Исследовательская работа "История школьной формы: Во все времена"
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Инжавинская школа-интернат для обучающихся о ограниченными возможностями здоровья»
393310 Тамбовская область, р.п.Инжавино,
ул.Чичерина, д.74; телефон 8(47553) 2-77-85
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
"История школьной формы: Во все времена"
Авторы: учащиеся 4 класса
Андрюхин Максим
Барашев Олег
Николаев Николай
Руководитель: Носова Светлана Валентиновна
Инжавино
2019год
Введение
Введение
Школьная форма – обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
18 октября 2012 года на встрече с представителями актива Общероссийского народного фронта Президент Владимир Владимирович Путин предложил ввести единую школьную форму, так как это решило бы много проблем, в том числе социального, национального и религиозного неравенства обучающихся. В настоящее время существуют разные мнения по вопросу введения школьной формы. Сегодня во многих школах она становится обязательной и имеет следующие преимущества:
- требует от человека соблюдения определенных норм в поведении;
- воспитывает в ребёнке внутреннюю дисциплину и хороший вкус к элегантному деловому стилю;
- формирует чувство сплочённости с классом, школой.
Актуальность. Каждый день многие ребята из нашей школы начинают свое утра с мыслями: «Опять эту форму надевать!» И начинают искать различные способы, чтобы уклониться от школьной одежды: сегодня в расписании физкультура – и я могу пойти сразу в спортивном костюме.
Или у нас сегодня утренник и можно надеть красивое платье. Или - зима – холодно: надену-ка я джинсы...
Мы решили в своем исследовании разобраться, почему мои сверстники с такой неохотой носят школьную форму? Для чего она была придумана и нужна ли она вообще? Чтобы ответить на эти вопросы мы изучила историю школьной формы в нашей стране, нашла ее описание в художественных произведениях, выяснила мнения учеников и учителей нашей школы, провели анкетирования.
В нашей школе тоже введена школьная форма, поэтому мы считаем эту тему актуальной.
Цель проекта: Привлечь внимание к проблеме внешнего вида современного школьника.
Объект исследования: Школьная форма.
Предмет исследования: Необходимость в школе единой формы для учащихся.
Гипотеза: школьная форма необходима, так как дисциплинирует, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, воспитывает чувство вкуса и осознанное отношение к внешнему виду.
Методы исследования:
Изучение литературы и Интернет-источников по теме.
Частично-поисковый (анкетирование, сравнение, анализ и выводы.)
1.1. История введения школьной формы в России
Впервые школьная форма в России была введена в 1834 году. Сначала - для гимназистов и студентов, причем только для мальчиков. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. До революции 1917 года мальчики-гимназисты одевались так: фуражка с эмблемой гимназии, гимнастерка, шинель, куртка, брюки, черные ботинки, ранец.
Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году. В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки – черный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротничком и соломенной шляпкой.
После революции в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. В первые годы существования советского государства ношение школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной. Это время называют периодом "бесформенности".
1.2. Послевоенная школьная форма
В 1949 году период «бесформенности» закончился. В Советском Союзе была введена единая школьная форма. Мальчики носили серые военные гимнастерки, ремень с пряжкой и фуражку с кокардой. У девочек были коричневые шерстяные платья с черным передником, по праздникам – с белым.
С начала 1960-х годов форма была изменена в сторону отхода от «военизированности». Мальчики получили серый полушерстяной костюм – брюки и однобортный пиджак с тремя черными пластмассовыми пуговицами. Под пиджак рекомендовалась белая рубашка. Форма для девочек осталась прежней.
У мальчиков с 1975-1976 учебного года серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы, по конструкции напоминавшие военные. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем — символ просвещения. Обязательным дополнением к школьной форме были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) и комсомольский (в старших классах) значки. Для пионеров-активистов значок был немного больше обычного, и на нём была надпись «За активную работу». Пионеры должны были также носить пионерский галстук. Для девочек форма осталась без изменений. Наши мамы и наша учительница тоже носили коричневые платья с черным или белым фартуками.
