Познавательно – исследовательский проект во 2 младшей группе «Мыльные истории»

2
1
Материал опубликован 15 February 2023

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Светлячок»








Познавательно – исследовательский проект

во 2 младшей группе

«Мыльные истории»





t1676437861aa.gif



Разработали воспитатели

Высшей кв. категории:

Боровик М.Ю.

Бабюк Л.М.

2022 год


Педагогический проект «Мыльные истории»

Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский, краткосрочный.

По времени проведения:1 неделя

Состав участников: групповой

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель, родители.

Актуальность: Нет задачи важнее, чем вырастить здорового человека. Необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к личной гигиене, формировать у малышей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

 В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.


Цель:

Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках, о полезных свойствах мыла.

Формирование представлений о правилах личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Задачи:

Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.

Закрепить у детей первоначальное представление о личной гигиене: уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

Обогащать словарный запас детей.

Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, после туалета, по мере загрязнения.


Предполагаемый результат:

для детей:

Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков (Пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются полотенцем после умывания, вешают полотенце на место).

Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;

Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.

для родителей:

Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;

Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;

Укрепление связей между детским садом и семьёй, соблюдение рекомендаций родителями по формированию у детей гигиенических навыков.


Работа с родителями:

1.Предложить родителям оформить мини-музей «Мыло душистое»

2.Папка-передвижка для родителей «Чистота залог здоровья»

3.Консультация на тему: «Культурно-гигиенические навыки.

4.Предложить оформить выставку «Вот какие мы чистюли!»

Продукт проекта:

1.Мини-музей видов мыла «Мыло душистое»

2.Презентация.

3.Фотовыставка «Вот какие мы чистюли»

Этапы проекта:

1 ЭТАП-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1)Знакомство родителей с идеей проекта.

2)Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки.

3)Подборка иллюстративного и демонстрационного материала.

2 ЭТАП-ОСНОВНОЙ практический

3 ЭТАП-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ


Перспективный план

Показ мультфильма «Мойдодыр»

Беседы-наблюдения: «Учимся умываться»

НОД «Да здравствует мыло душистое»

Социально-коммуникативное развитие

«Дочки-матери»

«Купание куклы»

Дидактические игры по воспитание гигиенических навыков.

«Чистоплотные дети»

«Что нужно кукле»…..

Развитие речи

Чтение художественной литературы:

«Мойдодыр» К. Чуковского

А.Барто «Девочка чумазая»

 Пальчиковые игры:

«Моем руки»

Разучивание потешек .

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Наши чистые ладошки», «Рисование мыльными пузырями»

Физическое развитие

«Пузырь»

«Мыльные пузыри»

П.и. «Зайка серый умывается»









Приложение1

Конспект НОД «Да здравствует мыло душистое!»


Цель: формировать представление детей о мыле.

задачи:

1. Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (твердое, жидкое мыло). Уточнить и закрепить знания о том, для чего люди используют мыло в своей жизни.

2. Развивать память, внимание, мышление детей.

3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки детей.

Методы и приёмы:

1.практические: сюрпризные моменты, организация познавательно-исследовательской деятельности, дидактическая игра, игра-забава с мыльными пузырями;

2.наглядные: рассматривание наглядного материала, предметов, наблюдение;

3.словесные: загадывание загадки,  беседа.

Материалы и оборудование: посылка, куски твердого мыла разного по цвету, форме, запаху по количеству детей, картинки с последовательностью мытья рук, таз с водой, жидкое мыло,  полотенце, зубной порошок гребешок,  баночка с мыльными пузырями,  аудиозапись песни «Мыльные пузыри».

Предварительная работа:  чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр», дидактическая игра « Чего не стало?», беседа на тему «Зачем надо умываться?».

Ход НОД.

1.Дети свободно играют. Воспитатель привлекает их внимание: «Ребята, посмотрите, посылка. Интересно, от кого?»

