Сценарий игрового занятия «Истоки» с использованием регионального компонента
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность детей | Пояснения |
- Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в одну маленькую страну, но сначала прошу угадать её название. Посмотрите на экран. - Что вы посмотрели? Наша маленькая страна так и называется - «Сказка». А отправимся мы туда на ковре – самолёте. (появляется Сказочница в русском сарафане, в вышитом переднике, со связкой сушек, которые она будет отдавать самым активным учащимся) В роли Сказочницы – мама одного из учеников. - Откройте глаза. Посмотрите, кто вас встречает! Это Сказочница – хозяйка страны Сказок. Сказочница: - Добрый день, ребята! Добро пожаловать в Сказку! Солнце, дождик, приходите! Детям сказку приводите! А из тучи гром, гром Загоняет в дом, дом. Покажись из тучи, солнце, Загляни скорей в оконце, Освети скорей светлицу, Расскажи нам небылицу! Далеко – далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки, потому что сказка – это… Учитель: - А что такое сказка? Ребята, скажите! - Сказка-это уроки мудрости, уроки жизни, поданные в волшебной форме. В сказке всегда добро побеждает зло. - А что даёт сказка людям? - Откройте учебник, стр.76. Прочитайте, как об этом говорит автор учебника. - Давайте вспомним, какие сказки бывают?
- Посмотрите на выставку книг. Найдите среди них авторские сказки и русские народные. - Откройте тетрадь, стр.26.Оказывается, есть художники, которые любили иллюстрировать сказки. Среди них – В.М.Васнецов. Рассмотрите его работы. Узнайте по ним сказку и её героя. Какие слова и выражения из этих сказок вы помните? - А теперь поговорим о русских народных сказках. На какие группы можно разделить их? - Приведите примеры. - Сказочница предлагает посмотреть всем известную с детства русскую народную сказку «Колобок». Мы отправляемся в сказочный кукольный театр. Давайте вспомним, как нужно вести себя в театре. - Вам понравилось выступление актёров? Давайте поблагодарим их. - О чём мечтали люди в сказках? - Какие волшебные предметы им помогали? - Сначала народ мечтал в сказках, а потом на деле сбывались мечты. Давайте попробуем догадаться, какие достижения нашего времени взяты из сказки? Посмотрите на доску и выполните это задание. На доске: Ковёр-самолёт – Богатырский конь – Сапоги-скороходы – Подводное царство – - Как сделать, чтобы эти открытия приносили людям пользу? - А теперь прочитайте пословицу, которая написана на доске: «Сказка-ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок». Сказка – это урок жизни. Чтобы разобраться в смысле этой пословицы, посмотрите ещё одну русскую народную сказку «Лиса и Журавль» в исполнении Ладошиной Иры и её мамы - Давайте поблагодарим наших артистов. - Какой урок можно извлечь из этой сказки? На доске написаны пословицы. Подберите из них ту, в которой заключена главная мысль сказки. Живи для людей – поживут и люди для тебя. Как аукнется, так и откликнется. Дружно – не грузно, а врозь, хоть брось. У страха глаза велики. (Учитель наблюдает, оказывает помощь, контролирует время выполнения.) (Учитель даёт экспертную оценку – правильный ответ: 3 пословица) - На уроке литературного чтения мы прочитали сказку «Морозко».В ней тоже спрятан урок жизни, его можно выразить короткой пословицей. Откройте тетради, стр.27, прочитайте самостоятельно все пословицы и подчеркни самую подходящую к этой сказке . - Теперь объединитесь в группы по 4 человека, сообщите своё решение друг другу, обсудите и придите к единому решению. Учитель даёт экспертную оценку.
- Молодцы! Вы справились с этой задачей. - Наше путешествие в Сказку подходит к концу. Пора возвращаться. Что вы узнали о сказках нового, интересного? Сказочница: - У меня есть волшебный цветок, а у вас – по одному лепестку. Давайте вместе подумаем, какие правила должны использовать люди в жизни, чтобы всем было хорошо жить на Земле рядом друг с другом, чтобы в жизни тоже добро побеждало зло. Напишите своё пожелание на лепестке и прикрепите на цветок. Примерные варианты ответов детей: Сказочница: _ Молодцы! Вы все славно потрудились. А кто был самым лучшим? Подсчитайте свои призы-сушки. Учитель: _ Спасибо нашим родителям, которые подарили нам сегодня эту встречу со сказкой. - Дома придумайте свою сказку на любую тему: о животных, о любимой игрушке и т.д. и расскажите её в картинках. На следующем занятии мы все с удовольствием послушаем новые сказки. Ваши рисунки мы поместим на страницы Первой книги. Литература: Русские народные сказки Книга для семейного чтения. Книга для родителей. Л.Б.Береговая – М.:Просвещение, 1991 В.Берестов. Стихи. «Шутки, игры, песни соберут нас вместе», сценарии праздников в начальной школе. М.А.Бесова, 2002 | Дети смотрят видеофрагменты сказок - Мы посмотрели сказки. (звучит музыка «Маленькая страна»). Дети закрывают глаза Сказка-это много волшебства. В сказке есть волшебные предметы, волшебные цифры: 7,33. В ней есть троекратные повторы, волшебные заклинания, сказочный зачин и концовка и т.д. Сказка помогает отдохнуть, развлекает. Авторские и русские народные. Ответы детей. Ответы детей. О животных, волшебные, бытовые Ответы детей. Люди в сказках мечтали о добрых поступках. Им помогали сапоги-скороходы, волшебный клубок, цветик –семицветик волшебная палочка и др. Ракета Автомобиль Поезд Подводная лодка Знать, как и когда их применять. Использовать по назначению, во благо людям. Дети смотрят сказку. Дети работают в парах. После обсуждения одна пара учащихся высказывает своё мнение, доказывает его, остальные дополняют. Дети работают в тетради индивидуально. Дети работают в группах, обсуждают и приходят к согласию. Одна из групп выступает Сказка учит нас добру. В сказках есть уроки жизни. Дети пишут свои пожелания на лепестках. | Развитие целостного восприятия Работа над понятием «сказка» Ресурсный круг «Что такое сказка» Формирование ресурсного места в классе. Присоединение к учащимся, друг к другу. Экспертная оценка учителя. Работа с учебником. Вознаграждение призами. (за правильные ответы Сказочница награждает детей сушками) Работа с выставкой книг. Работа с учебной тетрадью. Вознаграждение призами. Формирование нравственной культуры детей. Работа с родителями. Вознаграждение словом, взглядом Беседа с учащимися, направленная на развитие чувства ответственности за свои поступки и дела. Вознаграждение действием (каждый учащийся является активным участником учебного процесса) Вознаграждение призами (Сказочница награждает самых активных). Работа с родителями
Вознаграждение словом, жестом, взглядом. Тренинг АФО (работа в парах) Развитие единого контекста в паре. Вознаграждение призами-сушками от Сказочницы. Тренинг АФО «Сказки – уроки жизни». Работа с учебной тетрадью. (Учитель наблюдает, оказывает помощь, контролирует время выполнения) Вознаграждение словом, взглядом,призами-сушками.
Рефлексия. Способствует лучшему усвоению материала и развитию целостного восприятия ребенка. Ресурс успеха Вознаграждение доверием (каждый мог попробовать себя в роли лидера). . Вознаграждение лучших оценками. Ассоциированное включение родственников. Работа с родителями. Домашнее задание. Развитие осмысления, приводящее к совершенному действию. Работа над страницами Первой Книги. . |
.