Карточка по учёту сведений о редких растениях и животных, занесенных в Красную книгу

21
9
Материал опубликован 2 July 2018 в группе

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

с. Карагай, Пермский край

Исследователям природы:

Карточка

по учёту сведений о редких растениях и животных,

занесенных в Красную книгу

Биология, экология, краеведение

5-11 класс, УМК любой

Автор:

Трефилова Раиса Поликарповна,

учитель биологии

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

Карагай - 2018

Пояснительная записка

Лето для юных экологов – пора проведения исследовательской работы в природе. Наши юные экологи занимаются изучением охраняемых территорий, видового состава растений и животных лесных сообществ и водных экосистем. Собранный материал необходимо учитывать, а затем систематизировать и анализировать, чтобы полученные данные внести в содержание исследовательской работы.

Цель: Ознакомление педагогов, занимающихся с детьми исследовательской работой в природе, с формой карточки по сбору сведений о редких видах растений и животных.

Задачи:

1. Обеспечить педагогов и учащихся формой учётной карточки.

2. Предоставить образец заполненной карточки.

3. Дать пояснения по заполнению карточки.

В последние годы мы обратили особое внимание на изучение популяций редких и взятых законодательно под охрану видов растений и животных. На территории Карагайского района нами выявлены растения из семейства Орхидные, которые занесены в Красную книгу Пермского края: пальчатокоренник мясокрасный, любка двулистная, два вида дремликов, тёмно-красный и зимовниковый и др.

В нашем районе отмечались ранее и встречаются сегодня редкие виды фауны: сибирский углозуб, филин, кулик-сорока, скопа, большой подорлик, дербник, большой кроншнеп, бородатая неясыть.

Возникла необходимость учёта и оформления собранной информации о редких видах. В данном ресурсе педагогам и учащимся предлагается форма карточки, которая поможет систематизировать результаты полевых исследований. В природе юные исследователи ведут дневники или журналы полевых исследований. На их основе ребята оформляют карточку в компьютерном варианте. Подобные карточки удобно обрабатывать, а также в любой момент можно распечатать и представить заинтересованным организациям. Например, наши карточки использует в своей работе ведущий специалист по охране природы при администрации Карагайского муниципального района.

Для коллег и юных исследователей представляю форму карточки, которую можно распечатать в необходимом количестве. В образце показано, как правильно заполнить карточку, даны необходимые пояснения.

Желаю успеха в благородном деле изучения природы родного края!

Карточка № ___

по учёту сведений о редких растениях и животных,

занесенных в Красную книгу Пермского края

Видовое название, семейство:

_____________________________________________________________________________

Географическое положение (местонахождение)

_____________________________________________________________________________

Схема местонахождения отдельных особей или популяции обнаруженного вида (приложить), указать: «да» - «нет»

Место обитания отдельных особей или популяции обнаруженного вида (название и краткое описание растительного сообщества)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общая площадь, занимаемая популяцией вида (для растений)

_____________________________________________________________________________

Количество особей или побегов на единицу площади (на 1 кв.м.) в популяции растений

_____________________________________________________________________________

Фенологическое состояние отдельных особей или большинства особей в популяции (для растений)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жизненности особей популяции (для растений) ________________________________________________________________

Высота (для растений)

_____________________________________________________________________________

Влияние антропогенной деятельности на среду обитания отдельных особей или популяции выявленного вида

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________       Фотография или эскизная зарисовка растения или отдельных его частей («да» - «нет»).

Ф. И. О. , заполнившего карточку: ________________________________________

Дата заполнения : _______________________________________________________

Образец

Карточка № ___

по учёту сведений о редких растениях и животных,

занесенных в Красную книгу Пермского края

 

1. Видовое название, семейство: Пальчатокоренник мясокрасный, сем. Орхидные

2. Географическое положение (местонахождение): Карагайский район, окрестности д.Ефремята, 50 м на с-з от дамбы пруда, пойма р.Карагайки.

3. Схема местонахождения отдельных особей или популяции обнаруженного вида (приложить), указать: «да» - «нет»: да, схема, приложение 1.

4. Место обитания отдельных особей или популяции обнаруженного вида (название и краткое описание растительного сообщества): бланк геоботанического описания, (если бланка нет, то пишем здесь в карточке)

5. Общая площадь, занимаемая популяцией вида (для растений): 1200 м²

6. Количество особей или побегов на единицу площади (на 1 кв.м.) в популяции растений: 0,0375 экз/ м² (На площади 1200 м² обнаружено 45 растений пальчатокоренника, 45 : 1200=0,0375)

7. Фенологическое состояние отдельных особей или большинства особей в популяции (для растений) (записываем состояние особей по фенофазам: вегетация -21, бутонизация – 9, цветение – 13, начало плодоношения - 2)

 

8. Жизненности особей популяции (для растений): жизненность- 2 балла

9. Высота (для растений): средняя высота цветоноса– 38, 7 см, макс. – 47 см, мин. - 29, 5 см.

10. Влияние антропогенной деятельности на среду обитания отдельных особей или популяции выявленного вида: подвергается воздействию антропогенного фактора – прогон скота на пастбище, частично, на площади 0,2-0,3 га – сенокошение.

11. Фотография или эскизная зарисовка растения или отдельных его частей («да» - «нет»). Фото есть – приложение 3.

12. Ф. И. О. , заполнившего карточку: Попова Полина Константиновна, 9 класс

13. Дата заполнения: 25.07.2017.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный и полезный материал для юных экологов! Спасибо вам,Раиса Поликарповна!

28 July 2018

Спасибо за материал, очень нужный для изучения редких растений!

30 August 2018

Спасибо!

4 September 2018

Спасибо, Виктория Александровна, за внимание к работе!

4 September 2018

Юные экологи должны знать о редких растениях и животных, занесенных в Красную книгу Пермского края.

5 February 2019

Согласна с Вами, Светлана Анатольевна!

10 February 2019

Спасибо за полезный документ!

10 February 2019

Есть чему у вас поучиться, Раиса Поликарповна!

24 March 2019