12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Альбина113
Насруллаева Альбина Айдемировна, учитель русского языка и литературы МКОУ "СОШ№8"г. Избербаш, 1982 года рождения. Пед. стаж-14 лет
Россия, Дагестан респ., Избербаш
Материал размещён в группе «"Делимся опытом"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8

Адрес:368500, РД.г. Избербаш ул. М. Гаджиева 64e-mail:izberg_school8@mail/ruТелефон 2-42-80.2-42-84

_________________________________________________________________________________________________



«Моя малая родина: природа, культура, этнос»




(Исследовательская работа)


Тема


«История моего села»





Автор: 

Насруллаева Эльмира Сиражутдиновна,

ученица 5 «А» класса МКОУ СОШ №8

г. Избербаш Республики Дагестан

Руководитель:

Насруллаева Альбина Айдемировна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №8 г. Избербаш РД
368500, ул. М. Гаджиева 64.





г. Избербаш 2019 г.




Введение


Я знаю, есть страна высоких гор,

Где пение ручьев – как звонкий хор,

Где воздух полон ароматом роз,

Где светят мириады ярких звезд,

Где дивной красоты растут сады,

Где небо не видало бурь и грез,

Где реки чище и светлее слез,

Где снег и лед, как серебро, блестят,

Где горы чистоту свою хранят,

Где неизвестны горечь и беда…

Где человек не будет никогда.


Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя родина. У одних - это большой город, у других — маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но ничто не заменит Родину. Наша Родина – Россия. Но есть в России маленький, скромный, священный уголок, где ты родился и вырос – твоя малая родина.

Меня зовут Насруллаева Эльмира Сиражутдиновна. Я учусь в 5 классе в МКОУ «СОШ№8» города Избербаш. Я очень люблю свой город, потому что я здесь родилась, живу, живут мои близкие и друзья. Учусь хорошо, люблю читать книги о приключениях, люблю путешествовать. Этим летом мы с мамой решили побывать в родные места моей бабушки и дедушки по материнской линии. Мы поехали в село Шиланша Кайтагского района (см. Приложение) (там живет мой дядя).

Неподалеку от этого села остались развалины, постройки от села Барша. Именно так называлось село, где родились мои дедушка и бабушка. По дороге в село мама мне сказала: «Каждый уважающий себя человек должен знать свои корни, помнить о том, откуда он родом, о том, где получил первые уроки жизни, где ему помогли стать Человеком». Я задумалась, часто ли мы думаем над тем, как появилось наше село, как строились дома, как появлялись улицы, о смысле их названия? Почему так назвали место, где проходит наше детство?

История села


Село Барша с географическими координатами 58'47'' СШ и 47 47'1''

ВД (координаты указывают на местную природную достопримечательность –«Хъявгъума»* (см.Приложение), которая находится на окраине с. Барша), располагалась на высоте 1385 метров над уровнем моря.

В своей работе я постараюсь рассказать о путях движения моих предков с глубины тысячелетий до переселения на предгорье. Наиболее вероятной прародиной наших предков считают район Северного Ирана, т.е. Южный Прикаспий.

В период с 3 по 1тыс. лет до н.э. происходили неоднократные проникновения на территорию Восточного Кавказа индоевропейских племен.

Часть современного Дагестана входила в состав Албании, которая распалась окончательно в 4 веке н.э. После распада возникло политическое объединение Кайтак, которое располагалось на берегу моря, на территории нынешнего Теркеме.

В середине 7 века, починив своей власти Восточное Закавказье, арабские войска Джарраха в 722-723 г.г. вступили в Дагестан. В Кайтаг и Табасаран были посланы два отряда по 2 тыс. всадников. Сопротивление было упорным. Арабы увели с этих мест тысячи пленных, угнали свыше 15 тыс. голов скота, награбили разного имущества. И только примерно в 13 веке Кайтаг, который находился в тесном контакте с Золотой Ордой заключает союз с Ватиканом.

В конце 14 века Тимур затеял завоевать мир под предлогом священной войны против врагов ислама. Главный враг был Тохтамыш – хан Золотой Орды и в 1395 году Тимур двинулся в Дагестан. Первоначально он проник из Дербента в Нижний Кайтаг. Он жестоко опустошал земли Кайтага, села были сожжены. Уцелевшие наши предки вынуждены были покинуть обжитые места и переселиться в горы, на земли значительно худшие.

По мнению ученых, название села Барша имеет ирано-язычный корень - «бурс»- великий, высокий. Вспомним русское написание Эльбруса – это ирано- язычное Альбрус, т.е. самая высокая точка Кавказа. Кстати, в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты) есть район аль- Барша со всемирно известными отелями и развлекательными центрами.

Мне посчастливилось встретить старожилов этого села, которые в последующем были переселены в равнинную часть, и от них я узнала, что такое название селу дали сами жители. Основные жители села были представители даргинской национальности.

Слово «солнце» на даргинском, а именно на кайтагском диалекте будет «бари», а «светит» «шалабирар». Так как село располагалось на высокой горе, то с восходом солнца первые лучи ярко освещали село своим теплом. И жители решили объединить первые слоги этих слов. Так и получилось название села Барша.

Из архива, который в данный момент расположен в районном центре Кайтагского района в с.Маджалис, я узнала, что в 1901 году в селе Барша жили всего 120 человек. Из них 63 душ мужского пола и 57 женского.



_______________

«Хъявгъума»* - огромный, круглой формы камень лежит как бы на постаменте, образуя шею.


Образование


До введения в 1928 году письменности на основе латинской графики, дагестанские народы пользовались аджамом* (на основе арабской графики). В частности, как рассказывал наш родственник – Шахбанов Ахмед, он начал обучаться в школе по латинице, которая оставалась в памяти всю жизнь, а впоследствии кирилице.

Имеются документальные подтверждения, что сельских детей в школах обучали русские учительницы Порошина Тамара Васильевна, Строганова Вера, Шатохина Роза Федоровна, которые уехали по окончании учебного года в 1952 году. Шатохина приехала в горы в 1948 году совсем молодой – двадцатилетней и, как рассказывают ее ученики Магомедов С. С. и Омаров С.С., она за короткое время освоила местный язык. В последующем вышла замуж за местного парня.

Как рассказывает брат моего дедушки Алиев Маргалдаз (1938 года рождения), в селах после войны были организованы ликбезы (ликвидация безграмотности) для неграмотных взрослых.

Ходила на ликбез и его мать Тагирова Хава, и в школе они – мать и сын – сидели за одной партой.


Медицинское обслуживание


Обслуживающий жителей с. Барша медпункт находился в с. Кирки*

На стыке 40-50- х годов медфельдшером работала Чернова Екатерина, 1929 г.р. и жила она в с. Кирки. В 1955, 1956 годах на этой должности работала Шепелева Валентина, 1957,1958 – Парамонова Тамара.


Общественные организации (хозяйства)


В середине 30-х годов по всей стране начался процесс коллективизации в сельском хозяйстве. В начале 1936 г. были организованы сельхозартели в с. Барша им. Ворошилова и в с. Шиланша – им. Кирова, которые позже 27.06.1941 г. объединились в один колхоз им.Ворошилова.

В состав колхоза входило 60 дворов (228 человек). Действовало 3 бригады: 2 в полеводческие (116 чел.), 1- животноводческая (9 чел.). Озимая рожь занимала 58 га, пшеница яровая – 39, овес – 1, картофель – 1,5 га.

Количество крупного рогатого скота – 137 голов., лошади -3. Имелись 2 зернохранилища, из техники – только весы -2.



_______________

аджам*- письменность у некоторых неарабских народов на основе арабского алфавита. 

Кирки* - центр сельсовета магала Ирчамул.

В июне 1950 г. колхоз содержал 125 голов крупного рогатого скота, 445 мелкого рогатого скота, 100 кур.

Районный партийно-хозяйственный актив выделял колхоз от других хозяйств хорошим, качественным проведением сельскохозяйственных работ, 100 – процентным проведением ремонта ферм. В этом была большая заслуга (и это все отмечали) Диммаевой П.

В беседе с нами ее сын Кади нам рассказал, как они малолетними детьми ночью пасли колхозных волов. Я же спросила: «А почему ночью?» Он ответил: «Днем волы работали». Я о таком слышала в первый раз.


Учреждения торговли


По словам старожилов, до 1960 г. на территории Киркинского сельского совета действовал только 1 магазин. В нем на протяжении лет работал заведующим Маргалдазов Али (дедушка моей мамы). В ноябре 1960 года в с. Барша был открыт магазин. Заведующим была назначена Диммаева П.

