12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Владиславовна Усманова349
Россия, Татарстан респ., Лениногорск
3

Урок+презентация «Музыкально-шахматный турнир. тактические приёмы»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 г. Лениногорска»

МО «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
 

Интегрированный урок музыки «Шахматы на уроках в 1-х классах»

Тема:

«Музыкально-шахматный турнир.

Тактические приёмы»

 

Автор: учитель музыки

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №7 г. Лениногорска»

Усманова О.В.

2017 год

Урок № 27 в разделе «Музыка и ты»

Класс 1

Презентация к уроку

Технологическая карта интегрированного урока музыки в 1 классе

«Шахматы на уроках в 1 классах»

Тема

Музыкально-шахматный турнир. Тактические приёмы.

Цели и задачи

Цель: Научить детей использовать сочетание тактических приемов при изучении музыкального искусства. Обогатить представление учащихся о музыкальных инструментах (в процессе восприятия инструментальных произведений).

Задачи:

Образовательная:

научить учащихся различать разновидности звучания музыкальных инструментов, с их тембровой окраской, выразительными возможностями.

Развивающая:

развивать творческие музыкальные способности через практические умения и навыки в процессе слушания, исполнения, движения под музыку и её пластическое интонирование.

Воспитательная:

воспитать музыкально - эстетический вкус, интерес к исполнительской деятельности.

Планируемые результаты

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся различать разновидности звучания музыкальных инструментов;

Совершенствуют навыки тактических приемов при изучении музыкального искусства.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Учатся определять тему, цель урока, анализировать тембровое звучания музыкальных инструментов;

Учатся оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.

Познавательные УУД:

Учатся извлекать информацию, выявлять сущность, особенности музыкальных понятий, на основе анализа делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Учатся оформлять свои мысли в устной форме, участвовать в диалоге, слушать и понимать позицию другого; петь и играть.

Личностные:

Учатся выражать своё отношение к прослушанному музыкальному произведению, чувства эмоции, опираться на свой личностный имеющийся опыт и использовать его на практике;

формируют потребность общения с исполнительской культурой.

Основные понятия

Тактические приёмы, шахматная игра, тембр, мелодия, регистр, исполнитель.

Ресурсы:

Презентация, музыкальные инструменты: скрипка, балалайка, барабан, фортепиано.

Форма организации познаватель-ной деятельности

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы стимулирова-ния

Словесные, создание ситуации успеха.

Педагогические технологии

игровая технология; коммуникативная технология; технология сотрудничества; технология имитационно-игрового моделирования.

Конспект урока

Этапы урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

При-ложения

1.Мотивация к учебной деятельно-сти

1.1Психологическая подготовка к уроку

Создать условия для возникнове-ния у учеников внутренней потребности включения в учебную деятель-ность.

Настраивает на работу. Психологически подготавливает учащихся к общению на уроке. Музыкально приветствует учащихся «Музыка, здравствуй» Учитель исполняет приветствие:

Добрый день! Уважаемые эрудиты! У нас сегодня не совсем обычный урок. Урок в форме музыкально-шахматного турнира. Сегодня мы проверим свои знания, сообразительность и скорость своей реакции.

И так класс делится на 2 команды. Выберите Шахматного командира, который находится за шахматной доской.

Музыкальное приветствие учащихся.

Поют вместе с учителем.

Переключаются на урок музыки, создаются условия для эмоционального настроя на плодотворную работу.

Слайд № 1

2.Введение в тему

Организовать постановку учебной проблемы

А кто скажет, что такое шахматная игра?

Шахматная игра – это сражение двух армий: Белой и Чёрной. Каждой армией командует храбрый и умный командир – это я и мой соперник

Ответы детей.

Слайд № 2

3.Формулирование темы

4.Открытие нового знания

 

Звучит музыкальный фрагмент

-Ребята, а как композитор сочиняет музыку?

 -А как вы думаете, композитор продумывает свое музыкальное сочинение? Правильно, он сочиняет план и рассказывает историю с помощью звуков, мелодии и средств музыкальной выразительности.

-Мы можем сказать, что у композитора есть своя тактика и тактические приемы?

-Что такое тактический приём?

Ответ вы найдете в словарике. Тактический прием - наиболее эффективный способ действия, обеспечивающий успешное решение какой-либо задачи.

А вы знаете, ребята, когда композитор сочиняет музыку, он тоже строит мелодию так, чтобы музыка зазвучала в наших сердцах.

- Это можно назвать тактическим приёмом?

Как вы думаете, можно ли совместить музыку с шахматным турниром?

Учащиеся узнают фрагмент, называют автора и название

Ответы: придумывает сюжет (идею), характер, темп, чувства….

Находят в словаре понятие Тактические приемы.

Предполагаемый ответ: можно, потому что чтобы решить задачу с построением музыкальной мелодии ее надо успешно выстроить.

Слайд № 3

5.Примене-ние нового знания на основе уже полученных.

Организо-вать поиск решения учебной проблемы

Задача команд дать возможность сразиться двум Шахматным командирам. Как только команда преодолеет своё испытание, Шахматным командирам дается возможность совершить свой ход, ход к победе.

- Молодцы! А какие же основные правила существуют при игре в шахматы.

- Игроки ходят по очереди или кто когда захочет? (игроки ходят по очереди)

- Какого цвета фигуры всегда начинают игру первыми? (Белые)

- Сколько фигур можно передвинуть при каждом ходе? (только одну свою фигуру)

- А мы имеем право «бить» («съедать») любую вражескую фигуру или нет? (Мы имеем право бить любую вражескую фигуру кроме короля)

-А что мы делаем с «битой» фигурой? (снимаем ее с доски и она выбывает из игры).

