12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коснырева Елена Константиновна236
Россия, Иркутская обл., рп Тайтурка Усольского района
5

Урок «Море в творчестве художников-маринистов»



Разработка урока по МХК

Класс – 11

Тема: «Море в творчестве художников-маринистов»

Автор: Коснырева Елена Константиновна, учитель русского языка, литературы и МХК МБОУ «Тайтурская СОШ»

Цель: организовать деятельность учащихся, направленную на выявление особенностей живописи художников-маринистов

Задачи:

развитие способности обучающихся к саморазвитию, навыков сотрудничества.

развитие навыков сравнительного анализа, обобщения, монологического суждения, образного мышления.

развитие способности учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению произведений искусства,

развитие умений работать в группах, аргументировать свою позицию, развитие навыков художественного восприятия, образного мышления, связной речи.

выявление особенностей изображения моря в живописи, литературе.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-исследование

Оборудование: компьютер, проектор, демонстрационная доска, раздаточный материал (приложение 2,3), краски, кисточки, листы.

Ход урока

Эмоциональный настрой

Демонстрируется видеоряд (полотна И. К. Айвазовского), звучит музыка (Вивальди «Буря на море») читается стихотворение Приложение 1 (1-6 слайд)

Если хочешь, ладонью тронь.

Море - это живой огонь.

Море - это купель без дна,

Сон из яви и явь из сна.

Море - это дыханье сфер,

Если любишь - любовь без мер,

Если хочешь дойти до звезд -

Меж землею и небом мост.

Море - это уснувший гром,

Сплав из вечности с серебром,

Мир, где время бежит легко

Прямо в сердце живой рекой.

От черты до черты вода...

Век бы слушать, придя сюда,

Как поет глубиной у ног

Грудь, в которой смеется Бог.

Вступительная беседа

Море – это целый мир, похожий на мир человека. У моря, как и у человека, есть свой характер. Оно может быть ласковым и грозным, спокойным, задумчивым и шаловливым.

А какие ассоциации возникают у вас со словом «море»? Что вы чувствуете, глядя на море?

(Для меня море, помимо всего прекрасного, что в нем прорастает, живет, существует - это такое место, куда хочется бежать во всю силу ног.

Туда где шум прибоя, легкий бриз воды будет нежно касаться лица и обдувать щеки, оставляя ощущение умиротворенности мира, неистовости, отчужденности, неповторимости, личности, легкости, свободы!

Туда, где хочется прокричать через все горло. Зарычать, зареветь, а затем помолчать, затвердеть словно камень перед бескрайними просторами необузданного могучего моря!

Заглядеться, успокоив свои нервы, выветрив всю дурь из головы, беспокойство, буйство! Остудиться, замереть, если надо - умереть!

Море – это символ свободы, простора, красоты. Плеск моря, его свежее, влажное, солёное дыхание, неукротимый характер, пленяет. Море — это богатство. Оно накормит, доставит в нужную точку, оздоровит, подарит заряд положительных эмоций, успокоит душу.)

Изучение нового материала

Кто не восхищался морем, стоя на берегу и глядя в его бесконечную даль? Ему посвящали свои произведения поэты, музыканты и художники. О море писал А. С. Пушкин и Ф. И. Тютчев. Мастерами музыкального пейзажа были Н. А. Римский-Корсаков и К. Дебюсси. Морю посвящали свои полотна живописцы: И. К. Айвазовский и У. Тернер, Ван Гог, П. Синьяк, К. Моне и многие другие.

Как называют художников, воспевших на своих полотнах морскую стихию?

Марина (ит. marina,— морской) — один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море.

Художники-маринисты – это всегда особый разговор, особое видение природы, особый талант.  Передать мощь холодных морских волн, наполнить пространство прозрачным воздухом,  бушующим северным ветром дано далеко не всем.

А что такое маринизм?

МАРИНИЗМ. (Итал. marina, от лат. marinus - морской) - произведение живописи или графики, изображающее морской вид, сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии.

Одним из самых известных маринистов является Иван Константинович Айвазовский. «Он был певцом моря ...», так как сам Айвазовский говорил: «Море - это моя жизнь». И действительно, он страстно, до обожествления преклонялся перед объектом своей любви - морем. Обладая колоссальной трудоспособностью, за долгие десятилетия он создал около 6000 картин. Творчество И.К. Айвазовского - это своего рода морская энциклопедия, из которой можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия: и штиль, и легкое волнение, и шторм, и буря, производящая впечатление вселенской катастрофы.

Давайте обратимся к его полотнам и попробуем прочитать их содержание.

«Среди волн». Звучит музыка (звуки моря) Приложение 1

Свободный человек, всегда ты к морю льнешь,

Оно – подобие твоей души бескрайней,

И разум твой влеком его безмерной тайной –

Затем, что он и сам с морскою бездной схож…

Ш. Бодлер

Прав ли Бодлер?

Посмотрите внимательно на полотно. Каким изображено море?

Что мы можем сказать о внутреннем мире человека, создавшего это полотно?

При помощи каких приемов он это передает? (сочетание цветов, пена, гребень волны, размеры: море и человек).

В зависимости от освещения картина меняет свой колорит, и волны могут быть серебристыми, синими, изумрудными. Белая пена то играет и искрится в лучах света, то куда-то исчезает. На создание этого масштабного полотна художник, которому к тому времени уже был восемьдесят один год, потратил всего 10 дней. Глядя на огромную картину бурных морских вод, в это трудно поверить. Полотно было одним из самых любимых у мастера и было лично завещано им в дар родному городу — Феодосии.

С созданием полотна связана интересная история. Первоначально в центре картины, среди бушующих волн, была изображена крошечная шлюпка с моряками, которые смогли спастись с тонущего судна. Но один из родственников Ивана Константиновича, опытный морской офицер, сказал, что такое крохотное утлое суденышко не выдержало бы натиска столь могучих волн и неминуемо утонуло бы. Художник был недоволен этим замечанием, но он всегда стремился к максимальному реализму и правдивости своих работ. В результате на следующий же день шлюпка исчезла с полотна — художник решил изобразить только бушующее штормовое море как символ непобедимой мощи стихии.

Для создания полотна была использована широкая гамма нежных и переливчатых светлых красок, а также насыщенные, глубокие тона. Дальний план на картине тонет в густом синем мраке, а на переднем — переливается и бурлит вода с пышными шапками перламутровой воздушной пены. Из-за невероятно мастерски подобранных оттенков красок вода кажется прозрачной и очень живой, подвижной. Это одно из самых точных и реалистичных художественных изображений моря во время бури.

Мастерство художника отрабатывалось, оттачивалось и совершенствовалось с годами, но и в столь преклонном по всем меркам возрасте его рука не дрожала, а художественный гений позволил воспроизвести одну из самых сложных земных стихий. Если в портрете всегда считалось, что изображение глаз и рук — работа для великого творца, то в маринистике - это вода во всех ее ипостасях.

А сейчас вы поработаете в группах. Перед вами репродукции с известных полотен И. К. Айвазовского («Девятый вал», «Итальянский пейзаж. Вечер», «Наполеон на острове святой Елены»), рассмотрите их внимательно, подберите музыку и стихотворные строки, выражающие их внутренний смысл. (Приложение 2), (Приложение 3) (Приложение 4)

Группы представляют свои проекты.

Краткий анализ полотен, над которыми работали обучающиеся.

«Девятый вал».

Как в гору шли мы в зыбь, в слепящий блеск заката,

Холмилась и росла лиловая волна,

С холма на холм лилось оранжевое злато,

И глубь небес была прозрачно зелена…

И. Бунин

Каким изображено море?

Что мы можем сказать о внутреннем мире человека, создавшего это полотно?

При помощи каких приемов он это передает? (сочетание цветов, пена, гребень волны, размеры: море и человек)

(На картине «Девятый вал» изображено ранее утро после бури. Первые лучи солнца освещают еще бушующее море. Вода кажется прозрачной и как бы светится изнутри, словно художник писал не обычными масляными красками, а какими-то невидимыми составами. Громадная волна – девятый вал – вот-вот обрушится на группу людей, которые судорожно цепляются за обломок мачты погибшего корабля. Весь драматизм момента передан состоянием моря, видом волн, воздуха и неба. Лучи солнца пронизывают воду, насыщают утренний воздух и как бы вселяют уверенность в то, что люди выйдут победителями из смертельной борьбы со стихией.)

«Итальянский пейзаж. Вечер».

Прощай, свободная стихия,

Последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой. А. С. Пушкин

Ваши впечатления от полотна? Похоже ли оно на первые полотна?

Умиротворённость, спокойствие, безмятежность разливается в воздухе чудесного дня, уже клонящегося к закату. Подсвеченные розовым облака свидетельствуют о приближении тёплого, тихого вечера. Итальянское побережье спокойно и задумчиво; лёгкая рябь пробегает по глади моря, но ветерок почти не заметен. В такое время приятно неспешно прогуливаться на лодке по штилевому морю, любуясь на живописные берега Италии!

В картине Айвазовского "Итальянский пейзаж. Вечер" доминирует мягкая сине-голубая гамма, в которую внесена нежно-розовая пастель и немного золотистых оттенков – отблесков скрывшегося солнца на стенах прибрежного города, на парусе рыбацкой шхуны и на морской глади. Лёгкие розовые и лиловые оттенки делают романтичней горизонт с туманными очертаниями гор.

Ближе к левому краю краски полотна насыщенней, гуще: подступает вечер. Но гуляющие в лодке ещё ловят отблески уходящего дня, любуясь с моря на восхитительный пейзаж Апеннин.

«Наполеон на острове святой Елены»

По названию произведения главный герой – Наполеон, но вольные, свободные морские волны властвуют от горизонта до берега, а на пустынной мрачной скале стоит маленькая почти незаметная фигура бывшего императора. Это одиночество, на которое он сам себя обрек.

Действительно, на полотне господствует только стихия, особенно великолепна волна первого плана, где передано множество оттенков. И Наполеон, возвышающийся на высокой скале, и орел, символично изображенный в нехарактерном появлении в бурю,– персонажи второго плана.

Наперекор штормовому ветру Наполеон продолжает вглядываться в безбрежные морские дали. Художник не прорабатывает лицо светотенью, делает мазок кистью – это лицо, ставит три черные точки – это глаза и рот, и никто не сомневается, что изображен Наполеон, но есть наполеоновская поза, шляпа. Айвазовский написал картину, которая напоминает о поверженном враге и о славной победе наших воинов.

Художник много путешествовал, подолгу гостил в Париже, устраивал в Европе выставки своих произведений, поэтому работа «Наполеон на острове Святой Елены» задумывалась как для России, так и для Запада.

Давайте под звуки музыки совершим виртуальную экскурсию по такому безгранично многообразному морю. (видеоряд – полотна В. Тернера, И. К. Айвазовского, Г. Дмитриева, Л. Лагорио, А. Леонова, К. Моне, Ван Гога) Приложение 1 (8-17 слайды)

Что объединяет все эти полотна?

Почему так часто творческие люди находят духовную гармонию в единении с морем?

Для многих море – это мечта о каком-то чуде…. Мне хочется обратиться к притче

Путь к морю (притча) (Слайд 18)

В одной бедной деревушке родился на свет мальчик. Он проводил свои дни бессмысленно, механически и монотонно, так же как и остальные обитатели этой угасающей деревушки, не имея представления, что делать с собственной жизнью. И в одну прекрасную ночь ему приснилось море. Ни один из жителей деревни ни разу не видел моря, поэтому никто не смог подтвердить, что где-то в мире существует такая бескрайняя вода. А когда юноша заявил, что собирается отправиться на поиски моря из своего сна, все крутили пальцем у виска и называли его сумасбродом. Но он, несмотря ни на что, пустился в путь и долго странствовал, пока не оказался на развилке дорог. Здесь он выбрал ту дорогу, которая вела прямо, и через несколько дней добрался до посёлка, жители которого вели спокойную, обеспеченную жизнь. Когда юноша сообщил им, что странствует, мечтая найти море, они начали убеждать его, что он зря тратит время и лучше будет ему остаться в этом селе и жить так же счастливо, как и все. Несколько лет молодой человек жил в достатке. Но однажды ночью ему опять приснилось море, и он вспомнил о своей несбывшейся мечте. Юноша решил покинуть посёлок и вновь отправиться в путь. Попрощавшись со всеми, он вернулся на развилку и на этот раз пошёл в другом направлении. Шёл он долго, пока не дошёл до большого города. Восхитился его гомоном и пестротой и решил остаться там. Учился, работал, веселился и со временем совсем забыл о цели своего путешествия. Однако через несколько лет он опять увидел во сне море и подумал, что, если не исполнит мечту своей юности, то впустую растратит жизнь. Поэтому он опять вернулся на развилку и выбрал третью дорогу, которая привела его в лес. На небольшой полянке мужчина увидел избушку, а возле неё уже не слишком молодую, но прекрасную женщину, которая развешивала выстиранное бельё. Она предложила ему остаться с нею, так как её муж ушёл на войну и не вернулся. Мужчина согласился. Много лет они прожили счастливо, вырастили детей, но однажды нашего героя, который уже состарился, опять навестил сон о море. И он оставил всё, с чем был связан много лет, вернулся на развилку и пустился в путь последней, доселе неизвестной ему тропой, очень крутой и каменистой. Он шёл с трудом и стал опасаться, что вскоре совсем выбьется из сил. Оказавшись у подножия большой горы, старик решил подняться на неё в надежде хотя бы издали увидеть море из своих снов. Через несколько часов на исходе сил он добрался до вершины горы. Перед ним раскинулись необозримые просторы: старик увидел развилку дорог и село, в котором жители вели благополучную жизнь, и большой город, и избушку женщины, с которой провёл много счастливых лет. А вдали, на горизонте, увидел голубое, бескрайнее море. И, прежде чем остановилось его измученное сердце, растроганный старик сквозь слёзы сожаления заметил ещё, что все дороги, по которым он шёл, вели к морю, но только ни одну из них он не прошёл до конца.

-О чем мечтал герой притчи?

-Почему для осуществления мечты ему потребовалась вся жизнь?

-Какие чувства он испытал, когда впервые увидел море?

Мечта осуществилась. Все дороги вели к ней, не хватало одного – дойти до конца. Психологи считают, что если мечта материализована, т.е. выплеснута на лист бумаги, то она обязательно осуществится.

Сейчас я вам предлагаю перевоплотиться в художников и на бумаге создать образ своей мечты. Давайте насладимся звучанием инструментальной музыки «Шум моря» В. Дидюля. Во время прослушивания музыки постарайтесь передать красками то состояние моря, тот образ моря, который вы себе представляете. (Приложение 1) (19 слайд)

Представление группами работ.

Какими цветами передано состояние моря и почему?

Маринистика успела целиком воплотиться — в Айвазовском, Тёрнере, Лейне, Верне. И сегодня, больше ста лет спустя, эти художники могут нам дать хотя бы часть того, что мы побоялись бы взять у моря.

Закончить урок хочется строчками из литературной зарисовки известного художника, поэта М. К. Чюрлёниса.

Могучее море. Велико, беспредельно, безмерно.

Целое небо обводит своею голубизной твои волны,

А ты…дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь, что нет

конца твоей мощи, нет пределов твоему величию,

твоё бытие бесконечно.

Велико, могуче, прекрасно море!

Я желаю вам, чтобы ваша жизнь была такой же яркой и многогранной, как жизнь вечно изменяющего моря!

Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Мир моря» или стихотворение


Приложение 2
DOCX / 521.91 Кб

Приложение 3
DOCX / 26.9 Кб

Приложение 1
PPSM / 37.84 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Кузнецова Оксана Владимировна, 14.01.18 в 14:56 0Ответить Пожаловаться
Я думаю, что очень важно проводить подобные уроки. И на это существует много аспектов (и физиологические, и психологические, и эстетические). Пусть в настоящее время не все ученики поймут важность этого материала, но в будущем обязательно в душах и умах некоторых уже взрослых людей произойдёт озарение от подобных уроков. Я сужу и по себе, вспоминая такие уроки в школе. Спасибо!
Сидорова Татьяна, 25.01.18 в 17:56 0Ответить Пожаловаться
Поддерживаю предыдущий комментарий, надеюсь молодое поколение ценит таких педагогов и их уроки для них полезны.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.