, позволяющий это сделать – уровень сформированности толерантности учащихся. Измерение уровня сформированности толерантности поможет определить представления подростков о представителях других социальных и культурных групп и их отношение к ним, а также об эффективности работы воспитательной и социальной службы школы по формированию толерантного сознания учащихся. Известные в настоящее время методики определения толерантного поведения (толерантности) дают достаточно полную картину, но все они требуют, как правило, индивидуальной работы с каждым респондентом и больших временных затрат для обработки и анализа данных («Индекс толерантности» - Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова; Вопросник для измерения толерантности - В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура; «Диагностика общей коммуникативной толерантности» - В.В.Бойко; «Шкала социальной дистанции» - Э.Богардус и др.). Представленная методика даёт возможность провести подобную диагностику большой группы школьников, за короткий срок, информативную и не требующую больших временных затрат.

Рекомендации.

Исходя из полученных данных, рекомендуется включение следующих направлений работы в программу профилактики экстремистских проявлений у подростков:

формирование жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям;

развитие эмоциональной сферы подростков, способности к сопереживанию и формированию адекватной самооценки;

деятельность, дающая подросткам возможность реализовать повышенную поведенческую активность и потребность в самореализации (волонтёрское движение, школа лидеров и т.п.);

информационная работа, дающая подросткам знания о традициях и особенностях различных этнических и социокультурных общностей людей.

Инструкция. Закончите предложения

.1.Когда я вижу человека другой национальности, то чувствую

Я знаю что, что Россия — многонациональная страна и для меня это значит

Человек другой культуры, с которым я общаюсь для меня

Приезжие и жители нашего города могут

Когда я разговариваю с человеком, с которым я не согласен – это для меня

Я думаю, что отношения между людьми разных религий

Методика «Незаконченные предложения. Диагностика толерантного поведения»

Интерпретация предложений.

Результаты позволяют сделать вывод об уровне сформированности толерантности у школьников (7-11 кл.): высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолерантности.

Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют:

агрессия – 0 баллов

равнодушие, легкомысленное или нетактичное отношение – 1 балл

Положительный результат проявляется, если в ответе присутствуют:

констатация присутствия, признание прав – 3 балла

помощь, сочувствие, интерес – 4 балла.

Общий анализ уровня толерантности

Высокий уровень интолерантности (1-6 баллов) выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур, представление культурных отличий как отклонений от некоей нормы, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении.

Невысокий уровень интолерантности (7-12 баллов) характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп.

Невысокий уровень толерантности (13-18 баллов) определяется принятием разнообразных социокультурных групп, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур.

Высокий уровень толерантности (19-24 балла)характеризуется признанием иных культур, права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. положительное отношение к культурным отличиям, отсутствие культурных предрассудков и стереотипов.

Качественный анализ толерантности

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

Этническая толерантность (вопросы 1,2,3) выявляет отношение к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия.

Социальная толерантность (вопросы 4,5,6) позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп, а также установки личности по отношению к некоторым социальным процессам

Высокий уровень интолерантности - 1-3 балла

Невысокий уровень интолерантности - 4-6 баллов

Невысокий уровень толерантности - 7-9 баллов

Высокий уровень толерантности - 10-12 баллов

Средний уровень толерантности (интолерантности) в группе

Вычисляется, как отношение суммы общих уровней толерантности к количеству респондентов.

Высокий уровень интолерантности - 1-6 балла

Невысокий уровень интолерантности - 7-12 баллов

Невысокий уровень толерантности - 13-18 баллов

Высокий уровень толерантности - 19-24 балла

Предложение

Интерпретация

0 баллов

1 балл

3 балла

4 балла

Когда я вижу человека другой национальности, то чувствую

негатив!!!

мне неприятно, когда я вижу, что их больше, чем русских

прочерк

ничего не значит

равнодушие

я отношусь нормально ко всем национальностям, кроме…

он такой же человек, как и я

никакое… человек, как человек

гордость за свою страну

заинтересованность

что в России демократия!

Я знаю что, что Россия — многонациональная страна и для меня это значит

что надо сваливать из неё

прочерк

ничего не значит

это хорошо, но каждый должен жить в своём регионе

что в России проживают разные народы

общение с людьми других национальностей

дружба народов

что я могу обзавестись друзьями других наций

что она очень популярная и разносторонняя

хорошее развитие страны

Человек другой культуры, с которым я общаюсь для меня

 

прочерк

всегда друг до некоторых моментов

интересен, если он приехал на время

 

