12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гаврилова Наталья Михайловна20
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Барнаульский кадетский корпус»

 

Воспитательное мероприятие-исследование

на тему « Огонь – друг или враг»

Класс 2

 

Разработчик:

Гаврилова Наталья Михайловна,

учитель начальных классов


Барнаул, 2020

 

Тема: « Огонь – друг или враг»

 

Цель: Познакомить детей с пользой или вредом, который может принести человеку огонь;

Задачи:

стимулировать развитие наблюдательности, интерес к познанию окружающей среды, к проблеме возникновения  опасных ситуаций;

формировать умение сотрудничать со сверстниками, с родителями, содействовать сплочению детского коллектива в совместной деятельности;

Сформулировать правила поведения во время пожара.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований;

извлекать по заданию учителя необходимую информацию дополнительных источников знаний, использовать словарь.

Личностные УУД:

работать на формирование умения доказывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

ставить цели предстоящей работы;

различать учебные задания разного типа;

контролировать свои учебные действия.

Коммуникативные УУД:

умение работать в группе;

осуществлять учебное сотрудничество;

Оборудование: Ватман, маркеры, сигнальные карточки, ребусы.

 

Литература:

Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы 1 класс /сост. Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2007.- 98с.

Журнал // Детская энциклопедия 01., №8, 2007 г.

https://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-pro-ogon/

http://yapoznaumir.ru/78-news/lastnews/1146-istoria-ogny

 

Содержание стр

Технологическая карта занятия---------------4

Приложение 1--------------------------------------- 9

Приложение 2---------------------------------------13

Приложение 3---------------------------------------15


 

Технологическая карта занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Цель: психологический настрой на урок.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. Мотивирует учащихся на работу.

 

Ужасно интересно

Всё то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!

 

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Актуализация знаний. Мотивация

Цель: воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового, мотивировать учащихся на изучение новой темы.

Разгадайте ребусы и скажите, что объединяет все эти слова.

t1615179629aa.jpg

- что можно сделать при помощи огня?(приготовить, согреться и т.д)

Огонь, тепло

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательтные: уметь находить ответ на вопрос.

Логические: анализ с целью выделения существенных признаков.

 

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, слушать и понимать речь других

-послушайте стихотворение и скажите, какую ошибку допустила девочка?

Опасная забывчивость
Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минуты
И забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит — три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.

- что случиться, если оставить огонь без присмотра? (пожар)

Нельзя оставлять электроприборы без присмотра, может случиться пожар

-выразите свое мнение при помощи сигнальных карточек « огонь наш друг или враг»?

 

 

Кто за «Друг» поднимает зеленые карточки, кто за «Враг» поднимает красные карточки

 

Постановка учебной задачи

Цель: Формулирование темы и цели урока.

Как вы думаете, какой теме будет посвящено занятие? Сформулируйте её.

- Поставьте цель перед собой.

 

 

 

« Огонь друг или враг»

 

 

Цель: узнать « Огонь друг или враг»

 

 

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли (диалог)

Познавательные:

Общеучебные: отвечать на простые вопросы учителя

Регулятивные: определять план выполнения заданий

«Открытие» учащимися новых знаний

Цель: учится доказывать свою точку зрения, расширить знания

 

 

 

Исследовательская работа в группах.

 

 

составление плана исследования

 

 

 

 

 

Сегодня на уроке мы поговорим и поразмышляем про огонь, его полезное и вредное действие, влияние на жизнь человека.

На этом занятии вы станете исследователями и сможете ответить на вопрос « Огонь- друг или враг нам»

Организуем 2 группы, по принципу как вы голосовали сигнальными карточками.

1 группа будет доказывать, что «огонь – друг»

2 группа - «огонь – враг»

 

-Как можно проверить наши гипотезы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Чтобы группа работала надо распределить роли. Выбрать председателя, секретаря, докладчика.

2 минуты на выбор.

Делятся на группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей:

- Подумать

- Задать вопрос

- Спросить у людей

- Посмотреть в книгах

- Посмотреть в компьютере

- Понаблюдать

- Провести эксперимент

Работа со словарем

Пословицы

Рассказы и сказки

 

 

 

Дети организуют работу группы и предоставляют список должностей в группе.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, сравнивать объекты: находить общее и различие. Группировать объекты на основе существенных признаков.

Познавательные:

Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

 

Логические: определение критериев для сравнения.

 

Коммуникативные:

Взаимодействие с партнёром, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

сбор информации (10 мин)

-Вам было задание, дома подготовить материал про огонь из литературы, интернета, опросить родителей.

