12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Евгения Борисова569
Россия, Карелия респ., Петрозаводск
2

Конспект урока музыки с использованием национально-регионального компонента «Кижские звоны», 2 класс



Конспект урока музыки с использованием национально-регионального компонента

Тема урока: «Кижские звоны»

Продолжительность урока: 45 мин.

Целевая аудитория: обучающиеся 2 класса

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: урок-путешествие

Цель урока: сформировать представление о колокольных звонах на основе ознакомления с величайшим памятником древнего зодчества Кижского архитектурного ансамбля - «Колокольня».

Планируемые результаты

Предметные:

Вспомнят, что такое колокольня, понятия – тембр и темп в музыке

Познакомятся с устройством колокола, колокольчиков и особенностями их звучания; с понятиями – звонница, звонарь.

Научатся: передавать в пластике движений разный темп колокольных звонов (маленький звонит быстро, большой колокол медленно); выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании записи «Колокольные звоны»

Получат возможность: развивать вокальные-хоровые навыки через исполнение песни карельского автора К.Макаровой – «Кижи» (Чудо-остров); расширить знания по краеведению, узнать больше о достопримечательностях родного края

Метапредметные:

Регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную   информацию.  

Познавательные: находить информацию в разных источниках, понимать терминологию обозначающую звучание колокольных звонов.

Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге: уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, работать в группе.

Личностные: чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к колоколу, как символу русской земли.

Методы и приёмы: словесные (стихи, диалог, вопросы к детям, ответы детей, уточнения, пояснения и др.); наглядные (демонстрация презентации; карточки разной величины с изображением колокольчиков; колокольчики-сувениры; 3 валдайских колокольчика – большой, средний, малый; выразительное исполнение песни; видео-фрагмент и др.); практические (исполнение песни, двигательная импровизация, озвучивание песенки- приветствия звучанием колокольчика, слушание колокольных звонов, участие в дидактической игре «Загадки колокола» и др.); методы контроля и самоконтроля.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран, диапроектор.

Дополнительное оборудование:

маленькие колокольчики (по количеству обучающихся в классе);

карточки разной величины с изображением колокольчиков – Приложение №1;

карточки с надписями: «Бом… Бом…», «Дин-дон. Дин-дон», «Дили-дили –дон-дон» – Приложение №2;

колокольчики – сувениры;

3 валдайских колокольчика разной величины;

карточки с понятиями – ТЕМБР, ТЕМП

файл с материалами для проведения дидактической игры «Загадки колокола» - Приложение № 3 (6 комплектов)

Подарки для детей «Колокольчики-сувениры» - Приложение №4

Музыкальный материал:

Песенка приветствие Бриская Е. - «Колокольчик»;

К.Макарова – «Кижи» (Чудо-остров)

Колокольня кижского погоста – «Кижские звоны»

Видео ролик - «Кижская колокольня. Звонарь»

Основные термины и понятия:

колокольня

звонница

звонарь

колокол (части колокола: язык, сковорода, голова, юбка и др.)

тембр

темп

Сценарий урока:

Организационный момент:

Дети входят в класс. На партах у учеников лежат колокольчики.

Со звонком ученики встают, учитель приветствует их словами:

Слайд 1

Прозвенел звонок весёлый,
Он позвал нас на урок.
Уж, такой порядок в школе –
Ты не забывай, дружок!
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.

Эмоциональный настрой:

- Здравствуйте ребята, зовут меня Евгения Владимировна. Сегодня урок музыки у вас проведу я. У вас на партах приготовлены колокольчики. Возьмите их и положите на свою ладошку. Вот так (показ учителя). Молодцы! Звучание колокольчиков украсит нашу песенку-приветствие в начале и в конце.

Слайд 2

Петь песенку мы будем по фразам. Мои слова в тексте будут выделены синим цветом, а ваши слова дети – красным. Будьте внимательны!

Слайд 3

Песенка-приветствие:


 

- Кроме колокольчиков, которые лежат у вас на партах, посмотрите, ребята, что я вам принесла. (выставка колокольчиков-сувениров)

Мотивация:

– Уже стало традицией привозить из далёких путешествий сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили.

- Ребята, а вы любите путешествовать?

Слайд 4

- Тогда предлагаю позвонить в колокольчики и всем вместе отправится в удивительное место.

Звучит фонограмма.

Учитель поет куплеты песни К.Макаровой «Кижи» (Чудо-остров)

Слайды 5-7

Есть на свете чудо-остров

С деревянными церквями

Сторожит его Онего

С голубыми небесами.

Слайд 8

Древней тайной он окутан

И легендами овеян,

Этот остров заповедный

Мы столетиями лелеем.

Слайд 9

На «Комете» быстрокрылой

Сможем мы туда добраться,

Чтоб под звон колоколов

С дивной сказкой повстречаться

Слайд 10

- Кто догадался? Кто готов ответить? Куда мы с вами ребята скоро прибудем?

Дети: На остров Кижи.

Учитель музыки поет припев песни «Кижи»

Слайд 11

Кижи, Кижи, Кижи –

Быль, а может, небыль.

Кижи, Кижи, Кижи –

Купола до неба.

Слайд 12

Кижи, Кижи, Кижи –

Всё нам расскажите,

Красотой своею

Душу озарите!

Слайд 13

- Пока мы идем на Комете до острова Кижи, предлагаю разучит припев песни. Вы согласны?

Разучивание припева песни по фразам.

Исполнение припева песни классом.

Актуализация знаний:

Слайд 14

- Перед нами одно из самых красивых строений - Кижский архитектурный ансамбль: две церкви (Преображенская и Покровская) и колокольня.

- А что такое колокольня, ребята?

Слайд 15

Колокольня – это высокая башня с открытым верхним ярусом, в которой установлен один или несколько колоколов. Верхний ярус на колокольне называется – ЗВОННИЦА.

Слайд 16-17

- А какие колокола мы видим на кижской колокольне? Дети: большие и малые.

- Верно. Большие звучат так (показ), а маленькие колокольчики - вот так (показ).

- Поднимите ручки те, кто считает, что они звучат одинокого?

- Хлопните в ладоши те, кто считает, что они звучат по-разному?

- Как вы думаете, почему колокола звучат по-разному? От чего это зависит?

Дети: от размера.

Объяснение нового материала:

- Правильно, чем больше колокол, тем звучание его ниже. Чем меньше колокол, тем выше его звучание (разместить информацию на доске - Высота звука). Отличаются окраской голосов, т.е ТЕМБРОМ (на доске появляется карточка с понятием)

 

           Бом…Бом                       Дин-дон       Дили-дили-дон-дон

Вызвать трех учеников к доске. Раздать им по одной карточке. Их задача определить, какому из колоколов соответствует звуковое подражание.

- Предлагаю, голосом изобразить звучание большого колокола (изображают), маленьких колокольчиков (изображают), и средних колоколов (изображают).

Игра на звоннице в колокола

Исполнение попевки с движениями (пластическая имитация движения язычка колокола руками):

Слайд 18

1 ряд: «Бом… Бом…» (Большой колокол звучит низко, долго)

Слайд 19

2 ряд: «Дин-дон, дин-дон…» (Средний колокол звучит умеренно);

Слайд 20

3 ряд: «Дили-дили-дон-дон, дили-дили-дон-дон…» (Малый колокол звучит высоко, быстро).

- Мы сейчас играли в колокола, изображали голосом их звучание. Ваши ручки нам в этом помогали. Кто ребята заметил, что необычного происходило во время игры?

- Верно, менялась скорость движения рук, когда мы изображали звучание большого колокола ручки двигались - медленно, а когда маленького - быстро. (на доске появляется карточка с понятием - ТЕМП)

 

- Какой вывод мы можем сделать?

- Что от размера колокола зависит не только голос колокола – ТЕМБР, но и скорость – ТЕМП.

 

- А без чего не зазвонит колокол? Дети: Без языка.

Слайд 21

- Язык – это металлический стержень в колоколе или колокольчике, он находится по середине.

- А какие еще есть составляющие у этого инструмента?

Слайд 22

Чтобы ответить на мой вопрос, я предлагаю вам сыграть в игру. Для этого вам нужно объединится в группы (учитель распределят детей в группы по 5-6 человек).

Затем объясняет задание.

Пока звонят кижские колокола, каждая группа должна успеть разгадать загадки найти среди карточек с ответами нужную и соотнести ее с номером на листе с изображением колокола.

Далее вместе рассмотрите картинку и познакомьтесь со строением колокола.

Проводится дидактическая игра «Загадки колокола»

Цель игры: познакомить детей с составными частями колокола.

Ими всё мы слушать можем,

Слух у нас отличный!

Но подслушивать негоже,

Это неприлично…(уши)    

 

Вместо шляпы на ходу,

Он одел - ………… (сковороду)

Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

 

 

 

 

Задышал прохладой вечер –

Ты платок накинь на... (плечи)

 

Что нам думать помогает, 

От животных отличает

И всегда, и всем нужна –

Ну, конечно, - …. (голова)

 

Зимой наденешь шапку, шубку,

А летом что? Футболку ... (юбку)

 

Если б не было его,

Не сказал бы ничего (язык)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После того, как ученики выполнили задание игры, учитель задает им вопросы.

