Исследовательская работа по МХК «Литературные и мифологические сюжеты в стиле прерафаэлитизма в творчестве английского художника Джона Уильяма Уотерхауса»

69
6
Материал опубликован 6 July 2021 в группе

Исследовательская работа по мировой художественной культуре «Литературные и мифологические сюжеты в стиле прерафаэлитизма в творчестве английского художника Джона Уи́льяма Уо́терхауса».

Актуальность.

Прерафаэлиты–первые авангардисты Европы, которые протестовали против классической портретной школы с ее париками и пудрой, воспевая естественную, романтическую, шекспировскую красоту.

Прерафаэлиты, по мнению многих искусствоведов, открывают эпоху модерна в живописи, почти на поколение опережая французских импрессионистов. Нет сомнений, что они оказали сильное влияние на символистов. Их убеждения были близки Уильяму Моррису совершившему революцию в дизайне. В литературе идеалами этого течения вдохновлялся молодой Джон Толкин, в музыке-Клод Дебюсси.

Основная часть. Сопровождение презентацией. Переход слайдов по щелчку. Некоторые слайды по щелчку показывают фрагмент картины.


Презентация
PPTX / 5.62 Мб

Слайд 2.

Тема ПРЕРАФАЭЛИТОВ оказалась очень обширной. Нельзя обойти вниманием известного английского художника Джона Уи́льяма Уо́терхауса (1849 —1917 гг.), творчество которого относят к позднейшей стадии прерафаэлитизма.


Слайд 3. Картина «Аполлон и Дафна» (1808 г.) Частная коллекция.

Художник изобразил мифологический сюжет-преследование влюблённым Аполлоном нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея. Дафна, спутница Артемиды, подобно которой дала слово сохранить целомудрие и оставаться безбрачной. А Аполлон, охваченный страстью, повсюду преследовал прекрасную нимфу. Художник изобразил ужас на прекрасном лице Дафны, она превращается в дерево, только бы не принадлежать Аполлону, только бы не нарушить свою клятву Артемиде. Аполлон долго горевал о своей любви, в память о прекрасной нимфе, сделал лавр своим священным деревом и первый увенчал себя лавровым венком.


Слайд 4. Картина «Диоген» (1882 г.) Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней.

Сюжет из жизни древнегреческого философа Диогена.

Диоген был сыном менялы Гикесия. Оказавшись в Дельфах, он вопросил оракула, чем ему заниматься, на что получил ответ: «переоценкой ценностей». Первоначально он понял это изречение как «перечеканка монет» и стал фальшивомонетчиком. Будучи изгнанным, он осознал своё призвание в философии. Своё жилище он устроил возле афинской агоры в большом глиняном сосуде — пифосе. Живя в «бочке» Диоген стремился как можно больше сократить свою зависимость от благ цивилизации и приблизиться к естественному состоянию, тем самым очистив себя.


Слайд 5. Картина «Цирцея» (1892 г.) Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида.

Мифологическая богиня магии Цирцея (Кирка) жила на острове Эзе. Ее отец (по слухам, по преданиям) Гелиос, солнечное божество. Ее мать речная нимфа, океанида Персеида. Цирцея владела таинствами ядов, она отравила своего мужа и заняла его царский трон, из-за своей жестокости по отношению к придворным лишилась власти и вынуждена была бежать, поселилась вместе со своими женщинами-рабынями, на острове. На картине Цирцея на фоне темного леса, стоит в изумрудной воде и держит чашу с колдовским зельем.

Картина «Цирцея предлагает кубок Улиссу» (1891 г.) Галерея Олдхэм, Манчестер.

Художник изобразил сюжет, я бы сказала нестандартно, присмотритесь и вы увидите героя в отражении зеркала за спиной Цирцеи. Улисс — он же Одиссей— путешественник, мореплаватель. И случалось с ним много всяких неприятностей: убегал от одних, встречал другие. Отряд Одиссея приплыв на остров Цирцеи сначала подкрепился, затем Одиссей отправил на разведку несколько соратников т. к. увидел дым, но те были отравлены при угощении и все превращены в свиней, только Еврилох уцелел и позвал Одиссея на выручку. На пути у него возник Гермес. Он дает Одиссею противоядие и наставляет его, что надо сделать, когда Цирцея увидит, что ее отрава не действует. Коварство Цирцеи не удалось и она была вынуждена всех отпустить.


