12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карасева Ирина Дмитриевна1175
Учитель физики высшей категории. Имею звание "Старший учитель". Являюсь руководителем методического объединения учителей естественных дисциплин, физической культуры и ОБЖ. Педагогический стаж работы 28 лет
Россия, Луганская Народная Респ., Луганск
4

Исследование «Компьютер – друг и помощник или угроза для здоровья?»



Исследование

«Компьютер – друг и помощник или угроза для здоровья?»

Слайд 1

Всем прекрасно известно, что компьютеры как таковые были изобретены во второй половине двадцатого века, а выпущены в массовую продажу в США в 80-ых. К нам  компьютеры приехали уже в 90-ых, а обрели большую популярность уже в 2000-ых. Однако не все помнят, что изначально, по своей задумке, персональный компьютер был изобретен лишь как вычислительная машина, которая должна была помочь людям выполнять всевозможные трудоемкие и сложные математические подсчеты. Однако сейчас все знают, что…  (Слайд 2)

во-первых, компьютер сегодня стал самым популярным средством связи и обгоняет в этом плане даже мобильную связь. В Соединенных Штатах Америки у каждого второго жителя есть аккаунт в Facebook, у нас же похожим образом ситуация обстоит с социальными сетями Вконтакте и Одноклассники. Электронная почта используется как для личной переписки, так и рабочих целях, и стала настоящим двигателем ведения бизнеса. Главным инструментом для общения с родными и близкими стал скайп, позволяющий совершенно бесплатно совершать голосовые звонки по всему миру.

Во-вторых, компьютер стал самой популярной электронной игровой платформой, и вообще любимым развлечением большинства детей и очень многих взрослых. Даже домохозяйки, прерогативой которых раньше всегда был телевизор, сегодня стали резаться во всякие Шарики, Поле Чудес и Угадай мелодию на своем домашнем компьютере, пока дети в школе, а муж на работе. Мальчишки теперь предпочитают играть в футбол не во дворе, а по сети – вот вам еще один очевидный эффект глобального влияния информационных технологий на судьбы человечества.

В-третьих, формирование единого глобального экономического, социального и культурного пространства — это объективная реальность современного мира. Сегодня компьютеры, объединенные обширной сетью, берут на себя функции ещё и всемирного банка информации. Информация вышла на приоритетное место среди критериев прогресса, как и средства ее получения и переработки и использования — компьютер и компьютерная технология, с помощью которой усиливаются интеллектуальные возможности и способности человека.

Ну и, наконец, благодаря Интернету появилось огромное количество новых профессий, очень многие люди работают теперь удаленно, а работа некоторых и вовсе за рамки всемирной паутины не выходит. В связи с этим, разумеется, открылся гигантский рынок производства всевозможного софта – браузеры (Опера, Google Chrome, Firefox), антивирусы (Нортон, Касперский) и многие другие программы жизненно необходимы каждому пользователю. Все это выражается в миллионах долларов США и миллионах человеческих жизней. Вы считаете, что компьютер – друг  и помощник человека?

Слайд 3

Цель моего проекта: исследовать влияние компьютера на здоровье человека, выяснить отношение учащихся нашей школы к компьютеру.

Задачи исследования:

1.      Изучить влияние компьютера на физическое и психологическое самочувствие человека

2.      Ознакомиться с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к организации работы за компьютером;

3.      Разработать рекомендации по правильному пользованию компьютером.

Актуальность исследования. Быть здоровым – это естественное желание человека.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию.

В связи с процессом глобальной компьютеризации жизни человека возникают вопросы о влиянии компьютера на его организм,  и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье.

 Компьютерная техника - источник неблагоприятных физических факторов воздействия на функциональное состояние и здоровье пользователей.

Слайд 4

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером

·         широкий спектр электромагнитного излучения, который включает рентгеновскую, ультрафиолетовую и инфракрасную области

·         сидячее положение в течение длительного времени;

·         эргономические параметры (мерцание, блики, контрастность)

·         перегрузка суставов кистей;

·         повышенная нагрузка на зрение;

·         влияние компьютера на психическое здоровье (стресс при потере информации).

Рассмотрим эти факторы по отдельности.

Слайд 5

1.      Электромагнитное излучение.  

Компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения среди бытовых приборов. Во - первых, от экрана трубки идет мягкое рентгеновское излучение. Во-вторых, катушки внутри монитора генерируют переменное электромагнитное излучение. Распространяется оно в основном в стороны и назад.  И, в-третьих, используемое в электронно-лучевых трубках высокое напряжение приводит к появлению вне монитора электростатического поля. Тело человека может зарядиться до напряжения в несколько киловольт.  (Слайд 6)

Исследования функционального состояния пользователей ПК, проведенные Центром электромагнитной безопасности, показали, что в организме человека под влиянием электромагнитного излучения монитора происходят значительные изменения гормонального состояния, специфические изменения биотоков головного мозга, изменение обмена веществ. Низкочастотные электромагнитные поля при взаимодействии с другими отрицательными факторами могут инициировать раковые заболевания и лейкемию.

