Познавательно – исследовательский проект во 2 младшей группе «Мыльные истории»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Светлячок»
Познавательно – исследовательский проект
во 2 младшей группе
«Мыльные истории»
Разработали воспитатели
Высшей кв. категории:
Боровик М.Ю.
Бабюк Л.М.
2022 год
Педагогический проект «Мыльные истории»
Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский, краткосрочный.
По времени проведения:1 неделя
Состав участников: групповой
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность: Нет задачи важнее, чем вырастить здорового человека. Необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к личной гигиене, формировать у малышей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Цель:
Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках, о полезных свойствах мыла.
Формирование представлений о правилах личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Задачи:
Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
Закрепить у детей первоначальное представление о личной гигиене: уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
Обогащать словарный запас детей.
Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, после туалета, по мере загрязнения.
Предполагаемый результат:
для детей:
Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков (Пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются полотенцем после умывания, вешают полотенце на место).
Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.
для родителей:
Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
Укрепление связей между детским садом и семьёй, соблюдение рекомендаций родителями по формированию у детей гигиенических навыков.
Работа с родителями:
1.Предложить родителям оформить мини-музей «Мыло душистое»
2.Папка-передвижка для родителей «Чистота залог здоровья»
3.Консультация на тему: «Культурно-гигиенические навыки.
4.Предложить оформить выставку «Вот какие мы чистюли!»
Продукт проекта:
1.Мини-музей видов мыла «Мыло душистое»
2.Презентация.
3.Фотовыставка «Вот какие мы чистюли»
Этапы проекта:
1 ЭТАП-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1)Знакомство родителей с идеей проекта.
2)Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки.
3)Подборка иллюстративного и демонстрационного материала.
2 ЭТАП-ОСНОВНОЙ практический
3 ЭТАП-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Перспективный план
Показ мультфильма «Мойдодыр»
Беседы-наблюдения: «Учимся умываться»
НОД «Да здравствует мыло душистое»
Социально-коммуникативное развитие
«Дочки-матери»
«Купание куклы»
Дидактические игры по воспитание гигиенических навыков.
«Чистоплотные дети»
«Что нужно кукле»…..
Развитие речи
Чтение художественной литературы:
«Мойдодыр» К. Чуковского
А.Барто «Девочка чумазая»
Пальчиковые игры:
«Моем руки»
Разучивание потешек .
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация «Наши чистые ладошки», «Рисование мыльными пузырями»
Физическое развитие
«Пузырь»
«Мыльные пузыри»
П.и. «Зайка серый умывается»
Приложение1
Конспект НОД «Да здравствует мыло душистое!»
Цель: формировать представление детей о мыле.
задачи:
1. Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (твердое, жидкое мыло). Уточнить и закрепить знания о том, для чего люди используют мыло в своей жизни.
2. Развивать память, внимание, мышление детей.
3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки детей.
Методы и приёмы:
1.практические: сюрпризные моменты, организация познавательно-исследовательской деятельности, дидактическая игра, игра-забава с мыльными пузырями;
2.наглядные: рассматривание наглядного материала, предметов, наблюдение;
3.словесные: загадывание загадки, беседа.
Материалы и оборудование: посылка, куски твердого мыла разного по цвету, форме, запаху по количеству детей, картинки с последовательностью мытья рук, таз с водой, жидкое мыло, полотенце, зубной порошок гребешок, баночка с мыльными пузырями, аудиозапись песни «Мыльные пузыри».
Предварительная работа: чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр», дидактическая игра « Чего не стало?», беседа на тему «Зачем надо умываться?».
Ход НОД.
1.Дети свободно играют. Воспитатель привлекает их внимание: «Ребята, посмотрите, посылка. Интересно, от кого?»
Воспитатель вместе с детьми рассматривает коробочку, воспитатель читает: «Детям детского сада №5 из мыльного царства от Мойдодыра».
-Интересно, что в ней? Вы это сможете узнать, если отгадаете загадку:
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
Дети отвечают.
– Проверим, правильно ли мы отгадали. Откроем и посмотрим, что в посылке.
– Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите в руки по кусочку и скажите, для чего нужно мыло? (ответы детей)
– А разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой? (ответы детей)
– Правильно, мыло смывает всех микробов.
- Ребята, скажите, а какое мыло вы держите в руках? Пощупайте его, понюхайте (ответы детей)
- Да, это твердое мыло, оно может быть разного цвета, формы, запаха.
- Зачем люди делают разное мыло? (ответы детей)
- Людям нравятся разные цвета и запахи.
Воспитатель предлагает положить мыло на поднос.
2. Беседа по сказке К. Чуковского «Мойдодыр»:
– Ребята, а вы любите мыться? (ответы детей)
– А я знаю одного мальчика, который не любил умываться, вы его тоже знаете, он живёт в этой книжке (показывает книгу).
– Как называется эта сказка? (ответы детей)
– Какой был мальчик? (ответы детей)
– Что же с ним произошло? (ответы детей)
– Кто хотел помочь мальчику? (ответы детей)
– Что посоветовал Мойдодыр мальчику? (ответы детей)
– Чем закончилась сказка? (ответы детей)
- Помните, в сказке есть такие слова:
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Предлагаю поиграть в игру « Чего не стало?».
Воспитатель раскладывает предметы: кусок мыла, полотенце, зубную пасту, расчёску. Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает один предмет.
- Чего не стало? (дети отвечают)
Игра повторяется 3-4 раза.
3.
- Смотрите, в посылке ещё что-то лежит. Я догадалась. Мойдодыр хочет узнать, умеете ли вы правильно мыть руки. Он прислал картинки и просит вас расставить их по порядку.
Дети проговаривают последовательность мытья рук, раскладывают картинки в правильной последовательности вместе с воспитателем.
- Картинки сложим по порядку и отправим потом Мойдодыру.
4.
- Посмотрите, ребята ещё один сюрприз. Интересно, что это в бутылочке?
Достает бутылочку с жидким мылом, показывает детям, читает надпись на бутылочке «Жидкое мыло».
- Почему это мыло называется жидким? (ответы детей)
- Правильно, потому что оно течёт.
- Интересно, а если мы нальём в воду жидкое мыло, что с ним произойдёт? (ответы детей)
Воспитатель вместе с детьми проводит опыт: в таз с чистой водой наливает жидкое мыло, приговаривая:
- Поболтаю я руками, удивлюсь я вместе с вами:
Мыло растворяется, пена появляется!
Дети наблюдают, как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится.
Дети тоже могут участвовать в опыте, засучив рукава.
Вывод: любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
5. Сюрпризный момент.
-Ну-ка, (имя ребенка), загляни в посылку. Мойдодыр приготовил для нас сюрприз!
Ребенок заглядывает в посылку, находит баночку с мыльными пузырями.
- А вот и сюрприз, смотри – в подарок мыльные пузыри!
Воспитатель включает песню «Мыльные пузыри» и предлагает детям поиграть.
Воспитатель пускает мыльные пузыри, дети их лопают.
- Какие сюрпризы приготовил для нас Мойдодыр? (дети отвечают)
- Он прислал нам посылку с мылом, с мыльными пузырями. Вот так сюрпризы! Мылом мы будем мыть руки, а с мыльными пузырями мы еще поиграем. Ну, а картинки мы отправим обратно Мойдодыру, пусть он порадуется за наших ребяток.
Приложение 2
Конспект НОД «Рисование мыльными пузырями».
Цель: с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.
Задачи:
1.Продолжать знакомить детей со свойствами и назначением мыла и воды.
2. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными;
3.Помочь детям освоить новый способ рисования и правильно пользоваться материалом: дуть в трубочку, прикладывать лист бумаги к пузырькам.
4.Формировать у детей познавательный интерес, внимание, воображение, фантазию, творческие способности, двигательную активность.
5.Дыхательная гимнастика.
Материалы и оборудование:
гуашь, жидкое мыло, альбомные листы, трубочки для коктейля, стаканчик, изображение мыльного пузыря, салфетки.
Предварительная работа:
Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр»
Разучивание потешек о формировании культурно - гигиенических навыков.
Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»
Рассматривание иллюстраций на тему «Мыльные пузыри».
Разучивание подвижной игры «Надувайся, пузырь».
Загадывание загадок и чтение стихов о предметах личной гигиены.
Рассматривание мыльных пузырей наяву и на иллюстрациях.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, а у меня для вас есть загадка, послушайте и попробуйте отгадать, о ком она?
Он грязнуль не любит очень
Сделать чище всех он хочет.
Моет с мылом всех до дыр
Умывальник…
Ответы детей.
Воспитатель: правильно это Мойдодыр!
Ой, а что это здесь у Мойдодыра коробочки? 6 (закрытых мыльниц с мылом).
-Да это же мыльницы.
Воспитатель:
(предлагает детям открыть мыльницы и достать мыло)
Воспитатель: Дети! Какое мыло? Если его потрогать ручками, понюхать носиком?
Дети: Сухое, душистое, твёрдое
Раздаём мыло каждому ребёнку. Предлагаем рассмотреть, потрогать , понюхать.
Воспитатель: Ребята, послушайте отрывок из сказки К. Чуковского
«Мойдодыр».
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята,и утята,
И жучки,и паучки.
А зачем человек умывается? (ответы)
Правильно! А еще, чтобы не заболеть. У нас на теле скапливаются вредные микробы, мы их не видим. Поэтому, надо мыться,ухаживать за собой,даже если ты и не очень грязный. Человек моет все тело,когда купается в ванне под душем, а может отдельно вымыть руки, лицо, ноги….
Ребята, а у меня для вас есть ещё загадка, послушайте и попробуйте отгадать, о чём она?
Из мыльной воды он появился,
В шарик превратился.
К солнышку полетел,
Да не долетел – лопнул…
Что это?
Ответы детей: мыльный пузырь.
Воспитатель: молодцы, вы правильно отгадали загадку. Когда люди моют руки то появляется пена,это много мыльных пузырей.
Давайте с вами поиграем в игру:
Подвижная игра «Пузырь»
Раздувайся пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
А пузырь летел, летел и за веточку задел
Ш – ш – ш (присели) Лопнул пузырь.
Посмотрите, на картинках нарисованы отгадки – разные мыльные пузыри.
Дети рассматривают картинки с изображением мыльных пузырей
Воспитатель: Дети, а вы любите играть с мыльными пузырями?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас присесть за столы.
Воспитатель подводит детей к столам. Перед ребёнком лежит тарелка, на ней: стаканчик с водой, стаканчик с гуашевой краской, стаканчик с мыльным раствором, коктейльная трубочка, альбомный лист .
Воспитатель:
- Что нужно сделать, чтобы приготовить мыльные пузыри.
Перед вами стоят баночки с водой.
Что нужно сделать, чтобы вода стала цветной? Если мы добавим крсную краску, какого цвета станет вода?
(дети добавляют краску в воду, размешивают её)
Теперь мы добавим воду в стаканчик с жидким мылом, всё перемешаем, опустим трубочку в стаканчик и будем дуть в неё до тех пор, пока над стаканчиком не поднимется мыльная «шапка». Возьмём бумажную заготовку – шарик и приложим его к стаканчику с мыльными пузырями.
- Вы трубочки возьмите,
Мыльных пузырей надуйте,
Шарик к пене приложите,
Что получится, скажите!
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель:
- Полюбуйтесь, какие красивые мыльные пузыри у нас получились.
Итог занятия.
Воспитатель: друзья, вы такие молодцы! Я видела, как вы старались! Давайте пригласим покажем Мойдодыру какие у нас красивые мыльные пузыри получились, которые никогда от нас не улетят и не лопнут.
Приложение 3
Конспект НОД по аппликации «Наши чистые ладошки»
Цели и задачи:
1.Закрепить КГН детей
2. Развивать мелкую моторику
3. Учить аккуратно работать с клеем.
4. Доводить начатое дело до конца, радоваться конечному результату.
Материал для работы:
Шаблоны детских ладошек,вырезанные овалы из цветного картона(мыло), клей.
Ход НОД
Воспитатель: Ребятки, посмотрите к нам пришла девочка ,но у нее очень грязные ладошки,мы про тебя читали стихотворение, помните ребята?
Ответы детей.
-Да это девочка чумазая, которая думала что её ладошки загорели.
-Что же на самом деле случилось?
Ответы детей.
-Сейчас мы тебе поможем, на возьми мыло и помой руки.
-Посмотри какие чистые ладошки у тебя стали!!!
Девочка благодарит детей.
-Ребята ,давайте покажем девочке какие у нас чистые ладошки.
Дети садятся за столы, где лежат готовые шаблоны детских ладошек. И овал из цветного картона(мыло)
-Ребята ,посмотрите какие ладошки чистые у нас на столе, давайте мы их покажем девочке, чтоб она не забывала мыть руки.
Дети приклеивают ладошки на картон, чтоб они напоминали всем о необходимости мыть руки.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель:
- Полюбуйтесь, какие красивые чистые ладошки у нас получились.
Итог занятия.
Воспитатель: друзья, вы такие молодцы! Девочка посмотри какие чистые ладошки у ребят, мы не забываем мыть руки с мылом и ты не забывай!
Приложение4
Пальчиковая гимнастика: “Моем руки”
“Ах, вода, вода, вода! (ритмично, потираем ладошки имитируя “мытье рук”)
Будем чистыми всегда!
Брызги- вправо, брызги – влево! (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду)
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)
Вытрем ручки очень быстро!
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик,
Вымыл ротик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо!
Потешки для умывания
Водичка серебристая
Струится из-под крана.
И мыло есть душистое,
Совсем как в нашей ванной.
***
«Водичка серебристая,
Ты как сюда попала?»
«Через луга росистые
Я в детский сад бежала»
«Водичка серебристая,
Зачем ты к нам бежала?»
«Чтоб все вы были чистыми,
Чтоб все вокруг сверкало»
***
Закатаем рукава,
Открываем кран - вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
Посмотрите, крошки,
На свои ладошки.
Ах, какие ладошки!
Чистые ладошки!
***
В ручейке вода струится
В речке плещется вода.
