Статья «Практико-ориентированные исследовательские работы и проекты в преподавании математики»
Александров-Гай 2015
Перед современным математическим образованием поставлено немало задач. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (№1) указывает на необходимость предоставить каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе, обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность.
Стандарты второго поколения (ФГОС) (№2) уточняют, что обучение математике в основной школе должно быть направлено на достижение следующих целей:
-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
-воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
-формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.
Одним из путей реализации поставленных задач являются проектная и исследовательская деятельности обучающихся. И чем ближе данная деятельность к реальной жизни, тем больше интереса, желания творить возникает у детей. В своей работе я использую практико-ориентированные проекты и исследовательские работы. Данное направление выбрано не случайно. В 2013 году Министерством образования Российской Федерации были внесены изменения в КИМы 9-х классов по математике: отдельным блоком выделен раздел «Реальная математика», в 11-х классах существует целая серия практико-ориентированных задач. Для выполнения задач данного раздела от учащихся требуется умение- применять математические знания в реальных ситуациях.
На уроках геометрии и алгебры я стала предлагать ученикам не просто решить задачу, запомнить формулу, но и придумать: как можно использовать эти формулы и задачи в будущем.
Пример1. Вы собираетесь строить дом. Какой формы выгоднее выбрать участок и почему? ( участок должен быть квадратным- лучшее сочетание наибольшей площади наименьшего периметра -значит на изгородь потребуется меньше материалов).
Пример 2. Вашей большой, дружной семье необходимо купить новую кастрюлю. В магазине по одной и той же цене предлагают два вида кастрюль: одна в два раза выше, вторая в два раза шире. Какая кастрюля бет вместительней? ( Выбираем кастрюлю с большим радиусом дна- тема «Объем цилиндра»)
Предлагая эти задачи, я старалась показать ученикам, что математика не «сухая» наука, а инструмент необходимый всем для решения задач в повседневной жизни.
Первым проектом стал проект «Математика в кастрюльке», выполненный учениками 11 класса. Предлагая работу над проектом я ставила перед собой несколько задач:
-вовлечь учеников в исследовательскую деятельность;
-научить поиску различной информации;
-показать практическую направленность выполнения данной работы;
-через работу над проектом привести выпускников к выводу о необходимости серьезной подготовки к итоговой аттестации.
Успешность выполнения любого проекта, исследовательской работы зависит от мотивации, которую можно осуществить различными способами:
-объяснить значимость результатов,
-подобрать оригинальное название,
-актуальность задания.
В проекте «Математика в кастрюльке» основой мотивации стала задача: посчитать сколько стоит питание студента. Актуальность для учеников 11 класса была налицо.
В процессе работы над проектом, который был групповым, ученики провели опрос одноклассников, узнав какие блюда они умеют готовить самостоятельно. По полученным данным было составлено меню на день, рассчитали необходимое количество продуктов, калорийность блюд, провели мониторинг цен на необходимые продукты в магазинах и на рынке. В конечном итоге была получена сумма, которую необходимо потратить родителям на скромное питание одного студента за 5 лет. Итог вызвал не только удивление обучающихся (более ста тысяч рублей), но и заставил задуматься: как и чем каждый из них может помочь семье. Были предложены варианты экономии -покупка продуктов оптом, использование скидок, закупка на рынке и т.д. Но основной вывод был следующим: необходимо серьезно отнестись к подготовке к итоговой аттестации, чтобы затем успешно сдать ЕГЭ и поступить на бюджетное отделение.
Могу сказать, что работа над данным проектом повысила мотивацию учащихся на изучение математики -все успешно прошли итоговую аттестацию, по результатам ЕГЭ по математике 2012 г школа вошла в 100 лучших школ Саратовской области, я увидела многих учеников совсем в другом свете. Мои «троечники» показали, что зачастую, они лучше других ориентируются в жизни, быстрее находят решение задач, которые ставит реальность.
Когда в 2012 году наша школа в пилотном режиме вступила в реализацию ФГОС ООО, то приоритетным направлением своей работы я выбрала практико-ориентированные исследовательские работы и проекты. Тему каждого проекта предлагаю интересную, привлекательную для ученика, соответствующую возрасту. В 5-7 классах, когда внимание интерес учеников не всегда устойчив, подбираю темы, работа над которыми является кратковременной.
«Мечты развеялись как дым»-исследовательская работа, выполненная учениками 6 класса о затратах на курение и о том, какие возможности приобретает курильщик, бросив курить. В процессе работы ученики провели опрос своих родителей:
-в каком возрасте папа стал курить,
-какие сигареты, по какой цене и в каком количестве за день он выкуривает,
каков стаж курения.
По итогам опроса были составлены таблицы, диаграммы, которые отразили затраты курильщика на день, месяц, год, весь период курения. Суммы были огромными.
На следующем этапе каждый ученик узнал заветную мечту родителей: кто-то давно хотел купить машину, другие мечтали о доме, третьи планировали поездку на море- но всегда не было средств. Проанализировав данные, обучающиеся пришли к выводу, что денег, потраченных на «дым сигарет» было бы достаточно, чтобы исполнились мечты многих семей.
«Путеводитель для бабушки»-проектная работа, выполненная ученицей 6 «а» класса по составлению буклета с лучшими ценами для пожилых людей, совершающих покупки в с. Александров-Гай.
Работа состояла из нескольких этапов:
-анкетирование бабушек одноклассников по вопросам приобретения продуктов: какие, в каком количестве, в каких магазинах.
-мониторинг цен в названных бабушками магазинах,
-сравнительный анализ полученных данных,
-изготовление буклета с лучшими ценами на необходимые продукты,
-распространение буклета среди бабушек.
«Роль ученика в жизни учебника»-исследовательская работа учащихся 7 класса о школьных учебниках, затратах школы на их приобретение, об отношении учащихся к полученным учебникам, о факторах, влияющих на продолжительность «жизни» учебника.
В процессе работы ученики узнали общее количество учебников в школьной библиотеке, информацию о бюджетных средствах, затраченных в 2013, 2014 году на покупку новых учебников для библиотеки школы, высчитали возможные затраты родителей, если бы они все учебники приобретали на свои деньги. Был проведен рейд по изучению состояния выданных учебников. На основе полученной информации посчитали затраты на ежегодное обновление школьного фонда и на сохранение имеющихся учебников. Вывод учеников: копеечные обложки продлят жизнь учебника почти вдвое.
Подбирая тему исследовательских и проектных работ, стараюсь, чтобы эти работы еще и воспитывали в учениках такие качества как: любовь к родной школе, внимательное отношение к пожилым людям, отрицательное отношение к вредным привычкам.
Все выполненные работы дали ученикам возможность применить математические знания в новой ситуации, позволили обнаружить, что математика - увлекательная наука, знание которой необходимо в современном обществе.
Литература
Концепция математического образования Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12. 2013 г №2506-р.
Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. М. Просвещение 2011г.
Купрякова Любовь Александровна