12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Валентина16
3

Исследовательские задачи на уроках русского языка

Статья по теме: «Исследовательские задачи на уроках русского языка»

Подготовила учитель русского языка и литературы

МОУ – Лицей №2 г. Саратова

Чамкина Валентина Геннадьевна


В условиях действия ФГОС в общем образовании актуальной становится проблема совершенствования методов обучения. Системно- деятельностный подход, который является основой реализации ФГОС, подразумевает, что дети обучаются самостоятельно, а учитель лишь руководит процессом обучения. Важным становится самоопределение ученика в учебной деятельности. Одним из способов, позволяющих раскрыть личность ребенка во время обучения, является исследовательская деятельность.

Обратимся к самому термину «исследовательская деятельность».

В словаре Е.А. Шашенковой представлено такое определение: «Исследовательская деятельность – это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных и интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью» 1

Ключевыми в этом определении являются слова - «активность личности», «новое знание», «поставленная цель». Это означает, что ребенок, осуществляющий исследовательскую деятельность должен научиться ставить цель, решать задачи, необходимые для достижения этой цели, делать выводы, оценивать результаты. Именно, эти умения способствуют самоопределению ребенка, развитию его личности, приобретению необходимых жизненных навыков.

Обучение исследовательской деятельности возможно на уроке, через защиту проектов и рефератов. На уроке данный тип деятельности осуществляется через постановку определенных исследовательских задач, которые могут быть использованы учителем на различных этапах обучения.

Исследовательские задачи легко ставятся на уроках предметов естественно- научного цикла, что объясняется практической направленностью этих дисциплин. Целью обучения русскому языку является формирование лингвистических и языковых, а также коммуникативных компетенций у школьников. Язык должен восприниматься обучающимися не только как средство общения. 2 Школьнику нужно не только получить основы знаний о русском языке как науки, но важно научится воспринимать язык как объективную часть этого мира, которую необходимо исследовать. Это поможет им сознательно пользоваться языком в собственной речи.

А лингвистистические знания, полученные на уроках, послужат основой для формирования языковых и речевых умений и навыков. Таким образом, предметом исследования на уроках могут стать различные языковые и речевые единицы, рассматриваемые в системе русского языка, а также языковые явления.

В.В. Пазынин 3выделил несколько видов исследовательских задач, которые могут быть применимы на уроках русского языка. Рассмотрим эти виды и попробуем определить, на каких этапах урока они могут быть применимы:

1. Сбор языкового материала не представляет собой законченную исследовательскую деятельность, скорее один их ее этапов. В современных учебниках очень часто используются такой тип заданий, например: «Найдите в тексте причастия, выпишите их в два столбика: действительные и страдательные»4 («Русский язык. Практика» 7 класс, под ред. С.Н. Пименовой).

Сбор языкового материала может использоваться на этапе закрепления материала, включения в систему знаний и умений на всех типах уроков.

2. Анализ способов описания предполагает анализ ошибочных интерпретаций. В том же учебнике 7 класса по теме «Деепричастный оборот» это задания следующего типа: «Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните, в чем заключаются ошибки. Запишите предложения в исправленном виде»5.

Такого типа задания могут использоваться на этапе актуализации знаний при повторении пройденного материала, при этом языковой материал, для выполнения данного задания, должен быть максимально упрощенным.

Данное исследовательское задание может использоваться также на этапе закрепления материала на уроках систематизации знаний и рефлексии. На уроках первичного закрепления знаний использование такого задания нецелесообразно, так как его выполнение предполагает сформированность новых понятий и знание новых определений и терминов у школьников.

3. Анализ языкового материала представляет собой работу с текстом, предложением, словом.

В сильных классах анализ текста или предложения с целью получения новой информации возможен и на этапе объяснения нового материала и постановки проблемного вопроса урока. Например, выявление признаков глагола у причастия в учебнике 7 класса под ред С.Н. Пименовой происходит путем указания морфологических признаков причастий в тексте упражнения и последующего заполнения таблицы «Признаки глагола и признаки прилагательного»6. После практического анализа материала возможно проведение дискуссии по новой теме.

При изучении правил правописания на этапе объяснения нового материала возможен сравнительный анализ слова или форм слова. Например, при изучении орфограммы «Гласная перед суффиксом деепричастия» проводится словообразовательный анализ деепричастий: увидев < увидеть.

Такую исследовательскую задачу можно использовать на этапе закрепления. В этом случае уместна работа с текстами художественных произведений, которые можно брать из учебников литературы. Например, составление словарных диктантов на тему «Безударные гласные в корне слова» или «Правописание суффиксов причастий».

Одним из исследовательских заданий можно считать анализ теоретического материала и работа с лингвистическими понятиями. Обучающимся после постановки проблемного вопроса по теме дается задание познакомиться с теоретическим материалом, используя энциклопедические словари и учебники. Выводом станет ответ на поставленный проблемный вопрос.

Например, обобщение материала после изучения служебных и самостоятельных частей речи: охарактеризовать причастие как часть речи, рассказать об особенностях правописания причастий. Как правило, такие задание используются на уроках систематизации и обобщения материала.

На уроке получения новых знаний также возможна поисковая работа с теоретическими источниками, например: найти определение части речи, дать характеристику морфологических признаков.

В заключение, хочу отметить, что исследовательские задания на уроках русского языка способствуют развитию логического мышления, совершенствованию умения добывать необходимую информацию, анализировать материал. Исследовательские задания можно давать индивидуально, в парах и группе обучающихся, что в свою очередь развивает коммуникативные умения и навыки. Таким образом, исследовательская деятельность помогает достижению метапредметных результатов обучения на уроке средствами русского языка как учебного предмета и повышает интерес к изучению родного языка.











Список литературы:

В. Пазынин «Исследовательские задания на уроках русского языка»// «Русский язык» № 17, 2007

Русский язык. Практика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/С. Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова; под ред. С.Н. Пименовой – М.: Дрофа, 2010

Е.А. Шашенкова «Исследовательская деятельность. Словарь» - М.: Перспектива, 2010

Валерия БагрянцеваЕлена Литневская «Методика преподавания русского языка в средней школе» - М., Академический Проект, 2006

1 Шашенкова Е.А. «Исследовательская деятельность. Словарь» - М.: Перспектива, 2010


2 Валерия БагрянцеваЕлена Литневская «Методика преподавания русского языка в средней школе» - М., Академический Проект, 2006


3 В. Пазынин «Исследовательские задания на уроках русского языка»// «Русский язык» № 17, 2007


4 Русский язык. Практика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/С. Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова; под ред. С.Н. Пименовой – М.: Дрофа, 2010 – С. 46


5 Русский язык. Практика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/С. Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова; под ред. С.Н. Пименовой – М.: Дрофа, 2010 – С. 89

6 Русский язык. Практика. 7 кл.: учебник дл7я общеобразовательных учреждений/С. Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова; под ред. С.Н. Пименовой – М.: Дрофа, 2010 – С. 27

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.