Сейчас ваша задача, отсмотреть все материалы, отобрать нужное, согласно цели группы. (Фиксируется время)

Дети работают в группе, отбирают материал

Анализ и обобщение полученной информации

15 мин

-Теперь всю информацию, нужно проанализировать и составить доклад в виде схем и рисунков, доказывая свою точку зрения.

Дети работают группами и фиксируют все с помощью рисунков, картин, условных знаков на ватмане.

 

Защита своей точки зрения

( 5 мин каждой группе)

1 группа доказывает, что огонь – друг,

2 группа доказывает, что огонь – враг.

Дается возможность задать вопросы по сообщениям, а исследователю – ответить на них.

( доклады детей см. приложение1)

Учащиеся пользуются рисунками, схемами, макетами и доказывают свою точку зрения.

 

 

Закрепление полученных знаний

Цель: составить памятку « Поведение во время пожара»

Анализ стихотворения

- Как нам рассказала группа 2, огонь, если оставить без присмотра, может превратиться в стихийное бедствие.

- Существуют правила поведения при пожаре.

Предлагаю проанализировать два стихотворения и вывести общие правила поведения при пожаре.

( стихотворения см. приложение 2)

( каждая группа получает свое стихотворение)

 

Дети анализируют стихотворение, фиксируют правила, сравнивают с готовой памяткой

 

ПАМЯТКА «КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ПОЖАРЕ»

См. приложение 3

 

Познавательные:

-извлекать информацию из текста;

Регулятивные:

-выполнять учебные задания в соответствии с целью;

 

Коммуникативные: УУД

-согласовывать позиции и находить общее решение;

 

Личностные:

-проявлять интерес к изучению темы;

-стремление расширить свои знания

Анализ ситуаций.

Фронтальная работа

 

Предлагаю проанализировать несколько ситуаций и назвать истинную причину пожара.

Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги. Почему?

Дети играли у стаек с огнём. Внезапно сено, лежащее рядом, загорелось. В огне погибли животные. В чём причина возникновения пожара?

Эти детские поступки — шалость или хулиганство? За такие поступки теперь придётся платить родителям. Они должны будут возместить ущерб потерпевшим.

 

Дети слушают, высказывают свое мнение

Рефлексия

 

Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-А теперь давайте вспомним, какая цель была на уроке?

 

-Какие задачи ставили в начале урока?

-достигли ли мы своей цели?

Ответы детей

Личностные:

-Осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

итог

Вы хотите мирно жить

И пожаров не тушить?

Убирайте спички дальше.

По утрам вставайте раньше,

Все приборы выключайте,

Лампочки не забывайте.

И, конечно, основное:

Стариков и деток малых

Вы одних не оставляйте!

 

 

 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Подготовила группа « Огонь-друг»

t1615179629ab.jpg

Огонь.

Приручение огня.

Первым открытием, которое сделал человек в древние времена, стало умение добывать огонь. Во время гроз и молний загорались леса. Люди очень боялись пожаров, но однажды самый смелый человек подошёл к догорающим деревьям и взял в руки ветку, объятую пламенем. Он заметил, что приблизив её к другим сухим палочкам, можно возродить огонь. Так появился первый костёр.

Сначала человек не мог развести костёр в одиночку. Потом он догадался, что можно получить искру огня постукиванием двух камней или трением двух деревяшек друг о друга. К искре подносились соломинка или сухой лист, они загорались и давали несколько маленьких языков пламени.

Факел.

Прежде всего, человек научился использовать огонь для создания факела - горящей сухой ветки, которую можно было брать с собой, чтобы освещать тёмную дорогу. Теперь стало возможным исследовать незнакомые пещеры и передвигаться ночью, даже когда на небе нет луны.

После пожара люди пробовали есть зажаренное мясо животных. Они поняли, что так оно становится мягким и вкусным.

Жареное мясо.

Чтобы приготовить мясо, его нанизывали на длинную палку и поджаривали на костре, который горел в поселении всё время. Кроме жарки на вертеле, мясо готовили так: куски резали и клали на гладкий раскалённый камень, иногда к ним добавляли толчёные семена, смешанные с водой. Всё это было похоже на современную пиццу.

Горячая вода.

Для согревания воды использовали плетёные корзины, обмазанные глиной, которая делала их водонепроницаемыми. Это стало важным открытием. Таким образом можно было готовить супы, похлёбки и варить мясо.

Дым.

Мясо, даже варёное, через несколько дней портилось. Тогда люди стали подвешивать сырое мясо над костром, вдалеке от языков пламени, так, чтобы оно было в дыму. Так изобрели копчение для длительного хранения пищи.

http://yapoznaumir.ru/78-news/lastnews/1146-istoria-ogny

Пословицы и поговорки про огонь

В огне и железо плавко.

