12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Белоус166
Педагог дополнительного образования Дома детского творчества, высшая квалификационная категория, стаж- 26 лет
Россия, Новосибирская обл., г. Карасук
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»
2

Исследовательский проект «Развитие творческих способностей младших школьников средствами кружковой деятельности»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества

Карасукского района Новосибирской области








Исследовательский проект



«Развитие творческих способностей младших школьников

средствами кружковой деятельности»













Выполнила: педагог

дополнительного образования

Белоус Елена Робертовна







2020 г



СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………………...3

1 Психолого – педагогическое обоснование проблемы развития творческих способностей………………………………………………………………………………7

1.1 Сущность и характеристика творческих способностей ……………………………7

1.2 Особенности развития творческих способностей

младших школьников во внеурочной деятельности…………………………………..13

1.3 Характеристика специальных заданий для развития творческих способностей в условиях кружковой деятельности …………………………………………………….18

2 Опытно-практическая работа по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности……………………………………………...23

2.1 Диагностика уровня сформированности творческих способностей у детей младшего школьного возраста………………………………………………………….23

2.2 Организация и анализ работы по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности……………………………………………..29

Заключение…………………………………………………………………...................34

Список используемой литературы…..……………………………….…………………37

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………….……………….40

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………………….43

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………….…………………….46

ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………….…………………………………….49

ПРИЛОЖЕНИЕ 5……………………………………………………………………….52













ВВЕДЕНИЕ



Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальной возможности каждой отдельно взятой личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (НОО) призван обеспечить формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей личности школьника 1.

Главной целью современной школы, как социального института является разностороннее развитие детей, в том числе творческое, их познавательных интересов, учебно-познавательной компетенции, навыков самообразования, способности к самореализации личности.

Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются в качестве характеристики детского поведения. Творческая, поисковая активность ребенка является естественным состоянием. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Психическое, нравственное и физическое становление ребенка изначально являются основой для развития творческого потенциала ребенка, и служит базой самопознания и саморазвития.2

Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей являются уроки, внеурочная деятельность, система дополнительного образования, искусство, художественная деятельность.

На сегодняшний день, в педагогической практике, несмотря на имеющиеся многочисленные исследования, сложилось противоречие между целенаправленным развитием творческих способностей у детей младшего возраста и бессистемности организационно-методического обеспечения этого процесса на фоне огромного количества новых различных методик и технологий. Исследованием развития творческих способностей занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, В.А.Сухомлинский, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, Дж.Гилфорд [6, 20, 29, 21, 26].

Для развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста, нужно создать ряд условий: прежде всего, вовлечь ребенка в творческую деятельность; воспитание должно проходить через совместную деятельность детей, взрослых и детей; воспитание должно охватывать все виды деятельности: учебную и внеурочную. Задача педагога пробудить в ребенке творческую активность. В.А. Сухомлинский [20] считал, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитию креативной, творческой личности способствуют занятия декоративно-прикладным творчеством. Кроме того, изобразительное искусство и прикладное творчество в педагогике признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса, элементарных навыков рисования и рукоделия, гуманного отношения к окружающему миру.

Развить способности, значит вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.

Творческая деятельность, по мнению Л. С. Выготского, такая деятельность, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке. 3

Теоретический анализ деятельности показал, что концептуальные идеи по развитию творческих способностей ребенка, структура этого процесса, критерии его успешности, его содержание, технология и педагогические условия эффективности имеют недостаточное научное обоснование и научно - методическое сопровождение, что позволило определить следующие противоречия между:

- развивающейся системой образования детей и недостаточной разработанностью структурных и содержательно - технологических компонентов образовательной среды младшего школьного возраста по развитию творческих способностей;

- растущей потребностью общества в развитии творческих способностей личности и недостаточной возможностью ее оптимального удовлетворения только в условиях образовательного учреждения;

- многочисленными видами и типами образовательных учреждений и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих успешность развития творческих способностей растущего человека.4

Актуальность темы данного исследования обусловлена острой потребностью общества в творчески развитых, «креативных» людях и фактическим слабым методическим обеспечением современной начальной школы дидактическим материалом для развития творческих способностей младших школьников.

«Погружение в творчество» должно быть обеспечено грамотным сочетанием и чередованием форм, методов и приёмов организации творческой деятельности детей на каждой ступени образования с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, соблюдения принципов доступности.

Следовательно, тема выпускной квалификационной работы «Развитие творческих способностей младших школьников средствами кружковой деятельности» является актуальной.

Объект исследования: внеурочная деятельность, способствующая развитию творческих способностей младших школьников.

Предмет исследования: задания для развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Цель исследования: выделить и апробировать задания для развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования поставлены следующие задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

- охарактеризовать особенности организации внеурочной деятельности для развития творческих способностей младших школьников;

- провести диагностику уровня сформированности творческих способностей младших школьников.

- спроектировать, провести и проанализировать фрагменты внеурочных занятий с использованием заданий для развития творческих способностей младших школьников.

Методы исследования:

- анализ;

- синтез;

- наблюдение;

- анализ продуктов деятельности;

- статистическая обработка данных;

- тестирование;

- проектирование.

База исследования: Рассказовская ООШ Карасукского района Новосибирской области, 1-4 классы.

Практическая значимость исследования выражается в возможности использования представленных материалов и может быть полезна педагогам начальной школы.

1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ


Сущность и характеристика творческих способностей


Творчество пронизывает все виды деятельности, обеспечивая её новое, более высокое качество. В философском понимании творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество возможно лишь на основе полной свободы, не скованной узами бытия, не выводимой из бытия. В любом творчестве присутствует новизна, не детерминированная окружающей действительностью. Это и есть элемент свободы, который «приходит во всякий подлинный творческий акт; в этом тайна творчества; в этом смысле творчество - есть творчество из ничего»5.

В педагогике и психологии термин «творчество» рассматривается в контексте понятия «творческая деятельность». Начальный этап научного подхода к природе творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как материальном носителе творческих способностей. Продуктами творческой деятельности выступает определенная совокупность рефлексов. Действие раздражителя, составляющего проблемную ситуацию, возбуждает рефлекс сосредоточения, который образует в мозговой деятельности доминанту. Вокруг доминанты концентрируется путем воспроизведения прошлого опыта весь материал, так или иначе относящийся к раздражителю - проблеме. Таким образом, сама проблема на определенный период становится пунктом сосредоточения - доминантой, вокруг которой и совершается творческая деятельность.6

Доминирующей точкой зрения среди исследователей является предположение, что креативные люди осваивают избранный вид деятельности практически на всех этапах этого процесса творчески, не прибегая к подражательным действиям. Однако выделяется и другой подход к определению творческой деятельности, который основан на предположении, что любая деятельность может включать в себя элементы творчества.7

В основе творческих способностей лежат фантазия и воображение. В психологическом словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте 8

Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений.

Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу.

Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует  отбора материалов, необходимых для  построения образа желаемого и более или менее отдаленного, то есть не дает непосредственно и немедленно объективного продукта. Одной из главных задач, стоящих перед школой является создание благоприятных условий для развития каждого ученика в различных видах деятельности, выявления и развития комплекса способностей, познание учащимся самого себя, развитие на определенном уровне мышления, воображения, фантазии. 9

В отечественной и зарубежной психологии существует множество трактовок понятия «способности». Чаще всего способности трактуются как особые, наследственно обусловленные психические качества человека. Однако некоторые ученые не признают врожденность способностей, не отрицая при этом природных предпосылок к развитию способностей.

По мнению отечественного психолога и философа С.Л. Рубинштейна, «способности – это сложное, синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются». По его мнению, «это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей» 10.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.11

По содержанию и степени сложности принято выделять:

Элементарные (основные) способности - совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, свойственных всем людям примерно в равной степени;

Сложные общие способности, такие как способность к труду, обучению, воспитанию, общению, речи и других. Они так же свойственны всем людям, только в различной степени;

Сложные частные (специальные) способности это уже совокупность отдельных свойств личности, которые обеспечивают достижения успеха человеком в какой-либо области деятельности. 12

По видам деятельности выделяют:

-репродуктивный (воспроизводящий) обеспечивающий высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

-творческий - обеспечивает создание нового, оригинального. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в прежнем опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Творческие способности - это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.13

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.

Конвергентное мышление – это линейное мышление, которое основывается на поэтапном выполнении задачи, следовании алгоритмам. Конвергентное мышление базируется на стратегии использования инструкций по выполнению задач, на применении элементарных операций. 

Конвергентное мышление предполагает одно единственно правильное решение.

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4.Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [31].

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла. [31]

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Исследования педагогов и психологов связывают креативность с развитием личности, воображения и интеллекта ребенка школьного возраста.

.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.




.

































1.2 Особенности развития творческих способностей младших школьников



Начальная школа - это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна, и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Творчество детей необходимо развивать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Наиболее распространенная форма внеурочной деятельности в начальной школе – кружковая работа.

Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других.

Одной из задач внеурочной деятельности  является выявление и развитие художественных способностей, талантов детей. С психологической точки зрения младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Сензитивный возраст – это возрастной период, в который создаются оптимальные психофизиологические и биологические возможности организма для развития каких-либо новых сторон, качеств, состояний психической деятельности.

Младший школьный возраст - период значительных изменений в жизни ребенка, он определяется моментом поступления в школу, это период примерно с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения. По данным исследований психологов сегодняшние первоклассники существенно отличается от первоклассников прошлых лет. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

У современных детей обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Она часто носит противоречивый характер, вследствие чего возникают тревожность и неуверенность. У сегодняшних детей более свободное ощущение своего «Я», более независимое поведение, чем у детей прошлых лет.

Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта.

А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. В обычной жизни способности выступают, прежде всего, как характеристики конкретного человека.

Ещё Л.С. Выготский отмечал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение [6]. Запас представлений ребенка необходимо все время пополнять.

Основные направления в развитии воображения младшего школьника - это переход к все более правильному и полному отражению действительности на основе усвоенных знаний. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт, что в свою очередь способствует развитию воображения, творческого мышления.

Психологом Л.С. Выготским отмечается несколько периодов активно развивающегося творческого процесса. Первый – дошкольный возраст, второй – младший школьный возраст, третий – подростковый возраст. Дошкольный и младший школьный возраст – важный период, поскольку является первой ступенью к творческому развитию ребенка. Будет ребенок стремиться познавать мир или останется «нетворческим» человеком зависит от того, как будет построена работа с ним.[6]

Творческий потенциал заложен в каждом ребенке с момента его рождения и раскрывается по мере его роста и развития. Однако скорость и степень раскрытия этого потенциала индивидуальна у каждого ребенка, и зависит как от внутренних факторов – характер, темперамент и т.д., так и от внешних – количества и качества взаимодействия ребенка со взрослыми на разных этапах детства.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» - писал В.А. Сухомлинский [19]. То есть, работая руками, ребенок учится работать с различными инструментами, приобретает навык работы в мелких операциях, развивается его интеллект, ускоряется умственное развитие.

Творческая деятельность в младшем школьном возрасте – это не просто копирование стереотипного поведения, а создание чего-либо субъективно нового и оригинального для ребенка. Например, рисование, конструирование, сочинение и т.д.

Под творческой способностью младших школьников принято понимать:

- создание ребенком субъективно нового и значимого для ребенка продукта (рисунок, танец, поделки, стихи и песни, придуманные ребенком);

- продуцирование новых деталей к уже известному, действий, характеристик образов (в рисунке, рассказе, игре и т.д.);

- применение ранее усвоенных способов или средств в новой ситуации;

-проявление ребенком самостоятельности и инициативности, поиск новых вариантов решений задачи;

Развитие творческих способностей детей происходит на уроках и во внеурочной деятельности. Наибольшего эффекта в развитии творческих способностей младшего школьника можно добиться через:

- реализацию кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе;

- вовлечение учащихся в творческое взаимодействие со сверстниками;

- наблюдения;

- творческие мастерские.

- проектирование.

Также следует отметить, что немаловажным является и создание условий для эффективного развития творческих способностей.

К таким условиям относятся: раннее начало; создание обстановки, опережающей развитие детей;

- предоставление свободы в выборе деятельности и способа работы, помощь со стороны взрослых. Интерес и склонности к определенной деятельности развиваются в единстве с развитием способностей к ней. Например, интерес к изобразительному искусству заставляет ребенка усиленно заниматься рисованием, что в свою очередь развивает его художественные способности. Развивающиеся способности приводят к определенным успехам и достижениям в соответствующей области, это вызывает у ребенка чувство радости и удовлетворения и еще более глубокий интерес и склонность к предмету.14

Успех в выбранной деятельности зависит и от ряда черт, среди которых прежде всего: трудолюбие, целеустремленность, организованность, настойчивость и сосредоточенность. Отсутствие таких качеств может стать препятствием на пути к получению значительных результатов, достижений. Среди других немаловажных для развития способностей качеств личности – скромность, требовательность к себе и самокритичность.

Способности формируются и развиваются в деятельности, в процессе обучения и воспитания. Основная задача воспитания – всестороннее развитие способностей детей. Интерес, связанный со способностями, должен доминировать, но приоритет остается у гармоничного и всестороннего развития личности ребенка, повышение уровня его культуры, расширение кругозора.

Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний. В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.15

Познание - образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания. Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний. Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Таким образом, творческая деятельность младших школьников - продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. 








Характеристика специальных заданий для развития творческих способностей в условиях кружковой деятельности



С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способности.

Кружок - форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха. Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Творческие занятия должны быть систематическими. Если ребенок будет посещать занятия не регулярно, а от случая к случаю, то лучше не браться за это вовсе. У детей должно быть много разнообразной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других.

Развитие творческих способностей у детей - это задача не на один день. Сколько угодно можно призывать человека быть творческой личностью, творчески работать, но все это будет бесполезно.

Для развития творческих способностей учащихся необходимо использовать на занятиях кружка разнообразные задания, цель которых - развитие фантазии, творческого мышления. Занятия в кружке предполагают собой использование следующих специальных упражнений и заданий:

Задание на развитие фантазии и воображения «Что? Откуда? Как?»

Детям, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию). Каждый из детей по порядку должен быстро ответить на три вопроса: Что это? Откуда это взялось? Как это можно использовать? При этом повторяться не разрешается, каждый ребенок должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.

Психологический смысл упражнения: легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления детей, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций (использовать на занятии «Старые вещи на новый лад»).

2. Задание «Усовершенствование игрушки».

Детям демонстрируется мягкая игрушка и дается задание: предложить как можно больше принципиально осуществимых способов её усовершенствования - что можно сделать, чтобы детям стало интереснее с ней играть? Упражнение выполняется в подгруппах по 4-5 человек, время работы 8-10 мин. Потом представители каждой из подгрупп поочередно излагают свои идеи.

Психологический смысл упражнения: тренировка умения генерировать идеи в условиях командной работы (использовать на занятии «Старые вещи на новый лад»).

3. Задание «Три краски».

Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и за​полнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему не​много дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку (использовать на занятии «Ниткография», «Пластилинография», «Торцевание гофрированной бумагой»).

4. Задание «Фантастическое объединение» развивает фантазию и воображение (человек + лошадь = кентавр, рыба + человек = русалка и т.д.) использовать на занятии «Ниткография»)

5. Задание «Самоцветы» на развитие образного мышления

Попробуйте всевозможные сочетания 3-х основных цветов (синий, желтый, красный), разную яркость и насыщенность красочных смесей, наполни сундук драгоценностями, ставя красками разноцветные точки на мокрую бумагу (использовать на занятии «Торцевание гофрированной бумагой», «Пластилинография»)

6. Задание для развития воображения (использовать на занятии «Ниткография»)

Взять ручку, поставить и центр листочка, закрыть глаза, и произвольно водить по листочку, непрерывную линию в течение 15 сек., затем внимательно посмотреть какой образ видно и выделить его.

7. Задание «Рисовалка»

Двое детей берут одну ручку, ставят в центр листа и рисуют одновременно, что - то, что сказал им педагог на ухо разное. И смотрим, что получилось (использовать на занятии «Ниткография»)

8. Задание «Дизайн новой чашки» (использовать на занятии «Старые вещи на новый лад», «Фантазии из кожи»).

В списке свойств чашки числится, что она должна быть круглой, иметь ручку, что она должна быть сделана из достаточно твердого материала, чтобы у нее было устойчивое донышко и чтобы она не меняла вкус напитка.

Теперь можно подумать в новых направлениях, нацелиться на один из атрибутов и менять его тем или иным образом. Например, пусть у чашки будет не одна ручка, а две, чтобы ее можно было держать с двух сторон. Если установить ручку внутри чашки, то уже никогда не обожжетесь, потому что невозможно хлебнуть из такой чашки, не попробовав сначала пальцем. Можно сделать ручку размером с саму чашку - для тех, кто пьет прямо в хоккейных перчатках.

Можно поменять другие параметры, чтобы чашка служила определенным целям. Пусть у нее будет заостренное донышко, чтобы она не опрокидывалась, воткнутая в песок на пляже. А можно сделать донышко клейким и мягким, чтобы чашка не падала от качки во время морских путешествий. Для тех, кто пьет слишком много кофе, можно сделать чашку с дыркой на середине высоты - чашка всегда будет наполовину пустой. Для тех, кто любит сладкое, можно, воспользовавшись какой-нибудь химической технологией, покрыть внутреннюю поверхность чашки сахаром. А можно покрыть ободок чашки четырьмя веществами с различным вкусом - сладким, горьким, соленым и кислым, - так, чтобы можно было выбирать вкус, поворачивая чашку.

9. Задание «Придумать двадцать способов применения скрепки, стакана, шарика, кастрюли, ботинка и т.д.» (использовать на занятиях «Старые вещи на новый лад», «Фантазии из кожи»).

Вещи приобретают значение в зависимости от своего окружения. Например, в офисе скрепки используются для того, чтобы держать вместе письма, договоры и другие документы. В лаборатории та же железка может оказаться частью проводки, которая соединит два кабеля. Вы можете использовать скрепку, чтобы наспех починить разбитые очки, с ее помощью взломать замок.

Изменившиеся обстоятельства могут вынудить вас исследовать новые возможности применения известных вещей. Когда вы путешествуете, полотенце становится подушкой, тентом от солнца, маской для защиты от песка, юбкой, сумкой для переноски кинокамеры, корзиной дли белья и т.д.

Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда отчетливая. В связи с этим на занятиях по декоративно-прикладному творчеству используются творческие задания как часть игры, где ребенок выполняет различные роли - конструктора, художника, мастера, которые способствуют развитию творческих способностей.

При выполнении задания у детей развивается внимание, усидчивость, совершенствуются навыки работы с материалами и инструментами. Затем воспитанникам предписывается совершить действия, отличные от прямого копирования образца, им даются "творческие задания" типа: придумай другое оформление, дополни образец деталями и т.д. Это способствует развитию у детей наблюдательности, воображения, фантазии.

На занятиях декоративно-прикладным творчеством часто используются поисковые творческие задания. Прежде, чем приступить к выполнению того или иного изделия, ребятам предлагается самим определить алгоритм действий, разработать эскиз, определить дизайнерское решение. После обсуждения можно предложить свои варианты и иллюстрации. За детьми остается только выбор. При этом на занятиях создается благоприятный психологический микроклимат, способствующий стимулированию творческой активности детей, где педагог являлся не строгим руководителем учебного процесса, а доброжелательным помощником. Ребенку предоставлялась возможность решать творческие задачи в содружестве и сотворчестве с педагогом.

Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях

в кружках. Без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон. Большая роль отводится коллективным работам, где каждый ребенок вносит в работу свою лепту, и в результате получается единая картина, которая занимает одно из мест на выставке.

Таким образом, включая данные задания на занятиях во внеурочной деятельности, можно способствовать развитию творческих способностей младших школьников.

Таким образом, выбор какого-либо метода, приема зависит от поставленной цели, содержания материала, прогнозируемых результатов. Главное, чтобы их реализация помогла развить заложенные в каждом ученике способности, вселила в них уверенность, и вызвала интерес к дальнейшей деятельности.