Воспитатель вместе с детьми рассматривает коробочку, воспитатель читает: «Детям детского сада  №5 из  мыльного царства от Мойдодыра».

-Интересно,  что в ней? Вы это сможете узнать, если отгадаете загадку:

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

Дети отвечают.

– Проверим, правильно ли мы отгадали. Откроем и посмотрим, что в посылке.

– Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите в руки по кусочку и скажите, для чего нужно мыло? (ответы детей)

– А разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой? (ответы детей)

– Правильно, мыло смывает всех микробов. 

- Ребята, скажите, а какое мыло вы  держите в руках?  Пощупайте его, понюхайте (ответы детей)

- Да, это твердое мыло, оно может быть разного цвета, формы, запаха.

- Зачем люди делают разное мыло? (ответы детей)

- Людям нравятся разные цвета и запахи.

Воспитатель предлагает положить мыло на поднос.

2. Беседа по сказке К. Чуковского «Мойдодыр»:

– Ребята, а вы любите мыться? (ответы детей)

– А я знаю одного мальчика, который не любил умываться, вы его тоже знаете, он живёт в этой книжке (показывает книгу).

– Как называется эта сказка? (ответы детей)

– Какой был мальчик? (ответы детей)

– Что же с ним произошло? (ответы детей)

– Кто хотел помочь мальчику? (ответы детей)

– Что посоветовал Мойдодыр мальчику? (ответы детей)

– Чем закончилась сказка? (ответы детей)

- Помните, в сказке есть такие слова:

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Предлагаю поиграть в игру « Чего не стало?».

Воспитатель раскладывает предметы: кусок мыла, полотенце, зубную пасту, расчёску. Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает один предмет.

Чего не стало? (дети отвечают)

Игра повторяется 3-4 раза.

3.

- Смотрите, в посылке ещё что-то лежит. Я догадалась. Мойдодыр хочет узнать, умеете ли вы правильно мыть руки. Он прислал картинки и просит вас расставить их по порядку.

Дети проговаривают последовательность мытья рук, раскладывают картинки в правильной последовательности вместе с воспитателем.

- Картинки сложим по порядку и отправим потом Мойдодыру.

4.

- Посмотрите, ребята ещё один сюрприз. Интересно, что это в бутылочке?

Достает бутылочку с жидким мылом, показывает детям,  читает надпись на бутылочке «Жидкое мыло».

- Почему это мыло называется жидким? (ответы детей)

- Правильно,  потому что оно течёт.

- Интересно, а  если мы нальём в воду жидкое мыло, что с ним произойдёт? (ответы детей)

Воспитатель вместе с детьми проводит опыт: в таз с чистой водой наливает жидкое мыло, приговаривая:

- Поболтаю я руками,  удивлюсь я вместе с вами:

Мыло растворяется, пена появляется!

 Дети наблюдают, как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится.

Дети тоже могут участвовать в опыте, засучив рукава.

Вывод: любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

5. Сюрпризный момент.

-Ну-ка, (имя ребенка), загляни в посылку. Мойдодыр приготовил для нас сюрприз!

Ребенок заглядывает в посылку, находит баночку с мыльными пузырями.

- А вот и сюрприз, смотри – в подарок мыльные пузыри!

Воспитатель включает песню «Мыльные пузыри» и предлагает детям поиграть.

Воспитатель пускает мыльные  пузыри, дети  их лопают.

- Какие сюрпризы приготовил для нас Мойдодыр? (дети отвечают)

- Он прислал нам посылку с мылом, с мыльными пузырями. Вот так сюрпризы! Мылом мы будем мыть руки, а с мыльными пузырями мы еще поиграем. Ну, а картинки мы отправим обратно Мойдодыру, пусть он порадуется за наших ребяток.








Приложение 2

Конспект НОД «Рисование мыльными пузырями».

Цель: с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.

Задачи:

1.Продолжать знакомить детей со свойствами и назначением мыла и воды.

2. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными;

3.Помочь детям освоить новый способ рисования и правильно пользоваться материалом: дуть в трубочку, прикладывать лист бумаги к пузырькам.

4.Формировать у детей познавательный интерес, внимание, воображение, фантазию, творческие способности, двигательную активность.

5.Дыхательная гимнастика.


Материалы и оборудование:

гуашь, жидкое мыло, альбомные листы, трубочки для коктейля, стаканчик, изображение мыльного пузыря, салфетки.


Предварительная работа:

Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр»

Разучивание потешек о формировании культурно - гигиенических навыков.

Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»

Рассматривание иллюстраций на тему «Мыльные пузыри».

Разучивание подвижной игры «Надувайся, пузырь».

Загадывание загадок и чтение стихов о предметах личной гигиены.

Рассматривание мыльных пузырей наяву и на иллюстрациях.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, а у меня для вас есть загадка, послушайте и попробуйте отгадать, о ком она?

Он грязнуль  не любит очень

Сделать чище всех он хочет.

Моет с мылом всех до дыр

Умывальник…

Ответы детей.

Воспитатель: правильно это Мойдодыр!

Ой, а что это здесь у Мойдодыра коробочки? 6 (закрытых мыльниц с мылом).

-Да это же мыльницы.

Воспитатель:

(предлагает детям открыть мыльницы и достать мыло)

Воспитатель: Дети! Какое мыло? Если его потрогать ручками, понюхать носиком?

Дети: Сухое, душистое, твёрдое

Раздаём мыло каждому ребёнку. Предлагаем рассмотреть, потрогать , понюхать.

Воспитатель: Ребята, послушайте отрывок из сказки К. Чуковского

«Мойдодыр».

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята,и утята,

И жучки,и паучки.

А зачем человек умывается? (ответы)

Правильно! А еще, чтобы не заболеть. У нас на теле скапливаются вредные микробы, мы их не видим. Поэтому, надо мыться,ухаживать за собой,даже если ты и не очень грязный. Человек моет все тело,когда купается в ванне под душем, а может отдельно вымыть руки, лицо, ноги….

Ребята, а у меня для вас есть ещё загадка, послушайте и попробуйте отгадать, о чём она?

Из мыльной воды он появился,

В шарик превратился.

К солнышку полетел,

Да не долетел – лопнул…

Что это?

Ответы детей: мыльный пузырь.

Воспитатель: молодцы, вы правильно отгадали загадку. Когда люди моют руки то появляется пена,это много мыльных пузырей.

Давайте с вами поиграем в игру:

Подвижная игра «Пузырь»

Раздувайся пузырь, раздувайся большой, 
Оставайся такой, да не лопайся.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
А пузырь летел, летел и за веточку задел
Ш – ш – ш (присели) Лопнул пузырь.


Посмотрите, на картинках нарисованы отгадки – разные мыльные пузыри.

Дети рассматривают картинки с изображением мыльных пузырей

Воспитатель: Дети, а вы любите играть с мыльными пузырями?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас присесть за столы.

Воспитатель подводит детей к столам. Перед ребёнком лежит тарелка, на ней: стаканчик с водой, стаканчик с гуашевой краской, стаканчик с мыльным раствором, коктейльная трубочка, альбомный лист .

Воспитатель:

- Что нужно сделать, чтобы приготовить мыльные пузыри.

Перед вами стоят баночки с водой.

Что нужно сделать, чтобы вода стала цветной? Если мы добавим крсную краску, какого цвета станет вода?

(дети добавляют краску в воду, размешивают её)

Теперь мы добавим воду в стаканчик с жидким мылом, всё перемешаем, опустим трубочку в стаканчик и будем дуть в неё до тех пор, пока над стаканчиком не поднимется мыльная «шапка». Возьмём бумажную заготовку – шарик и приложим его к стаканчику с мыльными пузырями.

