Историко-литературная композиция «Героям войны 1812 года посвящается»
Историко-литературная патриотическая композиция для учащихся 7-8 классов.
Тема: « Героям войны 1812 года посвящается»
Автор: учитель истории и обществознания Петрова Ольга Геннадьевна.
ОУ: ГБОУ « Центр спорта и образования « Самбо-70» Москомспорта г. Москва.
Актуальность мероприятия: Президент В.В. Путин кратко и емко сформулировал задачи патриотического воспитания молодежи: « Мы должны свое будущее на прочном фундаменте, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России…»
Цель мероприятия:
- развитие гражданской активности, духовности
- становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном труде на благо Отечества
- воспитание уважения к истории нашей страны
- освоение знаний о важнейших событиях отечественной истории
- овладение методами исторического познания
- умениями работать с историческими источниками
Оборудование и материал к мероприятию:
-учебный фильм « Бородино» ООО « Видеостудия « КВАДРТ»
-СД диск с записью «Увертюра №4» Чайковский
- элементы костюма для учащихся изображающих Наполеона и Лесепса.
Сценарий композиции
Участники: 2 ведущих, 5 чтецов,1учащийся с сообщением, двое артистов в мини - сценки.
1ведущий: Битва на Чудском озере, Куликово поле, Бородино, Сталинград - они навечно в исторической памяти нашей страны, как символ победы и возрождения, как воплощение священного народного гнева против захватчиков, посягнувших на родные земли и мирные очаги.
2 ведущий: Наша встреча посвящена 1812 году. Вторжение неприятеля в пределы России, кульминационное Бородинское сражение, пожар Москвы, напряженная борьба с армиями Наполеона вызвали могучий подъем в народе.
1 ведущий: Но прежде были успехи французской армии в Аустерлицком сражении, при Йене и под Ваграмом Наполеон стал повелителем всей Западной Европы, исключая Великобританию. И Франция и Россия начали готовится к войне с 1810 года.
2 ведущий: План Наполеона был всей массой войск между русскими войсками. Срок компании один месяц. Для армии Наполеона война была захватнической и грабительской. Русский народ боролся за свободу и независимость.
1 чтец зачитывает басню Крылова « Волк на псарне»
2 чтец зачитывает Лермонтова « Два великана»
1 ведущий: Отечественная война 1812 года явила выдающихся полководцев и военноначальников. « Старый лис севера»- сказал о Кутузове Наполеон.
Выступление учащихся с сообщениями.
1 выступающий ученик рассказывает о Кутузове.
Принадлежал роду Голенищевых-Кутузовых. Отец – военный инженер, строитель Екатерининского канала, сенатор И. М. Голенищев-Кутузов.
С детства получил прекрасное домашнее образование. Затем поступил в Артиллерийскую дворянскую школу, где в то время преподавал его отец. Во время обучения способный молодой человек был привлечен для обучения офицерского состава. После окончания школы Кутузова оставили при ней в качестве преподавателя математики. Через полгода, в возрасте 16 лет, с подачи куратора школы А. П. Ганнибала, Кутузов становится адъютантом и начинает службу при дворе.
Образованный юноша смог привлечь к себе внимание будущей императрицы Екатерины II. Взойдя на трон, она присваивает Кутузову чин капитана. Он был направлен в Астраханский мушкетерский полк. В это время им командовал Суворов. Там впервые произошла встреча будущих великих фельдмаршалов.
Начиная с 19 лет, Кутузов, кратко говоря, начинает службу в действующей армии. Сначала он служит под командованием Румянцева и воюет против турок. Затем он оказывается в Крымской армии. Там, в битве под Алуштой, он получил пулевое ранение в голову. Пуля, пробив левый висок, вышла у правого глаза. Зрение Кутузов сохранил, но долго лечился дома и за границей.