Мы под краном будем мыться,
Без воды мы никуда.
Моем руки, моем лица
Мылом, щеткой и водой.
Если ты не любишь мыться,
Эту песенку не пой.
***
Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке - ладошки,
А пальчики - Антошке.
Приложение 3
Консультация для родителей на тему: «Культурно-гигиенические навыки.
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В семье у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.
Особое внимание в семье уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье.
В процессе повседневной жизни родителям с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в семье необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек, т.е нас взрослых. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях. Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.Необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Широко используются дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду для куклы» и т.д. Поддержать у детей хороший настрой помогут стихотворения, потешки, поговорки, пословицы, например:
Чистая водичка
Моет Вове личико.
Танечке ладоши,
П альчики Антоше.
Буль-буль-буль журчит водица
Все ребята любят мыться.
***
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
***
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Зубы чистые всегда
У веселого бобра,
Потому что наш бобренок
Чистит их еще с пеленок.
***
Если носик твой сопит,
Значит, он совсем забит.
Свой платочек доставай,
Нос получше вытирай.
***
Саша у нас зайчик,
Зайчик-побегайчик!
Зайчик Саша – скок-поскок,
Подберет штаны, носок.
Свои вещи не теряет
И на место убираем.
Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки. Чтобы ускорить формирование культурно- гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков. В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.
«Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу,— советовал А. С. Макаренко,— то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают».
В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение взрослого об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, можно напомнить им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением. В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Практика показывает, что дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы культурно- гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.
Приложение 5
Дидактические игры по воспитанию и развитию у младших детей культурно-гигиенических навыков
Чистоплотные дети.
Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитатель говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают: «Мыло,полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, мыло), «купание» (ванна, полотенце, душ, губка, мыло)
Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (зубная щетка, паста, мыло,расческа)
Что нужно кукле!
Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.
Пособия: картинки с изображением предметов, используемых при умывании, одевании (мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, заколка, лента для волос носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: «Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?»
Что ты можешь о них сказать!
Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Пособия. Гребень, мыло, полотенце, умывальник, ножнички.
Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитателя на столике.
Воспитательница называет по имени одного ребенка: "Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.
Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: "Яна, есть у вас дома мыло?”
Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”
Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)
Воспитательница может задать и наводящие вопросы: "Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) "Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) "Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.
"Сделаем лодочки"
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
засучить рукава (взрослый произносит потешку:
"Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!";
открыть кран;
сложить ладони рук "лодочкой";
подставить руки под струю воды;
закрыть кран;
вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.
"Мыльные перчатки"
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
"Умывалочка"
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"
Игра "Делаем прическу"
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
Приложение5
Нерегламентированная деятельность
Познавательно-практическая деятельность:
- обследование образцов различных видов мыла, изучение свойств мыла;
- опыты и эксперименты: изготовление мыла с разными аромата-ми, изучение свойств различных видов мыла, выдувание пузырей из мыльного раствора, изучение свойств мыльной пены.
Общение:
- активизирующее общение «Как появилось мыло?»;
- беседы «Почему нужно мыть руки с мылом?», «Можно ли изготовить мыло в домашних условиях?»;
- проблемные ситуации «Если бы не было мыла?», «Научим Неумейку правильно мыть руки»;
- этюды «Я – мыльная пена», «Грязнуля», «Опрятный человек», «Зеркало».
Художественная деятельность:
- загадывание загадок о предметах личной гигиены;
- чтение (с дальнейшей беседой по содержанию, пересказыванием) произведений художественной литературы К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Я. Аким «Мыло», О. Нэш «Микроб», Р. Помбо «Вода и мыло», М. Яснов «Я мою руки», М. Пляцковский «Юля-чистюля», В. Маяковский «Мой руки»;
- просмотр мультфильмов «Мойдодыр» («Созмультфильм», 1954), «Аркадий Паровозов спешит на помощь. Правила гигиены» (Анимационная студия «Му», 2015), «Фиксики. Микробы» («Аэроплан», 2010), «Смешарики. Пин- код. Мыльная опера на все времена» («Петербург», 2012), «Лунтик. Невидимая грязь» («Мельница», 2015);
- заучивание и инсценировка стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», пальчиковой гимнастики и потешек по теме.
Игровая деятельность:
- дидактические игры «Перемешанные картинки», «Чего не стало», «Что сначала, что потом»;
- развивающие игры на внимание «Чистоплотные дети», «Да-нет», «Четвертый лишний»;
- сюжетно-роевые игры «Дом», «Магазин», «Семья»;
- подвижные игры «Пузырь», «Здравствуйте, дети», «Ровным кругом».
Родители:
- подбор иллюстраций, информации и фотографий по теме проекта;
- помощь детям в проведении исследований по теме проекта.
Панов Егор Игоревич