Исследовательское обучение в практике преподавания специальных дисциплин
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
Тема: Исследовательское обучение в практике преподавания специальных дисциплин
Автор:
Солопова Е.А.,
Преподаватель специальных дисциплин
ГАПОУ СО Первоуральский политехникум
г.Первоуральск
2025 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Подход к обучению ……..………………………….……………….3
2. Цели и задачи
3. Составляющие самостоятельной работы
4. Формы самостоятельной работы
4.1. Исследовательское обучение в практике преподавания специальных дисциплин………………………………………………………………………4
Заключение………………………………………………………………7
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ:
Цель
Средства и способы достижения
Контроль и оценивание
Результат
Проведя анкетирование были выявлены следующие результаты:
37% - наблюдается низкая мотивация к самостоятельной работе и пассивное отношение к данному виду деятельности;
54,5% - обладают недостаточной сформированностью познавательных мотивов и ситуативным интересом к самостоятельной работе;
8,5% - характеризуется наличием познавательных мотивов, интересом и положительным отношением к самостоятельной работе.
Спустя две недели у нас в памяти обычно остаётся:
ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ
Знание
Умение
Общественное воспитание
Компетентность
Эрудиция
Индивидуальное творчество
Самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования
Высокая культура личности
Можно сказать, что самостоятельная работа - это планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию и методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Целью самостоятельной работы – является формирование действенной системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые обучающиеся могли бы самостоятельно применять в практической деятельности.
Задачами самостоятельной работы являются:
Углубление и расширение профессиональных знаний
Формирование интереса к учебно – познавательной деятельности
Научиться овладевать приёмами процесса познания
Развивать самостоятельность, активность, ответственность.
Виды самостоятельной работы:
Управляемая преподавателем самостоятельная работа
Собственно, самостоятельная работа
Самостоятельная работа выражается в:
Написание тематических докладов, рефератов и ЭССЕ на проблемные темы
Конспектирование монографий или их отдельных глав, статей
Участие в составлении тестов
Выполнение исследовательских и творческих заданий
Самостоятельное изучение темы в рамках «круглых столов»
Создание наглядных пособий по изучаемым темам.
Принцип организации самостоятельной работы – от формального пассивного выполнения определённых заданий к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.
Самостоятельная работа как процесс делится на три составляющие:
Во–первых, постановка учебной задачи
Во-вторых, применение оптимальных способов решения задачи
В–третьих, осуществление контроля и оценки за ходом и результатом решения задачи.
Формы самостоятельной работы:
Внеаудиторная самостоятельная работа
Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя
Творческая, в том числе научно – исследовательская работа
Вот об исследовательской работе далее и пойдет речь.
Исследовательское обучение в практике преподавания СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН.
В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности учащегося. В этом контексте важна, и проблема создания реальных условий для творческого саморазвития, как отдельной личности, так и всего ученического коллектива в целом.
Очевидно, что с учетом этих тенденций преподавание специальных дисциплин должно быть переориентировано с изучения предметов как самоцели на развитие представлений о мире и месте человека в нем через интеграцию знаний и умений со знаниями других наук.
Человек по своей природе – исследователь. Особенно ярко поисковая активность проявляется в юном возрасте, когда небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все интересующие вопросы.
Учитель может использовать это природное стремление к поиску в своей образовательной деятельности, координируя переход спонтанного интереса учащихся к природным объектам и явлениям, к конструктивным, сознательным, логически выверенным действиям. Цель такой работы – формирование ключевых компетенций, учащихся: образовательной, методологической, коммуникативной, экспериментальной. Исследовательский метод особенно эффективен в практике обучения специальных дисциплин, химии и биологии, физики.
Существует масса методических приемов и дидактических методов, позволяющих вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность. Можно организовать эту работу, что я чаще всего и делаю, комбинируя объяснительно-иллюстративный метод обучения с эвристическим, проводя лабораторные и практические работы исследовательского характера, развивая навыки творческой работы с литературными источниками.
Сущность эвристического метода обучения можно рассмотреть на примере уроков по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» - «Металлы и не металлы». На первом этапе изучения учащиеся делают карточки со знаками химических элементов, изображая разным цветом знаки металлов и неметаллов. На этих карточках указываются относительные атомные массы элементов, важнейшие характеристики как простых веществ, образованных этими элементами, так и их соединений.