Наряду с монитором основным источником ЭМИ являются: наэлектризованная поверхность стола и коврик для мыши; питающие провода и системный блок; блок бесперебойного питания; сетевой фильтр. Электростатические заряды, возникающие на мониторе, притягивают пыль из воздуха. (Слайд 7)  Эта пыль оседает не только на экран, но и на лицо работающего за ним. А в пыли содержатся различные микроорганизмы и их споры. Таким образом, многочасовое сидение за компьютером способно привести если и не к заболеванию, то, по крайней мере, к плохому самочувствию, сухости кожи и аллергической реакции. Пыль, притягиваемая электростатическим полем монитора, иногда становится причиной дерматитов лица, обострения астматических симптомов, раздражения слизистых оболочек.

2.      Заболевания позвоночника.

(Слайд 8) Еще одним фактором риска при работе за ПК является малоподвижность. Статичная поза во время работы, повторяющиеся движения и нерациональная организация рабочего места могут привести к возникновению расстройств скелетно-мышечной системы пользователя ПК, то есть к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставах, а также развитию мышечной слабости и изменению формы позвоночника. Часто присутствуют жалобы на онемение шеи, покалывание в ногах.

3.      Повышенная нагрузка  на зрение человека.

(Слайд 9) Растущая компьютеризация принесла с собой так называемый компьютерный зрительный синдром (КЗС). Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию картинки на экране дисплея. Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану, мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Экранное же изображение самосветящееся, имеет значительно меньший контраст, состоит из дискретных точек – пикселей. Утомление глаз вызывает мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов в поле зрения.

Жжение в глазах, чувство «песка» под веками, боли в области глазниц и лба, боли при движении глаз, покраснение глазных яблок - указанные жалобы встречаются у значительного процента пользователей ПК и зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера. У части пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства – через 4 часа и практически у всех – через 6 часов работы за экраном ПК. Особенно часто устают глаза у детей, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером, чтение сверх меры требуют от молодых глаз серьезного напряжения.

4.       Перегрузка суставов кистей. Туннельный синдром.

(Слайд 10) Для работы с компьютером, в основном используется мышь и клавиатура, однако эти устройства вынуждают человека совершать тысячи однообразных движений, именно это, в совокупности с постоянным напряжением мышц руки, приводит к защемлению нерва в запястном канале и в последствие к боли в запястье.

Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Наиболее распространен кистевой туннельный синдром, при котором нервы руки повреждаются вследствие частой и длительной работы на компьютере. В наиболее тяжелой форме этот синдром проявляется в виде мучительных болей, лишающих человека трудоспособности.

5.       Компьютер и стресс.

(Слайд 11)  Еще одной проблемой, с которой человечество столкнулось результате компьютеризации, являются расстройства психики. К таким расстройствам относятся, в первую очередь, интернет-зависимость и компьютерная игромания. Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь ряд специфических факторов стресса: потеря информации (на первом месте среди компьютерных стрессоров), неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера, информационные перегрузки, спам (несанкционированные почтовые рассылки).

Правильно организованное рабочее место, правильная поза при работе позволят минимизировать вредное воздействие компьютера на здоровье. Нельзя экономить на своем рабочем месте - это обернется экономией на своем здоровье.

 (Слайд 12)

·         Освещение при работе с компьютером должно быть не слишком ярким, но и не отсутствовать совсем, идеальный вариант - приглушенный рассеянный свет.

·         Поставьте стол так, чтобы окно не оказалось перед вами. Если это неизбежно, купите плотные шторы или жалюзи, которые отсекут свет. Если окно сбоку, решение то же - шторы, жалюзи. Можно купить козырек, одевающийся на монитор (такими козырьками комплектуют некоторые профессиональные мониторы, продают их и отдельно) или сделать его самому: возьмите картонную коробку, вырежьте из нее угол и оденьте на монитор. Козырек экранирует свет, контрастность изображения повышается, цветопередача становится более естественной, глаза устают меньше.

·         Экран монитора должен быть абсолютно чистым; если вы работаете в очках, они тоже должны быть абсолютно чистыми. Протирайте экран монитора (лучше специальными салфетками и/или жидкостью для протирки мониторов) минимум раз в неделю, следите за кристальной прозрачностью очков каждый день.

·         Располагайте монитор и клавиатуру на рабочем столе прямо, ни в коем случае не наискосок.

·         Центр экрана должен быть примерно на уровне ваших глаз или чуть ниже. Держите голову прямо, без наклона вперед. Периодически на несколько секунд закрывайте веки, дайте мышцам глаз отдохнуть и расслабиться.
Иногда встречаются рекомендации использовать специальные очки, фильтры. Они действительно способны поднять какой-то из показателей видеосистемы, но только в ущерб другому показателю. Да и резонно ли платить 200 у.е. за очки (хорошие меньше не стоят), вместо того, чтобы купить за те же деньги приличный монитор?

