Исследовательская работа «Возрождение старинного народного творчества как вида ремесла»
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Конкурс исследовательских работ и проектов учащихся
общеобразовательных учреждений Республики Дагестан
«Науки юношей питают»
Исследовательская работа
на тему:
«Возрождение старинного народного творчества как вида ремесла»
Предметное направление: Технология
Автор:
Насруллаева Эльмира Сиражутдиновна, ученица 5 «А» класса МКОУ «СОШ№8» г. Избербаш
Научный руководитель:
Насруллаева Альбина Айдемировна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ№8» г. Избербаш,
Тел.: 8-961-836298
Введение
В моем сердце уголок найдется
Для тебя, любимый край родной… Н. Арбан
Каждые каникулы я бываю у бабушки в селе Новая Барша. В доме бабушки каждая вещь имеет свою историю. Изюминкой этого теплого дома –это сумах, безворсовый ковер, усыпанный геометрическим орнаментом. Чтобы соткать такой ковер, в среднем уходит 7-8 месяцев. Таких ковров у моей бабушки очень много разных моделей и конструкций. Сумах является амулетом каждого дома этого села. А еще недавно я узнала, что эти ковры именные, на них вытканы инициалы и год работы. Такие сумахи моя бабушка дала в приданое всем детям, как память о ней. И у моей мамы есть такой ковер.
Актуальность.
Было бы здорово, если в школе, например, на уроках технологии девочки изучали технику создания ковров, платков с бахромой, дагестанской одежды. Сейчас многие отошли от этой традиции, к сожалению. Для приданого ковры покупают, а сватам неважно, куплен ковер или соткан руками невесты. Если мы не будем возрождать культуру нашего народа, то народное творчество Дагестана может утратить свою ценность. Это утверждение считаю актуальным.
Цель.
Около года во мне формируется идея возродить в глазах взрослых и моих сверстников забытое ремесло ковроткачества. Как говорится,
«Когда погибает культура, погибает и народ».
Цель исследовательской работы – это исследование технологии изготовления ковров сумахов и сохранение традиций векового народного творчества моей малой Родины.
Задачи:
Рассмотреть историю возникновения сумаха.
Изучить технологию изготовления ковра, выведения узоров и орнаментов;
Сумах в мире.
Основная часть.
История возникновения сумаха. Его особенности.
Ковер – это не просто мягкая подложка под ногами. Нет, эти полотна пережили целые цивилизации и пронесли через сотни лет свою неповторимую самобытность. По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые (гладкие) и войлочные. Мы сегодня рассмотрим один из видов безворсового ковра- сумах. Это односторонний безворсовый ковёр с крупными узорами, в которых преобладают большие медальоны, заполненные мелкими геометрическими, растительными рисунками. Произошло название этого вида ковра от красильного дерева «сумах», которое растет в восточных странах. Его листья, ягоды, корни и кора идут для крашения нитей, из которых ткали ковры. Поэтому родиной возникновения сумахов является Восток. Изначально ковер выполнял совсем иные функции: восточные кочевники придумали ткать теплые полотна, чтобы иметь возможность быстро соорудить дом. Тогдашние ковры служили для защиты жилища от ветра и песка, позволяли быстро разгородить помещение. Постепенно человек начал отходить от этой философии «тепло и сухо» - ему захотелось, чтобы было еще и красиво, а главное – ни как у всех. Для Востока ковер – это и мебель, и обои, и знак достатка. Состояния человека на Древнем Востоке определяли по качеству имеющихся в его доме ковров. Изготавливались ковры из шерсти и шелка. Позволить себе такую роскошь мог не каждый, поэтому изначально ковры украшали стены и пол только у богатых граждан. Поэтому каждая семья старалась приобрести такую диковинку. Это был дорогой экземпляр, на котором имелся необычный рисунок, его нельзя было копировать, срисовать. Первоначально рисунки отображали природу и жизнь. К сожалению, первые ковры не сохранились, во время войн все затерялись. К тому же Восток поменял свою культуру. С распространением Ислама изменился узор на коврах и появились геометрические формы, использовались теплые, насыщенные тона, как желтый, оранжевый и более холодные как серо-коричневые сочетания. Синий и красный цвет считался цветом знати.
В России центром ковроткачества является Дагестан, а именно южные районы Дагестана: Табасаранский, Хивский и Кайтагский. В этих районах главное из приданого считался ковер, поэтому ткали ковры все женщины. Девочки еще с дошкольного возраста следили за работой мамы и учились делать замысловатые ковровые узелки. У табасаранцев говорили: «Чтобы жениться, достаточно увидеть ковер», ведь ковры воспринимались как нечто живое, где девушки вкладывали часть души, характер, любовь. Поэтому ничто о мастерице не могло так красноречиво рассказать, как ковер, сотканный ее руками.
Изучить технологию изготовления ковра, выведения узоров и орнаментов.
Чтобы соткать ковер-сумах, необходимы такие элементы, как станок, нити и гребни.
Инструмент производства (Станок).