Интересные факты:

по протоколам заседаний сельсовета, найденным в архиве, наблюдалось выполнение планов по торговле на 150-200 %. По словам жителя с.Барша Алиева Маргалдаза (брата моего дедушки), такой процент выручки показывал в большей части из-за продажи алкоголя. После тяжелого трудового дня уставшие рабочие собирались у одного из товарищей и за столом обсуждали свои наболевшие проблемы.


Духовная жизнь


До принятия ислама населения Ирчамула было христианским. Полная исламизация местного населения произошла в конце 15 века.С этого периода дела всего Ирчамула находились в с. Ургага*. Мечеть в с. Барша была построена в 1327 году по хиджре или в 1909 году по григорианскому календарю (см. Прил.)

Мы с мамой дошли до мечети, вернее до развалин, оставшихся от мечети. Я увидела, что на стенах мечети были вырезаны какие-то надписи. Как я и говорила выше, нас сопровождал житель старого с.Барша (дядя моей мамы). Мы поразились мастерству каменщика и столяра, как стены и двери мечети хорошо сохранились до наших дней. По преданиям духовным наставником (устаз) был Галимкади.



___________________


Ургага*, Бартуа*, Турага*, Шиланша*, Барша*, Гюрмиша* - села, входившие в состав Ирчамульского общества Верхнего Кайтага.


Быт старого села


Баршинцы разговаривают на ирчамульском говоре кайтагского диалекта даргинского языка. Меня заинтересовал вопрос, почему дома были глиняные? Тогда дядя отвел в свой дом и рассказал все подробно. Жилище, по словам дяди, обычно являлся двухэтажным, внизу держали скот, наверху жило семейство. Налево от входа возвышался акъкъи*. Хлеб и другие мучные изделия пекли прямо на горячей золе, отодвинув угли. Здесь же возле камина на полке къиппи- лампа*. На специальных нарах была сложена постель. Крыши домов – плоские, глиняные, после дождя по ним проходили муккуром*.

На северной окраине с. Барша располагались два родника (кьула): с деревянным корытом и каменным корытом. От родника с деревянным корытом не осталось и следа, а вот из места родника с каменным корытом до сих пор бурлит холодная вкусная вода.


Культурно – исторические места нашего села


Главная достопримечательность и ценность этого села – это оборонительная башня (см. Приложение).

В окрестностях бывшего с. Барша в районе местности «Бирцна – кари*» (см. Прил.) расположена, как я уже говорила, построенная, по словам жителей, в 14-15 веках неким Гасрукам, сыном Гатама. Это башня в данное время имеет три этажа, хотя в свое время она имела семь этажей. Одни предполагают, что она разрушена царскими властями генерала Ермолова, другие – войсками Тимур – ленга. Рассказывают, что раньше здесь было 7 таких башен и что в этой местности и в местности «Ирцала – гамази» на зерновом току некогда завоеватели растоптали детей конницей и разрушили город Урцема, который тянулся в этих местах на 2-3 км.

Здесь же расположена и другая достопримечательность – природный мост. Это огромный каменный мост длиной в 50 метров и шириной в 5 метров расположен над глубокой пропастью. Там же имеется глубокая пещера и высокий водопад, маленькие брызги воды которого, рассеиваясь на солнечных лучах, образуют радугу.

Другая достопримечательность – это, конечно, «ХЪявгъума» - огромный, круглой формы камень лежит как бы на постаменте, образуя шею. Очень много песен об этом камне сложил Магомед Рашидов, поэт, тамада и человек, который очень любит устное народное творчество. Это настоящий патриот. Он очень любит свою родину, свой край, место, где родился и жил. Поэтому он и взял себе псевдоним «Кявгума».

___________________

акъкъи* - камин конусообразной формы

къиппи- лампа* - бронзовые литые и глиняные светильники

муккур* - специальный каменный каток.

Вот как он пишет:


Иш дуги, Хъявгъума,

ХIу лехIкахъилри,

Марлира, дила децI

ХIуни аргъилрив?

Агь, юлдаш, агь, къакъбяхъ,

Набчи бакIибси,

Зулматла цIябдешли

Уцибгу урши*

(«Дила Хьайдакь Хъявгъума» Рашидов М.Р.)


Поэт олицетворяет камень, разговаривает с ним как с живым, делится с ним своими переживаниями и горем.

От старожилов я узнала, что на кладбище «Дурка – хярбе*» находится пятигранная двухметровой длины надгробная плита с куфической надписью 13-14 веков. Имя владельца могилы – Гадакалла Хусейн. Других аналогичных захоронений здесь нет – очевидно, здесь похоронен предводитель общества.


Зарождение нового села (Новая Барша)


Цимала гьалаб сабри,

ВацIала бухIнаб сабри,

Хъулри, шанти агар ши

Гечбиубри, Барша ши

(Рашидов Магомед)


Селение Барша входило в состав Киркинского сельского совета Кайтагского района. В селении не было ни автомобильных дорог, ни радио, ни телефона, ни медпункта, село не было даже электрофицировано. За сеном и дровами жители ходили далеко на территории заброшенных селений Ургага и Бартуга, жителей которых выселили на территорию Чечено – Ингушской Республики в годы Великой Отечественной войны. За трудодни колхозники получали мизерную плату. Находясь в таком положении, жители села неоднократно обращались в обком КПСС и Совет Министров ДАССР о переселении жителей на равнине земли.






__________________

Дуркак – хярбе* - святые могилы

(Из архивного материала):

«Решение№299»


Исполкома Кайтагского райсовета д/ т и Совета Кайтагского производственного управления.

Рассмотрено 24 сентября 1964 года

«О переселении населения хутора БаршаКиркинского сельсовета в Кайтагский Лесосадовый совхоз с. Янгикент»

В связи с тем, что хутор Барша Киркинского сельсовета расположен в очень трудно проходимой местности и не имеет перспектив для дальнейшего развития, Исполком райсовета депутатов трудящихся и Совет производственного управления

РЕШАЮТ:

1.Удовлетворить просьбу населения хутора Барша Киркинского сельсовета об их переселении в Кайтагский лесосадовый совхоз в с. Янгикент.

2.Для подготовки и организованного переселения поручить зам. председателя райисполкома тов. Османову Н-К., начальнику производственного управления т. Абдуллаеву С. И директору лесосадового совхоза тов. Исаеву Г. закончить к 1 октября 1964 года.

3.Обязать директора лесосадового совхоза тов. Исаева Г. временно на зиму обеспечить жил. Площадью переселенцев, трудоустроить их в совхозе и зачислить рабочими данного совхоза к 5 октября 1964 года.

4.Для установления трудового стажа образовать комиссию в составе:

Пашаева М.С. – председателя комиссии / пред. Янгикентского сельсовета

Магомедов Асадулла – член комиссии / пред. колхоза им. Орджоникидзе

Тагиров К.М. - //-// / бухгалтер колхоза

Ахмедханов Алихан - //-// / гл. бухгалтер

Лесосадового совхоза

Абдуллаев Иманутдин - //-// / инспектор по кадрам

Лесосадового совхоза

5.Просить Совет Министров ДАССР распространить на переселившееся население хутора Барша льготы, предусмотренные постановлением Совета Министров РСФСР№573 от 1959 года.

(список прилагается)

Председатель Исполкома Начальник Производственного

Райсовета д/т управления

___________/Ш. ЧУПАНОВ/ __________/C. АБДУЛЛАЕВ/


(От руки добавлена нижеследующая запись –М.Ш.)


Ходатайство исполкома удовлетворено

распоряжением Совмина ДАССР

от 5 ноября 1964 г. №578-р

Райисполком поддержал обращение жителей с. Барша и рекомендовал переселить жителей в лесосадоводческий колхоз «Янгикентский», в лесную зону, которую вскоре раскорчевали. Первый поток переселили 28 сентября 1964 году. Для этого был выделен автотранспорт. Разместили переселенцев в совхозные дома. В том же году открыли детсад, фельдшерский пункт.

Всем переселенцам выделили земельные участки 0,15 га. Государство выделило ссуду в размере 1500 рублей. Открыли магазин смешанных товаров, куда помимо всего ежедневно привозили свежий хлеб из пекарни. Населенный пункт под названием Новая Барша рос на глазах. В селе открыли дом культуры, заработало радио.