Внеклассная и внешкольная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждое изделие имеет свою индивидуальную неповторимость. Дети неистощимы на выдумку, они относятся к своим работам с огромной душевной теплотой, потому, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.



ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


2.1 Диагностика уровня сформированности творческих способностей у детей младшего школьного возраста



Ранняя диагностика творческих способностей у детей и их дальнейшее развитие в творческой деятельности - необходимые условия для формирования полноценной личности, раскрытия личностного потенциала, формирования качеств культурного, духовно развитого и социально активного члена общества.

Целью опытно-практической работы являлось выделение и апробирование специальных заданий для развития творческих способностей младших школьников посредством занятий в кружке декоративно-прикладного творчества.

Диагностика проходила в МБОУ Рассказовская ООШ с обучающимися 2-4 классов. Количество обучающихся 12 человек.

Для исследования уровня развития творческих способностей младших школьников были использованы следующие методики:

- тест «Неоконченный рисунок» П. Торренс (тест исследует фантазию и образное мышление);

- тест «Необычное использование» П. Торренс (диагностика словесного творческого мышления).

Следует отметить, что для диагностики подбирались методики в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.






Тест «Неоконченный рисунок» П. Торренса.

Тестирование проводится поэтапно. На первом этапе ребенку предлагается целый ряд кругов. Его задача – из каждого круга изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

На втором этапе ребенку предлагается изображение (частичное) собачки. Необходимо последовательно дорисовывать образ собачки, так, чтобы каждый раз это была разная собачка. Изменение образа идет вплоть до изображения фантастического животного.

Посчитайте, сколько кругов превратил в новые образы ребенок (1балл), сколько нарисовал разных собачек (1 балл). Чем выше результат, тем лучше развито образное мышление и фантазия у данного ребенка. Результативность:

От 0 до 4 баллов – низкий уровень;

От 5 до 8 – средний уровень;

От 9 до 12- высокий уровень.

t1636613658aa.png

Рисунок 1.

Результаты диагностики «Неоконченный рисунок» (тест исследует фантазию и образное мышление) представлены в таблице 1 и на рисунке 2.



Таблица 1

Результаты диагностики «Неоконченный рисунок»

Имя

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1

Даниил

4



2

Глеб


8


3

Никита Ш.

4



4

Лёша



12

5

Петя


8


6

Александр



9

7

Диана



10

8

Вероника



10

9

Лена


7


10

Александра


8


11

Семён


7


12

Никита К.


7



Итого

2 (17%)

6 (50%)

4 (33%)


t1636613658ab.gif

Рисунок 2. Результаты методики «Неоконченный рисунок».

Результаты тестирования показали, что обучающихся с низким уровнем творческих способностей -17%, средним - 50%, высоким - 33%


Тест «Необычное использование» П. Торренса (диагностика словесного творческого мышления). Детям предлагается придумать необычное использование обычным предметам. Например: стакан, носок, коробка из-под обуви. Чем больше будет придумано новых образов (1 балл), тем лучше.

Критерии:

Чем больше будет придумано новых образов (1 балл), тем лучше.

От 0 до 3 баллов – низкий уровень;

От 4 до 6 – средний уровень;

От 7 - высокий уровень.

Результаты диагностики «Необычное использование» (диагностика словесного творческого мышления) представлены в таблице 2 и на рисунке 3.


Таблица 2

Результаты диагностики «Необычное использование»

Имя

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1

Даниил


6


2

Глеб


6


3

Никита Ш.

3



4

Лёша



10

5

Петя



8

6

Александр



8

7

Диана



9

8

Вероника



8

9

Лена


5


10

Александра


5


11

Семён


4


12

Никита К.


6



Итого

1 (8%)

6(50%)

5(42%)



t1636613658ac.gif

Рисунок 3. Результаты методики «Необычное использование».

Результаты тестирования показали, что обучающихся с низким словесного творческого мышления - 8%, средним -50%, высоким - 42%.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство тестируемых обучающихся имеют средний и низкий уровень сформированных творческих способностей. На такой результат влияет то, что почти все младшие школьники, проходившие исследование, не посещают кружки, которые помогают формированию воображения. Необходима развивающая практическая работа по развитию творческих способностей. Наиболее эффективной формой является кружковая деятельность.




2.2 Организация и анализ работы по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности




Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работа в кружке планировалась так, чтобы она не дублировала программный материал по изобразительному искусству и технологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с разнообразными материалами и инструментами. Дети знакомятся с различными креативными техниками (декупаж, витраж, мозаика, пластилинография, ниткография, торцевание гофрированной бумагой, разнообразием природного материала) материалами и инструментами.

В условиях исследования была спланирована развивающая работа с обучающимися 2-4 классов по развитию творческих способностей на кружковых занятиях. Были спроектированы и апробированы конспекты, где учащиеся были подведены к осознанию необходимости развивать свои творческие способности и воображение (Приложения 1, 2,3,4,5).

За время преддипломной практики с младшими школьниками было проведено несколько кружковых занятий, такие как «Пластилинография», «Ниткография», «Фантазии из кожи», «Торцевание гофрированной бумагой», «Старые вещи на новый лад». Учащиеся активно включались в кружковую работу.

Успешно проходило занятие «Пластилинография» (Приложение 1).

Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в школе. Техника пластилинографии имеет широкий спектр возможностей для развития воображения, помогает ребенку выразить свои эмоции, свое видение окружающего мира и своё отношение к нему, сформировать эстетический вкус, аккуратность, мелкую моторику пальцев, что в свою очередь способствует речевому развитию. Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Школьники овладевают теоретическими знаниями (понятия - трафарет, шаблон, паспарту). Ребенок постепенно и незаметно для себя овладевает искусством планирования, и учиться доводить работу до конца, при этом развивая воображение.

Наблюдая за школьниками, было видно, с каким интересом они выполняли композицию, «рисуя» пластилином. Активно сотрудничали, обсуждая, какой цвет выберут для своего цветка, какой цветок будут «рисовать», вводили различные цвета пластилина в основной фон лепестков цветка. Выполняя открытку «Ёлочка нарядная», дети проявили своё творчество, декорируя новогоднюю ёлку блёстками, стразами и другими декоративными элементами.

На протяжении исследования, наблюдая за кружковцами, было видно, что у них возрастает интерес к данной нетрадиционной технике, активно стали использоваться стеки, карандаши и другие предметы для нанесения рельефа на пластилиновый рисунок. Работы школьников стали более интересными и неповторимыми. Младшие школьники обрели уверенность в себе и почувствовали себя настоящими творцами.

При проведении кружкового занятия по теме «Ниткография» (Приложение 2) использовалось такое задание, как дорисовать оттиск нитки и вообразить, что за фигура получилась. Здесь было актуальным упражнение «Рисовалка».

Кружковцы работали в парах. Показывали свой оттиск напарнику и вместе определяли и дорисовывали придуманный образ. Затем демонстрировали всему коллективу кружка. После чего собрали картинки в книжку. Данное задание было эффективно, так как младшие школьники были заинтересованы, проявили свой творческий интерес к выполнению задания. В ходе работы возникали определённые трудности: не все школьники сразу приступали к выполнению задания. У некоторых возникали затруднения над тем, что будут дорисовывать после того, как изобразят отиск помощью нити. Однако эти проблемы не существенно влияли на общий результат, последующей совместной работой их удавалось решить.

Ребята работали в парах, оказывали взаимопомощь. Школьники овладевают теоретическими знаниями (понятия – ниткография, графика). При работе у младших школьников повышались интерес и работоспособность, активизировались мыслительные процессы. Школьники становились более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышалась коммуникабельность, они учились общаться, работать в коллективе. Многие ребята показали данную технику дома родителям, младшим сёстрам или братьям. После каждого занятия проводится мини-выставка.

Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения детей. Используя разнообразные методы и приёмы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления.

Например, на занятиях на получение новых знаний присутствует постановка эвристического вопроса. Дети овладевают новыми знаниями, терминологией. После чего проводится практическая работа (ниткография, пластилинография, торцевание).

Активно и с большим интересом младшие школьники работали на кружковом занятии «Торцевание гофрированной бумагой» (Приложение 3).

В технике «торцевание» каждый изготовил открытку с изображением цветка. При изготовлении открытки кружковцам было предложено вспомнить сюжет сказки В. Катаева «Цветик - семицветик», в ходе занятия прослеживался воспитательный момент - беседа о добре, сострадании. В процессе работы дети подбирали цвета гофрированной бумаги, комбинировали, прослеживался неподдельный интерес к этому виду творчества. Занятие проходило накануне Международного женского дня, и каждый кружковец подарил открытку маме на общешкольном празднике. 

На одном из занятий коллективно придумали тематику панно, разработали эскиз, разделили его на отдельные фрагменты. Работали попарно, что ускорило

создание проекта. Чтобы не подвести команду каждый старался работать аккуратно. Затем собрали коллективное панно.

На занятии «Старые вещи на новый лад» (Приложение 4) было актуально задание «Дизайн новой чашки». Дети декорировали принесённые из дома предметы по собственному замыслу. Предварительно просмотрели фотографии авторских работ. Использовались самые разнообразные материалы. Дети увлечённо фантазировали, делились материалами, помогали и советовались друг с другом.

Исследование  проходило в сельской школе, где у детей нет возможности охватить многообразные виды творчества. Поэтому их интерес был очевиден. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что реализация занятий в кружке существенно повышает уровень развития творческих способностей младших школьников. В ходе занятий у детей появился значительный интерес к декоративно-прикладному творчеству. Выполненные работы отражают развитие художественного вкуса. Дети получили и закрепили не только теоретические знания: что такое декупаж, ниткография, пластилинография, торцевание, бахтарма, способы лепки, но и практические умения по работе с разнообразными материалами, а также навыки самостоятельного поиска информации.

На занятии «Фантазии из кожи» (Приложение 5) задавался эвристический вопрос (предлагалось рассмотреть группу предметов и ответить, что их объединяет; так же предлагалось рассмотреть выставку), который направлен на закрепление пройденного материала и подведению к теме и цели занятия. При этом дети овладевают новыми знаниями, терминологией, практической деятельностью. Ребята самостоятельно создали эскизы и спроектировали будущие украшения из заготовленных деталей. Украшения каждого получились оригинальными, авторскими, так как воплощалась своя собственная идея. В конце занятия была организована мини-выставка авторских работ.

На начальном этапе работы свои первые шаги большинство учащихся выполняли с помощью педагога, в то время как последние творческие задания были изготовлены детьми самостоятельно.

Каждое занятие решает не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развить личность ребенка, умение общаться, его воображение. Эффективность формирования воображения в значительной степени будет зависеть от разнообразия применяемых заданий в кружковой деятельности, а также учета возрастных особенностей младших школьников.

Полученные определённые умения и навыки, дети могут применить в жизни – украсить интерьер дома и школы, сделать подарки и т.д.

Анализируя результаты проведенного наблюдения можно сделать вывод, что, кружковые занятия положительно влияют на динамику развития творческих способностей младших школьников.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Развитие творческих способностей ребёнка – сложный многосторонний процесс. В творческой деятельности задействованы ум, характер и чувства. Для развития творческой личности все эти качества требуют воздействия. Организация определенных условий и использование разнообразных методов и приёмов способствуют развитию в творческом плане каждого ребёнка.

В современном быстро прогрессирующем обществе, требующим воспитания творчески активного поколения, цель образования становится не просто передача знаний и опыта, а развитие личности ученика, что невозможно без развития творческих способностей. Чаще всего требования семьи, общества, государства в сфере образования реализуются во внеурочной деятельности, согласно ФГОС НОО.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы четко указывает на пристальное внимание ученых, методистов и учителей к проблеме детского творчества, развития потенциала школьников, который все чаще связывают с успешной адаптацией личности в стремительно меняющемся социуме. Творчество ребенка превращается в непременный фактор социализации.

Современная школа призвана обеспечивать не только формирование высокого уровня общеобразовательной подготовки учащихся, но и развитие таких важных качеств, как самостоятельность, инициатива, творческая активность. В этой связи в организации учебно-воспитательного процесса учителю важно ориентироваться на потребности и интересы учащихся. Поскольку именно в младшем школьном возрасте закладывается развитие всех познавательных способностей человека, то именно в этом возрасте необходимо особое внимание уделить развитию воображения.

Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников, можно сказать, что творческая деятельность – это такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Актуальность и значимость выбранной темы обусловлена возрастающей ролью активной творческой деятельности личности в современных условиях, необходимостью внедрения в практику современной школы комплексных средств, включающих в своё содержание адекватную систему педагогических условий для развития творческой активности школьника. Так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях и т.д. Разный уровень развития детей приводит к различным результатам, но важно отметить, что даже маленькие дети способны почувствовать выразительность, образность художественных средств – цвета, формы, звука. Поэтому нам следует уделить внимание большой педагогической проблеме – поиску таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание «творить».

Целью работы было: развитие творческих способностей младших школьников средствами кружковой деятельности.

Для того чтобы развить творческие способности младших школьников были отобраны методики: «Неоконченный рисунок», «Необычное использование». Невысокий уровень развития воображения позволил сделать вывод о необходимости выбора и применения разнообразных заданий для развития воображения младших школьников.

После проведения развивающей работы в рамках специальных кружковых занятий, наблюдая за младшими школьниками, было заметно, как они проявляют активность, фантазию при выполнении творческих заданий, заинтересованность в своих творческих способностях.

Но на более высокий результат можно рассчитывать лишь в том случае, занятия проводятся не от случая к случаю, а систематически и при выборе заданий учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. Необходимо разнообразить занятия, чтобы не пропал интерес, при этом постепенно их усложнять.

Таким образом, можно сказать, что наиболее эффективно развиваются творческие способности у младших школьников в такой форме внеурочной деятельности, как кружок, где используются специальные задания на развитие фантазии, воображения, творческого мышления.

Специальные задания:

Задание на развитие фантазии и воображения «Что? Откуда? Как?»

(использовать на занятии «Старые вещи на новый лад»).

Задание «Усовершенствование игрушки» (использовать на занятии «Старые вещи на новый лад»).

Задание «Три краски» (использовать на занятии «Никография», «Пластилинография»).

Задание «Фантастическое объединение». Развивает фантазию и воображение (человек + лошадь = кентавр, рыба + человек = русалка и т.д.), использовать на занятии «Ниткография»)

Задание «Самоцветы» на развитие образного мышления

(использовать на занятии «Торцевание гофрированной бумагой», «Пластилинография»)

Задание для развития воображения (использовать на занятии «Ниткография»)

Задание «Рисовалка» (использовать на занятии «Ниткография»)

Задание «Дизайн новой чашки» (использовать на занятии «Старые вещи на новый лад», «Фантазии из кожи»).

Задание «Придумать двадцать способов применения скрепки, стакана, шарика, кастрюли, ботинка и т.д.» (использовать на занятии «Старые вещи на новый лад»).

Подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что кружковая работа позволяет развивать творческие способности младших школьников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми ребенок проявляет индивидуальность, развивается детская фантазия, воображение, особое видение мира. Ребёнок учится думать, открывать, изобретать.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки РФ (с изменениями на 31.12.2015г.) М.: Просвещение, 2016.

Абовский Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. – М.: СИНТЕЗ, 2018. – 132 с.

Александрова Л. М., Берзина Р. Ф., Гайсина Р. С., Петрова Т. И., Синдикова Г. М. авт. - сост., Методические разработки по организации художественно – эстетического воспитания младших школьников в условиях внеурочной деятельности: Методические рекомендации для студентов, обучающих по направлению «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование»/ - Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013г.

Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся/ А. В. Баранова. – М.: Просвещение, 2013 – 96 с.

Березина В.Г. Детство творческой личности. - СПб.:Изда - во Буковского, 2014.- 60 с.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. – 96 с.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: 2009. – 135 с.

Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. – 170 с.

Зак А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98 с.

Колосов Д.В. О психофизиологии творчества // Психологический журнал. 2003. Т. 14. №.6. - С. 43-54.

Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина, 1995. -106 с.

Меерович М.И. Технология творческого мышления: практическое пособие. – М.: АСТ, 2000. – 224 с.

Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Хрестоматия по психологии. М.: 2006.-265с.

Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. – 280 с.

Пикулина Т. В. Внеурочная деятельность младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 24-25.

Попова И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС//Народное образование.-2013.-№1. С. 219-226.

Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории [Текст] /С.Л. Рубинштейн // Исследование проблем психологии творчества. 2000. № 3. – С. 34-46

Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А.Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1981. – 640 с.

Сухомлинский, В.А. «Сердце отдаю детям» / В.А. Сухомлинский. - изд.: Радянська школа, 1974. – 288 с.

Торренс, Э.П. Диагностика креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika .

Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство». – И. Иматон, 1998. – 101 с.

Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2012. - 175 с.

Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. / М.А. Холодная — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. — 65 с.

Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 82 с.

Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: Режим доступа: http://psyjournals.ru/kip/2006/n1/Trifonova.shtml.

Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. Режим доступа: https://bookap.info/genpsy/myasihchev/gl24.shtm

Теплов Б.М. Способности и одаренность. Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/psihologia/teplov-b-m-sposobnosti-i-odarennost.htm

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1537172/

Лук А.Н. Мышление и творчество. Режим доступа: http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000039/

Понятие изобразительного творчества в психолого-педагогических исследованиях. Режим доступа: http://www.edutarget.ru/sonics-282-3.html






ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект внеурочного занятия

Класс: 2-4
Направление внеурочной деятельности: общекультурное
Внеурочная деятельность: кружок «Декор»
Тема: «Пластилинография»
Цель: освоение техники «пластилинография».

Продукт: поздравительная открытка в технике «пластилинография».


Ход внеурочного занятия

Перед началом занятия детям предлагается выполнить специальные задания.

Задание 3. «Три краски» (развивает фантазию и воображение)

Задание 5. «Самоцветы» (развивает образное мышление)



Этапы
занятия

Содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Формы организации

МТО

Метапредметные

Личностные

Работа над темой

Постановка эвристического вопроса: «Что такое пластилинография?».

Беседа о технике пластилинографии. Этот вид искусства называется «Пластилинография». Давайте поближе узнаем, что это такое.

Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином.

Ребята, у нас приближается праздник 8 Марта, поэтому вы сможете своими руками изготовить поздравительную открытку. Давайте рассмотрим готовый образец.

«Каким образом можно получить данное изображение?», «Как получить аккуратный, четкий контур?» Выслушиваются предположения учащихся.

Постановка эвристического вопроса: Что такое графика? От греческого graphike – от grapho – пишу. Вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.). Выразительные средства графики – контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), с которым изображение образует контрастное соотношение.

Что такое трафарет? Трафарет (шаблон) – образец, по которому выкраивается, изготовляется деталь, предмет.

Ребята, на сегодняшнем занятии изготовим открытку, используя трафарет. У вас на столах лежат: картон, фломастеры, пластилин, трафарет, скрепки, клей и технлогическая карта, которая поможет вам изготовить открытку. Вам нужно:

- выбрать трафарет

- выбрать фон основы

- выбрать цветовую гамму пластилина в сочетании с цветом основы

- заполнить основу пластилином через трафарет размазыванием, при необходимости смешивая пластилин, создавая различные оттенки

- удалить трафарет

- оформить открытку в паспарту

Давайте, организуем небольшую выставку. Ребята, посмотрите, на наши открытки! Какие они красивые! Ваши мамы будут рады таким подаркам.

Рассуждают, выдвигают версии










Рассуждают, выдвигают версии



















Выполняют предложенное задание




Познавательные:
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные:
Адекватно использовать речевые средства;
- Задавать вопросы.

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


Элементарные навыки познавательной работы






Устойчивая положительная мотивация к деятельности















Первоначальные навыки сотрудничества









Фронт.







Фронт.









Фронт.











Инд.






Колл.

























технологические карты, картон белый и цветной, скепки,клей, трафареты, пластилин, стеки, технол.

карта




























ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Конспект внеурочного занятия

Класс: 2-4
Направление внеурочной деятельности: общекультурное
Внеурочная деятельность: кружок «Декор»
Тема: «Ниткография»

Цель: освоение техники «Ниткография»

Продукт: книжка в технике «ниткография»


Ход внеурочного занятия

Перед началом занятия детям предлагается выполнить специальные задания.

Задание 3. «Три краски» (развивает фантазию и воображение)

Задание 4. «Фантастическое объединение» (развивает фантазию и воображение)

Задание 6. Задание для развития воображения

Задание 7. «Рисовалка» (развивает фантазию и воображение)









Этапы
занятия

Содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Формы рганизации

МТО

Метапредметные

Личностные

Работа над темой

Объяснение теоретической части.

Что такое графика? От греческого graphike – от grapho – пишу. Вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.). Выразительные средства графики – контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), с которым изображение образует контрастное соотношение.

Ребята, давайте посмотрим подборку графических произведений искусства.

Постановка эвристического вопроса: «Что такое ниткография?».

Выслушиваются предположения учащихся, затем озвучивается краткая историческая справка.

Ниткография (изонить) - или изображение нитью – как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали способ переплетения нитей на вбитых в дощечки гвоздях. В результате появлялись ажурные изделия для украшения жилища. Для составления узоров используются различные геометрические фигуры, фигуры зверей, птиц, рыб, людей, растительные орнаменты.

На сегодняшнем занятии попробуем объединить графику и ниткографию. Для этого вам понадобятся краски, кисти, нитки и бумага.

У вас на столах лежат листочки. Переверните их - это технологические карты. Они помогут вам самостоятельно выполнить задание. Здесь вы увидите все этапы работы.

Окрасить нить, окунув её в краску. Сложить пополам лист бумаги.

2. Фигурно уложить окрашенную нить, оставив неокрашенный конец. Закрыть вторую половину листа.

3. Вытянуть нить за свободный конец, прижимая ладонью верхний сгиб листа.

4.Дорисовать оттиск фломастером или карандашом по представлению. Если что - то не получается, можно попросить помощи у кого-то другого.

А теперь посмотрим, что у вас получилось, какие образы вы увидели? Может быть, кто-то увидел в ваших работах что-то другое?



Давайте соберём все ваши картинки в одну книжку-гармошку и дадим ей название.











Рассматривают

подборку авторских работ на слайдах




Выдвигают версии











Выполняют предложенное задание



Выдвигают версии


Рассуждают договариваются, приходят к общему решению

Выполняют предложенное задание



Познавательные:
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, строить сообщения в устной форме.

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, учитывать установленные правила;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей



Коммуникативные:
Адекватно использовать речевые средства;
- Задавать вопросы.





Элементарные навыки познавательной работы


Устойчивая положительная мотивация к деятельности
























Первоначальные навыки сотрудничества










Фронт.





















Инд.

















Колл.


















Компьютер



















Белая бумага А-4,

краски, кисти, стаканы с водой,

технол.

карта








Скотч







ПРИЛОЖЕНИЕ 3



Конспект внеурочного занятия

Класс: 2-4
Направление внеурочной деятельности: Общекультурное
Внеурочная деятельность: кружок «Декор»
Тема:
«Торцевание гофрированной бумагой»

Цель: освоение техники «Торцевание гофрированной бумагой»

Продукт: открытка в технике «торцевание»


Ход внеурочного занятия

Перед началом занятия детям предлагается выполнить специальное задание.

Задание 5. «Самоцветы» (развитие образного мышления)

Этапы
занятия

Содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Формы
организации

МТО

Метапредметные

Личностные

Работа
над темой


Ребята, что вы знаете об открытке? Что такое открытка? Откры́тка (первоначально откры́тое письмо́) — особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта). Коллекционирование открыток называется филокартией.

Классикой жанра открыток были и остаются поздравительные открытки.

Широкое распространение в современной жизни  получили также бесплатные открытки (freecards), открытки ручной работы (hand-made), голосовые открытки.

Сегодня мы с вами изготовим открытку своими руками.

Демонстрация образца готового изделия. Просмотр галереи детских работ на слайдах.


Постановка эвристических вопросов: «Каким образом можно достичь данной фактуры?»

«Что такое фактура?»

Фактура (от лат. factura - обработка). В изобразительном искусстве характер поверхности произведения.

«Что такое торец предмета, что такое торцевание»?

Торе́ц — поперечная грань протяжённого объекта.

Выслушиваются предположения учащихся. Предложить показать торец карандаша - рабочего инструмента.

Эскиз - (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения. 


Ребята, назовите предметы, находящиеся на ваших столах. Для изготовления открытки вам всё это и понадобится.

Вам необходимо:

- продумать эскиз открытки (к какому событию изготавливается открытка) и аккуратно нарисовать на белом картоне

- выбрать цветовую гамму гофрированной бумаги, можно комбинировать разные цвета

- нарезать квадратики из лент размером 1*1см

- торцевать квадратики, используя карандаш

- наклеить элементы внутри контура эскиза на основу

- -оформить картинку в паспарту, очертить фломастером рамочку на белом картоне, а мелкие элементы можно дорисовать по замыслу. Ребята, давайте, организуем мини-выставку и посмотрим, что у вас получилось


Выдвигают версии














Просматривают слайды





Выдвигают версии










Выполняют предложенное задание







Выполняют предложенное задание



Познавательные:
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, строить сообщения в устной форме.

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, учитывать установленные правила;
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей

Коммуникативные:
Адекватно использовать речевые средства;
- Задавать вопросы.


Элементарные навыки познавательной работы









Устойчивая положительная мотивация к деятельности


















.



Фронт.






























Инд.















Компьютер















Ленты гофрированной бумаги, белый и цветной картон, клей карандаши, фломастеры























ПРИЛОЖЕНИЕ 4



Конспект внеурочного занятия



Класс: 2-4
Направление внеурочной деятельности: Общекультурное

Внеурочная деятельность: кружок «Декор»
Тема:
«Старые вещи на новый лад»
Цель: Создание условий для творческой самореализации в декоративно-прикладном виде искусства.

Продукт: сувенир

Ход внеурочного занятия

Перед началом занятия детям предлагается выполнить специальные задания.



Задание 1. «Что? Откуда? Как?» (развитие фантазии и воображения)

Задание 2. «Усовершенствование игрушки» (тренировка умения генерировать идеи)

Задание 8. «Дизайн новой чашки» (развитие фантазии и воображения)

Задание 9. «Придумать двадцать способов применения скрепки, стакана, шарика, кастрюли, ботинка и т.д.» (развитие наблюдательности, воображения, фантазии)









Этапы
занятия

Содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Формы
организации

МТО

Метапредметные

Личностные

Работа
над темой


Краткий обзор предыдущих занятий.

Закрепление знаний и способов действий.

Давайте ответим на вопросы:

С какими материалами мы успели познакомиться?

С какими декоративными техниками познакомились за прошедшее время? Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- что такое фон?

- в каких пропорциях разводят клей для декупажа?

- что такое грунт? что такое бахтарма?

- что такое рельеф? как называется лиц, сторона кожи?

- что такое палитра? что такое термообработка?

- что такое декупаж?

Ребята, знаете ли вы, что такое сувенир?

Сувенир -  (франц. souvenir, букв. память). Подарок на память или вещь, связанная с воспоминаниями.

Ребята, давайте, рассмотрим небольшую выставку сувениров, изготовленную своими руками.

Ребята, сегодня вы будете декорировать, то есть украшать старые ненужные предметы, принесённые вами из дома (коробочки, баночки, тарелочки др.).


На этом большом столе расположены различные декоративные материалы и необходимые приспособления и инструменты. Вы можете подойти к столу и выбрать всё необходимое для вашей работы.

Приступаем к декорированию.

Ребята, работаем аккуратно и не спеша. Давайте вспомним актуальную пословицу («Поспешишь – людей насмешишь»). Ваши сувениры должны быть красивыми и аккуратными. Ведь это – подарок!

Ребята, которые справились с работой раньше, могут оказать помощь другим кружковцам.

Давайте, организуем выставку-галерею авторских работ! Сегодня вы были настоящими мастерами! Давайте поделимся творческими идеями. Расскажите, какими материалами вы декорировали ваши предметы и кому бы вы хотели их подарить.


Отвечают на вопросы










Выдвигают версии


Рассматривают выставку


Поясняют о наличии или отсутствии материалов



Озвучивают пословицу






Выполняют предложенное задание




Познавательные:
Строить сообщения в устной форме Оценивать правильность выполнения действий;
- Вносить необходимые коррективы.

Регулятивные:

Принимать и сохранять поставленную задачу

Коммуникативные:
Адекватно использовать речевые средства;
- Задавать вопросы.


Элементарные навыки познавательной работы


Устойчивая положительная мотивация к деятельности











Получение опыта и навыков самостоятельной работы.





Фронт.

























Инд.





Колл.

















Образцы готовых изделий








Декоративные материалы и инструменты



























ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Конспект внеурочного занятия

Класс: 2-4
Направление внеурочной деятельности: Общекультурное

Внеурочная деятельность: кружок «Декор»
Тема:
«Фантазии из кожи».
Цель: Создание условий для творческой самореализации в декоративно-прикладном виде искусства.

Продукт: брелок из кожи

Ход внеурочного занятия

Перед началом занятия детям предлагается выполнить специальное задание.



Задание 8. «Дизайн новой чашки» (развитие фантазии и воображения)



Этапы
занятия

Содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Формы
организации

МТО

Метапредметные

Личностные

Работа
над темой


Для того чтобы узнать, что мы будем с вами делать, давайте подойдём к столу и внимательно рассмотрим предметы, расположенные на подносе.

Постановка эвристического вопроса:

- как вы думаете, что объединяет эти предметы?

Кожа – это природный материал животного происхождения. Давайте разберёмся, как называется лицевая и изнаночная сторона кожи (лицо, бахтарма).

Давайте еще раз посмотрим на наш природный материал:

- а есть ли здесь предметы, изготовленные руками человека?

- а что такое «брелок»?

Брело́к — (франц. breloque) — аксессуар, украшение, выполненное в виде подвески (дерево, фарфор, металл, кожа, стекло и др.) на цепочке, браслете, кольце для ключей и др.

Правильно – БРЕЛОКИ

- как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

Правильно. Сегодня мы будем заниматься изготовлением брелока из кожи

А теперь, давайте посмотрим на нашу небольшую выставку. Из чего изготовлены все эти замечательные изделия?

Демонстрация панно и украшений из кожи.

У каждого из вас на столе лежат заготовки и листочки. Переверните ваши листочки. Это – технологическая карта изготовления брелока (правильное произношения изделия!). Давайте, разберёмся с этапами изготовления брелока.

Поработаем в парах.

Для ускорения процесса один изготавливает бусину, а второй-кисточку. Затем вместе собираем брелок. Потом можно поменяться. И у вас получатся два брелочка.

Самое сложное – аккуратно нарезать бахрому (не путать бахрому и бахтарму!).

- а кто знает, что такое бахрома?

- слово это арабское. Это

тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей (показать тесьму с бахромой).

( бахрома у скатерти, штор, абажуров, брюки с бахромой.)

Кто справился раньше, протирает руки влажной салфеткой, поднимает руку и закрепляет свой брелок на доске магнитом. Можно накрутить ещё бусин на следующее занятие (бусы, браслет, подвеска и т.д.). Можно нарисовать эскиз своего будущего украшения использованием бусин и кисточек. А можно помочь товарищу, у которого возникли трудности.



Выдвигают версии







Знакомятся с терминами







Выдвигают версии







Изучают карту





осматривают выставку готовых изделий








Выполняют предложенное задание


Познавательные:
Строить сообщения в устной форме Оценивать правильность выполнения действий;
- Вносить необходимые коррективы.

Регулятивные:

Принимать и сохранять поставленную задачу

Коммуникативные:
Адекватно использовать речевые средства;
- Задавать вопросы.


Элементарные навыки познавательной работы


Устойчивая положительная мотивация к деятельности


Получение опыта и навыков самостоятельной работы.





Фронт.

























Парная















Инд.












Образцы готовых изделий







Заготовки из кожи,клей «Момент», проволочка, деревянная шпажка, ножницы,

технол.

карта


1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки РФ (с изменениями на 31.12.2015г.) М.: Просвещение, 2016.

2 Абовский Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. – М.: СИНТЕЗ, 2018. – С.45-46.

3 Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. – C. 22-24.


4 Зиновкина М.М. Креативная система образования. //Креативная педагогика XXI века. Тезисы докладов международной научно-практической конференции ученых и практиков сферы образования, 17-20 февраля 1999 г. /Сост. М.М. Зиновкина, Р.Г. Гареев. – М.: МГИУ, 2009. – С.48-51.


5 Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М.: , Московский психолого-социальный институт, 2011. – С.12-15.

6 Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: 2009. – С.101-104.

7 Березина В.Г. Детство творческой личности. - СПб.:Изда - во Буковского, 2014.- С.42-44.

8 Зак А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – С.11-15.

9 Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. – С.18-21.


10 Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории [Текст] /С.Л. Рубинштейн // Исследование проблем психологии творчества. 2000. № 3. – С. 34-46

11 Лук А.Н. Мышление и творчество. Режим доступа: http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000039/

12 Лук А.Н. Мышление и творчество. Режим доступа: http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000039/

13 Березина В.Г. Детство творческой личности. - СПб.:Изда - во Буковского, 2014.- С.45-48.


14 Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С.16-18.


15 Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. Режим доступа: https://bookap.info/genpsy/myasihchev/gl24.shtm


Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.