Рабочая программа изобразительного кружка «Юные художники Дона»

1
0
Материал опубликован 5 January 2019 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михайловская средняя общеобразовательная школа

Красносулинского района Ростовской области

«Утверждаю»

Директор МОУ Михайловской СОШ

Приказ от «____» _________20____г. №___

Олейников Т.А._______________________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Изобразительного кружка

«Юные художники Дона»

Уровень основного общего образования

Количество часов – 70

УчительФомченко Елена Сабировна

 

Программа составлена на основе

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 17.12.2010 № 1897;

Автор программы: С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина

Искусство. Изобразительное искусство – М.: Дрофа, 2015


 

2017-2018 учебный год


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительные занятия искусством способствуют развитию у учащихся ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Вклад изобразительной деятельности в развитие личности ребёнка в дополнительном образовании заключается:

- в развитии эстетического восприятия мира,

- в воспитании художественного вкуса,

- потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве,

- в обеспечении определённого уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства,

- в сознательном выборе видов художественно – творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Направленность дополнительной образовательной программы:

- создание условий для развития личности ребёнка;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;

- интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка;

- на укрепление психического и физического здоровья;


 

Цели художественного образования:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Задачи художественного образования

обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на передачу в рисунках формы, пропорций, объёма, перспективы, светотени, композиции;

обучать основам графической грамоты, формировать навыки передачи тоном ;

обучать основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками;

обучать основам живописной грамоты, формировать навыки передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению и умений пользоваться художественно-выразительными средствами живописи; углублять знания по перспективе, передаче формы и объёма.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного ИЗО кружка «Юные художники Дона» являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Результаты обучения.

В результате дополнительного обучения изобразительному искусству учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Характеристика основных видов занятий

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя выполнение как длительных зада-

ний, рассчитанных на 1—2 урока, так и кратковременных, которые выполняются в течение 7—15 ми-

нут (наброски и зарисовки).

Рисунки с натуры выполняются различными художественными материалами — простым карандашом, акварельными или гуашевыми красками. В отдельных заданиях применяют уголь, сангину, соус.

Обычно такие задания предшествуют выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

На занятиях изобразительного кружка необходимо развивать художественные умения и навыки, сформированные в начальной школе, углублять основы знаний в области рисунка, живописи,

композиции, декоративно-прикладного искусства.

Учащиеся продолжают изучать элементарные закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения. Здесь надо помнить, что именно рисование с натуры решает главную задачу в образовательном пространстве школы — формирование научного мировоззрения, формирование художественных потребностей и эстетического отношения к окружающей действительности.

Рисование на темы, по памяти и представлению — это создание композиций на темы окружаю-

щей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на

основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.

В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотной конструктивной

передачи объема, пространственного положения, соблюдения пропорций, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки, определять общее и типическое в художественном образе.

Декоративная работа - во время практических работ важно использовать самые разнообразные художественные материалы и технику: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветную тонированную бумагу, ретушь, аппликацию и т. д. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес и любовь к искусству, расширяют представления об окружающем мире. Школьники знакомятся с сокровищами различных музеев, учатся понимать содержание картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.

Занятия обогащаются использованием современных информационных технологий, компьютерных

мультимедийных программ, видеофильмов, экскурсиями в художественные галереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края.

Ознакомление детей с русским искусством, обучение их на основе русской реалистической художественной школы должно вестись в тесной связи с местными национальными особенностями изобразительного искусства, с традициями народных художественных ремесел, т. е. должно учитывать региональный компонент, без которого обучение искусству будет оторвано от реальной жизни. Также важно знакомить школьников и с творчеством выдающихся мастеров зарубежного искусства.

Главное, чтобы школьники осознали место отечественного изобразительного искусства в общей мировой художественной культуре, огромный вклад русских художников, национальных художников

Российской Федерации в мировую сокровищницу общечеловеческих культурных ценностей. В то же

время учащиеся должны иметь представление и о разнообразии художественных культур, о различных тенденциях развития мирового и отечественного искусства.


 

Список литературы.

Для педагога:

В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина – Изобразительное искусство (Москва Дрофа 1995)

В.С. Кузин. Программа по Изобразительному искусству (Москва Дрофа 2006) Министерство образования Российской Федерации

А. М. Михайлов – «Любителям рисования» (Москва «просвещение» 2004)

А. Д. Алехин – «Когда начинается художник» (С.Петербург «просвещение» 1994)

Н. И. Платонова – «Этюды об изобразительном искусстве»

Для детей

Журнал «Юный художник»

О. Шматова – Рисование акварелью (Москва Эксмо 2008)

О. Шматова – Рисование фломастерами и цветными карандашами (Москва Эксмо 2008)

Л.Дж. Эймис – журналы поэтапного рисования животных, зданий и сооружений, человека, средств передвижений и т. д.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

изобразительного кружка «Юные художники Дона»

Название темы и содержание.

ТЕМА № 1 «Волшебные краски»

Введение. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель.

ТЕМА № 2 «Рисование с натуры осенних листьев сложной формы»

Развитие наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев и веток деревьев

ТЕМА № 3 «Узоры в круге из растительного орнамента»

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Использование различных художественных техник и материалов: гуашь.

ТЕМА № 4 «Набросок жука»

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

ТЕМА № 5«Осенний натюрморт»

Развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком.

ТЕМА № 6 «ВАЗА С ФРУКТАМИ, КОРЗИНА С ГРИБАМИ И ОВОЩАМИ»

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

ТЕМА № 7 «УЗОР В ПОЛОСЕ. ОРНАМЕНТ ИЗ ЦВЕТОВ, ЛИСТЬЕВ ДЛЯ УКРАШЕНИЯ КОВРИКА»

Освоение основ декоративно-прикладного искусства.

ТЕМА № 8 «КРАСОТА ГЖЕЛЬСКИХ УЗОРОВ»

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

ТЕМА № 9 «ОСЕННИЙ ДОЖДЬ»

Рисование на тему. Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача в рисунке смысловой связи между предметами.

ТЕМА № 10 «ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ »

Рисование на основе наблюдений или по представлению. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

ТЕМА № 11 «Орнамент из геометрических фигур»

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

ТЕМА № 12 «Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина»

Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Развитие интереса и любви детей к творчеству художников детской книги.

ТЕМА № 13 «Русские матрёшки»

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Самостоятельное выполнение растительных узоров. Формирование представлений о ритме в узоре, о красоте народной росписи.

ТЕМА № 14 «Грузовые машины»

Изображение с натуры. Создание моделей, предметов бытового окружения человека. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

ТЕМА № 15 «Рисование с натуры коробки»

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. Изображение с натуры.

ТЕМА № 16 «Ёлочные игрушки»

Рисование с натуры. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

ТЕМА № 17 «Ветки ели и сосны с шишками»

Рисование на основе наблюдений или по представлению. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

ТЕМА № 18 «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Самостоятельное выполнение растительных узоров. Формирование представлений о ритме в узоре, о красоте народной росписи.

ТЕМА № 19 «Буратино»

Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Развитие интереса и любви детей к творчеству художников детской книги.

ТЕМА№20 «Тематическое рисование «В сказочном подводном царстве»

Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитания любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру.

ТЕМА № 21 «Рисование инструментов»

Изображение с натуры. Создание моделей, бытового окружения человека. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

ТЕМА № 22 «Зимние развлечения с друзьями»

Рисование на тему. Выбор и применение выразительных средств, для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна.

ТЕМА № 23 «Здравствуй весна»

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни

ТЕМА № 24 «ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ ПЕЙЗАЖИ»

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни.

ТЕМА № 25 «ФИЛИМОНОВСКИЕ ИГРУШКИ»

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Самостоятельное выполнение растительных узоров. Формирование представлений о ритме в узоре, о красоте народной росписи.

ТЕМА № 26 «СИЛУЭТЫ ЖИВОТНЫХ»

Изображение с натуры. Особенности изображения животных. Выбор и применение выразительных средств, для реализации собственного замысла в рисунке. Выполнение набросков животных.

ТЕМА № 27 «Праздничный салют»

Передача настроения и творческой работе. Особенности художественного творчества.

ТЕМА № 28 « Декоративное рисование «Весёлые игрушки»

Развитие творческого воображения: систематизация знаний и некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы по дереву. Воспитание бережного отношения к народным традициям на примере творчества мастеров русской игрушки, любви к труду.

ТЕМА № 29 «КРАСОТА ВОКРУГ НАС»

Рисование с натуры. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

ТЕМА № 30 «Поле маков»

Выбор и применение выразительных средств, для для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна.

ТЕМА №31 «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР

КРАСОК»

Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитания любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру.

ТЕМА №32 «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Рисование по памяти. Развитие творческого воображения; систематизация знаний о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной росписи. Воспитание бережного отношения к народным традициям на примере творчества русских мастеров.

ТЕМА № 33 «Натюрморт»

Развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком.

Рисование с натуры.

Учебно – тематический план

п/п

Тема занятий

Вид деятельности

Всего часов

Дата по плану

Дата фактически

1

Волшебные краски

Введение новых знаний

2

01.09

05.09

 

2

Рисование с натуры осенних листьев сложной формы

Рисование с натуры

2

08.09

12.09

 

3

Узоры в круге из растительного орнамента

Декоративное рисование

2

15.09

19.09

 

4

Набросок жука

Рисование с натуры

2

22.09

26.09

 

5

Осенний натюрморт

Рисование с натуры

2

29.09

03.10

 

6

Ваза с фруктами, корзина с грибами и овощами

лепка

2

06.10

10.10

 

7

Узор в полосе, орнамент из цветов, листьев

Декоративное рисование

2

13.10

17.10

 

8

Красота гжельских узоров

Декоративное рисование

2

20.10

24.10

 

9

Осенний дождь

Рисование на тему

2

27.10

07.11

 

10

Жостовская роспись

Декоративное рисование

2

10.11

14.11

 

11

Орнамент из геометрических фигур

Декоративное рисование

2

17.11

21.11

 

12

Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина

Рисование на тему

2

24.11

28.11

 

13

Русские матрёшки

Декоративное рисование

2

01.12

05.12

 

14

Грузовые машины

Рисование с натуры

2

08.12

12.12

 

15

Рисование с натуры коробки

Рисование с натуры

2

15.12

19.12

 

16

Ёлочные игрушки

Рисование с натуры

2

22.12

26.12

 

17

Ветки ели и сосны с шишками

Рисование с натуры

2

12.01

16.01

 

18

Дымковская игрушка

Лепка

2

19.01

23.01

 

19

Буратино

Рисование на тему

2

26.01

30.01

 

20

Тематическое рисование «В сказочном подводном царстве»

Рисование на тему

2

02.02

06.02

 

21

Рисование инструментов

Рисование с натуры

2

09.02

13.02

 

22

Зимние развлечения с друзьями

Рисование на тему

2

16.02

20.02

 

23

Здравствуй весна

Декоративное рисование

2

27.02

02.03

 

24

Городские и сельские пейзажи

Рисование

на тему

2

06.03

13.03

 

25

Филимоновские игрушки

Лепка

2

16.03

20.03

 

26

Силуэты животных

лепка

2

23.03

03.04

 

27

Праздничный салют

Рисование

На тему

2

06.04

10.04

 

28

Декоративное рисование «Весёлые игрушки»

Декоративная работа

2

13.04

17.04

 

29

Красота вокруг нас

Рисование

с натуры

2

20.04

24.04

 

30

Поле маков

Декоративное рисование

2

27.04

04.05

 

31

Путешествие в страну «Волшебный мир красок»

Рисование на тему

2

11.05

15.05

 

32

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства

Рисование

По памяти

2

18.05

22.05

 

33

Натюрморт

Рисование с натуры

2

25.05

29.05

 

Согласовано Согласовано

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Михайловской СОШ _____________________Ф.И.О.

от________ 20__ года №_____

___________ __________ _____________ 20 ____ года

Подпись руководителя МС

Ф.И.О.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.