Исследовательская работа «Защитим природу!»

1
0
Материал опубликован 28 October 2020 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Краснозёрского района Новосибирской области Светловская основная общеобразовательная школа











Исследовательская работа

Защитим природу!

Окружающий мир









Живетьева Татьяна Владимировна

Учитель начальных классов

МКОУ Светловская ООШ















С.Светлое 2020





«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях живут разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин)

Введение

Актуальность.

В настоящее время очень остро стоит проблема загрязнения экологии. Человечество строит промышленные предприятия, вырубает леса, истребляет животных, птиц, рыб, не задумываясь о негативных последствиях своей деятельности.

Но сегодня примечательно и то, что почти сто лет назад, в числе функций государства выделяли в первую очередь экологическую и только потом финансовую, то есть проблема охраны окружающей среды была актуальна и в те далекие от нас  годы. Получается, что люди, жившие в прошлые века, уже видели и понимали проблему защиты окружающей среды и показывали пути её решения.

В настоящее время, в век глобальных экологических проблем, мы жители планеты Земля, осознаем, что наша жизнь протекает в экологически неблагоприятной окружающей среде. Но при этом часто обвиняем предприятия, выхлопные газы проезжающих мимо машин и многое другое. При этом меньше мы видим причину в себе, в недостатке нашей личной заинтересованности в решении этих важных проблем.

Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.

Практическая значимость.

Известный писатель М. М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки - я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы — я не поверю и воздуху. Лес без зверей - не лес...".

В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряю свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в России. В 1916 году 11 января в истории российского государства был учрежден первый Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 заказников.

Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди в настоящее время, мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.

Цель:  Все что нас окружает, мы должны научиться любить, беречь и охранять.

Задачи:

Научиться собирать информацию из научной литературы и периодической печати о проблемах загрязнения окружающей среды человеком.  Использовать ее к практической, исследовательской работе.

Изучить  правила поведения на природе и меры по охране природы;

Научиться, правильно, оценивать ситуации в окружающей среде, принимать правильные решения и активно участвовать в охране природы.

Гипотеза –  «Я считаю, что все люди, могут оказать посильную помощь, в деле охраны природы»

Методы:

формулировка цели и задач проекта;

выдвижение гипотезы и ее решение;

систематизация и анализ анкет «Моё отношение к экологии» обучающихся 4 класса

Этапы проекта

1. Подготовительный этап.

Собрать информацию из научной литературы и периодической печати о проблемах загрязнения окружающей среды человеком.  Использовать ее в практической, исследовательской работе.

2. Организационно-теоретический. Практический.

Формулировка цели и задач проекта, выдвижение гипотезы и ее решение, систематизация и анализ анкет обучающихся.

3. Заключительный.   Вывод, рекомендации.

Вопросы,  направляющие  проект.

Проблемные вопросы:

1. Бороться  сохранить нашу Землю в одиночку или вместе?  

2. Можно ли выжить в современном обществе без экологических знаний?

Содержание проекта

Эколого-просветительская деятельность

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение - в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение - в экологической культуре. А важнейший признак экологической культуры - знание и выполнение экологических  законов. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

Эколого-просветительская деятельность

Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем». Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен... комарами. Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди. В природе всё находится в равновесии, всё связано. Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев - вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Красная книга

Данную проблему надо решать на уровне государства и всего мира.

Идея необходимости создания красной книги возникла в конце 1950 года. Международная Красная книга, впервые изданная в 1996 году, включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 млекопитающих м, примерно, 25 тысяч растений.

В красной книге выделено 5 категорий охраняемых видов:

Вид нельзя спасти без специальных мер;

Численность еще высока, но катастрофически сокращается, находится под угрозой исчезновения;

Исчезновение не грозит, но вид встречается очень редко;

Вид требует дополнительного изучения, не определен по статусу;

Виды, спасенные от вымирания;

Исчезнувшие виды.

Анкетирование учащихся 4 класса по теме «Мое отношение к экологии»

Мы провели анкетирование учащихся нашего класса и выяснили, что:



Из этого мы можем сделать такие выводы:





Результат проекта: Больших проблем в деле охраны природы, нам - учащимся, пока не решить, но мы должны стараться делать все, что в наших силах, а это: сажаль деревья, мастерить кормушки и подкармливать птиц зимой, изготовить искусственные гнездования для птиц – скворечники, сдавать макулатуру для вторичного использования, сдавать батарейки в специальные пункты приема, помогать приютам животных, соблюдать чистоту на улицах города.

Учащиеся школы имеют представления о природоохранной работе, о способах защиты окружающей среды, учатся бережно относиться к природной среде, соблюдают чистоту на улицах наших сел и городов, и в естественных природных условиях.

Вывод: Каждый шаг по сохранению природы – это наш показатель любви к Родине. И такие шаги под силу всем людям. Это могут быть самые разные поступки: сохранить луговой цветок, уберечь лес от пожара, не разорять птичьих гнезд, правильно собирать грибы и лекарственные травы, просто не бросать мусор, где попало, тем самым мы сохраним и сбережем нашу природу, а значит и Родину.

И гипотеза в ходе проекта подтверждается: каждый человек может внести посильную помощь в деле сохранения природы и Родины.

Мой проект – это тот голос, который призывает вас всех в необходимости с детства создавать вокруг себя благоприятное жизненное пространство, научится сажать деревья, цветы, соблюдать правила поведения в природе, одним словом, понимать и любить окружающий мир, а значит охранять природу родного края – Родину.

Мы должны сохранить природу для будущих поколений. Для этого надо менять свое потребительское отношение к природе на хозяйское и бережливое.

Что нужно сделать, чтобы охранять природу? Наши рекомендации.

1. Изучать и соблюдать экологические законы. Соблюдать и выполнять правила поведения в природе.

2. Привлечь внимание учеников школы к проблемам экологии.

3. Проводить экологические акции, создавать экологические тропы.

4.  Проводить мероприятия, прививающие бережное отношение к природе.

5. Озеленять территории: сажать деревья, кустарники, цветы.

6. Помогать зимующим птицам  и встречать перелетных птиц.

7. Совершать походы и экскурсии в живую природу.

8. Беречь лес и соблюдать правила поведения в лесу.

9. Проводить праздники экологической направленности.

10. Все что нас окружает, научиться любить, беречь и охранять.



Литература:

В гостях у природы. Е.И. Леманская. г. Мытище. АО «Принт-экспесс».

Книга для чтения по охране природы. Захлебный М. Просвещение, 1986г.

Организация научно-исследовательской деятельности на уроках. М: Школьная пресса. 2003 г.

Ресурсы Интернета.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.