друг

интересный собеседник

источник новых знаний

Приезжие и жители нашего города могут

ехать дальше

прочерк

даже имеют право общаться с нами

должны уважительно вести себя по отношению к коренным жителям

общаться, делиться впечатлениями

всё, кроме того, что нарушать закон

жить, работать и любоваться нашим городом

жить в мире и согласии, уважая друг друга

Когда я разговариваю с человеком, с которым я не согласен – это для меня

вызов

раздражаюсь

прочерк

спор

трудно

способ доказать своё мнение

дискуссия

просто разговор

очень интересно

это повод устроить дебаты, сколько людей столько и мнений

дискуссия

способ узнать мнение других

Я думаю, что отношения между людьми разных религий

это вызов

прочерк

это допустимо, но мне не нравится и я буду исповедовать свою религию

странные

приемлемы

это не плохо

должны, и в большинстве случаев складываются хорошо

способ объединения людей

должны быть дружескими

это интересно

Примечание:

Если присутствует много «прочерков», то возможно не сформирована толерантная (интолерантная) позиция или присутствует негативное отношение к тестированию.

Словарь

Спор — это взаимное отстаивание своего мнения, своей правоты.

Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение - исследование), обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.

Дебаты - прения, обмен мыслей, с соблюдением очереди говорящих

Вызов - желание вступить в борьбу, в спор; устар. требование поединка, дуэли. Раздражаюсь (раздражение) - состояние озлобленного возбуждения; чувство гнева, досады, недовольства.

Приложение №8

Опросник для измерения общих социальных установок у детей

(Э.Френкель-Брунсвик)

Данный опросник позволяет косвенным образом исследовать существующий уровень предубежденности у подростков. Элзе Френкель-Брунсвик установила, что сильно предубежденные в отношении других этнических групп дети склонны разделять определенные взгляды, которые прямо не связаны с этническими установками. На основании этого вывода ею был создан опросник для измерения общих социальных установок у детей. Связь каждого из высказываний опросника с предубежденностью подтверждена исследованиями.

Бланк методики

Инструкция: Отметьте, пожалуйста, согласны Вы или нет с каждым из утверждений

Утверждение

Да

Нет

 

Существует только один правильный путь сделать что-нибудь

   

 

Если человек никого не опасается, он может попасть впросак

   

 

Было бы лучше, если бы учителя были построже

   

 

Только человек, похожий на меня, имеет право на счастье

   

 

Девочки должны изучать только то, что поможет им в домашних делах

   

 

Войны будут всегда - это часть человеческой природы

   

 

Характер и личность даны человеку от природы

   

Обработка результатов

По мнению автора методики, чем с большим количеством приведенных утверждений выражает согласие ребенок, тем более высока вероятность того, что он будет с предубеждением относиться к другим этническим группам.

Приложение № 9

Диагностический тест отношений

(Г.Солдатова)

Диагностический тест отношений (ДТО) – оригинальная модификация метода семантического дифференциала, разработанная для исследования эмоционально-оценочного компонента социального стереотипа. Методика широко используется психологами в исследованиях межэтнических и межличностных отношений, а также этнической толерантности (см., например, Стефаненко, Шлягина, Ениколопов, 1993).

В основу методики положена идея о том, что одни и те же качества, приписываемые как себе, так и другим людям (группе), могут интерпретироваться по-разному: положительные качества своей группы (например, "мы – экономны, бережливы") могут восприниматься как отрицательные у другой ("они – жадны, скупы"). По этому принципу были составлены пары качеств, полюса которых различаются по коннотативным (аффективным) параметрам, в то время как их смысловые значения могут расцениваться как достаточно близкие.

Полный вариант ДТО (А) представляет набор 20 пар качеств, размещенных на одной карточке (Кцоева (Солдатова),1986). Второй, сокращенный вариант (Б), чаще применяемый исследователями, включает 12 пар качеств (Солдатова,1998). На стандартном бланке ДТО обычно представлено 4 карточки, на которых респондент отмечает оценки качеств, присущих, по его мнению, ему самому, идеальному человеку и типичным представителям собственной или других этнических групп.

Бланк методики

(вариант Б, 1 карточка)

Инструкция: Оцените последовательно по предложенным характеристикам себя ("Я"), "идеал", "типичного" представителя своей национальности, "типичного" представителя другой национальности. Оценки вписывайте в клетку под соответствующим качеством.

Выраженность качеств оценивается по 4-балльной шкале:

1 – данное качество отсутствует;

2 – качество выражено слабо;

3 – качество выражено средне;

4 – качество выражено в полной мере.

Я


 

дипломатичный

навязчивый

гордый

общительный

высокомерный

лицемерный

           

активный

бесхарактерный

остроумный

покладистый

ехидный

агрессивный

           

экономный

упрямый

находчивый

настойчивый

хитрый

жадный

           

темпераментный

педантичный

осторожный

аккуратный

трусливый

вспыльчивый

           


 

Обработка результатов

Полюса шкал на карточке размещены по определенному принципу:

+ – + + – –

+ – + + – –

+ – + + – –

+ – + + – –

Здесь "–" соответствует негативно воспринимаемому полюсу качества, а "+" – позитивному. Пары качеств в каждой строке представлены в столбцах: 6–1; 2–4; 5–3 (например, "лицемерный – дипломатичный", "навязчивый – общительный", "высокомерный – гордый").