Слайд 23
1. Как называется часть колокола, через которую пропускаю крепежные тросы? «Уши»

2. Как называется часть колокольчика (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная) вокруг ушка? «Сковорода»
3. Как называется самая верхняя часть колокола? «Голова»

4. Как называется нижняя часть колокола, по которой ударяется язычок? «Юбка»

А между «головой» и «юбкой» расположено – «Тулово»

 

- Докажите, что строение колокола похоже на строение людей.

У него есть «уши», «голова», «туловище», которое называют «тулово», «губа», «язык».

 

- А вы знаете, для чего нужны были колокола? Ответы детей.

- Удары колокола отсчитывали время, по их сигналам люди знали, когда вставать, когда браться за работу, в какой день беда нагрянула, а в какой праздник.

 

Слайд 24

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

- А кто из вас, ребята, знает, как называли человека, который звонил в колокола?

 

Слайд 25-26

Дети разгадывают слово.

В

А

Ь

Н

З

Р

О

 

З

В

О

Н

А

Р

Ь

 

Мастерство звонарей передавалось от учителя к ученику. В качестве одного из средств передачи ритмов звонари использовали «звонарские приговорки», например: «К нам, к нам, к нам! В гости к нам! В гости к нам!» (учитель использует металлический треугольник)

 

А в этих местах можно было услышать и такие припевки звонарей:

«Блины» --- «Колобы» ---- «Калитки»

 

Слайд 27

Посреди небесной сини,
Там, где купола янтарь,
В колокольной паутине
По верёвкам бьет звонарь.

 

- Как вы думаете, это легкое или трудное дело быть звонарем?

Конечно трудное.

 

Сложной сетью управляет
Со сноровкой паука,
Землю звоном озарят,
Оглушая облака!

 

Слайд 28

Видео-фрагмент – «Звонарь кижской колокольни»

 

- Поднимите ручки те, кому понравилось наблюдать за работой звонаря?

- А мне понравилось наблюдать за вашей работой в ходе нашего путешествия на остров Кижи. Спасибо Вам.

 

Обобщение:

Слайд 29

Скажите, ребята:

- Что нам сегодня удалось посетить на острове Кижи? Колокольню.

- Что нового вы узнали в путешествии?

- Что особенно вам сегодня запомнилось?

- Что вы можете рассказать своим родителям о нашем путешествии?

 

Рефлексия:

Слайд 30

- Ребята, приготовьте колокольчики. Выразите свое впечатлению от путешествия.

- Позвоните в колокольчик те, кому сегодня на уроке было трудно и неинтересно.

- Позвоните в колокольчик те, кому было трудно, но интересно.

- Позвоните в колокольчик те, кому было легко и интересно.

 

 

Слайд 31

- Кижи – чудо остров. Остров Кижи – это неповторимое место.

Сколько еще неизведанных загадок он таит в себе …. И это прекрасно, что каждый открывает здесь на острове для себя что-то новое…или познает прошлое.

 

- Ребята, а нам пора возвращаться в город Петрозаводск. Приготовьте колокольчики.

 

Звучит вступление. Ученики звонят в колокольчики.

Учитель поет 3-куплет песни К.Макаровой «Кижи» (Чудо-остров)

 

Слайд 32

Кто хоть раз здесь побывает,

Непременно возвратится,

Чтобы кижским куполам

За красу их поклониться.

 

Ученики и учитель вместе поют припев песни:

Слайд 33

Кижи, Кижи, Кижи –

Быль, а может, небыль.

Кижи, Кижи, Кижи –

Купола до неба.

 

Кижи, Кижи, Кижи –

Всё нам расскажите,

Красотой своею

Душу озарите!

Завершение урока

Слайд 34

- Вот и закончилась наше увлекательное путешествие на остров Кижи. Но чтобы вы про него не забыли я приготовила для вас ребята подарочки-колокольчики с самыми добрыми пожеланиями:

Колокольчики дарю

Пожелать я вам хочу

Хороших оценок, стремленья, удачи.

Каникул веселых, улыбайтесь почаще.

 

Слайд 35

Учитель приглашает учеников сделать совместное фото.


Презентация к уроку "Кижские звоны"
PPT / 13.5 Мб

Приложение №1
DOCX / 135.26 Кб

Приложение №2
DOCX / 16.45 Кб

Приложение №3
RAR / 250.95 Кб

Приложение №4
RAR / 519.42 Кб

Видео - "Звонарь кижской колокольни"
MP4 / 49.99 Мб

Куплет и припев песни К.Макаровой - "Кижи" (Чудо остров)
WAV / 11.8 Мб

Кижские звоны
MP3 / 3.35 Мб

На Кижской колокольне (сентябрь 2018)
Кижские колокола
Колокольчики-сувениры
Дидактические пособия для урока
Дидактическая игра "Загадки колокола"
Колокольчики-сувениры для детей
Опубликовано


Комментарии (1)

Сафонова Елена Валерьевна, 22.02.19 в 22:54 0 Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.