Внеклассное мероприятие «Защитим природу!»
Цель: осознание каждым ребёнком необходимости сохранения природы, закрепить и расширить знания учащихся о красоте и богатстве леса.
Задачи: воспитывать бережное отношение учеников к природе, к родине, родному краю.
Ход мероприятия
Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».
Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Прекрасные зеленые леса, поля, животные, птицы. А также реки, моря, океаны, горы, небо, солнце - это тоже все прекрасное. Это все, это прекрасное одним словом мы говорим - Природа. Наша жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
Природа - это наше богатство, которое мы должны беречь и охранять. Нельзя наносить вред природе. Надо её любить и внимательно, бережно относиться к ней. Ребята, а как человек может помочь природе?
Для того чтобы природа была здоровая и красивая, человек должен:
1. Не засорять воздух и воду вредными веществами, предотвращать выбросы машинами в атмосферу вредных примесей.
2. Находясь в лесу, внимательно относись к окружающей природе: не рви зря больших букетов, не вытаптывай растения, не ломай ветки, осторожно и аккуратно собирай грибы и ягоды в лесу.
3. Почти все пожары возникают от неосторожности обращения человека с огнём. В этом повинны отдыхающие туристы, рыболовы, охотники. Каждая зажженная спичка должна быть вовремя погашена. В пламени разыгравшегося пожара погибают птицы, звери, рыбы, в реках. Гари (выгоревшие места) бедны животными и долгие годы представляют собой пустыню.
4. Особенно важную роль в охране природы играют заповедники, заказники, ботанические сады. Их особое преимущество заключается в том, что они позволяют сохранять редкие виды растений и животных в их естественной обстановке и при этом на достаточно большой площади.
5. Важную роль в сохранении исчезающих видов растений и животных играет "Красная книга", в которую занесены названия растений и животных, над которыми нависла реальная угроза полного уничтожения.
Физминутка
Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?
На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил
Что костер не затушил?
Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не лови
И цветы совсем не рвет?
Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?
«Узнай растение».
1) Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик.)
2) Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
3) Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
4) Какая ягода бывает красной, белой, желтой, черной? (Смородина).
5) На каком цветке любят гадать влюбленные девушки? (Ромашка).
6) Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подорожник).
7) Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
8) Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
9) У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
10) Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?
Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
"Маленькие тайны природы"
Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую).
Почему крапива сильно "жжется"? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку, вызывает жжение).
Какой зверь на земле самый чистоплотный? (Барсук. Около норы чисто, туалет - глубокая ямка устраивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть).
На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (Принимая "муравьиную ванну", птица освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой).
Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка).
Назовите самого прожорливого хищника планеты (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама).
Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят).
Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).
Если случится тебе простудиться, появится кашель, поднимется жар. Подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)
Звучит песня « Планету сбережем»
(на мотив песни «Мы маленькие дети», музыка Е.Крылатова)
Над нами солнце светит
Не жизнь, а благодать.
Мы все за мир в ответе
Давно пора понять
Мы все за мир в ответе
Давно пора понять.
Так будем же мы Землю -
Наш дом оберегать.
Ведь нам говорят, что дети-
Будущее планеты.
А мы говорим-
Давайте, планету сбережём.
2.Цветы кругом посадим -
Пусть будет город – сад.
И взрослые помогут
Деревья посадить.
И взрослые помогут
Деревья посадить
А мы обещаем:
Их веток не ломать.
3.Мы птичек всех накормим-
Они для нас поют.
Всем надо быть добрее –
Ведь это к счастью путь.
Всем надо быть добрее –
Ведь это к счастью путь.
Мы это знаем точно
И нас не обмануть.
Заключительная беседа (Учитель обращается к эпиграфу, написанному на доске: « Убивай зверей внутри себя»
- Это строки поэта Евгения Евтушенко.
- О чем говорит поэт? (предполагаемые ответы: надо беречь и любить
природу, что нельзя убивать зверей)
- Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Как вы это понимаете? (это жадность, глупость, злоба, трусость, подлость, бездушие...)
- Да, ребята, вы правы! Звери внутри нас - это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить друг друга, полюбить мир, полюбить природу.
И мы должны постоянно убивать этих зверей в своем сердце. Тогда наши экологические знания пойдут на пользу природе, а значит и жизни на Земле.
Обращение природы
Человек, я жива еще, я дышу.
Человек, не говори мне: «Я спешу!»
Человек! Послушай меня!
Человек, отличи ночь от дня.
Не гони меня, человек, прочь,
Человек, ты мне можешь помочь.
Я тебя еще могу простить...
Человек, а ты сможешь любить?!
Полюби, человек, мир!
Мне не надо в атмосфере дыр.
Человек, погляди вокруг!
Это — слышишь? - воды звук...
Не трави, человек, рек!
Не умри от жажды, человек...
Не руби, человек, лесов
И не куй мне, человек, оков.
Человек, перестань убивать,
Перестань меня, человек, пытать!
Рефлексия
Итак, вначале классного часа мы поставили цель: беречь и любить природу. Зачем нам это надо? (чтобы жить, а это, чтобы воздух, вода были чистыми, птицы, звери, растения - не вымирали), т.е. чтобы природа была жива, а для этого нужен порядок и чистота. Все в природе взаимосвязано.
-А чтобы жить надо природу...? - беречь и любить.
Помни:
Озера - глаза Планеты!
Реки - вены Планеты!
Леса - легкие Планеты!
Цветы - украшение Планеты!