По возвращении на родину сразу же вернулся на военную службу. Во время второй Крымской войны в чине генерал-майора участвовал во взятии Очакова. Во время боя Кутузов был снова ранен в голову, причем пуля прошла по старому ранению. И эту тяжелейшую контузию он смог пережить, и уже через год возвратился в армию.
Особо отличился будущий фельдмаршал при взятии Измаила, когда сам повел солдат на приступ крепости. Его подвиг был высоко оценен Суворовым, и Кутузов был назначен комендантом захваченного Измаила.
Кутузову удавалось находиться в хороших отношениях с правителями России. С Екатериной II и Павлом I он не раз ужинал. Но с Александром I отношения не заладились.
В 1804 году началась война коалиции против Наполеона. Кутузов был направлен в 1805 году в Австрию главнокомандующим двумя русскими армиями. В сражении при Аустерлице объединенные силы Австрии и России потерпели сокрушительное поражение, но все же император высоко оценил деятельность Кутузова в этой военной компании.
В 1812 году Александр I назначает Кутузова главнокомандующим русской армии, поскольку не видит никого, кто смог бы лучше встать на защиту родины. В этой войне ему пришлось принимать самые тяжелые и неожиданные решения – такие, как сдача Москвы. Но благодаря дальновидной тактике фельдмаршала и гениально проведенному Тарутинскому маневру войска Наполеона были изгнаны с территории России.
После своего великого триумфа Михаил Кутузов прожил всего год. 28 апреля 1813 года его не стало.
1ведущий: Кутузов был предусмотрителен до такой степени, что его обвиняли в медлительности, но под маской благодушия был скрыт огромный темперамент.
3 чтец: зачитывает басню Крылова « Обоз»
2 ведущий: В числе героев войны 1812 года мы называем и генерала Милорадовича, Раевского, братьев Тучковых и легендарного казачьего атамана Платова и партизанских вожаков Давыдова, Сеславина, Фигнера.
4чтец: зачитывает стихотворение Рылеева « Партизаны»
1 ведущий : Кульминацией военных действий в Отечественной войне принято считать Бородинское сражение.
Просмотр отрывка из фильма « Бородино» (15 минут).
2 ведущий: Кутузов решил отступать1.09.в деревни Фили состоялся военный совет. Было принято для сохранения армии оставить Москву.
Мини-сценка «Диалог Наполеона с начальником продовольственной службы армии французов Лесепсом»
Наполеон: « Итак, должны бежать! А Европа! Она еще под моею пятой!
Ужасно! Отказывают! Кому? Мне! Кто звал меня в Москву? Бросить столицу как ничтожную деревню!
Лесепс: «Ничего не помогло, стучал вашими наполеонардами, сулил все. Мужики мне отказали. И государь! Они мне протягивали мне свои головы!
Наполеон: «Чудный народ!»
Лесепс: « Русских трудно разгадать. Долго жил я в России, но никак не мог ожидать такого. В русских полках есть мордва, чуваши, татары»
Наполеон: Итак! Ты думаешь, что ничего нельзя предпринять?
Лесепс: Продовольствия нет…запасов тоже.
Наполеон: Коленкур! Идите я подумаю.
5 чтец: зачитывает стихотворение Шатрова «Пожар Москвы в 1812 »
1 ведущий: Армия Наполеона отступала по разоренной дороге, где невозможно было достать продовольствие.
2 ведущий: Война пробудила чувства национального самосознания русского народа, вызвала небывалый подьем. Вдохновила многих деятелей культуры на создание выдающихся произведений.
Заключительное слово учителя: «История России - это история великих достижений, великих побед и великой борьбы. Любая борьба требует много сил. И не только физических, но и духовных. Сила страны в единстве. Уважение к Отечеству и предкам жизненная необходимость. Предки, не щадя жизни бились за каждый метр нашей земли, и мы должны этим гордится »
Используемый материал :
1.antiquehistory.ru
2.Гончарова Т. И. « Исторические вечера в школе» М. « Просвещение» 1992г
3.Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в военных и спортивных клубах. М.: ОМОО « Правая Россия»,2015.