В качества инструмента для производства ковров применяются станки (железные и деревянные). Для этого две вертикальные стойки вбивали в пол, в землю. К ним прибивают две горизонтальные опоры. Получается параллельная рамка. Вдоль опор устанавливается перекладина, на которую наматывают нити. Важной деталью является и скалка, которая во время работы руками приводится в движение вперед и назад и тем самым дает нижнему слою основы попеременное движение вверх и вниз. Необходим также уток, на него наматывается шелковая нить. От качества нити зависит не только мягкость и прочность ковра. [Приложение1.]
На станок наматываются плотно прилегающие нити. Нити должны быть хорошо натянуты. Закончив заправку станка основой, закрепите конец нити на нижней перекладине. Теперь пары нитей основы нужно разделить на четные и нечетные, для чего между ними проложите круглую гладкую деревянную палочку диаметром не менее 20 мм [Приложение 2].
Во время работы палочку нужно будет поднять вверх настолько, чтобы сидя можно было достать ее руками. Деление палочкой нитей на четные и нечетные дает определенное положение нитей — зев, в который должна проходить ладонь. В этом положении четные нити находятся впереди, а нечетные сзади. Для переплетения основы с нитями утка нужно будет изменять положение четных и нечетных нитей, то есть выводить нечетные вперед.
Нити (шерстяные, синтетические, шелковые)
Рукодельницы нити пряли из шерсти вручную. Для этого тщательно выбирали шерсть. Сбор шерсти производится весной. Стригут овец специальными ножницами. Эта шерсть подвергается обработке. Стирают, сушится на крыше, взбивают.
Процесс прядения производится руками с помощью веретена.
[Приложение 3].
Таким образом получаем белую, серую нить. Чтобы получить разные цвета, нитки окрашивают с использованием натуральных красок. Много различных цветов можно сделать, используя растения, минералы или насекомых. Красили подручными средствами.
Красный цвет (один из наиболее распространенных цветов в коврах-сумахах) получается из корней марены. Первый в Дагестане, кому удалось взрастить семена дикой марены, был Гусейн Кенрбалай. Кстати, в Вы знали, что на гербе Дербента и Дагестанской области 1843 года изображена именно марена, как один из источников дохода жителей равнинного Дагестана. Также красили нитки хной, синий цвет получают их корня индиго, желтый – из куркумы или дубильного ореха. Из гранатовой кожуры получают очень нежный желтый цвет, из скорлупы грецкого ореха или каштана получают насыщенный коричневый и черный цвет.
Гребень.
Ковровый гребень- это колотушка, изготавливаемая из дерева твердых пород. Им прибивают уточную нитку ковра и для уплотнения узлов. В среднем в колотушку можно вбивать до 12 зубьев. Зубья не должны быть острыми. Их края хорошо отшлифовывают. [Приложение 4].
Теперь можно приступить к ткачеству ковра. Сначала проложите уток в слева направо, вторую прокладку утка произведите справа налево. Каждую нить прибивайте колотушкой. Продольные края ковра, параллельные основным нитям, называются кромками или закрайками. Они должны быть плотными, крепкими и соответствовать цвету фоновой части ковра. Хорошо выполненные кромки не дают краям ковра закручиваться.
Ткань ковров сумахи образуется переплетением нитей основы с двумя утками. Один уток — одноцветный, он переплетается с нитями основы. Этот уток называется каркасным. Второй уток служит для создания узорной поверхности ковра и называется узорообразующим. Для него применяется разноцветная пряжа. Нити узорообразующего утка должны быть чуть толще нитей каркасного утка.
Полукосичку по ширине ковра закрепите каркасным утком, прокладывая его справа налево. Выполните закрайки и прибейте весь сотканный участок колотушкой к опушке. Вторую полукосичку вяжите слева направо. Закрепив ее скрепляющим утком, начинайте следующий ряд стежков по техническому рисунку. [Приложение 5].
Каждой ковровщице приходилось стать и художницей, и ткачихой. Когда же появилась миллиметровая бумага, ситуация изменилась: мастерицы должны были ткать по заранее приготовленному рисунку. У моей бабушки, как я уже говорила, много ковров- сумахов. У нее никогда не было перед собой шпаргалки, работали фантазия и руки.
Вот один из ковров, сотканных моей бабушкой в 1992 году. [Приложение 6].
Лицевая сторона гладкая, она не мнется и легко чистится. А изнанка — мохнатая, делающая ковер мягким, прочным, теплым.
Характерным признаком сумахов является кайма, состоящая из широких и мелких орнаментальных полос, обрамляющих центральную часть, заполненную крупными узорными формами, которые окружены обобщенными изображениями цветков, растений, зверей, птиц и др.
Вывод
Спустя годы, я хочу возродить народную культуру и историю.
Я изучаю литературу, исследую технологии изготовления ковров сумахов и хочу сказать, что на этом остановиться я не намерена, я буду продолжать эту работу. В будущем я хочу возродить народную культуру и в городах. Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует. И. Гёте.
Список литературы
1. Дебиров П.М. История орнамента Дагестана. М., 2001, С.85
2. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Махачкала, 1989;
3. Магомедов А.Дж. Традиционное художественное ремесло Дагестана. Махачкала, 1999;
4. Дебиров П. «Ковры Дагестана». Дагестанский научный центр РАН, 2006
5. Байрамбеков М.М., доктор педагогических наук, Дагестан –
заповедник народных художественных промыслов, 2005
8
Полянская Оксана Николаевна
Альбина
Кузнецова Галина Ивановна