Рабочая программа изобразительного кружка «Юные художники Дона»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михайловская средняя общеобразовательная школа
Красносулинского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МОУ Михайловской СОШ
Приказ от «____» _________20____г. №___
Олейников Т.А._______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Изобразительного кружка
«Юные художники Дона»
Уровень основного общего образования
Количество часов – 70
УчительФомченко Елена Сабировна
Программа составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 17.12.2010 № 1897;
Автор программы: С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина
Искусство. Изобразительное искусство – М.: Дрофа, 2015
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительные занятия искусством способствуют развитию у учащихся ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Вклад изобразительной деятельности в развитие личности ребёнка в дополнительном образовании заключается:
- в развитии эстетического восприятия мира,
- в воспитании художественного вкуса,
- потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве,
- в обеспечении определённого уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства,
- в сознательном выборе видов художественно – творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Направленность дополнительной образовательной программы:
- создание условий для развития личности ребёнка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка;
- на укрепление психического и физического здоровья;
Цели художественного образования:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Задачи художественного образования
обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на передачу в рисунках формы, пропорций, объёма, перспективы, светотени, композиции;
обучать основам графической грамоты, формировать навыки передачи тоном ;
обучать основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками;
обучать основам живописной грамоты, формировать навыки передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению и умений пользоваться художественно-выразительными средствами живописи; углублять знания по перспективе, передаче формы и объёма.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного ИЗО кружка «Юные художники Дона» являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Результаты обучения.
В результате дополнительного обучения изобразительному искусству учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Характеристика основных видов занятий
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя выполнение как длительных зада-
ний, рассчитанных на 1—2 урока, так и кратковременных, которые выполняются в течение 7—15 ми-
нут (наброски и зарисовки).
Рисунки с натуры выполняются различными художественными материалами — простым карандашом, акварельными или гуашевыми красками. В отдельных заданиях применяют уголь, сангину, соус.
Обычно такие задания предшествуют выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
На занятиях изобразительного кружка необходимо развивать художественные умения и навыки, сформированные в начальной школе, углублять основы знаний в области рисунка, живописи,
композиции, декоративно-прикладного искусства.
Учащиеся продолжают изучать элементарные закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения. Здесь надо помнить, что именно рисование с натуры решает главную задачу в образовательном пространстве школы — формирование научного мировоззрения, формирование художественных потребностей и эстетического отношения к окружающей действительности.
Рисование на темы, по памяти и представлению — это создание композиций на темы окружаю-
щей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на
основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.
В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотной конструктивной
передачи объема, пространственного положения, соблюдения пропорций, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки, определять общее и типическое в художественном образе.
Декоративная работа - во время практических работ важно использовать самые разнообразные художественные материалы и технику: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветную тонированную бумагу, ретушь, аппликацию и т. д. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес и любовь к искусству, расширяют представления об окружающем мире. Школьники знакомятся с сокровищами различных музеев, учатся понимать содержание картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.
Занятия обогащаются использованием современных информационных технологий, компьютерных
мультимедийных программ, видеофильмов, экскурсиями в художественные галереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края.
Ознакомление детей с русским искусством, обучение их на основе русской реалистической художественной школы должно вестись в тесной связи с местными национальными особенностями изобразительного искусства, с традициями народных художественных ремесел, т. е. должно учитывать региональный компонент, без которого обучение искусству будет оторвано от реальной жизни. Также важно знакомить школьников и с творчеством выдающихся мастеров зарубежного искусства.
Главное, чтобы школьники осознали место отечественного изобразительного искусства в общей мировой художественной культуре, огромный вклад русских художников, национальных художников
Российской Федерации в мировую сокровищницу общечеловеческих культурных ценностей. В то же
время учащиеся должны иметь представление и о разнообразии художественных культур, о различных тенденциях развития мирового и отечественного искусства.
Список литературы.
Для педагога:
В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина – Изобразительное искусство (Москва Дрофа 1995)
– В.С. Кузин. Программа по Изобразительному искусству (Москва Дрофа 2006) Министерство образования Российской Федерации
А. М. Михайлов – «Любителям рисования» (Москва «просвещение» 2004)
А. Д. Алехин – «Когда начинается художник» (С.Петербург «просвещение» 1994)
Н. И. Платонова – «Этюды об изобразительном искусстве»
Для детей
Журнал «Юный художник»
О. Шматова – Рисование акварелью (Москва Эксмо 2008)
О. Шматова – Рисование фломастерами и цветными карандашами (Москва Эксмо 2008)
Л.Дж. Эймис – журналы поэтапного рисования животных, зданий и сооружений, человека, средств передвижений и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
изобразительного кружка «Юные художники Дона»
Название темы и содержание. |
ТЕМА № 1 «Волшебные краски» Введение. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель. |
ТЕМА № 2 «Рисование с натуры осенних листьев сложной формы» Развитие наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев и веток деревьев |
ТЕМА № 3 «Узоры в круге из растительного орнамента» Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Использование различных художественных техник и материалов: гуашь. |
ТЕМА № 4 «Набросок жука» Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции |
ТЕМА № 5«Осенний натюрморт» Развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком. |
ТЕМА № 6 «ВАЗА С ФРУКТАМИ, КОРЗИНА С ГРИБАМИ И ОВОЩАМИ» Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. |
ТЕМА № 7 «УЗОР В ПОЛОСЕ. ОРНАМЕНТ ИЗ ЦВЕТОВ, ЛИСТЬЕВ ДЛЯ УКРАШЕНИЯ КОВРИКА» Освоение основ декоративно-прикладного искусства. |
ТЕМА № 8 «КРАСОТА ГЖЕЛЬСКИХ УЗОРОВ» Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. |
ТЕМА № 9 «ОСЕННИЙ ДОЖДЬ» Рисование на тему. Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача в рисунке смысловой связи между предметами. |
ТЕМА № 10 «ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ » Рисование на основе наблюдений или по представлению. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. |
ТЕМА № 11 «Орнамент из геометрических фигур» Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. |
ТЕМА № 12 «Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина» Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Развитие интереса и любви детей к творчеству художников детской книги. |
ТЕМА № 13 «Русские матрёшки» Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Самостоятельное выполнение растительных узоров. Формирование представлений о ритме в узоре, о красоте народной росписи. |
ТЕМА № 14 «Грузовые машины» Изображение с натуры. Создание моделей, предметов бытового окружения человека. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. |
ТЕМА № 15 «Рисование с натуры коробки» Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. Изображение с натуры. |
ТЕМА № 16 «Ёлочные игрушки» Рисование с натуры. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. |
ТЕМА № 17 «Ветки ели и сосны с шишками» Рисование на основе наблюдений или по представлению. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. |
ТЕМА № 18 «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА» Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Самостоятельное выполнение растительных узоров. Формирование представлений о ритме в узоре, о красоте народной росписи. |
ТЕМА № 19 «Буратино» Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Развитие интереса и любви детей к творчеству художников детской книги. |
ТЕМА№20 «Тематическое рисование «В сказочном подводном царстве» Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитания любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру. |
ТЕМА № 21 «Рисование инструментов» Изображение с натуры. Создание моделей, бытового окружения человека. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. |
ТЕМА № 22 «Зимние развлечения с друзьями» Рисование на тему. Выбор и применение выразительных средств, для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна. |
ТЕМА № 23 «Здравствуй весна» Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни |
ТЕМА № 24 «ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ ПЕЙЗАЖИ» Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. |
ТЕМА № 25 «ФИЛИМОНОВСКИЕ ИГРУШКИ» Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Самостоятельное выполнение растительных узоров. Формирование представлений о ритме в узоре, о красоте народной росписи. |
