Рабочая программа по факультативу «Краеведение» во 2 классе
Планируемые результаты
Выпускник научится:
называть страну, республику, район, где живет;
находить на карте России Удмуртию, на карте Удмуртии – свой районный центр;
называть символы государственности, что изображено на гербе;
определять цвета флага;
называть столицу Удмуртии;
называть основные достопримечательности города;
показывать по карте города и реки Удмуртии;
называть месяцы на удмуртском языке;
называть дни недели на удмуртском языке;
Выпускник получит возможность научиться:
вести простейшие наблюдения в природе;
определять съедобные и несъедобные грибы;
определять деревья и кусты;
распознавать некоторые лекарственные растения;
определять ядовитые растения.
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
Содержание учебного предмета
Карта России. Особенности географического месторасположения Удмуртии.
Символика Удмуртии. Герб. Флаг. Гимн.
Ижевск. Столица. Достопримечательности.
История происхождения названий городов.
Путешествие по карте. Реки Удмуртии.
Якшур - Бодья. Малая родина. Достопримечательности.
Происхождение названия села. Улицы села. Знаменитые люди.
История происхождения имен и фамилий. Методика составления родословной. Составление генеалогического древа.
« Якшур-Бодья – открытый дом».
Е. Загребин - уроженец Якшур - Бодьинского района.
Свято – Никольский храм.
Районная библиотека.
Понятие «семья». Взаимоотношения в семье. Традиционное отношение к родителям, старикам у народов в разные исторические эпохи. Духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение.
Состав семьи, профессии родителей. Увлечения членов семьи.
Значение слов «земляк», «землячка», «бускель», «иськавын».
Народная одежда. Элементы удмуртской одежды.
Народные игры.
Блюда национальной кухни – перепечи, табани, каши. Особенности приготовления традиционной праздничной пищи у народов Удмуртии.
Новый год на Руси. Обычаи и традиции.
Название месяцев на удмуртском языке. Значение названий.
Названия дней недели на удмуртском языке.
Явления природы. Народные приметы.
Птицы Удмуртии: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц.
Разнообразие животного мира лесной зоны. Интересные факты из жизни животных.
Красная книга Удмуртии. Охрана природы.
Хвойные, лиственные и смешанные леса. Съедобные и несъедобные грибы.
Лекарственные растения. Ядовитые растения.
Районный музей. Герои Великой Отечественной войны Якшур-Бодьинского района.
Тематическое планирование
№ урока |
Дата |
Наименование темы, раздела (количество часов в теме, разделе) Наименование темы занятия |
Содержание занятия |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
Удмуртия на карте России. Представление об Удмуртии как части России. |
Карта России. Особенности географического месторасположения Удмуртии. |
Находить на карте России Удмуртию, на карте Удмуртии – свой районный центр. |
|
2 |
Символика Удмуртии. Значение цвета, солярных знаков на изображении герба и флага. |
Символика Удмуртии. Герб. Флаг. Гимн. |
Знать символы государственности, что изображено на гербе. Определять цвета флага. |
|
3 |
Ижевск – столица Удмуртии. Достопримечательности Ижевска. |
Ижевск. Столица. Достопримечательности. |
Определять столицу Удмуртии. Знать основные достопримечательности города. |
|
4 |
Города и районы в Удмуртии. |
История происхождения названий городов. |
Определять особенности местоположения городов Удмуртии и районов. |
|
5 |
Заочное путешествие по карте Удмуртии. Реки Удмуртии. |
Путешествие по карте. Реки Удмуртии. |
Показывать по карте города и реки Удмуртии. |
|
6 |
Якшур-Бодья – моя малая родина. Достопримечательности Якшур-Бодьи. |
Якшур - Бодья. Малая родина. Достопримечательности . |
Находить на карте малую родину. Называть культурные и исторические памятники своей местности. |
|
7 |
История происхождения названия моего села, улицы. Имена знаменитых людей в названиях улиц. |
Происхождение названия села. Улицы села. Знаменитые люди. |
Иметь представление об истории происхождения своего села, своей улицы. |
|
8 |
Какие бывают имена. История происхождения имен и фамилий. Откуда родом мои предки. |
История происхождения имен и фамилий. Методика составления родословной. Составление генеалогического древа. |
Собирать сведения о своих предках. |
|
9 |
Конкурс-выставка рисунков «Моя деревня» |
Выставка рисунков. |
Участвовать в выставке рисунков. |
|
10 |
Прогулка по интересным местам с. Якшур - Бодья. « Якшур-Бодья – открытый дом» |
«Якшур-Бодья – открытый дом». Экскурсия. |
Воспринимать информацию. Соблюдать правила поведения. |
|
11 |
Беседа о Е. Загребине, уроженце Якшур-Бодьинского района. |
Егор Загребин. Чтение рассказов. |
Обсуждать прочитанные произведения. |
|
12 |
Обзорная пешеходная экскурсия по Свято-Никольскому храму. |
Экскурсия. Свято – Никольский храм. |
Воспринимать информацию. Соблюдать правила поведения. |
|
13 |
Посещение районной библиотеки. |
Районная библиотека. |
Воспринимать информацию. Соблюдать правила поведения. |
|
14 |
Проект. «Деревня, в которой я живу». |
Сочинение. Рисунок. |
Участвовать в проектной деятельности. |
|
15 |
Я и моя семья. Семейные ценности. |
Понятие «семья». Взаимоотношения в семье. Традиционное отношение к родителям, старикам у народов в разные исторические эпохи. Духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение. |
Называть некоторые семейные праздники. |
|
16 |
Состав семьи, профессии родителей. Увлечения членов семьи. |
Состав семьи. Профессии родителей. Рассказ о семье. |
Называть профессии родителей. Рассказывать о своей семье. |
|
17 |
Значение слов «земляк», «землячка», «бускель», «иськавын». |
«земляк», «землячка», «бускель», «иськавын». |
Знать значение слов. Рассказывать о соседях. |
|
18 |
Традиционная народная одежда: мужская и женская, повседневная и праздничная. |
Народная одежда. Элементы удмуртской одежды. |
Рассказывать о народной традиционной одежде. Рисовать одежду или одевать куклу в национальный костюм. |
|
19 |
Народные игры и общение. |
Народные игры. |
Выяснить у бабушек и дедушек, в какие игры они играли. Участвовать в играх. |
|
20 |
Блюда национальной кухни – перепечи, табани, каши. |
Особенности приготовления традиционной праздничной пищи у народов Удмуртии. |
Выяснить особенности приготовления пищи. Определять блюда национальной кухни. |
|
21 |
Проект «Праздник в моей семье». |
Накрываем стол национальными блюдами. |
Участвовать в проектной деятельности. |
|
22 |
Когда появился на Руси праздник Новый год. Обычаи и традиции. |
Новый год на Руси. Обычаи и традиции. Рисунки. |
Воспринимать информацию. Участвовать в выставке рисунков. |
|
23 |
«Месяцеслов» - народный календарь. Название месяцев на удмуртском языке. |
Название месяцев на удмуртском языке. Значение названий. |
Называть месяцы на удмуртском языке. |
|
24 |
Названия дней недели на удмуртском языке. |
Названия дней недели на удмуртском языке. |
Называть дни недели на удмуртском языке. |
|
25 |
Народная мудрость в наблюдениях за явлениями в природе. Народные приметы. |
Явления природы. Народные приметы. |
Наблюдать за явлениями природы. Исследовать народные приметы. |
|
26 |
Зимующие и перелетные птицы. Места их обитания. |
Птицы Удмуртии: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. |
Определять зимующих и перелётных птиц. Наблюдать за птицами родного края. |
|
27 |
Разнообразие животного мира лесной зоны. Интересные факты из жизни животных. |
Животные нашего края. Дикие и домашние животные. Рассказы о животных. |
Рассказывать об особенностях животного мира своей республики. |
|
28 |
Знакомство с Красной книгой Удмуртии. |
Красная книга Удмуртии. Охрана природы. |
Распознавать растения и животные, занесѐнные в Красную книгу. |
|
29 |
Леса – хвойные, лиственные, смешанные. Съедобные и несъедобные грибы наших лесов. |
Хвойные, лиственные и смешанные леса. Съедобные и несъедобные грибы. |
Определять съедобные и несъедобные грибы. Определять деревья и кусты. |
|
30 |
Лекарственные растения, их применение. Ядовитые растения в наших лесах. |
Лекарственные растения. Ядовитые растения. |
Распознавать некоторые лекарственные растения. Определять ядовитые растения. |
|
31 |
Проект «Создание плакатов по охране природы родного края». |
Охрана природы. Плакат. |
Участвовать в проектной деятельности. |
|
32 |
Посещение районного музея. Герои Великой Отечественной войны Якшур-Бодьинского района. |
Районный музей. Герои Великой Отечественной войны. |
Воспринимать информацию. Соблюдать правила поведения. |
|
33 |
Конкурс рисунков «Война глазами детей». |
Конкурс рисунков. |
Участвовать в конкурсе рисунков. |
|
34 |
Что мы узнали за год? Подведение итогов. |
Подведение итогов. |
Участвовать в викторине. |