Лесосадовый совхоз с. Янгикент


По приезде на новое местожительство все бывшие члены колхоза им. Дзержинского были зачислены во вновь созданную бригаду лесосадового совхоза приказом №32 от 10.1964 г. Бригадиром был назначен Курбанкадиев Курбан, который проработал в этой должности уже реорганизованного в с-з «Кайтагский» до 10.10.1966 г.

Курбанкадиев Курбан – бригадир с 01.10.1964 г. по 10.10.1966 г.

Гасанов Шихгасан из с. Туменлер – бригадир с 11.10.1966 г. по 10.06.1974

Абдуллаев Магомедэмин Тагирович (двоюродный брат моего дедушки) – бригадир с 11.06.1974 до разукрупнения совхоза, т.е. по 1995 г.


Сельскохозяйственный производственный коллектив

«Туменлер»


Общим собранием жителей селений Туменлер и Новая Барша, ранее работавших в разукрупненном совхозе «Янгикентский», 27.04.1998 г. был образован СПК «Туменлер». Председателем СПК был избран Минатуллаев Навигулла. Председателем СПК работал также Алиев Айдемир (мой дедушка 1950 г.р.). В конце 2007 г. было принято решение о его ликвидации в связи с образовавшейся большой кредиторской задолженностью.


Новая школа


Ново-Баршинская начальная школа была открыта в августе 1966 г., о чем свидетельствует нижеуказанный официальный документ:

«Приказ от 15.08.1996 г. «Об открытии Ново-Баршинской начальной школы» по Кайтагскому отделу народного образования.

В связи с переселением с гор на равнину жителей с. Барша Киркинского сельсовета на территории Лесосадового совхоза «Янгикентский» открыть начальную школу в с. Новая Барша.

Заведующим Ново-Баршинской начальной школой назначить Магомедова Султанбека Султановича.»

Интересен следующий документ:

Приказ№1 по Ново-Баршинской начальной школе от 31.08.1996г.

Принять в первый класс следующих детей:


1.Бакидова Айшат

2. Курбанова Гава

3.Курбанов Гаджи

4.Мирзаев Раджаб

5.Рагимова Разият

6.Шихмагомедов Султан

7.Муталипова Бурлият

8.Тагиров Магомед

9.Тагирова Разият


Назначить учителем русского языка Курбанова Магомеда Вагидовича, Рагимова Абдулу Курбановича назначить учителем родного языка»

С 1973 года начала работу в должности учителя Магомедкадиева Айшат Арсланбековна, выпускница Сергокалинского педагогического училища.

За 10 лет существования начальной школы ее закончили 66 учащихся.

Приказом по Кайтагскому отделу народного образования от 20.08.1976 г. Ново – Баршинская и Туменлерская начальные школы были преобразованы в Ново-Баршинскую восьмилетнюю школу. Директором был назначен Магомедов С.С. Количество педагогических работников составляло всего 11 учителей.

Школа занимала 4 неприспособленные аварийные помещения, принадлежащие совхозу. Занятия проходили в две смены.

В данный момент в школе работают 20 учителей, из них:

два – почетных работника общего образования (Магомедов С.С. и Тагиров Т.К.), два – отличника народного просвещения РСФСР (Омаров С.С. и Димаева Ц.Р.), два – заслуженных учителя РД (Магомедов С.С. и Омаров С.С.)

Почти все учителя школы являются уроженцами обоих селений: Новой Барши (включая и старое селение) Туменлера.


Знаменитые люди села

Выросло несколько поколений интеллигенции, которые проживают и работают не только в Дагестане, но и по всей России. Среди них высококвалифицированные врачи, профессора, кандидаты наук и мастера спорта.

Выпускники нашей школы работают в разных отраслях народного хозяйства района, республики, страны:

Гаджиахмедов Н.Э. – профессор ДГУ, доктор филологических наук,

Тагиров М.К. – кандидат технических наук, зам. директора филиала МАДИ в г. Махачкала,

Рабаданов Р.Р. – врач отделения нейрохирургии Республиканской клинической больницы, депутат Кайтагского народного собрания 6- го созыва,

Бакидов Б.Г. – историк, завуч в образовательных учреждениях г. Каспийск,

Курбанкадиев М.А. – директор Кайтагского филиала ООО «Газпром Газораспределение Дагестан»,

Рашидов М.Р. – генеральный директор ООО «Промстройдаггазсервис» в г.Махачкала,

Шахбанов М.А. – работал главным бухгалтером в различных организациях, инструктором райкома КПСС, в настоящее время работает руководителем подразделения Управления ОПРФ по РД в Кайтагском районе, заслуженный экономист РД.

За пределами республики работают:

Гаджиев Р.К. – доцент Горского аграрного университета в г. Владикавказе,

Умаров У.М. – врач- терапевт в г. Жуковке Брянской обл.,

Адамов Дж. К. – заведующий хирургическим отделением в г. Сураж Брянской обл.

Омаров А.С. – офицер Российской Армии.

На начало 1996-77 учебного года всего в школе обучалось 158 учащихся. В 1996 году в школе обучалось уже 86 детей, в 2014 году – 43, а в 2018 году – всего 38.

Идет тенденция к уменьшению количества детей в связи с оттоком молодежи в города.


Медпункт в с.Новая Барша


Смарта 1980 по январь 1985 г. заведующей медпункта работала Рагимова Разият. После нее – Гусейнова Полина из с. Янгикент, Муртузалиева Папу из с. Туменлер.


Традиционная кухня


Это однозначно хинкIе*, бяргъур диг*,пIялцIикI*. Местные жители вспоминают аромат свежеиспеченного в чере* хлеба с белсун нисси*.

БацбикIе*, кирце* из мясомолочных, зеленных и других разного рода начинок, (полагают, что начало даргинскому чуду положили кайтагские чуду), къакъба*, силтIе*, арбиш*, гьамир*, гIява-чIакьва*. Наши дагестанские пельмени на русском языке именуются как «курзе», - в связи с этим можно сравнить их с нашими «курцц», «курцце», и смело предположить, что наша кайтагская кухня положило основу общеизвестному курзе.

Широко в кухне использовался и используется грецкий орех(чух): в подливах для хинкIе, чуххала бацбикIе, кирцце из картошки, добавляла в мясные, тыквенные и зелёные бацбикIе.

_____________

1) хинкIе*-хинкал

2) бяргъур диг*-сушеное мясо

3) пIялцIикI*-урбеч, масло из семян льна

4) чере*- печь из глины, имел вид лежачего бочонка с отверстием у основания

5) белсун нисси*-плетеный сыр из овчиного или коровьего молока.

6) бацбикIе* - лепешки, чуду с различной начинкой

7) кирце*- национальные пельмени

8)къакъба* - фигурный хлеб в виде куропатки с запеченным внутри яйцом

9) силтIе* - каша из обжаренной до темноты пшеничной муки с подливой урбеч

10) арбиш* - мучная халва. Его обычно готовили в большихколичествах на торжествах, а когда приглашали на свадьбу, говорили «арбишалцци бурсив»

11) гьамир* – сырые дрожжи собственного приготовления, используемые в приготовлении домашнего хлеба.

12) гIява – чIакьа *- слоенный хлеб на масле.


Заключение


Сегодня селение Новая Барша административно входит в состав муниципального образования «сельсовет Янгикентский» Кайтагского района Республики Дагестан. Населенный пункт расположен к северу от районного центра с. Маджалис на расстоянии 7 км и на высоте 314 метров над уровнем моря. Ближайшие села – Янгикент, Туменлер(кумыкские села), Маллакент(даргинское село)

После всего увиденного и услышанного, я еще больше хочу, чтобы наша родина росла и процветала, преображалась и хорошела с каждым днем! Время меняет многое, но природа моего села всё также чарует своей неброской красотой. Барша – это не только леса, реки, цветущие луга и необъятные поля, но и история, которая скрывает много тайн и сокровищ.

К сожалению, рассказать мне удалось далеко не всё, чем богата Ирчамулская земля. Путешествуя по селу (Старая Барша), вы непременно совершите здесь немало собственных открытий. Приезжайте к нам! Поверьте, Вы получите огромное удовольствие!

Я любим своё село Барша!

Литература:

Муниципальный архив РМ Кайтагского района.

«Новобаршинцы», Махачкала 2018, Арсен Шахбанов

«Мой Кайтаг, Кявгума», Махачкала 2014, Магомед Рашидов



Опубликовано в группе «"Делимся опытом"»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.