Статья на тему «Использование регионального компонента во внеурочной деятельности»
Сведения об авторе
Лагузина Ирина Валерьевна
Учитель английского языка
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 78 Краснооктябрьского района Волгограда»
г. Волгоград
Использование регионального компонента во внеурочной деятельности.
Обучение иностранному языку – это долгий и сложный процесс. Некоторым школьникам этот путь может казаться особенно трудным, так как они не видят цели в овладении иностранным языком. В этом случае, учителю необходимо чем-то заинтересовать своих учеников и показать, где на практике могут быть использованы полученные знания.
Понятие “региональный компонент” звучит незнакомо, но он помогает рассказать о “малой” родине – области, городе, деревне, в которых живет ученик. Согласно Федеральному базисному плану общего среднего образования, учебный план должен включать региональный компонент, в котором содержатся материалы о конкретном регионе, где проживают ученики. Часто ребята знают не так уж и много о своей собственной стране, своем городе, улице.
Информацию по краеведению, получаемая детьми на экскурсиях, в книгах и по телевизору, разрознена. Поэтому, необходимо сформировать осознанный подход к применению регионального компонента, который может быть реализован во внеурочной деятельности. Например, это может быть проектная деятельность на иностранном языке.
Что касается отбора содержания, он будет предопределяться природным, культурно-историческим, социально-экономическим своеобразием региона. Изучая материал о своем городе, учащиеся больше проникнутся любовью к родной земле, узнают много интересных фактов. Более того, целенаправленное и регулярное использование регионального компонента на во внеурочной деятельности по английскому языку развивает интеллектуальную и эмоциональную сферы личности учащихся.
Если говорить о формах введения регионального компонента на занятии, они могут быть различными. Например, разработка и проведение экскурсии по своей местности. Кроме того, очень важны речевые ситуации и ролевые игры, которые объединяются одной сюжетной линией и базируются на особенностях региона. Конечный продукт проекта учащиеся представляют в виде эссе, диалогов, рассказов, презентаций. Данный материал может быть использован в оформлении стенгазеты, коллажа, альбома, устного журнала, видеофильма.
Важно соблюдать также определенные принципы при использовании регионального компонента в обучении:
Непрерывность
Материалы по краеведению нужно применять на занятиях регулярно, сопоставляя культурные различия своей страны и страны изучаемого языка (например, сравните систему образования в России и в Англии, подготовьте сообщение об известных людях вашего города, напишите отзыв о школьной столовой, дайте свои рекомендации).
Разнообразие
Нужно внедрять различные формы работы для мотивирования учеников: индивидуальную, парную и групповую. Разнообразные виды уроков: урок-игра, урок-спектакль, урок-конференция, урок-лекция, урок-квест, урок-экскурсия.
Наглядность
Свои проектные работы ученики должны представлять наглядно. Это могут быть плакаты, фотографии, рисунки, презентации или видео. Наглядные пособия делают материал более понятным, улучшают восприятие и запоминаемость.
Системность
Региональный компонент должен быть включен в работу над всеми видами речевой деятельности: чтением, письмом, говорением, аудированием. На занятии учителя могут работать по одному и тому же тексту: прослушали информацию о своем городе, выполнили задания на общее понимание, прочитали текст, выполнили упражнения на полное понимание прочитанного, обсудили полученную информацию, написали свой рассказ по образцу.
Практическая направленность
Ученикам необходимо знать в какой жизненной ситуации им пригодятся эти знания, то есть нужно готовить учеников к общению с иностранцами. Моделирование ситуаций подходит для этого лучше всего. Во время урока-экскурсии дети могут представить, как они расскажут о своем городе. Ученики увидят по описанию и иллюстрациям, в каком красивом месте живут, представив себя на месте туристов. Этот опыт, может им пригодиться во взрослой жизни. Также важно организовать переписку с подростками из англоговорящей страны, чтобы ученики могли применять новые знания.
Как же суметь вовлечь детей в краеведческую работу на английском языке?
Составить брошюры для туристов, которые посещают ваш город. Это может стать групповым проектом с подготовкой оформления и разработкой содержания.
Провести фестиваль традиционных блюд родного края. Когда дети приносят приготовленные дома блюда и презентуют их, рассказывая на английском языке.
Подготовить местную газету на английском языке. Предоставить детям образцы британских газет, разобрать с ними, что в них опубликовано, а затем составить один выпуск для своего города с новостями и иллюстрациями.
Изучая тему «Спорт», нужно обратить внимание на работу спортивных школ города, которые посещают многие учащиеся и показывают хорошие результаты. Можно добавить, что некоторые учащиеся школы являются мастерами спорта России, и составить сообщения о них и их достижениях.
В последнее время, в школьные учебники вошла тема по экологии. В рамках этой темы можно обсуждать проблемы регионального уровня, целью которой является формирование ответственного отношения к природе.
В выборе темы для изучения регионального компонента следует рассматривать основные сведения о родном крае. Так, например, изучая тему «Достопримечательности родного города» вы можете задать вопрос: «Не подскажете, как пройти к музею?». Важную роль здесь будет играть использование проектной методики, когда необходимо будет собрать информацию и представить результаты своей деятельности.
Нужно отметить, что задания с использованием регионального компонента не только повышают интерес к предмету, но и развивают коммуникативные навыки учеников.
Таким образом, английский язык станет для учеников прекрасным средством познания окружающего мира. Это повысит мотивацию, как к изучению предмета, так и к дальнейшему исследованию истории и культуры своей родины.
Список использованной литературы:
1. Барменкова О.И. Эффективные приемы обучения английскому языку. - Пенза, 1997.
2. Закон РФ «Об образовании». - М., 1996.
3. Мазур Л.Ю. Ролевые игры. // Первое сентября. Английский язык - 2004. - №35.
4. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. - М., 1995.
5. Сысоев Л.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе, 2001, №4
6. Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса "Иностранный язык и регионоведение"// Иностранные языки в школе, 1996, №5.
7. Топленкина И.П. Региональный компонент на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе.- 2007.- №3.