ТЕМА № 26 «СИЛУЭТЫ ЖИВОТНЫХ» Изображение с натуры. Особенности изображения животных. Выбор и применение выразительных средств, для реализации собственного замысла в рисунке. Выполнение набросков животных. |
ТЕМА № 27 «Праздничный салют» Передача настроения и творческой работе. Особенности художественного творчества. |
ТЕМА № 28 « Декоративное рисование «Весёлые игрушки» Развитие творческого воображения: систематизация знаний и некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы по дереву. Воспитание бережного отношения к народным традициям на примере творчества мастеров русской игрушки, любви к труду. |
ТЕМА № 29 «КРАСОТА ВОКРУГ НАС» Рисование с натуры. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. |
ТЕМА № 30 «Поле маков» Выбор и применение выразительных средств, для для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна. |
ТЕМА №31 «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР КРАСОК» Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитания любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру. |
ТЕМА №32 «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» Рисование по памяти. Развитие творческого воображения; систематизация знаний о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной росписи. Воспитание бережного отношения к народным традициям на примере творчества русских мастеров. |
ТЕМА № 33 «Натюрморт» Развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком. Рисование с натуры. |
Учебно – тематический план
№ п/п |
Тема занятий |
Вид деятельности |
Всего часов |
Дата по плану |
Дата фактически |
1 |
Волшебные краски |
Введение новых знаний |
2 |
01.09 05.09 |
|
2 |
Рисование с натуры осенних листьев сложной формы |
Рисование с натуры |
2 |
08.09 12.09 |
|
3 |
Узоры в круге из растительного орнамента |
Декоративное рисование |
2 |
15.09 19.09 |
|
4 |
Набросок жука |
Рисование с натуры |
2 |
22.09 26.09 |
|
5 |
Осенний натюрморт |
Рисование с натуры |
2 |
29.09 03.10 |
|
6 |
Ваза с фруктами, корзина с грибами и овощами |
лепка |
2 |
06.10 10.10 |
|
7 |
Узор в полосе, орнамент из цветов, листьев |
Декоративное рисование |
2 |
13.10 17.10 |
|
8 |
Красота гжельских узоров |
Декоративное рисование |
2 |
20.10 24.10 |
|
9 |
Осенний дождь |
Рисование на тему |
2 |
27.10 07.11 |
|
10 |
Жостовская роспись |
Декоративное рисование |
2 |
10.11 14.11 |
|
11 |
Орнамент из геометрических фигур |
Декоративное рисование |
2 |
17.11 21.11 |
|
12 |
Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина |
Рисование на тему |
2 |
24.11 28.11 |
|
13 |
Русские матрёшки |
Декоративное рисование |
2 |
01.12 05.12 |
|
14 |
Грузовые машины |
Рисование с натуры |
2 |
08.12 12.12 |
|
15 |
Рисование с натуры коробки |
Рисование с натуры |
2 |
15.12 19.12 |
|
16 |
Ёлочные игрушки |
Рисование с натуры |
2 |
22.12 26.12 |
|
17 |
Ветки ели и сосны с шишками |
Рисование с натуры |
2 |
12.01 16.01 |
|
18 |
Дымковская игрушка |
Лепка |
2 |
19.01 23.01 |
|
19 |
Буратино |
Рисование на тему |
2 |
26.01 30.01 |
|
20 |
Тематическое рисование «В сказочном подводном царстве» |
Рисование на тему |
2 |
02.02 06.02 |
|
21 |
Рисование инструментов |
Рисование с натуры |
2 |
09.02 13.02 |
|
22 |
Зимние развлечения с друзьями |
Рисование на тему |
2 |
16.02 20.02 |
|
23 |
Здравствуй весна |
Декоративное рисование |
2 |
27.02 02.03 |
|
24 |
Городские и сельские пейзажи |
Рисование на тему |
2 |
06.03 13.03 |
|
25 |
Филимоновские игрушки |
Лепка |
2 |
16.03 20.03 |
|
26 |
Силуэты животных |
лепка |
2 |
23.03 03.04 |
|
27 |
Праздничный салют |
Рисование На тему |
2 |
06.04 10.04 |
|
28 |
Декоративное рисование «Весёлые игрушки» |
Декоративная работа |
2 |
13.04 17.04 |
|
29 |
Красота вокруг нас |
Рисование с натуры |
2 |
20.04 24.04 |
|
30 |
Поле маков |
Декоративное рисование |
2 |
27.04 04.05 |
|
31 |
Путешествие в страну «Волшебный мир красок» |
Рисование на тему |
2 |
11.05 15.05 |
|
32 |
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства |
Рисование По памяти |
2 |
18.05 22.05 |
|
33 |
Натюрморт |
Рисование с натуры |
2 |
25.05 29.05 |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Михайловской СОШ _____________________Ф.И.О.
от________ 20__ года №_____
___________ __________ _____________ 20 ____ года
Подпись руководителя МС
Ф.И.О.