·         Экран монитора должен быть удален от глаз минимум на 50-60 сантиметров. Если на таком расстоянии вы плохо видите изображение, выберите для работы шрифт большего размера.

Идеальная поза пользователя компьютера

(Слайд 13)  Спина наклонена на несколько градусов назад. Такая поза позволяет разгрузить позвоночник, улучшить кровообращение в зоне между туловищем и бедрами.

Руки свободно опущены на подлокотники кресла. Локти и запястья расслаблены. Кисти имеют общую ось с предплечьями: не сгибаются и не разгибаются. Работают только пальцы.

 Бедра находятся под прямым углом к туловищу, колени - под прямым углом к бедрам. Ноги твердо стоят на полу или на специальной подставке.

Не стоит забывать о продолжительности работы за компьютером. (Слайд 14)

Продолжительность непрерывной работы взрослого пользователя ПК не должна превышать 2 часа, для детей и подростков от 10 до 30 мин в зависимости от возраста.

(Слайд 15)

Продолжительность работы за компьютером в день для детей и подростков колеблется от 10 мин до 135 минут в зависимости от возраста, для взрослого – до 6 часов.

(Слайд 16)

Основные правила при работе за компьютером:

·         При слабом зрении наденьте очки.

·         Делайте перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15–25 минут работы за дисплеем.

·         Соблюдайте правильную рабочую позу.

·         Не работайте на компьютере в темноте.

·         Следите за содержательной стороной игр, программ.

·         После занятий умойтесь холодной водой.

Мною было проведено анкетирование учащихся 5-11 классов на тему «Компьютер и ты». (Слайд 17)  Учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:

1.      Есть ли у тебя дома компьютер?

2.      Пользуешься ли ты им?

3.      Для чего тебе нужен компьютер?

4.      Сколько времени ты проводишь за компьютером?

5.      Делаешь ли ты перерыв во время работы за компьютером?

6.      Устаёшь ли ты за компьютером?

7.      Болит ли у тебя спина, запястья?

8.      Нервничаешь ли ты, если у тебя что-нибудь не получается?

9.      Какие симптомы влияния компьютера на зрение ты испытываешь при продолжительной работе?

Из 75 опрошенных учащихся 5-11-х классов у 74 есть компьютер, 73 – им пользуются.

Как же учащиеся используют компьютер? (Слайд 18)

 

5, 7 классы

9, 11 классы

Для игр

39%

38%

Для просмотра фильмов

8%

3%

Для общения

57%

53%

Для прослушивания музыки

10%

5%

Для познания мира

23%

28%

Для учёбы

33%

31%

 

 

 

 

Сколько же времени учащиеся проводят за компьютером? (Слайд 19)

 

 

5, 7 классы

9, 11 классы

20 мин – 1 ч

23%

5%

1 – 2 ч

34%

2%

2 – 4 ч

29%

34%

Более 4-х часов

14%

59%

 

Делают ли перерыв во время работы?

 

 

5, 7 классы

9, 11 классы

Через каждые 15 мин

15%

2%

Через каждые 30-40 мин

28%

19%

Через каждые 1-2 часа

13%

34%

Пока кто-то не отвлечёт

44%

34%

Вообще не делаю

-

11%

(Слайд 20)

Устают за компьютером учащиеся 5-7-х классов – 44%, 9-11-х классов – 42%.

Ощущают боли в спине, запястьях учащиеся 5-7-х классов – 11%, 9-11-х классов – 22%.

Нервничают, если что-то не получается учащиеся 5-7-х классов – 31%, 9-11-х классов – 75%.

Испытывают влияние компьютера на зрение

 

5, 7 классы

9, 11 классы

Усталость глаз

49%

50%

Слезотечение

13%

22%

Уменьшение ясновидения

-

6%

Резь в глазах

10%

8%

Не испытывают

38%

14%

 

Таким образом, можно сделать вывод, что, несоблюдение правил пользования компьютером (нарушение нормы времени работы, отсутствие необходимого перерыва в работе) приводит к усталости пользователей (45% всех опрошенных учащихся), нарушениям функций позвоночника, кистей рук (думаю, и не только!) 16%, нарушению психики 53%, зрения 74%.

(Слайд 21)

А чтобы этого не произошло, главное – всегда помнить, что компьютер вредит не только вашим глазам, но и всему организму в целом, а если соблюдать все правила пользования этой техникой, то работа на компьютере станет полезным, безопасным и интересным занятием.

Компьютер не может сам принести вред или пользу человеку.

Всё  зависит от самого человека!


Компьютер - друг или враг
PPTX / 1.67 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.