Статья на тему «Использование регионального компонента во внеурочной деятельности»

5
0
Материал опубликован 11 June 2020

Сведения об авторе

Лагузина Ирина Валерьевна

Учитель английского языка

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 78 Краснооктябрьского района Волгограда»

г. Волгоград


 

Использование регионального компонента во внеурочной деятельности.

Обучение иностранному языку – это долгий и сложный процесс. Некоторым школьникам этот путь может казаться особенно трудным, так как они не видят цели в овладении иностранным языком. В этом случае, учителю необходимо чем-то заинтересовать своих учеников и показать, где на практике могут быть использованы полученные знания.

Понятие “региональный компонент” звучит незнакомо, но он помогает рассказать о “малой” родине – области, городе, деревне, в которых живет ученик. Согласно Федеральному базисному плану общего среднего образования, учебный план должен включать региональный компонент, в котором содержатся материалы о конкретном регионе, где проживают ученики. Часто ребята знают не так уж и много о своей собственной стране, своем городе, улице.

Информацию по краеведению, получаемая детьми на экскурсиях, в книгах и по телевизору, разрознена. Поэтому, необходимо сформировать осознанный подход к применению регионального компонента, который может быть реализован во внеурочной деятельности. Например, это может быть проектная деятельность на иностранном языке.

Что касается отбора содержания, он будет предопределяться природным, культурно-историческим, социально-экономическим своеобразием региона. Изучая материал о своем городе, учащиеся больше проникнутся любовью к родной земле, узнают много интересных фактов. Более того, целенаправленное и регулярное использование регионального компонента на во внеурочной деятельности по английскому языку развивает интеллектуальную и эмоциональную сферы личности учащихся.

Если говорить о формах введения регионального компонента на занятии, они могут быть различными. Например, разработка и проведение экскурсии по своей местности. Кроме того, очень важны речевые ситуации и ролевые игры, которые объединяются одной сюжетной линией и базируются на особенностях региона. Конечный продукт проекта учащиеся представляют в виде эссе, диалогов, рассказов, презентаций. Данный материал может быть использован в оформлении стенгазеты, коллажа, альбома, устного журнала, видеофильма.

Важно соблюдать также определенные принципы при использовании регионального компонента в обучении:

Непрерывность

Материалы по краеведению нужно применять на занятиях регулярно, сопоставляя культурные различия своей страны и страны изучаемого языка (например, сравните систему образования в России и в Англии, подготовьте сообщение об известных людях вашего города, напишите отзыв о школьной столовой, дайте свои рекомендации).

Разнообразие

Нужно внедрять различные формы работы для мотивирования учеников: индивидуальную, парную и групповую. Разнообразные виды уроков: урок-игра, урок-спектакль, урок-конференция, урок-лекция, урок-квест, урок-экскурсия.

Наглядность 

Свои проектные работы ученики должны представлять наглядно. Это могут быть плакаты, фотографии, рисунки, презентации или видео. Наглядные пособия делают материал более понятным, улучшают восприятие и запоминаемость.

Системность

Региональный компонент должен быть включен в работу над всеми видами речевой деятельности: чтением, письмом, говорением, аудированием. На занятии учителя могут работать по одному и тому же тексту: прослушали информацию о своем городе, выполнили задания на общее понимание, прочитали текст, выполнили упражнения на полное понимание прочитанного, обсудили полученную информацию, написали свой рассказ по образцу.

Практическая направленность

Ученикам необходимо знать в какой жизненной ситуации им пригодятся эти знания, то есть нужно готовить учеников к общению с иностранцами. Моделирование ситуаций подходит для этого лучше всего. Во время урока-экскурсии дети могут представить, как они расскажут о своем городе. Ученики увидят по описанию и иллюстрациям, в каком красивом месте живут, представив себя на месте туристов. Этот опыт, может им пригодиться во взрослой жизни. Также важно организовать переписку с подростками из англоговорящей страны, чтобы ученики могли применять новые знания.

Как же суметь вовлечь детей в краеведческую работу на английском языке?

Составить брошюры для туристов, которые посещают ваш город. Это может стать групповым проектом с подготовкой оформления и разработкой содержания.

Провести фестиваль традиционных блюд родного края. Когда дети приносят приготовленные дома блюда и презентуют их, рассказывая на английском языке.

Подготовить местную газету на английском языке. Предоставить детям образцы британских газет, разобрать с ними, что в них опубликовано, а затем составить один выпуск для своего города с новостями и иллюстрациями.

Изучая тему «Спорт», нужно обратить внимание на работу спортивных школ города, которые посещают многие учащиеся и показывают хорошие результаты. Можно добавить, что некоторые учащиеся школы являются мастерами спорта России, и составить сообщения о них и их достижениях.

В последнее время, в школьные учебники вошла тема по экологии. В рамках этой темы можно обсуждать проблемы регионального уровня, целью которой является формирование ответственного отношения к природе.

В выборе темы для изучения регионального компонента следует рассматривать основные сведения о родном крае. Так, например, изучая тему «Достопримечательности родного города» вы можете задать вопрос: «Не подскажете, как пройти к музею?». Важную роль здесь будет играть использование проектной методики, когда необходимо будет собрать информацию и представить результаты своей деятельности.

Нужно отметить, что задания с использованием регионального компонента не только повышают интерес к предмету, но и развивают коммуникативные навыки учеников.

Таким образом, английский язык станет для учеников прекрасным средством познания окружающего мира. Это повысит мотивацию, как к изучению предмета, так и к дальнейшему исследованию истории и культуры своей родины.

Список использованной литературы:

1. Барменкова О.И. Эффективные приемы обучения английскому языку. - Пенза, 1997.

2. Закон РФ «Об образовании». - М., 1996.

3. Мазур Л.Ю. Ролевые игры. // Первое сентября. Английский язык - 2004. - №35.

4. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. - М., 1995.

5. Сысоев Л.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе, 2001, №4

6. Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса "Иностранный язык и регионоведение"// Иностранные языки в школе, 1996, №5.

7. Топленкина И.П. Региональный компонент на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе.- 2007.- №3.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации