Занятие по математике во 2 классе «Угол. Виды углов»
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 2Б
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Тема | Угол. Виды углов. | |
Цель | Познакомить учащихся с понятием «угол», сформировать представление о видах угла: «прямой, тупой, острый» | |
Задачи | Образовательные: - систематизировать и расширить представления детей о геометрических фигурах; - помочь учащимся овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, в частности, для измерения углов и их сравнения; - совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; - формировать познавательный интерес к математике; - выполнять задания творческого и поискового характера. Воспитательные: - воспитывать интерес к учебе, чувство взаимопомощи, аккуратность; - воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
- развить коммуникативные умения; - развить эмоциональную сферу; - развитие личности учащихся: их познавательных потребностей, опыта познавательной деятельности; - формирование у учащихся новых учебных и познавательных умений и навыков; - формировать алгоритмическое мышление учащихся; - развить мыслительные и познавательные процессы. | |
Технологии, методы, приёмы | Технология сотрудничества, проблемно-поисковая технология, здоровьесберегающая технология. | |
Основные понятия термины | Угол, виды углов « прямой, тупой, острый», вершина угла, стороны угла. | |
Планируемые результаты | ||
Предметные: - учащиеся научатся определять с помощью модели угольника виды углов (острый, тупой, прямой), - научатся распознавать геометрические фигуры (многоугольники, углы, лучи, точки и т.д.) Личностные: - выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат. - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Метапредметные: – ставить и решать учебную задачу под руководством учителя; осуществлять самоконтроль; выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме (регулятивные); – ориентироваться в структуре учебника, выделять и осмысливать необходимую информацию, представлять ее в знаково-символической форме; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным основаниям, делать умозаключения, подводить факты под понятие (познавательные); – участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять и контролировать друг друга; делиться своими открытиями, рассказывать о своих достижениях (коммуникативные) | ||
Формы работы | Фронтальная, работа в паре, индивидуальная, групповая. | |
Оборудование | Компьютер, мультимедийная презентация, карточки с заданиями. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.8-9. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А.Бантова – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.3. |
Ход урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формы организации | Формируемые умения (универсальные |
1.Самоопределение к деятельности. (организационный момент) | Эмоциональная, психологическая подготовка к уроку. | Ну–ка, проверь, дружок Ты готов начать урок? Всё ль на месте Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5»! | Слушают. Настраиваются на урок. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: -вырабатывать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: -контролировать свои действия; -самостоятельно организовывать своё рабочее место; -планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; -настраиваться на продуктивную работу; Коммуникативные: -уметь слушать; -планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений. | Развитие навыков устного счета. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. - Начнем мы наш урок с устного счета. -А теперь давайте выполним логические задания. 1.К числу ног у паука прибавьте 4 колѐс на автомобиле. 2.К любимой оценке ученика прибавьте 7 количество цветов радуги. 3.К количеству месяцев в году прибавьте число 3 голов у Змея Горыныча . 4.Из количества пальцев на двух руках вычесть 6 порядковый номер субботы . 5.Из самого большого двузначного числа вычесть 10 - Сестре 9 лет, брату 3 года. На сколько сестра будет старше брата через пять лет? | Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания; анализируют, устанавливают закономерности, обосновывают свою точку зрения; оперируют; -66, 26,30,70,57. Слушают, выполняют задание. 8+4=12 5+7=12 12+3=15 10-6=4 99-10=89 Решают устно. -На 6 лет сестра старше брата | Фронтальная. | Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -осуществлять контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректировать собственную деятельность и деятельность одноклассников. Познавательные: -владеть математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность; -владеть различными приемами устного счета. Коммуникативные: -участвовать в диалоге; -уметь слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения. Личностные: -иметь мотивацию -стремиться развивать наблюдательность, мышление. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Формирование умений ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. | На уроке нам предстоят исследования и открытия. Поэтому девизом нашего урока мне хотелось бы предложить вам фразу: «Мудрый ничего не делает, не подумав», кроме этого вам следует придерживаться следующих правил. Начнем с разминки. Игра «Четвертый лишний». Посмотрите на фигуры. Какая из них лишняя? Почему? Разделите оставшиеся фигуры на группы (называют номера фигур). Как можно назвать эти группы? В какую группу мы можем объединить все фигуры? (геометрические фигуры) Может кто-то догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Тему нашего урока вам подскажет кроссворд «Геометрический». (В клетки вписываются слова) Вопросы: 1.Часть прямой, у которого есть начало, но нет конца. 2.Геометрическая фигура, не имеющая углов. 3.Самая маленькая геометрическая фигура. 4.Геометрическая фигура имеющая форму вытянутого круга . - Тема нашего урока спряталась по вертикали. Найдите её. Какая из фигур – угол? Назовите цвет фигуры. Попробуйте определить цели урока: Что должны узнать, чему должны научиться, как будем работать. | Слушают учителя. вступают в диалог с учителем и одноклассниками. выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что предстоит усвоить. Играют в игру. Ищут лишнюю фигуру, обосновывают свое мнение. Отвечают на вопросы, рассуждают. Разгадывают кроссворд, перед этим обговаривают правила совместной деятельности. -Луч. -Круг. -Точка. -Овал. -Угол. По выделенному слову формируют тему урока . Определяют цели урока, выдвигают свои ответы. | Фронтальная. Групповая. | Регулятивные: -под руководством учителя формулировать учебную задачу урока. Познавательные: -выделять и формулировать познавательные цели; -осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: -уметь слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса. Личностные: -понимать значение знаний для человека и принимать его; -иметь желание учиться; -проявлять интерес к изучаемому предмету. |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Обеспечение усвоения новых знаний. Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Групповая работа по решению практических задач. | Поиск информации по теме урока. Сейчас мы будем искать ответы на ваши вопросы, работая в группах. Материал, который предстоит изучить и проанализировать каждой группе у вас на столах. (Приложение 1) 1 группа будет работать над тем, что же такое угол. 2 группа расскажет нам о том, как же сравнивать углы и о том, где в повседневной жизни мы сталкиваемся с понятием «угол». 3 группа найдёт информацию о том, какие виды углов бывают. 4 группа попытается ответить на вопрос, почему многоугольники получили такое название. 5 группа найдет информацию, как построить угол -Каждая группа математиков будет защищать свою работу. Вы можете пользоваться любой литературой, которая есть у вас на столах. Группы могут дополнять ответы других. -Сейчас каждая группа будет защищать свою работу, а мы будем внимательно слушать и дополнять, если это потребуется. | Внимательно слушают учителя. Делятся на группы. Работают в группах, ищут информацию, извлекают необходимую информацию из текста, анализируют её, делают выводы. Готовятся к ответам. Каждая группа по очереди защищает свою работу. Дополняют друг друга. Анализируют и усваивают информацию. Обсуждают, делают выводы. | Фронтальная. Индивидуальная. Групповая. | Познавательные: -формирование навыков поисковой, исследовательской деятельности; - соотносить информацию, представленную в разных формах; -извлекать необходимую информацию из текста; -ориентироваться в своей системе знаний; -анализировать, сравнивать, делать выводы; Коммуникативные: -строить монологическую и диалогическую речь; -строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; -слушать и понимать речь других; -с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -осуществлять работу в группе; Регулятивные: -сознательно организовывать свою познавательную деятельность; -выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; -делать выводы по результатам работы; |
5.Физкультминутка. | Активное изменение деятельности детей. Снятие усталости и напряжения, эмоциональный разряд. | (Говорит и показывает движения) Раз — мы встали, распрямились. Рыбки весело плескались Приседаем столько раз Раз, два – выше голова. | Слушают, смотрят на учителя и активно выполняют все движения. | Фронтальная. | Личностные: -установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: -осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителя; -самостоятельная оценка правильности выполнения действия. |
6.Первичная проверка понимания. | Организовать усвоение построения разных углов. Упражнения по теме. Развитие умения использовать полученную информацию для выполнения заданий. | Итак, вы узнали, что для того чтобы построить угол необходимо провести из одной точки два луча. Давайте попробуем построить угол в тетради. (Работа в тетрадях) А чтобы лучше узнать про угол, давайте составим синквейн. Составление синквейна – УГОЛ - Какие виды углов есть в математике? (Острый, тупой, прямой). А хотите научиться строить эти углы? Давайте попробуем. 1.Практическая работа в тетрадях. Начнем с прямого угла - Сейчас мы сделаем из листа бумаги, который лежит у вас на парте, модель прямого угла. 2.Устный опрос - На сколько частей прямые линии разделили плоскость? - Сколько углов получилось? - Это особенные углы. Как вы думаете, как называются эти углы? -Как вы думаете, модель чего мы получили? 3. Выполнение задания Ученый Ластик начертил два угла. -Найди с помощью модели - прямой угол и раскрась его. 4.Знакомство с линейкой- треугольником Не всегда удобно определять прямой угол на глаз, для этого используют линейку – треугольник. С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Если угол треугольника совпадает с нарисованным углом, то он ПРЯМОЙ и показывает, как с помощью треугольника начертить прямой угол. 5. Выполнение задания. Возьми карандаш, линейку и начерти на рисунке угол так, чтобы у вершины угла стоял Винни – Пух, а вдоль сторон летали пчёлы. (Приложение 3) 6. Выполнение задания - А теперь начерти угол так, чтобы на вершине угла оказался Карлсон, а по бокам Ластик и Резиночка.
(Приложение 4) - Какой из углов меньше? А какой больше? - Угол, который меньше прямого, называется ОСТРЫМ, а угол который больше прямого, называется ТУПЫМ. | Слушают учителя. Выполняют построения углов в тетрадях по образцу учителя. Составляют синквейн. -угол -Острый тупой прямой -Чертить строить находить -Угол-это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом. -фигура Выполняют практическую работу. Слушают, отвечают на вопросы. -На 4. -Четыре. -Прямые. Ищут прямой угол и раскрашивают его. Слушают, запоминают.
Чертят на рисунке угол так, чтобы у вершины угла стоял Винни-Пух, а вдоль сторон летали пчёлы. Чертят угол так, чтобы на вершине угла оказался Карлсон, а по бокам Ластик и Резиночка. Отвечают на вопросы. Слушают информацию и запоминают. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - самостоятельно отбирать информацию из различных источников, используя ее для решения поставленной задачи; Коммуникативные: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные : - осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - планировать своё действие; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; |
7. Первичное закрепление. | Самостоятельное выполнение заданий из учебника. Обобщение на уроке сведений, оценивание. | Задание № 1 стр.9 -Посчитать, сколько углов в каждом многоугольнике. -Записать номера углов: прямых, острых, тупых. Задание №4, стр.10. -Выполнить самостоятельно задание в тетради, поменяться тетрадями и проверить друг у друга. (Проверка вместе с учителем, оценивание) Игра: «Кто быстрее сосчитает?» -Ластик и Резиночка предлагают вам посостязаться «Кто быстрее сосчитает?» -Сколько углов у Мальвины? - А сколько их у Пьеро? - А у Буратино? | Слушают задания. Самостоятельно выполняют в тетрадях, применяя полученную информацию. Анализируют . Обмениваются тетрадями, проверяют задания и оценивают вместе с учителем. Играют в игру. Отвечают на вопросы, считают углы. -6 -3 -4 | Индивидуальная. | Познавательные: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - самостоятельно использовать информацию из различных источников, используя ее для решения поставленной задачи; Регулятивные: - осуществлять взаимоконтроль; - работать по плану, сверяя свои действия с целью. - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; |
8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Объяснение домашнего задания. Задания на отработку и закрепление пройденного материала. | Задание №3, стр. 9, по действиям решить примеры. Задание №7, стр.10, с помощью спичек или счетных палочек выполнить задание, данное в учебнике, полученную фигуру начертить в тетради. Повторить теорию по пройденной теме. | Слушают информацию о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, записывают в дневники. | Фронтальная. | Регулятивные: - выделение и осознание того, что нужно усвоить. Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью, - построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: -постановка вопросов, умение слушать, вступать в диалог. |
9.Рефлексия (Подведение итогов занятия) | Организация по осмыслению, анализу, самоанализу. Оценка условий и результатов деятельности. | Итоги урока: -Что нового мы сегодня узнали? -Удалось ли нам достичь поставленных целей и задач? -Чему научились? -Было ли вам интересно? -Что понравилось / не понравилось? Рефлексия: У вас на столах лежат смайлики. А на доске вы видите 3 конверта «Высший класс», «Здорово», «Нужна помощь». Положите свой смайлик в тот конверт, который покажет, как вы поработали на уроке. | Подводят итоги урока. Отвечают на все вопросы, анализируют, делают выводы. Слушают друг друга. Оценивают свою деятельность на уроке с помощью смайликов. Выходят к доске и кладут смайлик в нужный конверт. | Фронтальная. | Познавательные: -систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные: -строить монологическое высказывание; - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные: - соотносить цели урока с результатом работы; - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - анализировать и осмысливать свои достижения; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; |
19