В 1985-1987 годах изменения коснулись и одежды девочек: старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилет и пиджак из синей полушерстяной ткани.
В 1988 году в порядке эксперимента некоторым школам было разрешено отказаться от ношения формы, а весной 1994 года она была официально отменена во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, согласно закону «Об образовании».
Но до сих пор на праздник «Последнего звонка» выпускницы надевают коричневые платья и белые фартуки. Это стало традицией.
1.3. Современная школьная форма
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды.
С 1 сентября 2013 года вновь была введена обязательная школьная форма, но каждое образовательное учреждение само решает, как должна выглядеть форма.
1.4 Школьная форма в разных странах.
Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания
Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. В Польше — до 1988 года.
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке.
В Японии для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя.
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах.
На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
В Австралии дети помладше ходят на занятия в джинсах и фуфайках. Но если юный австралиец определился с выбором специальности, он будет носить только строгий костюм.
2.Эксперементальная часть
Результаты анкетирования
Среди обучающихся начальных классов и их родителей было проведено анкетирование по введению школьной формыб а также провели опрос в системе «Дневник.ру» «Нужна ли школьная форма?»
. В процессе анкетирования высказывались аргументы, как за введение школьной формы, так и против нее.
1. Нужно ли вводит школьную форму?
Выводы
Отношение учителей
За-93%
Безразлично-5%
Против-2%
Отношение учеников
За-64%
Безразлично – 25%
Против-11%
2.Приносит ли школьная форма пользу?
Приучает к дисциплине -45%
Да, сглаживает социальное неравенство-35%
Затрудняюсь ответить -5%
Нет—15%
Мы встретились с детским врачом Инжавинской ЦРБ Юрием Николаевичем Силантьевым . Он рассказал: «Мне очень нравится, когда дети ходят в школу в форме. Это красиво не только с эстетической стороны, но и правильно с точки зрения гигиены. Форма – это маркер чистоты и здоровья ребенка.
В детской форме все продумано, сшита она в соответствии с возрастными особенностями детей. А как она будет выглядеть, мне кажется, это не важно!» Кроме того он рассказал, почему детям нельзя носить джинсы и одежду из искусственных тканей.
Во-первых, ношение обтягивающих брюк приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов, что приводит к головным болям.
Во-вторых, нарушается кровоток в области таза и поэтому нарушается нормальная работа органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника. В-третьих, только натуральные материалы и ткани, используемые при изготовлении школьной формы способствуют нормализации теплообмена и дыханию кожных покровов, а значит, к нормальному функционированию клеток кожи.
Селезнева Галина Александровна, наш директор школы-интерната, считает, что в школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов.
Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Во-вторых, она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков, то есть не видно, кто из богатой семьи, а кто из бедной. В-третьих, школьная форма дисциплинирует. Дети привыкают носить одежду к месту и ко времени.
Заключение
В исследовательской работе мы многое узнали о том, когда появилась школьная форма в России, в чем была необходимость её введения и поэтому сделали следующие выводы
1..Школьная форма, как и любая детская одежда, должна быть удобной, практичной, модной.
2.Она должна нравиться самим школьникам.
3.Школьная одежда даёт возможность детям формировать свой вкус и стиль с ранних лет.
Вывод: Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу: «Школьная форма необходима, так как дисциплинирует, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, воспитывает чувство вкуса и осознанное отношение к внешнему виду». Носить школьную форму в 21 веке – это престижно, актуально и необходимо!
Мы думаем, что наша работа поможет многим ребятам понять , что школьная форма необходима, ведь у неё такая интересная история.
Литература
1. История школьной формы в России http://www.shkola1.info/0402.htm
2.История школьной формы в России и СССР http://ru.wikipedia.org/wiki
3. Письмо Минобрнауки России № ДЛ-65/08 от 28.03.2013 г. "Об установлении требований к одежде обучающихся" (pdf, 610.9KB)