- Вы трубочки возьмите,

Мыльных пузырей надуйте,

Шарик к пене приложите,

Что получится, скажите!

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель  оказывает  индивидуальную помощь. 

Воспитатель:

- Полюбуйтесь, какие красивые мыльные пузыри  у нас получились.

Итог занятия.

Воспитатель: друзья, вы такие молодцы! Я видела, как вы старались! Давайте пригласим покажем Мойдодыру какие у нас красивые мыльные пузыри получились, которые никогда от нас не улетят и не лопнут.

t1676437861ab.jpg


Приложение 3

Конспект НОД по аппликации «Наши чистые ладошки»

Цели и задачи:

1.Закрепить КГН детей

2. Развивать мелкую моторику

3. Учить аккуратно работать с клеем.

4. Доводить начатое дело до конца, радоваться конечному результату.

Материал для работы:

Шаблоны детских ладошек,вырезанные овалы из цветного картона(мыло), клей.

Ход НОД

Воспитатель: Ребятки, посмотрите к нам пришла девочка ,но у нее очень грязные ладошки,мы про тебя читали стихотворение, помните ребята?

Ответы детей.

-Да это девочка чумазая, которая думала что её ладошки загорели.

-Что же на самом деле случилось?

Ответы детей.

-Сейчас мы тебе поможем, на возьми мыло и помой руки.

-Посмотри какие чистые ладошки у тебя стали!!!

Девочка благодарит детей.

-Ребята ,давайте покажем девочке какие у нас чистые ладошки.

Дети садятся за столы, где лежат готовые шаблоны детских ладошек. И овал из цветного картона(мыло)

-Ребята ,посмотрите какие ладошки чистые у нас на столе, давайте мы их покажем девочке, чтоб она не забывала мыть руки.

Дети приклеивают ладошки на картон, чтоб они напоминали всем о необходимости мыть руки.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель  оказывает  индивидуальную помощь. 

Воспитатель:

- Полюбуйтесь, какие красивые чистые ладошки у нас получились.

Итог занятия.

Воспитатель: друзья, вы такие молодцы! Девочка посмотри какие чистые ладошки у ребят, мы не забываем мыть руки с мылом и ты не забывай!





Приложение4

Пальчиковая гимнастика: “Моем руки”

Ах, вода, вода, вода!   (ритмично, потираем ладошки имитируя “мытье рук”)
Будем чистыми всегда!
Брызги- вправо, брызги – влево!  (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду)
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)
Вытрем ручки очень быстро!


Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик,

Вымыл ротик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

Потешки для умывания

Водичка серебристая

Струится из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.

***

«Водичка серебристая,

Ты как сюда попала?»

«Через луга росистые

Я в детский сад бежала»

«Водичка серебристая,

Зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб все вокруг сверкало»

***

Закатаем рукава,

Открываем кран - вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

Посмотрите, крошки,

На свои   ладошки.

Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

***

В ручейке вода струится

В речке плещется вода.

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.

Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.

***

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке.


















Приложение 3

Консультация для родителей на тему: «Культурно-гигиенические навыки.

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В семье у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.t1676437861ac.png

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.

Особое внимание в семье уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье.

В процессе повседневной жизни родителям с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в семье необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.t1676437861ad.jpg




К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек, т.е нас взрослых. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях. Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.Необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Широко используются дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду для куклы» и т.д. Поддержать у детей хороший настрой помогут стихотворения, потешки, поговорки, пословицы, например:

Чистая водичка

Моет Вове личико.

Танечке ладоши,

П альчики Антоше.t1676437861ae.jpg

Буль-буль-буль журчит водица

Все ребята любят мыться.

           ***

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

    

          ***

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Зубы чистые всегда

У веселого бобра,

Потому что наш бобренок

Чистит их еще с пеленок.

          ***

Если носик твой сопит,

Значит, он совсем забит.

