12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Степанова Надежда Ильинична53
3

Историко- литературная композиция « Два имени, почти двумя столетиями разделённые…

Степанова Надежда Ильинична.- учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,

МБОУ СОШ №112, руководитель историко- краеведческой группы «Дети моря»





Историко- литературная композиция « Два имени, почти двумя столетиями разделённые…


Цель- развитие интереса к истории своего родного края и малой Родины.


Участники – историко- краеведческая группа «Дети моря» ( младшая группа, 5 класс)



Первый чтец. Два имени, почти столетиями разделённые… Ломоносова и Лаврентьева сблизила история в сознании потомков, не безразличных к обустройству Отечества. И два события - Открытие Московского университета и создание Сибирского отделения Российской Академии наук.


Ох, как много надо переделать в мире,

Чтобы вырос вдруг

В хмурой, Богом проклятой Сибири

Город Академии наук…


Второй чтец. Михайло Ломоносов писал: « От искреннего сердца желаю, чтобы по мере обширного сего государства высокие науки в нём распространялись, и чтобы в сынах российских к оным охота и ревность равномерно умножилась»

И поехали сыны российские с Отечественного запада на Отечественный восток создавать академическую Сибирь, духовно и душевно присягая идеалам служения пользе Отечества.


Третий чтец. Новосибирск и наш район Советский

Давно по праву в мире знаменит.

Наука здесь - она, как полк стрелецкий,

На самом главном рубеже стоит.


В народе шла и множилась молва,

И вот умолк в Кремле прибой полемик,

Когда сказал великие слова

Седой боец Лаврентьев- академик


В волненье он держал в руке листок,

А в сердце речь его давно созрела:

« Пора науку двинуть на восток,

Чтобы опору там она имела!»


Четвертый чтец. 60 лет назад в нашей стране решили, что в Сибири просто необходимо открыть научный центр. Приехали строители, учёные. Сначала они жили в палатках и деревянных домиках, которые возвели на скорую руку. Первой построили избушку начальника научного центра- академика Михаила Алексеевича Лаврентьева. Слышали, наверное, такую фразу

« Академгородок начинается с домика Лаврентьева» - это как раз об этой избушке. Сейчас её уже нет, а на её месте , на улице Золотодолинской стоит Музей СО РАН.


Пятый чтец. Вы можете спросить, откуда такое сказочное название взялось у этой улицы? Когда учёные стали жить в первых домиках в лесу, то вдруг узнали, что это место называется Волчьим Логом .Не понравилось им это страшное название. Ученые огляделись вокруг и увидели, как же красиво осенью в этом лесу: все деревья наряжены в желто- оранжево- красно- зелёные одежки, улыбаются, словно намекают, что не каждому посчастливится в этом чудесном месте жить. Говорят, что тогда молодой учёный Владимир Титов ахнул: «Какая же эта долина золотая!» Всем понравилось это название, и про Волчий Лог забыли. Вот так начинался наш Академгородок.


Шестой чтец.

Советский славится район

Своей наукой и трудом.

В Новосибирск вписался он,

Хоть и стоит особняком.


Первый чтец. Мудрый и опытный Лаврентьев видел будущее Сибири не только в завоевании и укреплении плацдармов « десанта ученых», высадившихся с ним, но и « собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», которых по глубокому убеждению Ломоносова , будет « российская земля рождать», как и уверенность в том, что « Российское могущество прирастать будет Сибирью»

Мы созваны сюда, чтоб как кристаллы,

Могущество России прирастить Сибирью…

Социальный сей наказ

Потомкам завещал сам Ломоносов.

Его девиз - для просвещенья масс-

Начертан вдоль новосибирских трасс.


Второй чтец. Лаврентьев добивался и добился создания многопрофильного исследовательского комплекса. Он видел Академгородок самодостаточным во всех отношениях - удобно работать, удобно жить, интересно учиться, плодотворно общаться.

Знает имя человека

Каждый житель Городка:

Нынче вот уже полвека,

Как стоит Лаврентьевка.

Скромный бюст, проспект фамильный,

У подножия цветы.

В жизни был он духом сильный

И любимец детворы.

Для страны свершил немало:

В оборону - личный вклад.

Ребятишек чудо ждало:

КЮТ подарок - просто клад.


Третий чтец. Михаил Алексеевич Лаврентьев как бы на новом витке спирали воплотил в жизнь идею Михаила Васильевича Ломоносова о том, что Академия наук не может жить и развиваться без университета, а при нём должна быть гимназия, без которой университет как пашня без семян.

Уже в январе 1958 года в строящемся Академгородке создаётся кузница научных кадров- Новосибирский государственный университет, а вскоре при нём- физико - математическая школа, в которой обучают одарённых детей из глухой деревни, рабочего поселка или провинциального городишка.

19- летний Михайло Ломоносов, сын помора- рыбопромышленника для учёбы в Московской Славяно- греко- латинской академии был вынужден выдать себя за сына дворянина. Очевидно, помятую о том, он и хлопотал в последствии о создании Московского университета, доступного всем слоям населения.


Четвертый чтец. Сколько секций - было б время!

Не хватало суток жить.

Подрастающее племя

Успевало там творить.

Дело старших продолжали,

А порой – и всей семьи,

Мир научный пополняли

После вузовской скамьи.

И горит науки пламя,

В ней Лаврентьев не один:

Был науки нашей знамя,

Наш почетный гражданин.


Пятый чтец. 19 ноября – День памяти двух Великих сынов России, двух Михаилов - Ломоносова и Лаврентьева.

Один Михаил сказал: « Российское могущество прирастать будет Сибирью»

А другой Михаил это сделал.

Мы надеемся, что нынешние и будущие поколения сохранят Лаврентьевские принципы, и дух Лаврентьева не покинет наш любимый Академгородок.


Шестой чтец. Где найдётся то место, где?

Столько славных исполнено дел.

След простых, но великих людей

Виден ночью и днём везде.

Академгородок притих,

Колокольный услышав мотив.

Он летит и звучит над землёй,

Над берёзками и над рекой.


Первый чтец. Лесной массив и Обь река

Не только гордость городка.

И Центр Научный и ОбьГэс

В делах страны имеют вес.


Второй чтец. И мы построим Технопарк!

Уже видны сполохи сварок,

То технологий новый шаг

В Сибири поднимает флаг.


Третий чтец. Здесь в перспективе даль светла,

60 лет - славный юбилей.

Итог трудов великих дней

И старт на новые дела.


Четвертый чтец. Мы поздравляем с юбилеем,

Труда и сил не пожалеем,

Чтобы надеждой окрылён,

Советский славился район!


Пятый чтец. Мы живём в Академгородке,

Здесь свежо, зелено и уютно,

Красота тут такая везде

Передать, описать её трудно.


Мы привыкли гулять по аллеям,

Где березки ласкают наш взор,

Где сосна и сирень, и рябинки краснеют,

Много белок резвится кругом


Шестой чтец. Храм науки, искусства и спорта,

Символ молодости и красоты,

60 тебе вот уж исполнилось

Развивайся, живи и цвети!


Мы живём в Академгородке,

Где бушует Обская волна,

Там, где птицы поют,

Где проспекты встают,

Где хорошие люди живут.


Первый чтец. Будет прошлое в памяти жить,

Дети любят и будут любить

Свой район, что призван светить,

К красоте и к свету вести.

Льётся звон колокольный в сердца,

Его звону не будет конца,

В этом милом, родном краю,

О котором я песни пою!




Литература.


1. Галина Жаркова «На краю мечты», Новосибирск, 2014

2. Степанова Н.И. « Мы живём в Академгородке», авторское стихотворение, 2017.

3. Стихи местных поэтов микрорайона ОбьГэс, опубликованных в местных СМИ, 2012- 2017.








































































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.