На следующем этапе учащиеся раскладывают их по мере увеличения атомных масс в один ряд, самостоятельно замечая в ходе работы периодичность в изменении свойств. Далее следует разделение их на подразделения, которые начинаются металлом и заканчиваются инертным газом. Так мы получаем периоды, даем им определение, отмечаем закономерности изменения физико-химических свойств веществ и их соединений.
Сформировав несколько периодов, ребята начинают понимать, что в столбцах друг под другом располагаются элементы со сходными характеристиками. Отрабатывать повторение данной темы таким образом, несмотря на изучение ее в школе, мне приходится потому, что основной контингент учащихся был пассивным слушателем в школе и не имеет практически знаний.
При изучении темы «Свойства и получение ацетилена» этот метод может быть применен после освоения учащимися таких понятий как «карбид кальция», «активные и инертные газы».
Исследование кислот и щелочей в зависимости от их свойств начинаю с противоречия: в чём заключается разница между ними. Дальнейшее изучение свойств показывает, где и как мы применяем в работе щёлочи и кислоты. Такой проблемный способ решения учебной задачи позволяет следовать логике научного познания и приводит к качественному усвоению учебного материала.
Тривиальное задание для учащихся по школьному пособию можно превратить в увлекательное исследование неизвестной ранее информации. Достаточно использовать несколько методических приемов: мотивировать процесс работы с учебным материалом, научить выбирать нужную информацию и фиксировать ее в компактном виде (таблицы, схемы). Очень важно заронить в этот процесс зерно конкуренции: самая рациональная схема, точная и краткая таблица, логически выверенная цепочка должны быть отмечены по окончании работы. Такие задания лучше проводить при изучении сравнительной характеристики определенных групп веществ или соединений по окончании работы проводится фронтальная проверка в виде устного опроса учащихся, которые отвечают используя данные таблиц, схем.
Так же можно использовать региональный компонент. Учащиеся получают задания подготовить творческую работу реферативного характера о родном градообразующем предприятии и выступают затем с защитой его перед определенной аудиторией. В предлагаемом далее примере используется проблемное обучение, дополняющее исследовательский метод.
По моему убеждению учащиеся, значительная часть которых, будет работать на этом предприятии, должны знать и понимать основы технологического процесса, происходящего при производстве продукции. Экологических проблемах производства и их решении. Поэтому из всех производств более подробно я останавливаюсь на способах получения металлов из руд, в частности на восстановлении железа из руд. Для учащихся это исследование актуально, оно касается решения жизненно важных проблем.
Использование в учебном процессе практических работ исследовательского характера способствует активизации познавательного интереса учащихся, расширяет возможности для индивидуального и дифференцированного подхода к обучению, повышает творческую активность.
Разработанная мною программа позволяет проводить практические работы исследовательской направленности. При этом лабораторные и практические работы следует проводить либо в процессе изучения темы или сразу после ее окончания, по «свежим следам». Это позволяет поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Применение исследовательского метода обучения на уроке помогает вовлекать учащихся, обладающих оригинальным и гибким мышлением, в исследовательские проекты во внеурочное время. На этом этапе важнейшее значение имеет выбор темы. Опыт показывает, что подростков интересует прежде всего то, что связано с их жизнью, здоровьем, бытом.
Специалисты отмечают, что в современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение можно рассматривать как неотъемлемую характеристику личности, как стиль жизни современного человека. Подготовка учащегося к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
После всего выше сказанного можно выдвинуть несколько рекомендаций по организации самостоятельной работы:
Чередовать творческую работу на занятиях с заданиями во внеурочное время.
В лекциях ставить вопросы для самостоятельной работы, указывая на источник ответа в литературе.
Давать опережающие задания для самостоятельного изучения.
Осуществлять текущий контроль и учет.
Оценивать работы, обобщать уровень усвоения навыков самостоятельной работы.
«Цель обучения ребёнка
состоит в том, чтобы
сделать его способным развиваться дальше
без помощи учителя»
Э.Хабборт
7