Инновационные подходы в практике преподавания русского языка

5
2
Материал опубликован 2 February 2020

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

РУССКОГО ЯЗЫКА

Д.Н. Шиленко

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Камышинский индустриально-педагогический колледж

имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева», город Камышин

daryanr@bk.ru



«Скажи мне - и я забуду;

покажи мне - может быть, я запомню;

вовлеки меня - и я пойму»

философ Конфуций

Новый век экономической жизни современного российского общества требует качественного изменения содержания труда, повышения уровня профессиональной мобильности и конкурентоспособности специалистов.

Образовательная ситуация нового столетия определяет необходимость рассмотрения основных методологических составляющих обучения с позиции подготовки профессиональных кадров и динамично изменяющихся рыночных условиях труда.

Изменения в системе российского образования, т.е. ее модернизации, требует высокого уровня и качества обучения. И главной задачей на этом этапе для педагога  – критическое осмысление и перестройка опыта и методики своей деятельности.

Ведущую роль в подготовки специалистов среднего профессионального образовательного учреждения занимает ориентация на личность, компетентность и инновационность образования, которая позволяет во многом облегчить адаптацию молодежи к профессиональной среде.

Не секрет, что для работодателя важно, чтобы специалист был: компетентен, способен решать критические ситуации и эффективно функционировать в новых социально-экономических условиях; обладал деловыми качествами: самостоятельностью, коммуникабельностью, толерантностью и т.д. Все эти качества в педагогике названы одним словом – компетенции, именно на их формирование, прежде всего, направлено современное образование.

В связи с этим актуальность приобретает подготовка специалистов на основе инновационных подходов. Об этом в своей статье говорит Дебертеева Т.Х. «специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь» [2, 2005].

Модернизация общественного мнения, которое влечет за собой изменение требований к специалистам педагогического ремесла, направлено на развитие компетентности в своей сфере деятельности. Педагоги должны владеть новыми технологиями, которые обеспечивают вовлечение студентов в познавательную, исследовательскую, поисковую и самостоятельную работу.

Отмечу также, что любое продуктивное функционирование образовательного учреждения, несомненно, зависит от желания и стремления педагога к инновационной деятельности. И на сегодня реализация  обучения и воспитания специалистов среднего профессионального учреждения, которое определяется Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения, является инновационным.

Одной из ведущих задач педагоги являлось, является и будет являться проблема повышения эффективности обучения. Для решения данной проблемы применяется ряд инновационных методов, средств и форм преподавания. Например, педагог Канарская О.В., создала модель инновационной методики, на основе которой преподавание русскому языку реализуется через развитие эмоций. Бесспорно,  запоминается то, что поддержано эмоционально.  Инновационный подход в обучении – это новый тип преподавания учебной дисциплины, которое построено на эмоционально-мотивационной сфере обучающегося.

Сейчас трудно представить, что ранее учебная деятельность строилась на таких понятиях как долг, прилежание, обязанность,  а познавательный интерес расценивался как несерьезность и развлекательность учебного процесса. За последние десятилетие значительно изменились представления педагогов о педагогическом процессе. Я думаю, что вряд ли найдется такой педагог, который бы не ставил перед собой такие вопросы: «Ка разнообразить занятие, сделать его ярким? Как увлечь? Какие применить методы?» И какой же преподаватель не мечтает о том, чтобы студенты на его занятиях принимали активное участие, подходили творчески к решению поставленных проблем и на максимальном уровне усваивали материал? И это не случайно, так как в основе современного обучения лежит деятельность и преподавателя, и студента.

Построение занятия в ключе инновационных форм, методов и приемов обеспечивает позитивный результат обучения и позволяет вовлечь в учебный процесс всех обучающихся на высоком уровне успешности и перехода традиционной деятельности на оптимально-продуктивный характер преподавания.

Русский язык является одним из тех предметов, который способствует развитию культуры, социального и логического мышления, коммуникабельности в связи с практической деятельностью человека. Особую роль в содержании обучения отводится культурному компоненту, как критерию, во многом определяющему и влияющему на коммуникативную компетенцию.

Но мой взгляд, ведущая цель обучения русскому языку в СПО – сформировать те компетенции, которые в дальнейшем профессиональном становлении и развитии обучающихся помогут им ориентироваться в современной действительности.

Стандарт СПО подразумевает развитие у обучающихся компетенций через использование эффективно-активных методов и информационно-технических средств; изменение стиля взаимоотношения между студентом и преподавателем; переход к сотрудничеству и партнерским отношениям.

Поэтому для решения цели обучения родному языку и развития личности будущего специалиста и формированию у него коммуникативных компетенций необходимо выработать педагогу систему инновационно-эффективных методов преподавания.

В своей практике использую следующей набор педагогических технологий для формирования у студентов общих и профессиональных компетенций на занятиях русского языка:

  1. Технология критического мышления через чтение и письмо, которая включает три

этапа: «вызов-осмысление-рефлексия».

  1. Информационные технологии позволяют существенно повысить мотивацию

студентов к изучению родного языка, способствуют раскрытию творческих способностей и развитию интеллектуальной деятельности.

Возможности применения данной технологии велики. Применяю ИКТ, во-первых с целью решения практических задач, прописанных в рабочей программе по русскому языку СПО. Во-вторых, технология позволяет быстро и эффективно проверить знания обучающихся: тестовый контроль. В-третьих, информационные технологии формируют компетенции студентов, прописанные в ФГОСе.

И, конечно, эта технология позволяет повысить уровень интереса к обучению, сэкономить время для проверки знаний и умений, развивать творческие способности у студентов при выполнении заданий (например, составить видеоклип «Фразеологизмы в речи», фоторяд «Вещь и её значение», кластер «Склонение имени существительного», хронолайнер «Развитие русского языка» и пр.).

  1. Диалоговая технология: уроки-семинары по дополнительной литературе («Лексика

активного и пассивного запаса», «Формирование грамматического строя языка» и др.), уроки-диспуты – обсуждение дискуссионных проблем («Слова категории состояния», «Переход одной части речи в другую», «Разграничение односоставных предложений от неполных» и др.), лекции с элементами диалога.

  1. Проектная технология. Эта технология достаточно трудоемкая и занимает много

времени для ее осуществления, но результат проекта оправдывает себя. Обучающие с большим интересам принимают участие. Через такой вид деятельности у студентов формируется навык самостоятельного поиска информации, ее систематизация, отбор главного и основного, творческое мышление и пр., а все эти качества важны для дальнейшей профессиональной их деятельности (проект «Генеалогическая классификация языков мира», проект «Wiki-словарь»).

  1. REAL-методика. Данная технология опирается на здоровье сберегающую

технологию. Суть данной методики в чередовании активной деятельности с этапами релаксации. В традиционной практике преподавание русского языка педагоги опираются на логическое мышление, в результате  этого к восприятию новых знаний подключаются не все психологические процессы человека. При использовании данной методики в процесс познания вступает и правое полушарие мозга, отвечающие за творческое мышление и воображение.

В ходе занятия главное учитывать  пассивную форму и активную форму процесса обучения и развития, т.е. пассивная – чувства, активная – познание, действия. Основные составляющие такого занятия: спокойная атмосфера; ощущение у студентов успеха и нет боязни неудач; релаксация; мотивация; получение нового материала через поиск и азарт; поиск самостоятельных примеров студентами; создание образов и моделей; перевод сложного в простые и понятные вещи и образы; многократный повтор нового материала за одно занятие, т. к. «во время повторения происходит  такое распределение повторяемого материала, что он включается в целую систему связей,  предварительно  зафиксированного опыта» [5, 2011].

Использование такой методики – это путь к успешному научению и обучению, т.к. задействованы все психические процессы человека. Релаксация способствуют формированию коммуникативных компетенций через создание образа, выводя его на речевой уровень.

На современном этапе развития образования и уровня заинтересованности молодежи занятие приобретает креативный разносторонний характер, на котором нет места скуки, лени, пассивности  и страха неудач получения двойки. Инновационный подход, прежде всего, диктует разнообразие форм, методов и приемов обучения, а также приобретение общих и профессиональных компетенций обучающимися. В рамках такого подхода занятие должно приносить удовлетворение, радость от проделанной работы студентом.

Для меня как начинающего педагога главное, чтобы деятельность на уроке носила творческий характер, направленный на положительный настрой студентов, который способствует активной деятельности на занятиях и эффективному запоминанию полученной информации, переходящая в умения и навыки.

Используя различные технологии на лекциях, практических работах, семинарах, мы добиваемся успеха в преподавании своего предмета, повышении уровня усвоенной информации обучающимися, развития общих и профессиональных компетенций у них и совершенствуемся сами.


Список использованной литературы:

  1. Борытко Н.М., Культурологические аспекты инновационных изменений: опыт проектной деятельности в консультировании / Воспитательная работа в школе. – М.: Народное образование, 2003. № 3. –  С. 95–108.
  2. Гончаренко М.С., Маслова Н.В., Куликова Н.Г. Ноосферное образование – ключ к здоровью: М. – Харьков: ВИНИТИ, 2011 – С. 125.
  3. Дебердеева Т. Х., Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Инновации в образовании. – М. – 2005. № 3. – С. 79.
  4. Чередникова О. И., Информационные технологии в работе учителя русского языка и литератур/ Русский язык. – М:1 сентября, 2009. № 5. –  С.2-3
  5. Канарская О. В., Инновационное обучение на уроках русского языка/ Совершенствование методов обучения в современной школе. ЛГПИ, 1989. – С. 90-105.
  6. Сипайлова Н. Ю., Малетина Л. В. Инновационная технология: обучение в сотрудничестве. – Томск:  Известия Томского политехнического университета, 2006. № 5. – С. 250–255.
  7.  Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – С. 224.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Статья

19 February 2020

Повторение мать учения -я тоже за этот способ.Хорошая работа!

21 February 2020

Похожие публикации