Статья «Проектная и исследовательская деятельность как основная составляющая практико-ориентированного обучения в преподавании биологии»

2
0
Материал опубликован 4 January 2021 в группе

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью по теме «Современное образование: теория, методика и практика»


Автор: Ларкина В. И.

МАОУ «СШ№ 8» учитель биологии город Урюпинск


Биология является наукой о живых организмах, как никакая другая располагает к использованию практической направленности. Каждая лабораторная работа не что иное, как практикоориентированная деятельность. На уроках биологии я использую деятельность обучающихся как метод познания: практикоориентированные задания используются на уроках для получения новых знаний, как форма домашних заданий для закрепления материала или более углубленного самостоятельного его изучения во внеурочное время.

Китайская народная мудрость гласит: «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Вовлеки меня и я научусь». В связи с этим, необходимым условием осознанных и прочных знаний является связь обучения с жизнью, практическая направленность. Задача учителя состоит не только в том, чтобы сообщать знания, но и управлять процессом усвоения знаний и способов деятельности. Задача ученика – овладевать системой знаний, способами их получения, переработки, хранения, применения этих знаний.
Практика показывает, что элементы проектной деятельности можно эффективно применять на каждом уроке.

При изучении темы «Строение клетки» в 5 классе учащиеся выполняют лабораторную работу «Изучение строения клетки кожицы лука под микроскопом», разрабатывают учебный макет по теме «Клетка».

Следующий элемент исследовательской работы используется мной как вариант домашнего задания при изучении фотосинтеза: «Получение углевода (крахмала) из картофеля». Эта работа помогает учащимся убедиться на практике в наличии запаса углеводов в растениях, связать знания, полученные на уроке с практическим применением в быту. Кроме того подобное задание эффективно мотивирует обучающихся на дальнейшее изучение предмета и самостоятельный поиск тем и опытов для проведения исследований.

В 6 классе после изучения темы «Вегетативное размножение растений» ребята выполняют проект «Фиалка - мой любимый комнатный цветок». Учащиеся изучают литературу по данному вопросу, знакомятся с историей выведения фиалок, что за цветок фиалка, почему его так назвали, как вырастить фиалку.

Полноценную проектную и исследовательскую деятельность проще организовать в условиях внеурочной или самостоятельной досуговой деятельности обучающихся. Исследовательская работа «Благоприятные условия при хранении клубней многолетних георгин». Целью работы было выявление и изучение наиболее благоприятных условий при хранении клубней многолетних георгин.

Задачи: Провести наблюдение за клубнями георгин, хранящихся в разных субстратах.
Дать сравнительную, объективную оценку различным методам хранения растения в период покоя.
 Было выбрано четыре варианта хранения клубней. Первый вариант – клубни хранятся на деревянных стеллажах в подвале. Второй вариант - в торфе. В третьем варианте клубни поместили в песок. В четвертом варианте - завернули каждый клубень в пищевую пленку – стрейч-пленку. Первые три варианта хранились в подвале, а четвёртый – в прохладном затемненном месте в доме. В ходе выполнения работы, наилучший результат хранения клубней георгин был получен в четвертом варианте - в стрейч-пленке (88,8%).Клубни сохранились до весны практически в том же состоянии, какими они были при выкопке Неплохой результат (66,6 %) был показан при хранении клубней в торфе. В третьем варианте (хранение клубней в песке) результат хуже (44,4 %). В первом варианте результат оказался самым низким (33,3 %).

Проект «Изучение экологического состояния озера Подпесочное города Урюпинска Волгоградской области»

Цель проекта: Определить экологическое состояние озера Подпесочное. Задачи проекта:

1.Провести анализ воды озера Подпесочное.

2.Выявить факторы, влияющие на изменение состояния воды в озере

3.Используя космические снимки провести оценку степени трансформации озера Подпесочное.

Учащиеся использовали космические снимки за период 1984-2016 гг., провели их первичное дешифрирование и определили, как изменялась   территория озера Подпесочного в результате антропогенного воздействия. Учащиеся определили прозрачность, цвет, запах воды и его интенсивность, вкус воды, наличие осадка и растворимых солей. Провели биоиндикацию. В ходе данного проекта были описаны многие интересные факты, которые позволяют значительно расширить представление об озере Подпесочное, его физических свойствах, применении, загрязнении, способах очистки.

Исследовательская работа «Возделывание томатов в закрытом грунте»

Целью работы стало выявление и изучение агротехники выращивания томатов в закрытом грунте. Задачи, которые ставились в работе:

1.Изучить биологические особенности томатов и приемов их выращивания;

2. Наблюдение за ростом и развитием растений, посаженных в теплице.

3. Проанализировать действия различных факторов в жизни растений.

При выполнении работы дети узнали условия выращивания томатов, сорта помидор, уход за растением во время вегетационного периода. Получили знания о защищенном грунте, устройстве и назначении теплиц. Провели поэтапное наблюдение за исследуемыми растениями. На практике познакомились с видами удобрений.

Выполняя исследовательскую работу «Выращивание картофеля из очистков», учащиеся изучили метод размножения картофеля из очистков, выяснили агротехнику выращивания картофеля, научились определять нормы внесения минеральных удобрений.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что элементы проектной деятельности можно эффективно применять на каждом уроке, однако полноценную проектную и исследовательскую деятельность проще организовать в условиях внеурочной или самостоятельной досуговой деятельности обучающихся, а вот результат/продукт работы может быть презентован на уроке.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации