Виды исследовательских работ
Текстовые работы |
Компьютерные |
Визуальные |
Конструкторские |
Доклад Стендовый доклад Литературный обзор Реферат Рецензия Научная статья Научный отчет Проект |
Презентации |
Видеофильм, слайды |
Действующая модель или макет с текстовым сопровождением |
Доклад
Доклад – это устный рассказ (сочинение) на заданную или самостоятельно сформулированную тему.
Научный доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно – конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.
Требования к докладу:
Отражается новизна и практическая значимость темы.
Раскрывается основное содержание темы.
Обосновываются выводы и предложения (авторские).
Может иметь форму связного текста или тезисов (публикуются в сборниках по итогам мероприятия: конференции, семинара, симпозиума и т.д.).
Стендовый доклад
Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях, выставках и других мероприятиях.
Для каждой исследовательской работы предоставляется специальный стенд. Материалы, предназначенные для стендового доклада могут быть предварительно оформлены на листе ватмана.В верхней части стенда крепится название работы (840 ×100 мм, шрифт не менее 48), под ним указываются фамилия автора и научного руководителя (шрифт 36), название учреждения, города. В левом углу указывается номер стенда, выделенный при регистрации.
Требования к стендовому докладу
Наглядность . Нацелена на формирование представления о тематике и характере выполненной работы.
Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок – схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.
Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1 – 2 минуты.
Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.
Структура стендового доклада
Цели и задачи работы.
Описание сделанного в процессе исследования.
Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.
Основные результаты и выводы.
Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.
Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.
Литературный обзор
Литературный обзор – краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников, с указанием направлений исследований, которые ведут различные ученые.
Порядок работы над литературным обзором
Общее ознакомление с источником информации (беглое чтение или просмотр).
Выделение наиболее важных частей прочитанного.
Составление тезисного плана прочитанного.
Выписывание из текста полных и содержательных цитат с точными ссылками на источник, указать его выходные данные.
Сравнение данной информации с той, которая получена из других источников.
Критическая оценка прочитанного, оформление замечаний только на объективной основе.
В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен ставить перед собой исследовательскую задачу.
Подготовка литературного обзора - обязательный этап исследовательской работы, ориентированный на глубокое овладение материалом и обеспечение научной достоверности и обоснованности суждений.
Научная статья
Научная статья – своеобразный литературный жанр. Цель написания научной статьи – обозначение какой – либо научной проблемы и известных способов её решения.
Структурные компоненты научной статьи
Описание проблемы и её актуальности для теории и практики.
Краткие данные о методике исследования.
Анализ собственных научных результатов и их обобщение.
Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.
Ссылки на цитируемую литературу.
Научный отчёт
Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно – исследовательской или опытно – экспериментальной работы.
Цель научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определенный промежуток времени.
Структура научного отчета
Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.
Значимость проведенной работы, её исследовательская ценность и практическая значимость.
Характеристика применявшихся методов исследования.
Описание результатов исследования.
Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.
Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.
Рецензия
Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение) – критический разбор и оценка нового художественного произведения или научной работы.
Рецензия может быть представлена в различных жанрах: критической статьи, эссе, отзыва.
Этапы работы над рецензией
Интерпретация авторского замысла «исходного» («первичного») текста. |
Сбор материала для анализа: Выяснение авторских целей, темы и логики её развития, поставленной проблемы. Определение полноты и глубины раскрытия автором темы и проблемы. Оценка актуальности затронутой проблемы. Видение данной проблемы в контексте других или всей системы рассуждений. Оценка композиции исходного текста (реферата). Оценка стилевого единства изложения. Написание аналитического текста на основе собранного материала. |
Формирование авторского замысла рецензента. |
Продумывание личностной позиции рецензента: Согласие / несогласие с позицией автора реферата, с его трактовкой поставленной проблемы. Формирование целостной эмоц. оценки текста рецензентом ( что произвело глубокое впечатление, что наиболее удалось автору и т.д.) |
Выбор композиционного решения рецензии |
3 части (вступление, основная часть, заключение), их размер, смена микротем в каждой из них. Целостность композиции. |
Написание рецензии |
Проверка её тематической и композиционной целостности, связности, выразительности, адресности, убедительности авторской позиции |
Реферат
Реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) – 1) краткое устное сообщение или изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, проблемы, результатов научного исследования и т.п.; 2) доклад на какую – либо тему, освещающий её на основе обзора литературы и других источников.
Это вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитической переработки.
NB! Учитель должен помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.
Принципы организации работы над рефератом
Целесообразно привлекать к такой работе учащихся, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением.
Решение о занятии такого рода деятельностью учащийся должен принимать самостоятельно.
Учитель оказывает помощь в выборе темы реферата и консультирует учащегося в процессе работы .
Исследовательская деятельность не должна носить массовый характер.
Приступая к работе учащийся должен знать точные сроки выполнения реферата ( они зависят от сложности темы ).
Обязательно оговариваются сроки сдачи чернового варианта реферата, выделяется время на доработку и редактирование.
Реферат сдается на рецензию научному руководителю не позднее недели до защиты.
Требования к оформлению реферата должны быть едины для всех и выражены в формальных показателях
Структура реферата
Содержание (оглавление с указанием страниц).
Введение.
Обоснование выбора темы, формулирование проблемы, её актуальность.
Цели и задачи работы.
Предмет и объект исследования, гипотеза (если это реферат исследовательского характера).
Краткое представление первоисточников (кто разрабатывал эту проблему, в каких статьях, какие точки зрения по указанной проблеме существуют, какие тенденции в трактовке проблемы сложились и т. д.).
Объем введения не должен превышать 1 – 2 страницы.
Основная часть.
Структурирование материала по разделам в соответствии с ключевыми понятиями темы, на основе которых раскрывается проблема.
Выстраивание каждого раздела (главы) по типу рассуждения (тезис – аргументы).
Описание сути понятия или проблемы, система аргументации (примеры).
Обязательная расшифровка используемой информации (оформление сносок, комментариев).
Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала.
Заключение.
Подведение итогов работы, формулирование выводов на основе проанализированных источников.
Подтверждение актуальности заявленной темы (проблемы), её практическая значимость (где можно использовать полученные результаты и т.д.).
Формулирование своей позиции (обобщение).
Обозначение перспектив решения заявленной проблемы ( в т. ч. выход на новые проблемы, сформировавшиеся в ходе исследования).
Объем заключения не должен превышать1 – 3 страницы.
Список источников.
Оформляется в соответствии с ГОСТом: в алфавитном порядке, указываются все библиографические данные: фамилия и инициалы автора, название книги, год и место издания, раздел, глава, страница и т.д.
Может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких – либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.
Оценка реферата
При оценивании реферата необходимо учитывать следующие компоненты работы:
Содержательная часть (доминирующая) :
глубина и полнота раскрытия темы,
неординарность ( свежесть, новизна) темы,
актуальность темы,
научная доказательность (адекватность передачи информации),
структура работы (композиционная целостность),
единство стиля изложения и т. п.
Оформление:
соответствие стандарту оформления (А -4, шрифт 12 кегель, интервал 1,5; поля не менее 2 см., нумерация страниц в правом верхнем углу, начиная с 3-ей страницы) ,
эстетика иллюстративного материала.
Представление на процедуре защиты (в соответствии с требованиями к процедуре защиты)
Рецензия пишется руководителем в соответствии с требованиями к оформлению рецензии и на основе указанных компонентов работы.
Выставляется предварительная оценка.
Проект
Проект ( от лат. projectus – брошенный вперед ) –1) замысел, план; 2) разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; 3) предварительный текст какого – либо документа.
Проектирование представляет собой процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.
Виды проекта
Монопредметный проект → в рамках одного предмета. Осуществляется в условиях классно – урочной системы.
Межпредметный (междисциплинарный) проект → в рамках нескольких предметов, на основе надпреметных умений и навыков. Осуществляется во внеурочной деятельности.
Надпредметный проект → на стыке областей знаний и за рамками содержания школьных предметов. Осуществляется во внеурочной деятельности, носит исследовательский характер.
Работа над проектом
№ п/п |
Этапы работы над проектом |
Содержание работы на данном этапе |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1. |
Подготовка |
Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. |
Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. |
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся. |
2. |
Планиро – вание |
а) Определение источников информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности. д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды. |
Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обобсновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. |
Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за деятельностью учащихся. |
3. |
Исследова- ние |
Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. п. |
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. |
4. |
Формулиро-вание результатов и (или) выводов |
Анализ информации. Формулирование выводов. |
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. |
Консультирует учащихся. |
+5. |
Защита проекта |
Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет (в т.ч. с демонстрацией материалов), письменный отчет. |
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. |
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. |
6. |
Оценка результатов и процесса проектной деятельности |
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов ( успехов, неудач ) и их причин. |
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности |
Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета. |