Слайд 6. Картина «Одиссей и сирены» (1891 г.) Национальная галерея Виктории, Мельбурн.
Когда Одиссей покидал 
Цирцею, предупредила она об опасности, что будет подстерегать его на пути к Итаке.

Одиссею и его товарищам предстояло плыть мимо острова сладкозвучных сирен. Сирены-это мифические существа, верхняя часть тела которых была женской, а нижняя — птичьей. Прекрасным, чарующим пением они завлекали моряков на свой остров и предавали их лютой смертью, разрывая на куски.

Цирцея наказала Одиссею при приближении к острову сирен залепить всем морякам уши воском, чтобы не услышали они пения сирен. А если Одиссей очень уж захочет послушать это чудное пение, то пусть прикажет своим спутникам привязать его крепко-накрепко к мачте. Так они и поступили. Атака поющих сирен и привязанный Одиссей именно этот сюжет мифа изобразил художник.

Не поддались искушению путники и сирены бросились в море и обратились в утёсы, как и было им предсказано.


Слайд 7. Картина «Пенелопа и её поклонники» (1912 г.)
Художественные галереи и музеи, Абердин.

Пенелопа—героиня гомеровской "Одиссеи", ее имя является символом супружеской верности. 
Отправившийся на Троянскую войну Одиссей, царь Итаки, отсутствовал около двадцати лет, его считали погибшим. К Пенелопе сватались многочисленные женихи, но она объявила, что выйдет замуж лишь после того, как закончит ткать саван свекру. Художник изобразил Пенелопу за рукодельем, она так увлечена работой, что и не замечает назойливых поклонников. Каждую ночь она распускала сотканное за день — так ей удавалось обманывать женихов три года, пока ее не выдала служанка. После этого Пенелопа обещает стать женой победителя в стрельбе из богатырского лука, который принадлежит Одиссею. Как раз в это время Одиссей возвращается и убивает всех женихов из указанного лука.


Слайд 8. Картина «Пандора открывающая ларец» (1896 г.) Частная коллекция.

На картине мифологический сюжет, где изображена женщина, посланная человечеству Зевсом в наказание за то, что Прометей украл для смертных огонь. Разгневанный Зевс повелел богу-кузнецу Гефесту сделать из глины прекрасную девушку. Дочь Зевса Афина-Паллада должна была выткать для нее прекрасную одежду. Богиня любви Афродита должна была дать ей неотразимую прелесть, Гермес — хитрый ум и изворотливость.

Тотчас же боги исполнили повеление Зевса, девушку оживили, нарядили в роскошные платья и назвали Пандорой, что означает «одаренная всеми». Вручил и Зевс подарок—ларец, наказав не открывать его. В ларце содержались все беды и несчастья, которые громовержец решил наслать на людской род.

Художник запечатлел, как любопытная красавица тайно открывает ларец. После чего разлетелись по всей земле все те бедствия, которые когда-то были в нем заключены. На дне осталась только одна Надежда. И с тех пор пережить все то зло, все те бедствия и несчастья, выпущенные когда-то Пандорой, помогает людям лишь уцелевшая Надежда. Сюжет именно этой картины, вызывает у меня, как у зрителя больше всего эмоций.


Слайд 9. Картина «Психея, открывающая дверь в сад Купидона» (1904 г.) Художественная галерея Харрис, Престон.

Используется два названия картины: «Психея открывает дверь в сад Эроса» или «Психея, открывающая дверь в сад Купидона». Психея — в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. Психея была столь красивой девушкой, что возбудила зависть самой Венеры. Амур, посланный богиней разжечь любовь Психеи к некоему недостойному созданию, сам влюбился в неё. Он привёл её в свой дворец.


Слайд 10. Картина «Психея открывает золотую шкатулку» (1903 г.) Частная коллекция.

Амур, в своем дворце посещал Психею только с наступлением темноты, запрещая ей самой поднимать на него глаза. Любопытство и страх по отношению к неизвестной внешности своего возлюбленного и уговоры двух её завистливых сестёр побудили Психею взять как-то ночью лампу и посмотреть на него, пока он спал. Но она неосторожно капнула на него горячим маслом, и он проснулся. Разгневанный, Амур покинул её, а его дворец исчез. Психея скиталась по всей Земле, выполняя, казалось бы, невыполнимые задания, поручавшиеся ей Венерой, надеясь тем самым вернуть своего возлюбленного. Из царства мёртвых от Розерпины она получила шкатулку, открыла — в ней был заключён подземный сон, и Психея уснула. Церера и Юнонатщетно ходатайствовали за неё перед Венерой. В конце концов Юпитер, тронутый просьбой Амура, сжалился над Психеей, и она была вознесена на небо Меркурием, где вновь соединилась со своим возлюбленным.


Слайд 11. Картина «Миранда» (1875 г.) Частная коллекция.

Миранда-героиня пьесы Уильяма Шекспира «Буря».

Миранда — наивная 15-летняя девочка, единственная дочь герцога Просперо. Она и её отец стали отшельниками и уже 12 лет живут на острове по вине её дяди Антонио, который хотел занять престол. Однажды, из-за бури их земляки, неаполитанцы, среди которых был молодой принц Фердинанд, потерпели кораблекрушение и тоже оказались на этом острове. Принц и Миранда влюбляются друг в друга.


Слайд 12. Картина «Миранда и Буря» (1916 г.) Частная коллекция.

Художник выбрал для живописного повествования самый трагический и трогательный момент всей пьесы: гибель корабля Алонсо. Миранда одиноко стоит на берегу бушующего моря, не в силах оказать помощь тонущему судну. Переживание и отчаяние девушки зритель видеть не может: она изображена в пол оборота. Но художник передал эмоции шекспировских строк через ее движения и колорит: Миранда удерживает развевающиеся волосы правой рукой, а левую прижимает к сердцу, там где «звучит их вопль» - вопль погибающих. Глубокий синий тон длинного средневекового платья перекликается с оттенком воды, которая бурлит, поднимая песок со дна. Край нижней юбки, манжеты и сумка на поясе резонируют с красно-рыжей копной волос, разбитой мачтой и окружающими стихию утесами. Преобладание этих двух оттенков создает осенний монохромный колорит морского пейзажа, усиливает впечатление неизбежности.


Слайд 13. Картина «Ясон и Медея» (1907 г.) Частная коллекция.

Медея-волшебница, дочь колхидского царя Ээта и океаниды Идии (богини Гекаты), внучка бога солнца Гелиоса. Аргонавты под предводительством Ясона прибыли в Колхиду за золотым руном. Медея, влюбилась в предводителя «Арго», с помощью волшебного зелья помогла ему завладеть золотым руном и выдержать все испытания её отца. Казалось бы, сюжет из древнегреческого мифа: Медея угощает Ясона волшебным зельем, но как-же реалистично изобразил их художник! Мы видим сосредоточенные лица влюбленных, изящные, тонкие руки девушки и сильные, натруженные руки путешественника. Герои связаны общей тайной и одним чувством, таким же ярким, как платье Медеи.


Слайд 14.

Картина «„Меня преследуют тени“, — сказала Леди из Шалот» (1911 г.) Художественная галерея Онтарио.
Одна из картин посвящённая поэме английского поэта Альфреда Теннисона (1809-1892) "Волшебница Шалот".
Поэма о девушке по имени Элейн, на которой лежит проклятье, она должна оставаться в башне на острове Шалот и вечно ткать гобелен.

"Меня преследуют тени"-цитата из поэмы Теннисона. Вопреки содержанию поэмы, Леди на картине изображена не в белое платье, а в ярко-красное. Комната освещена солнцем и нарисована в ярких тонах, в стиле ранних прерафаэлитов. Но это лишь подчеркивает одиночество Элейн.

Картина «Леди из Шалот смотрит на Ланселота» (1894 г.) Галерея Тейт, Лондон.
О существовании Элейн никто не знает, проклятье запрещает ей покидать башню и даже смотреть в окно. В её комнате вместо окна огромное волшебное зеркало, в котором отражается окружающий мир. Девушка ткёт гобелен, изображая на нём чудесный мир из зеркала. Остров Шалот расположен на реке, которая протекает недалеко от замка Камелот (легендарный рыцарский замок короля Артура). Однажды она видит в зеркале, как сэр Ланселот скачет в Камелот, и покидает комнату, чтобы поглядеть на него из окна. Художник изобразил, как в ту же секунду исполняется проклятье, гобелен распутывается, нити обмотали ноги Элейн вокруг колен, а за её спиной треснуло зеркало.


Слайд 15.

Картина «Леди Шалот» (1888 г.) Британская галерея Тейт.

Элейн понимает, какой необдуманный поступок совершила, и бежит из башни. На берегу реки она находит лодку и записывает на ней своё имя. Она плывёт по реке и поёт печальную песню, но умирает прежде, чем доплывает до Камелота, где могла бы обрести счастье и любовь. Когда жители находят девушку, Ланселот поражен её красотой.


Слайд 16. Картина «Тристан и Изольда выпивают зелье» (1916 г.) Частная коллекция.

Тристан и Изольда—легендарные персонажи средневекового рыцарского романа XII века. 

Тристан-молодой принц, живущий при дворе своего дяди, короля Марка Корнуэлльского. В страшном бою он побеждает Морольта Ирландского, которому Марк ежегодно должен был отдавать в качестве дани 100 девушек. Однако и сам он смертельно ранен отравленной стрелой. Тристан уплывает и достигает берегов Ирландии, где встречает Изольду Золотоволосую, владеющую искусством магии и целительства. Она залечивает его рану. Тристан выдает себя за другого, но Изольда узнает в нем победителя Морольта, сравнив зазубрину на мече Тристана с металлическим осколком, который она извлекла из черепа погибшего Морольта.

По возвращении ко двору короля Марка Тристану поручают особенно важную миссию: по золотому волоску, оброненному ласточкой, найти женщину, на которой хотел бы жениться его дядя. Тристан узнает золотой волос Изольды. После множества подвигов, достойных восхищения, Тристан завоевывает прекрасную даму для своего дяди и везет её в Корнуэлл. Служанка Изольды случайно путает волшебные напитки, которые принцесса, ослепленная обидой предлагает Тристану, но благодаря ошибке служанки вместо яда они оба выпивают волшебный бальзам любви.


Слайд 17. Картина «Офелия» (1889 г.) Частное собрание.

Офелия-героиня пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет» (1600-1601 гг.). Возлюбленная Гамлета, дочь Полония и сестра Лаэрта, утонула в реке. О её смерти до сих пор ведутся споры, была ли это трагическая случайность или обезумевшая девушка покончила с собой.

В картине возлежащая на цветочном поле Офелия, становится как бы частью пейзажа, таким же беззащитным цветком, как и белоснежные ромашки в густой траве и на ее платье. Лицо ее спокойно и не выражает ни безумия, ни горя.

Слайд 18. Картины «Офелия» (1894 г.) (1910 г.)

На полотне 1894 года Офелия изображена сидящей на стволе ивы в самые последние мгновения перед своей смертью. Ее белое платье с золотым узором вступает в контраст с диким заросшим прудом. Цветы в распущенных волосах и несколько ромашек на коленях героини органично вписывают ее в окружающую среду, делая похожей на русалку.

