Карточка по учёту сведений о редких растениях и животных, занесенных в Красную книгу
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»
с. Карагай, Пермский край
Исследователям природы:
Карточка
по учёту сведений о редких растениях и животных,
занесенных в Красную книгу
Биология, экология, краеведение
5-11 класс, УМК любой
Автор:
Трефилова Раиса Поликарповна,
учитель биологии
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»
Карагай - 2018
Пояснительная записка
Лето для юных экологов – пора проведения исследовательской работы в природе. Наши юные экологи занимаются изучением охраняемых территорий, видового состава растений и животных лесных сообществ и водных экосистем. Собранный материал необходимо учитывать, а затем систематизировать и анализировать, чтобы полученные данные внести в содержание исследовательской работы.
Цель: Ознакомление педагогов, занимающихся с детьми исследовательской работой в природе, с формой карточки по сбору сведений о редких видах растений и животных.
Задачи:
1. Обеспечить педагогов и учащихся формой учётной карточки.
2. Предоставить образец заполненной карточки.
3. Дать пояснения по заполнению карточки.
В последние годы мы обратили особое внимание на изучение популяций редких и взятых законодательно под охрану видов растений и животных. На территории Карагайского района нами выявлены растения из семейства Орхидные, которые занесены в Красную книгу Пермского края: пальчатокоренник мясокрасный, любка двулистная, два вида дремликов, тёмно-красный и зимовниковый и др.
В нашем районе отмечались ранее и встречаются сегодня редкие виды фауны: сибирский углозуб, филин, кулик-сорока, скопа, большой подорлик, дербник, большой кроншнеп, бородатая неясыть.
Возникла необходимость учёта и оформления собранной информации о редких видах. В данном ресурсе педагогам и учащимся предлагается форма карточки, которая поможет систематизировать результаты полевых исследований. В природе юные исследователи ведут дневники или журналы полевых исследований. На их основе ребята оформляют карточку в компьютерном варианте. Подобные карточки удобно обрабатывать, а также в любой момент можно распечатать и представить заинтересованным организациям. Например, наши карточки использует в своей работе ведущий специалист по охране природы при администрации Карагайского муниципального района.
Для коллег и юных исследователей представляю форму карточки, которую можно распечатать в необходимом количестве. В образце показано, как правильно заполнить карточку, даны необходимые пояснения.
Желаю успеха в благородном деле изучения природы родного края!
Карточка № ___
по учёту сведений о редких растениях и животных,
занесенных в Красную книгу Пермского края
Видовое название, семейство:
_____________________________________________________________________________
Географическое положение (местонахождение)
_____________________________________________________________________________
Схема местонахождения отдельных особей или популяции обнаруженного вида (приложить), указать: «да» - «нет»
Место обитания отдельных особей или популяции обнаруженного вида (название и краткое описание растительного сообщества)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая площадь, занимаемая популяцией вида (для растений)
_____________________________________________________________________________
Количество особей или побегов на единицу площади (на 1 кв.м.) в популяции растений
_____________________________________________________________________________
Фенологическое состояние отдельных особей или большинства особей в популяции (для растений)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жизненности особей популяции (для растений) ________________________________________________________________
Высота (для растений)
_____________________________________________________________________________
Влияние антропогенной деятельности на среду обитания отдельных особей или популяции выявленного вида
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Фотография или эскизная зарисовка растения или отдельных его частей («да» - «нет»).
Ф. И. О. , заполнившего карточку: ________________________________________
Дата заполнения : _______________________________________________________
Образец
Карточка № ___
по учёту сведений о редких растениях и животных,
занесенных в Красную книгу Пермского края
1. Видовое название, семейство: Пальчатокоренник мясокрасный, сем. Орхидные
2. Географическое положение (местонахождение): Карагайский район, окрестности д.Ефремята, 50 м на с-з от дамбы пруда, пойма р.Карагайки.
3. Схема местонахождения отдельных особей или популяции обнаруженного вида (приложить), указать: «да» - «нет»: да, схема, приложение 1.
4. Место обитания отдельных особей или популяции обнаруженного вида (название и краткое описание растительного сообщества): бланк геоботанического описания, (если бланка нет, то пишем здесь в карточке)
5. Общая площадь, занимаемая популяцией вида (для растений): 1200 м²
6. Количество особей или побегов на единицу площади (на 1 кв.м.) в популяции растений: 0,0375 экз/ м² (На площади 1200 м² обнаружено 45 растений пальчатокоренника, 45 : 1200=0,0375)
7. Фенологическое состояние отдельных особей или большинства особей в популяции (для растений) (записываем состояние особей по фенофазам: вегетация -21, бутонизация – 9, цветение – 13, начало плодоношения - 2)
8. Жизненности особей популяции (для растений): жизненность- 2 балла
9. Высота (для растений): средняя высота цветоноса– 38, 7 см, макс. – 47 см, мин. - 29, 5 см.
10. Влияние антропогенной деятельности на среду обитания отдельных особей или популяции выявленного вида: подвергается воздействию антропогенного фактора – прогон скота на пастбище, частично, на площади 0,2-0,3 га – сенокошение.
11. Фотография или эскизная зарисовка растения или отдельных его частей («да» - «нет»). Фото есть – приложение 3.
12. Ф. И. О. , заполнившего карточку: Попова Полина Константиновна, 9 класс
13. Дата заполнения: 25.07.2017.
Горбачёва Марина Юрьевна
Marina
Виктория Александровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Ватолина Светлана Анатольевна
Зинаида Павловна
Зинаида Павловна
Буньков Андрей Владимирович
Трефилова Раиса Поликарповна