Исследовательский проект по краеведению во 2 классе «Уголок народного быта русская изба»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Школьный этап научно-практической конференции обучающихся
«Школьная исследовательская инициатива»
Секция «Начальная школа»
Уголок народного быта «Русская изба»
Проект
Исследовательский проект обучающихся 2 «В» класса
Никульшиной Дарьи, Паньковец Константина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Научный руководитель-
Тищук Марина Юрьевна,
учитель начальных классов
Бутурлиновка, 2019 г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………3
Глава 1
Устройство русской избы……………………………………5
Русская печь………………………………………………….7
Красный угол…………………………………………………8
Женский угол…………………………………………………9
Мужской угол……………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………11
Список использованных источников……………………………11
Приложение…………………………………………………………12
Введение
Все ребята нашего класса очень любят читать. И особенно нам нравятся произведения русского устного народного творчества. Но в этих произведениях нам часто встречались устаревшие слова, которые были для нас не всегда понятны. Конечно, учитель объясняла нам, что значит то или иное слово, показывала фотографии старинных предметов. Но нам всегда хотелось увидеть эти вещи в реальности, подержать их в руках, хорошо изучить.
Нам стало интересно, есть ли у ребят нашего класса дома старинные вещи. Мы провели небольшой опрос среди одноклассников. Вопрос был только один: «Есть ли в вашем доме предметы старины?» Оказалось, что более чем у половины ребят есть дома такие вещи. С разрешения родителей мы начали приносить их в класс. Уже на следующий день мы познакомились с ухватом, самоваром, кувшином. Многие стали говорить: «В нашем классе пора музей открывать». Мы решили, что это очень интересная идея, и нам вполне по силам создать такой уголок, находясь в котором человек бы переносился на сто лет назад.
Мы считаем, что всем необходимо знать историю, традиции и быт своего народа. А что может лучше рассказать о народе и его быте, чем русская изба? Мы уверены, что создавая наш музейный уголок, мы многое узнаем, многому научимся, будем приглашать к нам в гости ребят из других классов и общаться с большой пользой. Ведь любой экспонат создаёт тему для интересного разговора. Поэтому тему нашего проекта мы считаем интересной и актуальной.
Цель проекта: создать в классе уголок народного быта «Русская изба». Задачи проекта: познакомиться с устройством русской избы, с предметами старинного быта, их названием и назначением, изучать историю родного края.
Для достижения цели проекта мы наметили план работы:
- изучить литературу по данной теме
- побеседовать с людьми, которые могут помочь нам в работе над проектом
- посетить краеведческий музей
- собрать и оформить материалы для уголка народного быта «Русская изба»
- подготовиться к защите проекта
Над проектом мы работали всем классом. Чтобы лучше понять, как жили наши предки сто лет назад, на уроках литературного чтения мы читали русские народные сказки, на уроках музыки – разучивали русские народные песни, учились играть на музыкальных инструментах, на уроках изобразительного искусства и технологии – знакомились с русскими народными промыслами, мастерили самодельные игрушки.
Мы посетили школьную библиотеку, краеведческий музей, искали информацию в сети Интернет. А потом встретились и побеседовали со старожилами нашего города. Они очень помогли нам в нашей работе: поделились воспоминаниями, подарили некоторые предметы старины. Эти люди были очень рады тому, что мы интересуемся богатым прошлым нашей Родины, и делаем важное дело.
Когда мы пополнили наши знания, настал черёд собирать экспонаты для уголка народного быта. Делали мы это по крупицам. Ребята приносили всё, что удалось достать дома, у родственников, у знакомых.
Устройство русской избы
В устроении русской деревянной избы проявилась мудрость и богатый опыт русского народа, который нашёл своё продолжение в современном строительстве жилых домов. Деревянная изба издавна была самым распространенным жилищем русского крестьянина. По конструкции изба представляет собой квадратный или прямоугольный сруб. Стены состоят из горизонтальных бревенчатых венцов – рядов, связанных по углам врубками. Русская изба проста и лаконична, а живописная симметрия построек несет в себе настоящий русский уют и гостеприимство. Деревянные здания сохранили свою актуальность и сегодня. Многие отдают предпочтение бревенчатым жилищам благодаря свежести и экологической чистоте этих построек. Бревенчатые (рубленые) дома представляют собой конструкцию, в которой стены собирают из окорённых бревен (круглого леса). Рубленые дома изготавливают из круглого леса хвойных и лиственных пород. Для возведения наружных стен используют брёвна диаметром от 22 до 30 см. Их укладывают горизонтальными рядами и соединяют в углах врубками. Систему стен из брёвен, связанных между собой, называют срубом. Каждый ряд брёвен в срубе является венцом. Венцы соединяют между собой в паз и гребень. Паз служит для более плотного примыкания бревен друг к другу по высоте, что уменьшает воздухопроницаемость стен. Чтобы не затекала дождевая и талая вода, паз выбирают в нижней части бревна. Для устранения воздухопроницаемости и более плотного прилегания бревен друг к другу по высоте в пазах прокладывают паклю или сухой мох. На сегодняшний день, практически у всех, изба ассоциируется со словом «деревня». И это правильно. Так как раньше постройки, возводимые в селе, деревне, слободе и т. д. назывались избами, а жилища такого же типа, построенные в городе, величались «домами». [3,4]
Слово "изба" употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение. Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.
При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. Доброе место определяли ещё так: пускали домашнее животное, где оно ляжет, там хорошее место. [1,5]
Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Наши предки считали, что надо рубить деревья зимой в полнолуние потому, что если их срубить раньше, то брёвна будут отсыревать, а позже – трескаться. Предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Дом строили, когда кончались все сельскохозяйственные работы. Строили быстро, за неделю, помогала вся деревня. За работу не платили, но кормили, нельзя было потом отказывать в помощи, когда строился кто-то другой. Строительство бревенчатого дома начинается с рубки сруба избы, его жилой части. Квадратный или прямоугольный в плане сруб — основа любой крестьянской постройки. Заготовленные для строительства бревна определяли его размеры и пропорции. Закладка первого так называемого окладного венца уже могла дать представление о будущем строении. Для самого простого сруба избы-четырехстенки окладной венец обычно вязали из четырех самых толстых смолистых бревен сосны, соединенных по углам. При рубке сруба одновременно возводились наружные стены и внутренняя капитальная стена. [2,5]
Торцы каждого бревна старые плотники обрубали топором так аккуратно, что и пилой иному мастеру не всегда удавалось получишь такой чистый поперечный срез. В старину плотники не пользовались пилой потому, что изба с обрубленными торцами была намного прочнее, чем с отпиленными. Beдь перерубленные топором волокна древесины сминались и закрывали доступ влаги внутрь бревна. Брёвна плотно клали одно на другое. В брёвнах на нижней стороне делали углубление, чтобы оно плотнее ложилось на нижнее.
Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы. Шли столетия, а опыт построения крестьянской избы с ее домашней нехитрой утварью передавался из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов. [10,5]
Русская печь
В избе возле двери располагалась печь, устьем обращённая к окнам передней стены. Около неё на стене висела корзинка для хранения ложек. Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё в народе говорили: «печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Потому что печь на самом деле и кормила, и грела в суровые русские морозы, и лечила, и мыла-парила, и даже предсказывала погоду.
Сложить хорошую белую печь было делом не простым. Сначала прямо на земле устанавливалось опечье – это небольшой деревянный сруб. Он был фундаментом печи. На опечье настилали доски, на которых выкладывалось днище печи – под. Над подом из камня или кирпича сооружался свод печи.
Русская печь со временем приобретала массу удобных приспособлений. Например, шесток – полочку перед устьем печи, на которой хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. В боковой стене печи делались неглубокие ниши – печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы и лучину для растопки. В тёплом опечье в холодное время держали домашнюю птицу. От печи по верху под потолок приделывались полати.
Обычно печь начинали топить с середины октября (с Покрова) и топили до апреля. На печи был устроен лежак. Спали ногами на печи, а головой в прохладе, если же было холодно — можно было и полностью лечь на лежак. Рядом с печью строился голбец, в котором хранили домашнюю утварь. [8,6]
В печи варили, парили, жарили, запекали и «томили». Для приготовления пищи пользовались чугунками, ухватами ,сковородниками и, конечно сковородами. Посуда по большей части изготавливалась из чугуна, однако применялись и глиняные сковороды и горшки.
Печка служила семейным доктором. А ещё русская печка служила баней. В ней люди, не имевшие бани – парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого из печи после топки удаляли угли, внутри подметали, клали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Парясь, похлёстывали себя берёзовым веником. Правда, обмываться водой приходилось уже в сенях. Печка могла предсказывать погоду. В печке так – же сушили грибы и ягоды. [4,6 ]
Красный угол
В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков — те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол — священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный — красивый, торжественный, праздничный.
Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.
Неотъемлемая часть красного угла — стол. Уставленный яствами стол — символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду.
Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска — так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.
Женский угол
Женская часть горенки часто отделялась от остального пространства перегородкой и называлась "бабий кут". Там кроме печки находилось всё что касалось выпекания хлеба и приготовления еды для всей семьи. Дело это ежедневное и весьма ответственное, чтобы всё успеть, работать она должна была быстро и точно, всегда знать где что лежит и как расходуется. Поэтому заведённый порядок могла менять только она сама и никому другому хозяйничать там не разрешалось. К расходу продуктов и домашней утвари относились очень строго и потому кроме хозяйки дома никто не должен был туда заходить.
Вот так выглядела горенка в избе, на неё приходится два из трех окон выходивших на улицу. Бабий кут находится слева за перегородкой и там третье окно.
Мужской угол
Он находился справа от входа. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют "коник". Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы.
На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал.
Заключение
Этот проект дал нам возможность соприкоснуться с историей, традициями и бытом русского народа, сделал интереснее наши уроки и мероприятия.
Список использованных источников
1. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Музей русского быта». Ярославль, «Академия развития», 1998 г.
2. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К» 1996 г.
3. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в школе». Москва, «Сфера», 2006 г.
4. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 г.
5. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 г.
6. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 г.
7. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 г.
8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизетрейдинг», 2004 г.
9. Л.В.Соколова, А.Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 г.
10. Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижнесинячихинского музея – заповедника, Свердловск, «Уральский рабочий», 1988 г.
11. https://www.colors.life/post/234183/
12. http://www.proza.ru/2009/04/17/803Ольга
Приложение
1
«Стучал топор, летели щепки…»
Автор неизвестен
Стучал топор, летели щепки,
Со стоном падали стволы,
Ломалися сучки и ветки,
И капли падали смолы.
Затем бревно к бревну ложилось,
Крыльцо, наличники, окно.
Наверно, так изба рубилась,
Но это было так давно.
Входящий в избу клал поклоны,
Смотрел на образа, крестясь,
И пахло хлебом испеченным,
И ждали щи, в печи томясь.
А печь в избе была главою,
Сложить ее лишь мастер мог.
Кирпич к кирпичику, стеною,
Струился из трубы дымок.
Горел огонь, в печи гудело,
На улице метель, пурга.
Окошко все заиндевело,
У печки сторож – кочерга.
Крестьянский труд всегда нелегкий:
То шерсть напрясть, то лапти сплесть,
Пошить на всю семью обновки,
Конечно, всех забот не счесть.
Изба жила всей полной жизнью:
Труды, заботы, радость, грусть,
Ей приходилось за Отчизну,
Отдать сынов, спасая Русь.
Ждала с войны, изба, старея,
Просев на бок за много лет,
Но, помня все до поколенья,
Смотрела окнами им вслед.
Да, Русь могуча и едина,
И это не пришло извне.
Большая роль, неоспоримо,
Принадлежит простой ИЗБЕ![1,12]
2
Ольга Серёгина «Русская изба»
Похлёбкой, кашей, пирогами
Красна ты, русская изба,
Да ткаными половиками
Гостей встречаешь ты всегда.
Пройдя крылечко расписное,
Мы входим в сени... Здесь темно,
И пахнет медом и травою!
Светёлка слева - тут тепло.
Вот печь! Полдома занимает!
Такую где теперь найдёшь?
Чугун со щами вынимают -
За Уши впрямь не оторвёшь!
А на печи ещё лежанка:
Болеешь - вот, погрей бока.
Полати, лавка и чуланчик -
Зимой держали здесь телка.
Окно, ещё одно и третье...
Стоит большой широкий стол,
Нехитрый скарб в простом буфете,
Кровать и кружевной подзор.
Вот красный угол... Здесь в киоте
Святые образа в венцах
И ризы в стёртой позолоте,
Лампады огонёк в глазах... [2,13]
3
Геннадий Дергачёв
Лён
Даст сигнал в лесу кукушка,
Соловей споёт в кустах –
Значит, тёплая макушка;
Солнце греет в небесах.
Сейте лён, кидайте шире!
Раз в году от рук мужчин
Лён взойдёт в подлунном мире –
Нет поверья без причин!
Один день цветёт цветочек;
Две недели – лён отцвёл,-
Спеет - вдвое больше ночек,
А затем и срок пришёл.
Не косой и не серпами
Лён срезают долгунец,
А лишь женскими руками
Дёргать нужно под конец.
Лён свезли в овин, сложили,-
Будет вскоре обмолот.
Бьют вальками. Отделили
Семена впрок на развод.
В конце лета лён на поле
Привезут манить росу,
В листопад, ему на горе,
Дождь стегает полосу.
Три недели прел в печали,
А потом его в овин
На просушку собирали,
Чтобы мять начать в почин.
Часть стеблей в костёр сгодится,
Жертвой жгучему огню:
Хороводу знак крутиться
Да под песню не одну.
Лён трепать – большое дело:
Пыль и грязь тогда в избе.
Оттрепав, - чесать приспело;
Начинают по зиме.
Первой паклю получают,
Дальше сорт второй уж ждут,
Под конец же отделяют
Чёс, что тонко лишь прядут.
Сядет девушка за прялку,
Перед ней куделька льна;
Крутят пряжу и товарки
У лучинушки – огня.
Песня льётся, вьётся нитка,
Чуть стучит веретено,
Скрипнет, разве что, калитка,
Хоть давно уже темно.
По весне поставят станы –
Время ткачества придёт;
Вечерами и ночами
Полотно хозяйка ткёт.
Круглый год, вплоть до посева
Новых маленьких семян,
Не сидит никто без дела –
Это доля всех крестьян. [3,15]
4
[4,15]
17
Соколова Елена Борисовна
Тищук Марина Юрьевна
Соколова Елена Борисовна