Огонь силен, вода сильнее огня, земля сильнее воды, человек сильнее земли.

Огонь кочерги не боится.

Иной и в огне не сгорит.

Ни огня без дыму, ни дыму без огня.

Огонь жжет, вода мочит, а печка сушит.

Огонь — беда и вода — беда; а без огня и воды и пуще беды.

Огонь — беда, вода — беда, а нет хуже беды, как ни огня, ни воды.

Огонь да вода — всему голова.

Огонь грязью не запачкаешь.

https://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-pro-ogon/


 

Подготовила группа « Огонь – враг»


 

Пословицы и поговорки про огонь

Огонь да вода все сокрушают.

Не топора бойся, — огня.

Огонь — не вода, охватит — не всплывешь.

Огонь маслом заливать — лишь огня прибавлять.

Огонь под полой далеко не унесешь.

Без поджога и дрова не горят.

Топор обрубит, а огонь с корнем спалит.

Воры украдут — стены останутся; огонь в разор разорит.

Огонь да бересту не клади в одно место.

Огонь тушат, пока не разгорелся.

Кто с огнем играет — доиграется до золы. (белор)

Огонь искрой рождается. (туркм)

Огонь нужно гасить, пока он огонек. (марийск)


 


 

t1615179629ac.jpg

 

Приложение 2

Как вести себя при пожаре.

Но пожар случиться может, пусть не наша в том вина, 
На тот случай знаем тоже, как должны вести себя: 
Если в двери выйти можно, так и сделаем - уйдём, 
Из квартиры всех животных за собою уведём. 
Дверь прикроем поплотнее, о пожаре сообщим 

И попросим всех соседей позвонить по "ноль один"
Потому что очень часто средь детей есть "шутники", 
Что звонят и понапрасну беспокоят "ноль один". 
Все пожарные России, чтоб машины зря не гнать, 
Сообщения решили от детей не принимать. 

Не воспримут нас серьёзно, и сигнал наш не дойдёт, 
Если позвонит кто взрослый, то пожарная придёт.
Если дверь у нас закрыта, и сидим мы под замком, 
А у нас вдруг загорелось, - нам поможет телефон. 

Позвоним соседу, другу, озадачим, что горим, 
Тёте, маминой подруге, чтоб звонили "ноль один". 
Благо, список всех знакомых на виду висит у нас -
На стене у телефона - пригодится он как раз.

Если нету телефона - мы к балкону поспешим, 
За собою дверь балкона поплотнее притворим. 
Если нет у нас балкона - станем в окна мы кричать: 
О пожаре всем прохожим -громко будем сообщать. 

Нас тогда услышат люди, и на помощь нам придут -
Ждать нам долго не придётся - нас пожарные спасут.
Почему мы двери наши закрываем поплотней? 
Чтоб не дать пожару дальше развиваться поскорей. 

Если двери мы откроем - свежий ветер налетит. 
Силы он огню удвоит, полыхнёт - и всё сгорит.


 

Как вести себя при пожаре (2)

Дым идет от возгоранья, если что-то вдруг горит, 
Этот дым по содержанию едуч, и ядовит. 
Под кровать мы не забьёмся и не спрячемся в шкафу -
До балкона доберёмся, хоть ползком в сплошном дыму. 

А открыть балкон сумеем, значит, выйдем на балкон. 
Воздух будет там свежее, там подмогу подождём.
Если вспыхнула одежда (мы сидели у огня), 
На спасенье есть надежда: только лишь бежать нельзя. 

Потому что ветром пламя увеличим, убыстрим -
Ни одна одежда - сами в этом пламени сгорим, 
Если снять одежду сложно, мы на землю упадём -
По земле кататься будем - так мы справимся с огнём.

Вспыхнет вдруг одежда сильно на товарище у нас -
Мы с себя одежду снимем и накроем пламя в раз. 
Доступ воздуха закроем - и огонь умрёт тот час. 
Друга тут же успокоим и проводим до врача.

Главное - позвать на помощь тех, кто борется с огнём. 
Мы их очень уважаем и пожарными зовём!

 

Приложение 3

ПАМЯТКА «КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ПОЖАРЕ»

1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.

2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону «О 1» (табличка) или попроси об этом соседей.

3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

4. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.


 

Опубликовано


Комментарии (2)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 08.03.21 в 09:42 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за труд, Наталья Михайловна!!! Хорошая разработка, забрала в свою копилку. С праздником Вас!!! Заходите в гости на мою страничку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.