Направленность (выраженность), или диагностический коэффициент стереотипа (D) характеризует знак и величину общей эмоциональной ориентации субъекта по отношению к данному объекту.

Коэффициент определяется по формуле:

где ∑а+ – сумма оценок всех положительных качеств; ∑а- – сумма оценок всех отрицательных качеств; ∑аi – общая сумма всех оценок.

Чем больше D с отрицательным знаком (когда преобладают высокие баллы по негативным качествам), тем выше интенсивность негативного стереотипа. Наоборот, чем больше D с положительным знаком (когда преобладают высокие баллы по позитивным качествам), тем выше интенсивность позитивного стереотипа. При D, близком к нулю, высока неопределенность (амбивалентность) отношения, когда респондент не отдает четкого предпочтения позитивному или негативному полюсу оценки.

Кроме абсолютных значений диагностических коэффициентов по каждому исследуемому параметру, полезно сравнить соотношение полученных коэффициентов. Например, для анализа самооценки можно использовать не абсолютный показатель диагностического коэффициента образа "Я", а сравнение его с коэффициентом для "идеала". Аналогичный подход возможен и при выделении иных вспомогательных показателей, в частности, показателя этнических предпочтений, который получается при сравнении образа типичного представителя какой-либо национальности с "идеалом". Для анализа этнической идентификации и межэтнической дифференциации сравниваются коэффициенты, полученные для образа "Я" и различных этнических групп (Павленко, Таглин, 1992).

Приложение № 10

Типы этнической идентичности

(Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова)

Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости (интолерантности). Толерантность/интолерантность – главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами – явилась ключевой психологической переменной при конструировании данного опросника. Степень этнической толерантности респондента оценивается на основе следующих критериев: уровня "негативизма" в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении к других групп.

Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от "отрицания" идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом – апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.

Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.

1. Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.

2. Этническая индифферентность – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

3. Норма (позитивная этническая идентичность) – сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:

4. Этноэгоизм – данный тип идентичностиможет выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.

5. Этноизоляционизм – убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.

6. Этнофанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм представляют собой ступени гиперболизации этнической идентичности, означающей появление дискриминационных форм межэтнических отношений. В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида (Солдатова, 1998).

В результате серии экспертных оценок и пилотажных исследований были отобраны 30 суждений – индикаторов, интерпретирующих конец фразы: "Я – человек, который…" Индикаторы отражают отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического взаимодействия.

Бланк методики

Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

 


 


 


 

Я – человек, который…

Согласен

Скорее согласен

В чем-то согласен, в чем-то нет

Скорее не согласен

Не согласен

1.

предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам

         

2.

считает, что межнациональные браки разрушают народ

         

3.

часто ощущает превосходство людей другой национальности

         

4.

считает, что права нации всегда выше прав человека

         

5.

считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения

         

6.

предпочитает образ жизни только своего народа

         

7.

обычно не скрывает своей национальности

         

8.

считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности

         

9.

часто испытывает стыд за людей своей национальности

         

10.

считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа

         

11.

не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную

         

12.

нередко чувствует превосходство своего народа над другими

         

13.

любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов

         

14.

считает строго необходимым сохранять чистоту нации

         

15.

трудно уживается с людьми своей национальности

         

16.

считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей

         

17.

безразлично относится к своей национальной принадлежности

         

18.

испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь

         

19.

готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия

         

20.

считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов

         

21.

часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности

         

22.

считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами

         

23.

считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории

         

24.

раздражается при близком общении с людьми других национальностей

         

25.

всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре

         

26.

считает необходимым "очищение" культуры своего народа от влияния других культур

         

27.

не уважает свой народ

         

28.

считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу

         

29.

никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам

         

30.

считает, что его народ не лучше и не хуже других народов

         


 

Обработка результатов

Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:

"согласен" – 4 балла;

"скорее согласен" – 3 балла;

"в чем-то согласен, в чем-то нет" – 2 балла;

"скорее не согласен" – 1 балл;

"не согласен" – 0 баллов.

Затем подсчитывается количество баллов по каждому из типов этнической идентичности (в скобках указаны пункты, работающие на данный тип):

1. Этнонигилизм (пункты: 3, 9, 15, 21, 27).

2. Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).

3. Норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25).

4. Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).

5. Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).

6. Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28).

В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон – от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.


 


 


 


 


 

https://урок.рф/admin/?cat=library&edit=88086#sdfootnote1anc

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.