На поздней картине перед зрителем предстает совершенно другая Офелия.
На переднем плане героиня в полный рост, опирается о плакучую иву — символ смерти в средневековой Европе. Она тянется ветвями к воде, так же, как и Офелия устремлена к водному потоку. Сходство между деревом и женщиной добавляют драматичные складки платья и особый рельеф коры, что усиливает ощущение тревоги.
Сам образ Офелии резко контрастирует с отчаянным выражением ее лица. Платье смело можно назвать ярким и праздничным, сочетание синего и золотого в декоре говорит о знатном происхождении Офелии, ее приближенности к королевскому двору. Костюм дополняет ярко-оранжевые узкие рукава и подол, прикрывающий золотые туфли. Одежда дочери дворянина, как оболочка, под которой прячется истинная ее натура—страстная и порывистая.

Заключение.

В полотнах Джона Уотерхауса гармонично сочетаются классицизм, романтизм, фантазия и реальность. Некоторые произведения можно отнести к импрессионизму. За свою жизнь Уотерхаус создал более 200 картин. Его произведения имели оглушительный успех на многочисленных выставках в Англии и во всём мире. Ими любовались не только приверженцы символизма или прерафаэлитизма, но и не могли остаться равнодушными обычные зрители. Каждый их них прочтёт сюжет картин художника по-своему и найдёт в них что-то близкое его мировоззрению. Наверное, это и есть великая сила настоящего искусства.

Изучая биографию Джона Уильяма узнала, что женские портреты героинь художник писал с реальных натурщиц. В некоторых его картинах, явно просматриваются черты одной и той же модели. Не так давно исследователи творчества художника идентифицировали её личность. Это мисс Мюриэл Фостер, которая была написана в образе Миранды, Изольды, Психеи.

По мнению многих критиков, свою популярность художник обрёл именно благодаря дивному очарованию его моделей. Его женские портреты получили огромную известность и ценятся не только как произведения искусства, но и как прибыльное вложение финансовых средств для коллекционеров.



Ссылки на источники:

https://evg-crystal.ru/kartiny/kartiny-uoterhausa.html

https://maxpark.com/community/6782/content/4859259

https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/prerafaelity-romantiki-viktorianskoj-anglii

https://zen.yandex.ru/media/s_snegova/istoriia-liubvi-apollon-i-dafna-5d93930e78125e00b17c5109

https://muzei-mira.com/kartini_anglia/2806-circeja-dzhon-uiljam-uoterhaus-opisanie-kartiny.html

https://shkolazhizni.ru/culture/articles/76367/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Леди_из_Шалот_(картина_Уотерхауса)

https://zen.yandex.ru/media/s_snegova/kak-odissei-ot-siren-spasalsia-5d150e3aff8b5a00b16e5755

https://ru.wikipedia.org/wiki/Миранда_(Шекспир)

https://artchive.ru/johnwaterhouse/works/255175~Miranda_i_burja

https://greatartists.ru/pandora-otkryvayushhaya-larets/

https://vk.com/wall-179896552_29342

https://www.liveinternet.ru/users/2010239/post69578381

https://8-poster.ru/pictures/Penelopa_i_ee_poklonniki/

https://zen.yandex.ru/media/philosophy_for_life/tristan-i-izolda-mif-i-simvol-5a9f70cad7bf2181ae7f0372

https://www.liveinternet.ru/users/3370050/post121099303/

https://lovers-of-art.livejournal.com/359208.html

https://goldlit.ru/shakespeare/1253-obraz-ofelii

https://ru.wikipedia.org/wiki/Леди_из_Шалот_(картина_Уотерхауса)

https://zen.yandex.ru/media/veryimportantlot/mif-ob-amure-i-psihee-na-kartinah-prerafaelitov-5e602be061929b0907cbb2f4

https://www.liveinternet.ru/users/3251944/post456313933/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересную работу!

6 July 2021

Спасибо за внимание!

7 July 2021

С Наступающим,Светлана Анатольевна! Пусть мечты сбываются!

31 December 2021

Спасибо! Вас с наступающим, Марина Юрьевна!!! Здоровья, всех благ!!!

31 December 2021

Спасибо за познавательную и интересную публикацию, Светлана Анатольевна! С Новым годом!!!

31 December 2021

Благодарю за внимание!!! С наступающим Вас, Елена Владимировна!!!

31 December 2021

Похожие публикации