Свой платочек доставай,

Нос получше вытирай.

          ***

Саша у нас зайчик,

Зайчик-побегайчик!

Зайчик Саша – скок-поскок,

Подберет штаны, носок.

Свои вещи не теряет

И на место убираем.

Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки. Чтобы ускорить формирование культурно- гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков. В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.

«Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу,— советовал А. С. Макаренко,— то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают».

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение взрослого об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, можно напомнить им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением. В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Практика показывает, что дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы культурно- гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.





Приложение 5

Дидактические игры по воспитанию и развитию у младших детей культурно-гигиенических навыков

Чистоплотные дети.
Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитатель говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают: «Мыло,полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, мыло), «купание» (ванна, полотенце, душ, губка, мыло)
Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (зубная щетка, паста, мыло,расческа)

Что нужно кукле!
Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.
Пособия: картинки с изображением предметов, используемых при умывании, одевании (мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, заколка, лента для волос носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: «Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?»

Что ты можешь о них сказать!
Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Пособия. Гребень, мыло, полотенце, умывальник, ножнички.
Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитателя на столике.
Воспитательница называет по имени одного ребенка: "Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.
Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: "Яна, есть у вас дома мыло?”
Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”
Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)
Воспитательница может задать и наводящие вопросы: "Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) "Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) "Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

"Сделаем лодочки"
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
засучить рукава (взрослый произносит потешку:
"Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!";
открыть кран;
сложить ладони рук "лодочкой";
подставить руки под струю воды;
закрыть кран;
вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

"Мыльные перчатки"
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. 
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

"Умывалочка"
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

Игра "Делаем прическу"
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.























Приложение5





t1676437861af.jpg

t1676437861ag.jpg

t1676437861ah.jpg

t1676437861ai.jpg







Нерегламентированная деятельность

Познавательно-практическая деятельность:

- обследование образцов различных видов мыла, изучение свойств мыла;

- опыты и эксперименты: изготовление мыла с разными аромата-ми, изучение свойств различных видов мыла, выдувание пузырей из мыльного раствора, изучение свойств мыльной пены.

Общение:

-  активизирующее общение «Как появилось мыло?»;

- беседы «Почему нужно мыть руки с мылом?», «Можно ли изготовить мыло в домашних условиях?»;

- проблемные ситуации «Если бы не было мыла?», «Научим Неумейку правильно мыть руки»;

- этюды «Я – мыльная пена», «Грязнуля», «Опрятный человек», «Зеркало».

Художественная деятельность:

- загадывание загадок о предметах личной гигиены;

- чтение (с дальнейшей беседой по содержанию, пересказыванием) произведений художественной литературы К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Я. Аким «Мыло», О. Нэш «Микроб», Р. Помбо «Вода и мыло», М. Яснов «Я мою руки», М. Пляцковский «Юля-чистюля», В. Маяковский «Мой руки»;

- просмотр мультфильмов «Мойдодыр» («Созмультфильм», 1954), «Аркадий Паровозов спешит на помощь. Правила гигиены» (Анимационная студия «Му», 2015), «Фиксики. Микробы» («Аэроплан», 2010), «Смешарики. Пин- код. Мыльная опера на все времена» («Петербург», 2012), «Лунтик. Невидимая грязь» («Мельница», 2015);

- заучивание и инсценировка стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», пальчиковой гимнастики и потешек по теме.

Игровая деятельность:

- дидактические игры «Перемешанные картинки», «Чего не стало», «Что сначала, что потом»;

- развивающие игры на внимание «Чистоплотные дети», «Да-нет», «Четвертый лишний»;

- сюжетно-роевые игры «Дом», «Магазин», «Семья»;

- подвижные игры «Пузырь», «Здравствуйте, дети», «Ровным кругом».

Родители:

- подбор иллюстраций, информации и фотографий по теме проекта;

-   помощь детям в проведении исследований по теме проекта.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный и познавательный проект!

15 February 2023