Презентация «Использование регионального компонента в познавательном развитии детей с речевыми нарушениями»

2
0
Материал опубликован 20 January 2018 в группе

Предварительный просмотр презентации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 57 Использование регионального компонента в познавательном развитии детей с речевыми  нарушениями Подготовила учитель-логопед Онищенко Н.В.

В «Национальной доктрине образования в РФ» говорится, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций, сохранение языков и культур народов Российской Федерации». Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. № 1153 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, в котором отмечается, что часть образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса… должна отражать специфику национально-культурных… условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды. Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ОП ДОУ в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают возможность введения содержания, связанного с традициями нашего региона. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Приказом УО Администрации г. Новочеркасска от 24.06.2014 № 385 «О присвоении статуса дошкольное образовательное учреждение – муниципальная  опорная  площадка» наше ДОУ имеет статус муниципальной опорной площадки по теме « Формирование у детей нравственно-патриотических ценностей в процессе ознакомления с культурой Донского края» которая является обеспечением введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста, реализации содержания казачьего компонента в содержании регионального образования.

Вариативность содержания дошкольного образования определяется программой «Тузловочка». К достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС ДО, ДОУ реализует наиболее эффективные формы и методы работы по следующим направлениям: знакомство с жизнью и бытом донских казаков, традиционными и обрядовыми праздниками, играми, ремеслами, искусством: на занятиях по познавательному, речевому, музыкальному, изобразительному и физическому развитию, в совместной, досуговой деятельности; создание предметно-пространственной среды для реализации регионального компонента. знакомство детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей; создание системы работы с социумом, погружая дошкольников  в сферу культурных ценностей и смыслов; привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс для создания единого воспитательно-образовательного этнокультурного пространства реализации регионального компонента;

Социальное партнёрство Драматический казачий театр им. В.Ф. Комиссаржевской Музей Донского казачества Детская библиотека им. Гайдара Эстрадная студия «Триоль» г. Азов Атаманский дворец

Для успешного освоения материала необходимо: Учитывать возрастные особенности детей. Воспитание и обучение проводить поэтапно, от простого к сложному. Вся жизнь ребенка должна быть пропитана духом донского казачества, его культуры. На начальном этапе работы необходимо проводить занятия в форме игры, показа инсценировки, рассказа воспитателя; Учитывая возрастные особенности, обучающий процесс проводить с учетом индивидуализации; Использовать элементы казачьего фольклора в режимных моментах, на прогулке, во время наблюдений, во время занятий, организации игры; Привлекать детей к самостоятельной деятельности; Использовать такие формы работы как игра-драматизация, инсценировка казачьих сказок, песен, участие в фольклорных праздниках; Побуждать детей к созданию образов героев любимых сказок; Использование детьми в речи выражений языка донских казаков; Изучение жизни казачества в городе и деревне, их особенностей; Знакомство с архитектурой, живописью путем рассказов, бесед, экскурсий по городу, музеям; Использование в свободной двигательной деятельности детей казачьих игр, а также при проведении занятий, на прогулке.

Примерная тематика по внедрению казачьего компонента в ДОУ: Тема: « Кто мы, откуда. Наши корни» - развивать у детей коммуникативные умения; расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родственникам. Тема: « Дон, земля донская, донские казаки» - донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему, к людям, проживающим на донской земле. Тема: « Как воспитывали казака» - дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание. Тема: «Рыцарская жизнь казаков» - дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами. Тема: « Военные походы» - продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие, что звание мирного земледельца было соединено со званием воина; что люди часто от плуга переходили к выполнению воинского долга, а, оставив службу, нередко снова становились за плуг, оставаясь воинами, в каждую минуту готовыми сесть на своего боевого коня и выехать в поле в полном вооружении. Тема: « Казаки – люди вольные» - дать детям понятие о казачьей вольнице. Где эти люди селились и почему. Кого принимали в казаки. Какие были у казаков заповеди. Тема: « Столица донского казачества город Новочеркасск» - познакомить детей с главным городом донских казаков Новочеркасском. Тема: « Обряды и праздники на Дону» - познакомить со своеобразием казачьих обрядов и праздников донских казаков. Тема: «Живет в народе песня» - знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов. Тема: «Человек без Родины, что соловей без песни» - беседа о прошлом и настоящем донского края. Тема: «Казачий курень» - углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем. Тема: «Казачья утварь» - мебель, посуда – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода. Тема: «Казачий костюм» - изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества. Тема: «Казачья кухня» - знакомить детей с традициями казачьей кухни, правильном рациональном питании.

Вывод: Деятельность, направленная на ознакомление детей с Донским краем, позволяет им с детских лет впитывать народные традиции, народный дух. Работа по данному направлению стала предпосылкой воспитания у детей интереса к народному искусству, понимания его ценности, воспитывает уважение к традициям своей малой родины, и,  конечно же, созданию условий для познавательно – речевого развития детей.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации