Исследовательская работа ученицы 1 класса
« Шахматы – игра разума»
Введение
Легенда возникновения шахмат
Первые шахматные фигуры
Знаменитости в шахматах
Виды шахмат
Интересные факты из истории шахмат
Заключение
Список литературы
Введение
Я начала играть в шахматы с 6 лет, мне привил любовь к этой интеллектуальной игре мой папа. Каждый находит в этой игре что-то своё. Это и активный культурный отдых, и спорт, который даёт возможность помериться силами. Кто больше знает и умеет, кто трудолюбивее, сообразительнее, талантливее, тот и побеждает. Мудрость, увлекательность и азарт этой игры никогда не позволяет ей стать неинтересным и скучным занятием. Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю.
Актуальность работы заключается в том, что во все времена, в далёкие прошлые и настоящие современные, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание как детей, так и взрослых.
Шахматная игра – древняя игра, но она популярна, современна и в XXI веке. Хочется верить, шахматы были, есть и будут всегда!
Игрой разума по праву называются шахматы. Изначально она была придумана в Индии, обучались и играли в нее первые лица страны. Ныне это весьма интересная и популярная игра во всем мире, насчитывается около 20 вариантов этой королевской игры. Чаще всего дети и взрослые играют в классические шахматы: доска на 64 клетки +32 фигуры двух цветов – черного и белого.
Победу одержит тому, кто сумеет победа в игре достается тому, кто сумеет поставить мат сопернику. Не менее интересны шахматы Фишера, русские, шведские, мини шахматы.
Игра разума влияет на развитие познавательной активности и самостоятельности, способности принимать оптимальные решения в самых различных (в том числе и экстремальных) ситуациях, а это требует повышенного внимания, хорошей памяти, избирательности в оценке разнообразных факторов, высокой ответственности, культуры и дисциплины мыслительной деятельности.
Объект изучения шахматы: фигуры, история, правила.
Цель моей работы: Изучить историю появления, развитие и правила игры.
Для этого поставила следующие задачи:
познакомиться с историей возникновения игры;
выяснить виды игры в шахматы;
узнать, кто из известных людей играл в эту игру;
узнать в каком возрасте можно научиться играть;
собрать интересные факты о шахматной доске и шахматных фигурах.
Легенда возникновения шахмат
История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Считается, что игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии не позже 6 века нашей эры. По мере распространения игры на Арабский Восток, затем в Европу и Африку, правила менялись. В том виде, который игра имеет в настоящее время, она сформировалась к 15 веку, окончательно правила были стандартизованы в 19 веке, когда стали систематически проводиться международные турниры. Так изобретённые в Индии в 5 - 6 ст. шахматы распространились практически по всему миру и стали неотъемлемой частью человеческой культуры.
Первые шахматные фигуры
Первые шахматные фигуры представляли собой вырезанные из слоновой кости скульптурки всадников, слонов, боевых колесниц, пеших воинов. В дальнейшем на протяжении многих веков творцами прикладного искусства был создан целый мир шахматных фигур. К той же категории находок фрагментарных шахмат допустимо отнести костяные фигуры, обнаруженные при раскопках Древней Руси. Среди них, например, фигурка, найденная в 1936 году в Киеве, относящаяся к XI – XII векам. И по форме и размерам (высота 2 см, диаметр в основании - 1,1 см) она напоминает пешку.
Знаменитости в шахматах
Пётр I, отправляясь в походы, брал с собой не только шахматы, но и двух постоянных партнёров. Увлекалась шахматами и Екатерина II. В 1796 г. А. С. Строгонов устроил для Екатерины II и шведского короля Густава IV, партию живых шахмат. На лугу, где зелёным и жёлтым дерном выложили «шахматную доску», слуги, переодетые в средневековую одежду, передвигались как в шахматной партии.
Игре в шахматы уделяли время русские цари – Иван Грозный, Борис Годунов. Шахматы были любимым досугом А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Тургенева, Е. Чернышевского, Л. Толстого.
Виды шахмат
Существует множество модификаций основного варианта игры.
По количеству игроков:
Четверные немецкие — на доске с тремя дополнительными горизонталями с каждой из 4 сторон. Кроме белых и черных в игру вступают еще синие и желтые фигуры.
Шведские — на двух стандартных досках играют двое на двое, причем один из партнеров — белыми, а другой — черными фигурами. При этом, если один игрок на своей доске взял фигуру противника, например, черную, он может передать ее своему товарищу по команде, который играет как раз черными, и тот вправе использовать ее как свою.
По числу клеток на игровом поле:
Макси — на досках, размером 10х10, 10х8 клеток и др. («великие «, «омега», «Гала», «Цитадель» и т.д.). Часто используют дополнительные фигуры — визирь, жираф, боевая машина, архиепископ.
Мини-шахматы — на досках, размером 3х3, 5х5 или 6х6 («шесть пешек», «Лос-Аламос» и др.).
Самые необычные варианты игры:
Втёмную — игрок не видит фигур противника.
Вслепую — игрок совсем не видит доски, ходы противника ему объявляют вслух.
Трехмерные — на объемных досках в виде цилиндров, тороидов и т.д.
Магараджа — у одного противника полный набор фигур, а у другого — только одна фигура – Магараджа.
Шахбокс — многоборье, в котором шахматные партии чередуются с боксерскими поединками.
Интересные факты из истории шахмат
Шахматные часы, чтобы игроки не засыпали
Изначально во время шахматных партий часы не использовались: игроки могли провести за игрой множество часов подряд (а иногда и несколько суток), изнемогая сами и доводя до изнеможения своего противника. Однажды, во время одного из шахматных турниров, проводимых в 1851-ом году, два игрока даже уснули, так и не завершив партию. Спустя год после этого случая был введен контроль времени, который, до создания в 1883-м году первых механических шахматных часов, созданных британцем Томасом Уилсоном, осуществляли с помощью песочных часов.
В настоящее время важной частью игры в шахматы являются шахматные компьютеры. Одна из самых известных шахматных партий, сыгранных между компьютером и человеком, была проведена в 1997-м году, когда компьютер Deep Blue выиграл у чемпиона мира Гарри Каспарова, считающегося сильнейшим шахматистом за всю историю шахмат.
Спустя 9 лет, в 2006-м году, другой компьютер - Deep Fritz - обыграл чемпиона мира Владимира Крамника, еще раз заявив о мощи шахматных компьютеров. Сегодняшние шахматные программы, сопоставимые с гроссмейстерами, чаще всего используются для проведения анализа игры и ее улучшения
Заключение
Шахматы, старейшая из известных игр, некоторые историки утверждают, что им около 5000 лет. Вероятно, нет такой игры, о которой так много и в течение стольких столетий писали, как шахматы. Они называются «королевской игрой», т. е. считаются королём среди игр. И несмотря на древнюю историю возникновения шахмат, они не перестают пользоваться популярностью и в наш XXI век, век новых технологий и всецелой компьютеризации.
Проделанная мною работа очень полезна:
Во-первых, она обогатила мои знания в истории и в игре в шахматы.
Во-вторых, при игре в шахматы я могу использовать математическое видение ситуации. По возможности, буду не только просчитывать будущие шахматные ходы, но и пытаться понять принцип выигрыша.
В дальнейшем, в этом направлении более подробно можно исследовать следующие темы: «Шахматы в олимпиадных задачах», «Математика шахматных турниров», «Шахматы и ПК» или другие. Юное поколение выбирает шахматы!
Список литературы
Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмыACT, 1993.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.