Вот этих правил мы и будет держаться, но ещё раз напоминаю, что наши Шахматные командиры имею право хода только после того, как команда одного из Шахматных короля с успехом преодолевает своё испытание.

И так, начинаем.

Знакомятся с правилами ведения урока.

Отвечают на вопросы

Проявляют интерес к уроку.

Знакомятся с правилами проведения игры музыкально- шахматный турнир.

Слайд № 4

 

Формиро-вать полученные знания на уроках

Формирование новых знаний

Подведение итога.

I. Разминка. Вопросы командам:

Команде №1- как называется жанр народной песни шутливого содержания

Команде №2 - как называется жанр народной песни, который поют ребенку перед сном?

II. Какая команда ответит первой?

Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет?

III. Загадки про музыкальные инструменты:

Команда № 1

Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет...

Команда № 2

Я стою на трех ногах, 
Ноги в черных сапогах. 
Зубы белые, педаль. 
Как зовут меня? ...

Команда № 1

Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?

Команда № 2

Со мной в поход легко идти, 
Со мною весело в пути, 
И я крикун, и я буян, 
Я звонкий, круглый...

Физминутка: Исполнение песни «Веселый музыкант» с движениями.

Учитель:Шахматные короли начали свой турнир благодаря вашим знаниям о музыке. С этими инструментами мы с вами уже знакомы. Сегодня узнаем о новых. Для этого нам надо выполнить следующее задание:

Но теперь Шахматные короли продолжают свою игру и вслух называют действие хода. А потом мы отвечаем на музыкальные вопросы. Ваша задача узнать по звучанию инструмент.

И так ваш ход, уважаемые Шахматные короли.

Музыкальная загадка № 1

Ж. Рамо «Тамбурин».

А кто знает, что это за инструмент такой?

Клавесин — клавишный струнный музыкальный инструмент.

Музыкант, исполняющий музыкальные произведения на клавесине называетсяклавесинистом.Самое раннее упоминание инструмента 1397 года (Италия).

Музыкальная загадка № 2

И.Конради – «Менуэт»

Лю́тня — струнный щипковый музыкальный инструмент. Исполнителя на лютне называется лютнистом

Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая.

Давайте послушаем и посмотрим как играют на лютне.

https://www.youtube.com/watch?v=Np7NKanFAgM

-А сейчас, ребята, я предлагаю вам использовать знания, которые вы сегодня получили, я предлагаю в игру «Исполни музыку». Сейчас для каждой команды прозвучат музыкальные произведения, а вы должны узнать музыкальный инструмент и изобразить игру на нём.

-Какой музыкальный инструмент мы услышали и изобразили?

- Посмотрите, что сегодня мы с вами узнали по теме урока?

Как весело наш урок подошёл к концу.

А что же с нашими Шахматными королями?

Посмотрите. У них ничья! Так же как и у нас Победила ДРУЖБА!

-Частушки, весёлые шуточные песни.

Ход Шахматного короля 1-ой группы

-Колыбельная, мягкая, добрая, напевная.

Ход Шахматного короля 2-ой группы (и так далее после каждого правильного ответа)

-Композитор, перечисляют композиторов, которых знают.

-Команды поочерёдно отгадывают инструменты, показывают их и рассказывают всё. Что о них знают.

- Дети исполняют песню и виртуально показывают игру на инструментах: скрипки, балалайки, барабане.

Учащиеся за шахматной доской делают очередной ход и озвучивают его.

- звучал клавесин. Рассказывают всё, что знают об этом инструменте.

Учащиеся за шахматной доской делают очередной ход и озвучивают его.

- Это тоже один из старинных инструментов, называется Лютня

-каждая команда определят инструмент и изображает его движениями под музыку.

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

Слайд № 8

6 Домашнее задание

Организовать инструктаж выполнения д/з.

Подготовить рассказ об инструментах, которые вы услышите в течении следующей недели.

Пригласить на турнир в шахматы родителей.

Задают по мере необходимости вопросы

 

7 Рефлексия учебной деятельности на уроке


 

Зафиксиро-вать новое содержание урока;
организо-вать рефлексию собственной учебной деятельности.

- О каких инструментах вы узнали сегодня на уроке?

- Перечислите по очереди все инструменты, которые вы уже знаете.

Предлагается детям оценить свою работу на уроке, показать самооценку своей работы на уроке с помощью хлопков (громко, тихо) и проговорить, насколько

хорошо удалось добиться поставленных целей.

Молодцы! И я предлагаю исполнить на шумовых инструментах нашу весёлую «Камаринскую»

Оценивают свою работу во время урока и полученные навыки и умения.

Дети играют на шумовых инструментах, которые разложены на партах, «Камаринскую»

Слайд № 8

8 Подве-дение итогов

Организовать подведение итогов урока;

отметить работу учащихся

Музыкальное прощание

Наш урок подошел к концу, попрощаемся музыкально:

Снова слышим мы звонок

Пора заканчивать урок

Вас я всех благодарю

Всем «спасибо» говорю

Исполняют

Слайд №9


Список научно-методического обеспечения и ресурсов сети Интернета:

1. Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007.

2. Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».

3. Е.П.Чеповецкий «Приключение шахматного солдата Пешкина». Издательство: Школа, 2013. http://samouchitelposhahmatam.blogspot.ru/p/shakhmati-taktika-dlja-nachinajushhikh.html

4. https://www.youtube.com/watch?v=Np7NKanFAgM

5. http://plus-music.me/ж+рамо+тамбурин

6. http://iplayer.fm/q/конради+менуэт/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.